Первый христианский император
Четвертый век стал свидетелем поразительных переворотов в отношениях Церкви и государства. Всего за каких-нибудь восемьдесят лет христианство проделало путь от запрещенной и преследуемой – к терпимой, а затем и к официальной государственной религии Рима. К концу четвертого века христианами называла себя приблизительно половина империи.
Но официальной религией Рима христианство стало лишь восемьдесят лет спустя, в царствование императора Феодосия I. Нельзя сказать, что обращение Константина стало каким-то поворотным пунктом в распространении и успехе христианской религии: учитывая, как росло число христиан и влиятельность христианства в эти годы, – оно вполне могло бы добиться успеха и другим путем. Настоящую революцию обращение Константина произвело в том, что имперский государственный аппарат, прежде официально противостоявший христианству и в некоторых регионах решительно с ним боровшийся, от гонений на христиан перешел к их поддержке.
Константин не делал христианство официальной, единственно разрешенной религией- он сделал христианство религией дозволенной и придал ему государственную поддержку, административную и финансовую. .
Обращение в античности не было распространенным явлением. Языческие религии были политеистичны – и, следовательно, язычнику, решившему принять какого-то нового или иного бога, не было нужды оставлять прежних богов или прежние способы богопочитания. Ему не требовалось отвергать свой пантеон – достаточно было прибавить к нему что-то новое; христиане же требовали выбирать. От обращенного ждали, что он покинет всех языческих богов и начнет почитать одного лишь христианского бога.
Всего за несколько лет до воцарения Константина государство активно и жестоко преследовало христианскую религию. Христиане отказывались поклоняться богам империи и даже их признавать, называли их существами злыми, демоническими, а не благими божествами, защищающими величайшую из мировых империй. Отказ поклоняться имперским богам воспринимался как опасность для благополучия империи и, следовательно, угроза государству. Поэтому решение преследовать христиан – в то время было общественно-политическим. Предшественник Константина на троне, Диоклетиан, был инициатор самых масштабных и жестоких гонений на христиан на территории всей империи. Отменять эти гонения пришлось уже Константину. Но пока они были еще в разгаре, он обратился.
Обращение это стало поворотным пунктом не только для судьбы христианства, но и
в истории империи .
Свидетельство о публикации №225012100124