На страже национальных интересов

К 270-й годовщине основания Московского государственного университета.
IIXX век.

Обладая ярко выраженной – антикатолической, по существу,  сугубо - антизападной самобытностью, наука  допетровской Руси развивалась в основном за счет гуманитарных направлений, особенно, за счет представленных во многочисленных летописях и в житиях святых, исторических хрониках и основах религиозной этики.
 
В естественных науках и  технологиях  наша страна уступала Европе.  Так, начиная с X века, в Новом свете использовалась, удобная для проведения вычислений, десятичная запись чисел при помощи арабских цифр. На Руси вплоть до  XV века числа записывались словесно, что крайне затрудняло математические операции над ними.

Выводя Россию  на лидирующие позиции, Петр I хорошо сознавал  необходимость форсированного развития отечественного образования,  науки и техники. Императорским указом от  8 февраля  1724  года был учрежден первый в нашей стране – Санкт Петербургский университет, а также Академия Наук, первыми членами которой стали приглашенные европейские ученные, в числе которых,  математики Л. Эйлер (1707-1783) и Н. Бернулли (1695 – 1726), астроном  Ж. Делиль (1688-1768).

Первым российским академиком в 1733 году стал, предложивший формулу суммы кубов последовательных  натуральных чисел, и составивший один из  первых сводов правил русской грамматики, математик и лингвист В. Е  Адодуров (1709 - 1780).
В 1745 году плеяду российских академиков пополнил М. В. Ломоносов (1711- 1765).

В 1754 году, по предложению М. В. Ломоносова и, наделенного необходимым административным  ресурсом, фаворита императрицы И. И. Шувалова (1727 – 1797), были начаты работы над проектом Московского университета. Предполагалось, что занятия в альма-матер будут проходить исключительно на русском языке, а единственными – независящими от социального статуса,  основаниями для зачисления в альма - матер станут  способности и мотивация к обучению.
 Указ о создании Московского Университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной 24 января (4 февраля) 1755 года.

Изначально Московский университет расположился в здании Главной аптеки (бывший Земский приказ) на месте, воздвигнутого в 1875 – 1883 гг., здания нынешнего  Государственного исторического музея на Красной площади. В 1782 году княгиня А. М. Волконская продала ВУЗу земельный участок на Никитской улице.

Занятия в Московском университете  начались 26 апреля (7 мая) 1755 года. Первым куратором  нового ВУЗа стал Иван Иванович Шувалов, а первым директором - Алексей Михайлович Аргамаков (1711—1757).
Следуя тогдашней, отчасти, сохранившейся по сей день, европейской практике, академический год в Московском университете подразделялся на три семестра, в завершении которых студенты, соответственно,  сдавали рождественскую, весеннюю и осеннюю  экзаменационные  сессии.

 В 1793 году, имевший в своем составе факультеты: философии, медицины и права, Московский университет переехал в специально построенное здание на улице Моховой.

Сравнивая университет с пашней, а абитуриентов – с семенами,    М.В. Ломоносов  провидчески полагал, что необходимым условием обеспечения высокого уровня университетского образования является  хорошая подготовка будущих студентов в университетской гимназии. В 1759 году директор Московского университета, поэт и писатель М. М Херасков (1733 – 1807) основал университетский благородный пансион, позже преобразованный в университетскую гимназию.

Изначально Московский  университет являлся неотъемлемой частью государственного аппарата,  а его преподаватели  - государственными чиновниками.
В 1791 году Московский университет получил право присуждать учёные степени: магистра, адъюнкта, профессора и академика.
IXX  век.

5 ноября 1804 года был принят новый «Устав императорского Московского университета». Согласно документу,  управлять ВУЗом должен был Совет университета, в который могли входить  ординарные и заслуженные профессора во главе с ректором. Окончательно состав данного органа утверждался лично императором.

Ректор и деканы факультетов периодически  избирались  тайным голосованием Совета университета. В 1803 году выпускник Московского университета  - историк и географ Х. А. Чеботарёв (1746-1815) стал первым избранным ректором родной альма-матер.

На, проводимых не реже одного раза в месяц, заседаниях Совета Московского  университета   решались вопросы назначения профессоров, почётных членов, адъюнктов университета, учителей в гимназии и училища округа, и даже проводились ежегодные  испытания учащихся. Предусматривались и особые заседания - с сугубо – научной повесткой дня.

Здание Московского  университета на улице Моховой  очень сильно пострадало от пожара 1812 года,  его восстановление заняло около восьми лет. В начале 1830-х годов был возведён новый университетский корпус  (ныне - Моховая 9), в котором сегодня расположен  факультет журналистики.

XX век.

В 1900-1907 гг. студенты МГУ массово вовлекались в бурные политические
 события, что не раз вынуждало руководство ВУЗа  объявлять перерывы в занятиях.
Необходимыми условиями  выживания, находившегося во враждебном окружении, молодого советского государства были, требующая множества высококвалифицированных инженеров и рабочих, скорейшая индустриализация,  а также формирование нового – образованного, сознательного и преданного идеалам социализма, человека.

 Наряду с, явившейся великим достижением советской власти, ликвидацией безграмотности (с начала прошлого века до 1939  года доля грамотного населения нашей страны выросла с 21 до 90%), для  решения данной задачи, был принят курс на  пролетаризацию высшей школы, в рамках  которого, право стать студентами без вступительных экзаменов предоставлялось всем трудящимися, достигшим 16 лет.
В 1913 году в нашей стране было 123 тыс.  студентов. К 1923 году, значение этого  показателя выросло до 216 тыс., к  1940 году - до 811 тыс., а к 1970 году – до 4.5 млн.  В 1917 году в стенах МГУ обучалось 6 888 студентов, к 1919 году, численность студентов главного ВУЗа страны выросла в 3.35 раза, достигнув 22 972. Сейчас в главном ВУЗе страны учатся более 40  тыс. студентов.

В 1918 году началась структурная реорганизация Московского университета. Юридический факультет был преобразован в факультет общественных наук, в состав которого влился историко-филологический факультет.
На волне тотального демонтажа дореволюционного уклада, в 1919 году в нашей стране были отменены учёные степени, а право преподавания в ВУЗах предоставлялось лицам, «известным своими трудами или научно-педагогической деятельностью».

В октябре того же года был открыт новый, по сути, являвшийся подготовительным отделением, просуществовавший до середины прошлого века,   рабочий факультет МГУ. Месяцем позже в главном ВУЗе страны были  созданы органы студенческого самоуправления и комсомольская организация.


В 1922 году на физико-математическом факультете МГУ открылись  12 научно-исследовательских институтов: математики и механики, физики и кристаллографии, минералогии и петрографии, зоологии, географии, ботаники, морфологии, антропологии, геологии, химии, геодезии, почвоведения. Университетские  учебные планы были пересмотрены в сторону радикального  увеличения времени на практические занятия.

В 1928 – 1930  годах, будучи ректором МГУ, прадед,  известного в наши дни, оппозиционного политика С. С. Удальцова -  И. Д. удальцов (1885 -1958) проводил, обусловленную историческим контекстом, но крайне - неблагоприятную в долгосрочной перспективе политику, направленную на разукрупнение – фактический демонтаж главного ВУЗа страны.
На, прошедшем 25 декабря 1929 года, заседании Правления университета было решено разделить Главную альма-матер страны на части: Медицинский институт, Институты  общественных наук, а также исследовательского и опытного дела. В качестве отдельного института должен был выделиться химический факультет.

На реорганизованный физико-математический факультет возлагалась задача подготовки, обладающего относительно –невысокой квалификацией, «массовика-исследователя» для фабрично-заводских лабораторий и научно-исследовательских институтов,  а также формирование преподавательских кадров для советских школ и ВУЗов.

На основе физико-математического факультета были созданы геологоразведочное, минералогическое, геофизическое и гидрологическое отделения.
Как только набольшие трудности начального этапа индустриализации сменились поступательным экономическим развитием, ректором МГУ был назначен В. Н. Касаткин (1891 -1961), и процесс ликвидации главного ВУЗа страны был направлен вспять. Форсировано воссоздавались ранее ликвидированные факультеты.

1 мая 1931 года  был создан новый - Механнико - математический факультет. В том же году на базе МГУ был создан Институт философии, литературы и истории.
Постановлением Совета народных комиссаров от 13 января 1934 года в СССР были восстановлены ученые степени.


В 1934 году в составе МГУ был восстановлен исторический факультет. В 1938 году созданы геолого-почвенный и географический факультеты, Институты почвоведения и географии.


В 1939 году был принят новый Устав Московского университета, согласно которому создавались Учёный совет университета во главе с ректором и Учёные советы факультетов во главе с деканами, по – новому регламентировалась деятельность кафедр.

В мае 1940 года  главному ВУЗу страны было присвоено имя М. В. Ломоносова.
Накануне Великой Отечественной Войны численность студентов МГУ достигла  9 000. Университет имел в своём составе семь факультетов: химический, физический, механико-математический, биологический, геолого-почвенный, географический и исторический. Действовало  75 кафедр, 11 научно-исследовательских институтов 66 исследовательских и учебных лабораторий, две обсерватории, Ботанический сад, четыре музея, биологические станции в Звенигороде (ныне – звенигородская биологическая станция МГУ им М. В. Ломоносова) и  на Белом море (ныне – беломорская биологическая станция МГУ им. Н. А.  Перцова).

В первые дни Великой Отечественной Войны около двух тысяч студентов МГУ  добровольцами ушли на фронт. Еще три тысячи студентов были мобилизованы на строительство оборонительных рубежей на подступах  к Москве, а также для работы на оборонных заводах, сбора урожая в колхозах и совхозах, строительство московского метрополитена.
Добровольцами МГУ была укомплектована, героически сражавшаяся в июле 1941 году под Ельней, 8-я (Краснопресненская) стрелковая дивизия народного ополчения.

В конце 1941 года была осуществлена частичная эвакуация МГУ  в Ашхабад.
Университетские занятия были возобновлены в феврале 1942 года на базе Туркменского педагогический института.

В июле—августе 1942 года МГУ переехал из Ашхабада в Свердловск . В течение труднейшего 1942/43 учебного года, в МГУ было создано 45 новых кафедр, в том числе физики низких температур, физики моря, сейсмологии,  кинетики химических процессов, географии северных стран, геофизических методов разведки газовых месторождений, славянской филологии, арабской и иранской филологии.

В мае 1943 года состоялась реэвакуация МГУ в Москву.

В 1944 году, в МГУ  активизировалась научная работа: план научных исследований охватывал 1152 темы. Всего за этот год было подготовлено 138 диссертаций. В мае 1944 года была построена аэродинамическая лаборатория(ныне – лаборатория аэромеханики   и волновой динамики НИИ механики МГУ)  и жилой дом для профессоров и преподавателей. Университет получил много нового научного и учебного оборудования.

На протяжении 1944—1947 годов почти все бывшие студенты-фронтовики вернулись в МГУ и закончили его. В последний год Великой Отечественной Войны на дневном отделении МГУ училось 4 805 студентов и 358 аспирантов, на заочном — 1 400 студентов и 50 аспирантов.

В 1945 году все факультеты МГУ были переведены на пятилетний срок обучения. За четыре военных года МГУ выпустил более трёх тысяч специалистов. Почти треть из них была направлена на предприятия оборонной промышленности и в систему здравоохранения.

В послевоенные годы, гуманитарные факультеты вернулись в состав МГУ, были созданы Институт ядерной физики, физико-технический факультет (ныне - Московский физико-технический институт), Крымская учебно-научная база, факультет международных отношений (в настоящее время - МГИМО), отделение стран Востока на историческом и филологическом факультетах (сейчас— Институт стран Азии и Африки).

В 1948 году биологический факультет был  реорганизован в биолого-почвенный, началось строительство агробиологической станции в Чашникове (сегодня – учебно – опытный почвенно – экологический центр МГУ «Чашниково»).  В следующем году был создан геологический факультет.

В 1949—1953 гг. был проведён первый этап, продолжающегося до сих  пор,  строительства нового комплекса университетских зданий на Ленинских (ныне-Воробьёвых) горах, центром которого стало, сохранявшее до 1990 года статус высочайшего в Европе, 235 – метровое главное здание МГУ.
6 мая 1955 года был МГУ награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В 1957  году, при участии ученых  МГУ,  в Дубне был открыт, специализирующийся на международном научном сотрудничестве, Объединённый институт ядерных исследований (ОИЯИ).

В настоящее время в   ОИЯИ ведутся исследования по физике атомного ядра, элементарных частиц и конденсированного состояния вещества. За время существования данного института, в мире было синтезировано 18 новых химических элементов, 10 из которых  - в ОИЯИ.

Сегодня значительная часть ресурсов ОИЯИ задействована в проекте, предназначаемого для экспериментального обоснования теории Большого взрыва, ускорителя протонов и тяжелых ионов (NICA). На данной установке исследуется, предположительно, являющаяся частью темной, барионная материя, а также, представляющая собой новое – шестое состояние вещества, возникающая при электронных температурах свыше 150 Мэв.  и существующая считанные наносекунды,  глюонная плазма. Также, данная установка  может быть использована в медицинских целях – для так называемой - пучковой терапии злокачественных новообразований.

Изначально предполагалось, что, создаваемый в рамках международного сотрудничества (mega science) ускоритель NICA вступит в строй в конце 2023 года. Однако, пандемия Covid – 19 и, обусловленные началом СВО, санкции, в том числе, ограничения международных  банковских  платежей, задержали реализацию данного проекта на полгода. Торжественный запуск установки состоялся 13 июня 2024 года.

 В 1963 году, по инициативе одного из величайших математиков прошлого века,  академика А. Н. Колмогорова (1903 – 1987), по образцу дореволюционных гимназий, при МГУ была создана школа-интернат для математически одаренных детей из  провинции (ныне – СУНЦ МГУ).

За время существования школы-интерната, из  ее стен вышло около 11 тыс. выпускников. Из них, 1717 - стали кандидатами, а 310 – докторами наук, 10 – член – корреспондентами, 5 – членами РАН. Таким образом,  около 18% выпускников СУНЦ МГУ получили ученые степени. При этом, среди выпускников обычных школ данный показатель не превышает 0.25%

В 1970 году на базе кафедры вычислительной математики механико – математического факультета был создан новый факультет Вычислительной математики и кибернетики.
В 1971 году был введен в эксплуатацию многофункциональный комплекс-общежитие МГУ на улице Шверника (ныне - Дом аспиранта и стажёра (ДАС)).
 В  1973 году  биолого-почвенный  факультет МГУ был разделен на биологический и почвоведческий факультеты.

В 1976 году было  введено в эксплуатацию новое высотное университетское общежитие на 2 400 мест на проспекте Вернадского.
22 января 1980 года МГУ был награждён орденом Октябрьской революции.
В 1993 и в 1998 годах менялся устав главного ВУЗа страны.

В 1995 году,  совместно с Нобелевским лауреатом -  корифеем химической кинетики, одним из первых исследователей реакционно - диффузионных химических  систем,  И. Р. Пригожиным (1919 – 2003), в МГУ был создан Институт математических исследований сложных систем (ИМИСС).
В данном институте проводится широкий круг исследований,  связанных с различными приложениями спектральной теории и  теории динамических систем.  Решается широкий круг проблем, связанных с созданием сложнейших технических  систем, в частности, роботов – хирургов.

Также, в ИМИСС, на основе, требующих  значительных  вычислительных ресурсов, сложных математических моделей, исследуются вероятные сценарии развития глобальной и отечественной экономики.
В 2006 году данные исследования позволили своевременно предсказать, разразившийся летом 2007 года,  мировой финансовый кризис.
XXI век.

В 2023 году в составе ИМИСС была организована лаборатория инженерии знаний, под которой, на данный момент, понимается систематизация и пропаганда накопленного знания, в частности, создание энциклопедий и прочих глобальных информационных ресурсов.


С развитием компьютерных технологий и появлением неисчислимых источников информации, в число которых, наряду с людьми, вошли системы искусственного интеллекта, особую значимость обрели,  проблемы верификации  информационных ресурсов, а также обеспечение национального суверенитета в информационном пространстве. Для решения данных проблем, в нашей стране развиваются платформы: «Портал Большая российская энциклопедия» и «Ковчег знаний МГУ».
Сегодня объем большой российской энциклопедии - около 80  тыс. статей,  что составляет 84% объема Большой советской энциклопедии и всего 4% объема русскоязычного сегмента Википедии.

 В 1999—2015  гг.  были созданы филиалы МГУ в Севастополе (1999), Астане (2001), Ташкенте (2006), Баку (2008), Душанбе (2009), Ереване (2015). Также,  на главной – московской площадке МГУ были открыты новые  факультеты: государственного управления,   военного обучения, педагогического образования, искусств, биоинженерии и биоинформатики, мировой политики, глобальных процессов, политологии,  физико-химической инженерии, биотехнологий,  космических исследований.

Для содействия развитию высокотехнологичной экономики и для удержания высококвалифицированных кадров, 26 января 2021 года,  на базе кампуса МГУ,  было начато  создание  Технологической  долины, основу которой составят 7 кластеров:

Биомедицинский кластер с сертифицированным виварием, лабораторией прототипирования, испытаний лекарственных средств и национальное криогенное хранилище клеток живых существ «Ноев ковчег» для долгосрочного хранения генетического материала микроорганизмов, растений,  животных, рыб с целью возможной репродукции.

Кластер нанотехнологий и новых материалов с «чистыми» комнатами и с  лабораторией по созданию наномашин.
Основной задачей кластера является создание наноматериалов с уникальными свойствами.
Использование подобных материалов позволяет создавать микроскопические элементы электроники с минимальным энергопотреблением.

Наночастицы используются в медицине для диагностики некоторых  заболеваний и для преодоления естественных, например, гидроэнцефалического барьера, при таргентой  доставке лекарственных препаратов.
Использование нанотехнологий позволяет создавать, находящие широкий круг всевозможных  применений, легкие и  прочные материалы.

 Кластер информационных технологий, математического моделирования и высокопроизводительных вычислений с суперкомпьютерами суммарной производительностью  420 Пфлопс, что на семь порядков превосходит аналогичный показатель одноядерного 64 разрядного процессора с тактовой частотой – 3 Ггц.
Данные вычислительные ресурсы используются для математического моделирования результатов  краш - тестов новых  моделей автомобилей, испытаний отдельных  подсистем разрабатываемых  самолетов, решения проблем устойчивости зданий и инженерных сооружений, в том числе, плавучих  буровых платформ.

 Кроме этого, предполагается использование данных вычислительных  ресурсов для математического моделирования фармакологических эффектов создаваемых  медицинских препаратов.

Использование суперкомпьютеров для исследования волновых процессов в гетерогенных средах обусловило кардинальный прорыв в развитии перспективных методов разведки месторождений полезных  ископаемых.

Кластер  робототехники, технологий специального назначения и машинного инжиниринга, технологий энергосбережения и эффективного хранения энергии.

На данный момент, потенциал этого  кластера почти всецело задействован в создании проточных аккумуляторов, накапливающих электричество за счет взаимодействия двух жидкостей, разделенных мембраной, пропускающей исключительно ионы.
Ресурс данных аккумуляторов   на порядок превышает аналогичный показатель литий-ионных аналогов.

Кластер исследований космоса с центром оперативного космического мониторинга астероидной опасности, основой которого должна стать сеть роботов-телескопов. Кроме того, в рамках развития данного кластера, предполагается осуществлять поиск потенциально – обитаемых  экзопланет.

Кластер наук о Земле и экологических проектов,  специализирующийся на создании новых технологий изыскания и промышленного использования нефтегазового сырья, в  том числе,  в труднодоступных районах Арктики, Сибири и Дальнего Востока.
Кластер междисциплинарных гуманитарных исследований и  когнитивных наук. Его задачей будет, проводимая философами, политологами, психологами, журналистами, социологами  и юристами,  научная экспертиза и популяризация последних научных достижений.

Наряду с этим,  в технологической  долине МГУ  разместятся бизнес-инкубаторы и представительства крупнейших российских инвесторов. Планируется открыть центры так называемых трансляционных исследований, которые займутся изложением последних достижений фундаментальной науки на понятном потенциальным инвесторам языке, тем самым, содействуя развитию  высокотехнологичной  экономики.

Некоторые - разрабатываемые  в МГУ, имеющие понятные приложения,  научные темы стали предметом интереса широкой общественности.
В последнее время, представители роющих грызунов - голые землекопы все чаще упоминаются в новостях науки. Их средняя продолжительность жизни составляет 30 лет, при  том, что для мышей этот показатель составляет всего  1.5 года.  Во многих лабораториях мира, в том числе, в МГУ ведутся, нацеленные на продление и улучшение качества   человеческой жизни, исследования генома этих живых  существ.

Проводимые в главном ВУЗе страны, исследования в области регенеративной медицины   позволили осуществить прорыв в развитии методов лечении ран,  ожогов и пролежней. Также, в рамках данных исследований, был создан, содействующий развитию трансплантологии, банк эталонных клеток человека.

Невзирая на кажущуюся – всеобщую исследованность фауны нашей планеты, в последние годы биологами МГУ были открыты два новых вида относительно – крупных  млекопитающих, что, безусловно, является значимым научным  достижением.
Нынешний век, скорее всего, станет временем  острой конкурентной борьбы за природные ресурсы, в том числе, за арктические месторождения, в которых   сосредоточенно около 20% разведанных мировых запасов нефти и около 13 % разведанных мировых запасов природного газа. Проводимые географами МГУ, исследования арктического материкового  шельфа позволяют установить права нашей страны на северные приполярные территории.

По просьбе руководителя театра Олега Табакова В. Л. Машкова, психологи МГУ ведут научные разработки, направленные на повышение уровня актерского мастерства.
25 января 2005 года на Ломоносовском проспекте было открыто новое здание фундаментальной библиотеки МГУ.
В оснащенное современными системами пожаротушения и климат – контроля, здание площадью 60 000 квадратных метров, были перенесены гуманитарные и естественно – научные литературные фонды.

 Славные страницы летописи.
11 сентября 2017 года было опубликовано второе издание рейтинга университетов по трудоустройству выпускников (QS Graduate Employability Ranking). МГУ оказался в сотне лучших ВУЗов мира: 15-е место  по «успешности выпускников» и 64-е место по «репутации среди работодателей».
 
В прошлом году британское издание Times Higher Education опубликовало World University Rankings 2024 — главный в своей линейке и один из ключевых мировых рейтингов вузов, в котором МГУ оказался на  95 – й строчке.
В том же году МГУ занял 233-ю позицию во Всемирном рейтинге университетов (CWUR).


В глобальный рейтинг «Три миссии университета» в  позапрошлом  году вошли        2 000 университетов из 112 стран мира. Три российских ВУЗа вошли в первую сотню – это Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (17-е место),
Санкт-Петербургский государственный университет (39-е место) и МФТИ (43-е место).

Одиннадцать Нобелевских  лауреатов,  так или иначе,  связаны с МГУ. Это:
Николай Николаевич Семенов (1896-1986)(Нобелевская премии по химии 1956 г),
Игорь Евгеньевич Тамм (1895 -1971)(Нобелевская  премия по физике 1958 г. совместно с И. М. франком и  П.А. Черенковым),
Илья Михайлович Франк (1908–1990),
Борис Леонидович Пастернак (1890–1960)(Нобелевская премия по литературе 1958 г),
Лев Давидович Ландау (1908–1968) (Нобелевская премия  по физике 1962 г),
Александр Михайлович Прохоров(1916-2002)(Нобелевская премия по физике 1964 г),
Андрей Дмитриевич Сахаров (1921–1989)(Нобелевская премии мира 1975 г),
Петр Леонидович Капица(1894–1984)(Нобелевской премии по физике 1978 г),
Михаил Сергеевич Горбачев (1931 - 2022)(Нобелевская премия мира 1990 г),.
Виталий Лазаревич Гинзбург(1916-2009)(Нобелевская  премия по физике 2003 г. Совместно с А. А. Абрикосовым),
Алексей Алексеевич Абрикосов, физик (1928-2017).

На страже национальных интересов.

Не секрет, что в 1990-е годы доминирующим курсом отечественной политики была интеграция России в сообщество  так называемых «развитых» стран,  т.е., в пресловутый коллективный Запад. Для достижения данных целей, отечественные политические элиты с необычайной легкостью и, в лучшем случае, с бескорыстной – наивной и неумной легковерностью  отказывались от многих, удерживаемых  нашей страной, ключевых  позиций во внешней и  внутренней политике.
Экономика, ключевые социальные и государственные институты, без учета текущих    реалий и национальных интересов, оголтело перекраивались по западным лекалам.

Наряду с,   вызывающими массу правомерных  вопросов, грабительской приватизацией, вступлением в ВТО,  переходом  к страховой медицине, крайне – болезненными  реформами социальной  и  пенсионной систем, была существенно перелицована и лучшая в мире – советская система образования.
Основным аргументом новоявленных  либерал - реформаторов была необходимость адаптации отечественной школы к требованиям времени. Без сколь – либо ясных пояснений, идеалом  подобных реформаций объявлялось достижение  соответствия западным канонам. При этом, история формирования и вероятные последствия широкого внедрения подобных образовательных  стандартов, как правило, выносились за рамки соответствующих дискурсов.
После окончания  Второй Мировой Войны, доминирующим трендом западной общественной мысли стала, дошедшая до абсурда и оправдания всевозможных девиаций, абсолютизация прав и интересов отдельно взятой личности.

Данные тенденции, наряду с необходимостью сохранения существующего политического status – quo, обусловили переориентацию западного образования на  планомерный  отказ от фундаментальности и овладения большим объемом знаний и   профессиональных (жестких) навыков (hard scills) в пользу развития так называемых мягких навыков (soft scills), к которым апологеты новомодных тенденций относят умение работать в команде; представлять и отстаивать собственные и  адекватно воспринимать сторонние позиции, способности быть лидером и принимать ответственные решения.
Сторонники подобных преобразований ссылаются на низкую выживаемость знаний у студентов и выпускников традиционных ВУЗов. По оценкам некоторых экспертов, через пару – тройку лет после получения классического образования, студенты помнят не более 5-7 % изученного материала и, как правило, не преуспевают в жизни, т.е., не оказываются  наверху либеральной социально - экономической  пирамиды.

Среди глашатаев прозападных реформ отечественной школы особенно  отличились,  бывший с 2004 по 2012 годы министром науки и образования, А. А Фурсенко и его коллега – тогдашний министр экономического развития, ярый апологет вступления России в ВТО,  нынешний председатель правления ПАО «Сбербанк» Г. О. Греф.
Будучи обладателем министерского портфеля, А. А. Фурсенко наиболее открыто и цинично ратовал за слом унаследованной от СССР системы образования. Согласно его публичным заявлениям:«Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека – творца». 

В этом министр был абсолютно прав. Только, преданные своей Родине, наделенные трудолюбием и творческим потенциалом, ученые, инженеры и рабочие смогли вывести некогда малограмотную аграрную страну на лидирующие позиции, невзирая на масштабность, принесенных  Великой Отечественной Войной, потерь и разрушений, в первые послевоенные годы, создать ракетно - ядерный щит страны.

Не будет преувеличением утверждать, что и  сегодня наследие советской системы образования позволяет нашей стране разрабатывать передовые системы вооружений и, тем самым, гарантировать  собственный суверенитет.
В качестве альтернативной цели образования, министр  Фурсенко предлагал «растить грамотного потребителя».

Министру образования старательно  вторил его коллега – министр экономического развития Г. О. Греф, предлагавший, вместо исследователей,  творцов и созидателей, формировать «счастливых людей», т.е., похожих на подавляющую  часть так называемого «золотого миллиарда»,  обывателей, жизненные устремления которых ограниченны решением проблем собственного материального благополучия, тех, кто, выбирая между интересами Родины и собственным комфортом, изберет последнее.
Возвращаясь к западной системе образования, необходимо отметить, что  в современном – динамичном мире владение, вышеперечисленными, мягкими навыками, действительно, содействует повышению курентноспособности  и более полной реализации личностного   потенциала.

При этом, рекрутирующие, скроенных  по болонским лекалам и напичканных исключительно  мягкими навыками, вчерашних студентов, «Boeing» и ряд других высокотехнологичных западных корпораций отчаянно  бьют тревогу,  ввиду недостаточной квалификации молодых сотрудников. 

В апреле 1992 года во многих ВУЗах  нашей страны, перед традиционными летними вступительными экзаменами, впервые  было проведено, ставшее прообразом ЕГЭ, тестирование.  Составленное по западным образчикам, испытание предполагало выбор к каждому заданию одного из нескольких  ответов.

Повсеместный переход  к подобной форме выпускных и вступительных  испытаний, в конце концов, привел к тому,  что,  вместо последовательного изучения школьной программы, целью пребывания учащихся в старших классах фактически стали бесконечные тренировки в решении типовых  вариантов выпускных и вступительных испытаний.

Подобная модель школьного образования культивирует  умения угадывать правильные ответы и заучивать требуемую информацию, но не строить, состоящей из  объединенных смысловыми связями, различных по своей природе,  элементов, общей картины мира.

Оканчивая, реформированные по западным стандартам; ВУЗы, выпускники, в лучшем случае,  готовы решать типовые задачи, действовать в рамках стандартизованных схем и алгоритмов, но сплошь и рядом бессильны там, где возникают абсолютно – новые и нешаблонные  задачи – аналогичные тем, что, создавая ядерный щит Родины, решали наши предшественники.
Одной из крупнейших удач отечественной системы образования за последнее время  можно считать избрание в 1992 году В. А.  Садовничего ректором главного ВУЗа страны.

Математическая одаренность, незаурядное трудолюбие и преимущества советской системы образования позволили Виктору Антоновичу пройти путь от забойщика на угольной шахте до академика,  одного из ведущих специалистов в области функционального анализа и дифференциальных  уравнений в частных производных.
Главная заслуга В. А. Садовничего на посту ректора состоит в том,  что, невзирая на яростно продвигаемые либерал – реформаторами,   новомодные прозападные тренды, ему удалось сохранить главный ВУЗ страны в качестве центра классического фундаментального образования.

После того, как в 2001 году основным основанием зачисления в ВУЗы стали результаты ЕГЭ, В. А. Садовничий настоял на праве МГУ  проводить дополнительные испытания абитуриентов, тем самым, отдавая предпочтение не мастерам заучивания и угадывания,  а обладателям широкого кругозора и творческого мышления.
Также, вопреки новомодным веяниям,  в МГУ не пошли на, достигаемую ценой фактического отказа от так называемых непрофильных  дисциплин, адаптацию, попросту, упрощение учебных программ до западных  стандартов.

Не секрет, что, согласно действующему в нашей стране  законодательству, академическая нагрузка для студентов не должна превышать 54 академических часов в неделю. Согласно, разработанному в рамках  болонской системы, стандарту ECTS, в западных университетах подобный показатель не должен превышать 50  академических  часов в неделю. Впрочем, его фактическое значение, как правило, не превышает половины от данной нормы.

 В апреле 2018 года, выступая  на XI Съезде Российского Союза Ректоров, В. А. Садовничий предложил концепцию научно-образовательного консорциума «Вернадский», миссия которого  состоит в повышении роли университетов в научно-технологическом и социально-экономическом развитии регионов России.


Участие в проекте «Вернадский» позволит региональным ВУЗам использовать, имеющуюся в ведущих университетах страны, инновационную и научную инфраструктуру и обусловит большую академическую мобильность студентов и преподавателей. Реализация программы «Вернадский» должна превратить ВУЗы   в центры подготовки квалифицированных, востребованных современной экономикой, кадров, а также способствовать выравниванию уровня подготовки научных кадров по всей стране.
На данный момент, в проекте «Вернадский» участвуют 22 российских региона, в том числе, Калужская область.

В нашей стране крайне - остро стоит вопрос интеграции инвалидов в общество.
Невзирая на принимаемые на государственном уровне меры, многие отечественные инвалиды фактически вычеркнуты из социальной жизни.
Непременной составляющей социализации инвалидов является обеспечение доступности системы образования  и решения проблем последующего трудоустройства.

На момент написания этих строк, студенчество составляет 2.7% населения страны в целом, но, при этом,  среди отечественных инвалидов, значение данного показателя в 9 раз меньше.

На ряде факультетов МГУ создается доступная среда для студентов с ограничениями здоровья.

Подводя итог, можно отметить, что за свою 270 – летнюю историю главный ВУЗ  страны переживал как периоды расцвета, так и нелегкие времена болезненных преобразований, но, как в периоды мирного процветания, так и в военное лихолетье оставался на страже национальных интересов.


Рецензии