Два портрета-близнеца

Слева – картина «Старуха» работы А.Г. Варнека,  выполненная  художником  в 1813 году, и находящаяся в собрании  Дальневосточного художественного музея (Хабаровск).  Картина  поступила в музей в 1931 году из Третьяковской галереи и датируется, согласно авторской подписи на холсте. Сведения об этой картине приведены в списке произведений  А.Г. Варнека, составленном  М.М. Раковой [1, с. 321], а также в монографии В.С. Турчина [2, с. 153].  Размеры портрета - 66,3х53.

Справа – портрет Екатерины Илларионовны Васильчиковой (1754 - 1832), находящийся в собрании Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова. Автором его считается  В.А. Тропинин.  Поступил  данный портрет  в музей  в 1960 году из Государственного исторического музея. Размеры портрета - 66х56.   Дата его исполнения  (1830-е гг.)  указывается только в одной из публикаций в интернете на сайте ru.pinterest.com, сделанная, возможно, на основании  указанных  выше дат жизни модели, запечатленной на портрете.  При этом не учитывается, что портрет-близнец  был выполнен в 1813 году.

При этом уже тогда  у меня были  сомнения, что оригиналом является портрет, написанный  Варнеком, а Тропинин выполнил  копию с него.
Поэтому сейчас возникло желание вновь сопоставить два портрета  в одной миниатюре  и поразмышлять в ней об истории  их создания.

Но возникают некоторые «каверзные»  вопросы, касающиеся правого портрета,  приложенного к миниатюре, который вряд ли стал бы писать Тропинин с портрета Варнека, учитывая непростые отношения двух художников.

А не мог ли данный портрет выполнить  по заказу  дочери  Екатерины  Илларионовны, графини Софьи Владимировны Строгановой, в собрании которой уже находился левый, приложенный к миниатюре портрет,  вновь  А.Г. Варнек?  Могла же она  попросить при этом художника написать лицо своей матери на ее втором  портрете более молодым? 
А руководствовалась она тем, что ей  просто хотелось, чтобы лицо ее матери на портрете выглядело более привлекательным.

Это обширная цитата В. Варнека.


А теперь о Тропинине.
Получив вольную только в 47 лет, стал главным московским портретистом, востребованным и любимым. По картинам Василия Тропинина можно проводить перепись состоятельных, знаменитых москвичей и прекрасных москвичек, живших в первой половине XIX века.

Особенности творчества художника Василия Тропинина: живописца прозвали в Москве «халатным портретистом» и, приходя за портретом для семейной галереи, просили писать себя или родных исключительно в халате. В отличие от столичных, петербуржских, художников, Тропинин создавал личные, домашние, «растрепанные» портреты своих заказчиков – и эта камерность пришлась по вкусу москвичам.

Василий Тропинин – главный московский портретист начала XIX века и самый трогательный украинский жанровый лирик, крепостной-академик и художник-кондитер.  Василий Тропинин продолжает прислуживать за барским столом, будучи уже признанным и востребованным художником.

Можно выдвинуть гипотезу, что москвичку написал любимый московский "халатный" художник Тропин, а потом как-то при случае петербургский, никогда не покидавший это город, художник Варнек сделал копию этого портрета в своей манере.


Рецензии