Христианское насилие и нетерпимость причины
Император Константин не стремился обращать в христианство языческие массы: они продолжали жить и молиться богам так, как привыкли. Однако, меры, принимаемые им , направленные на защиту общественного спокойствия и утверждение базовых моральных принципов, были поистине чудовищными.
В«Кодексе Феодосия» можно найти уголовные законы, принятые Константином:
«Чиновникам-взяточникам отрубали руки...рабов, жаловавшихся на господ, распинали..,доносчиков душили и, «отрезав язык, вешали им на шею»..виновного в отцеубийстве или матереубийстве следовало «не казнить ни мечом, ни огнем, ни иным привычным способом, но зашить в тесный кожаный мешок вместе со змеями», а затем бросить в реку или в море, дабы, «еще живой, он утратил все чувства».
Как совместить такое изуверство с образом императора-христианина?
К четвертому веку в христианстве вышла на поверхность скрытая в нем жестокость. В популярной в то время литературе давались красочные описания адских мук для тех, кто не желает повиноваться воле Божией. Быть может «что на небесах, то и на земле»: если сам Бог так карает грешников, почему же мы здесь должны поступать иначе?
К концу четвертого столетия xристианство было провозглашено государственной религией. Традиционные языческие практики были запрещены, храмы сровнены с землей, священные предметы и языческое искусство встретились с беспощадным уничтожением.
Императоры после Константина продвигали христианскую религию,стать христианином становилось все легче и легче. Менять веру сделалось настолько выгодно, что до нас дошли сведения о фальшивых обращениях.
С 379 по 395 год христианство стало официальной государственной религией Римской империи.
В первые годы своего царствования Феодосий издал такой указ:
«Воля наша в том, чтобы все народы, живущие под властью Нашего Величества, исповедовали ту религию, что проповедовал римлянам божественный апостол Петр… »; никейское православие стало обязательным для всей страны. Империя стала христианской.
Перед христианскими лидерами встал новый вопрос, на который необходимо было найти ответ:не стоит ли хотя бы попробовать обратить язычников силой?
К концу столетия видные христианские деятели возвышают голос против свободы веры и доказывают: государство должно употребить власть, чтобы заставить язычников обратиться в христианство против воли. Не в первый и не в последний раз случается, что угнетаемая группа, пока ее угнетают, ратует за свободу, но придя к власти, вдруг резко меняет свое мнение.
Причины нетерпимости христиан
Kогда христианские лидеры получили власть, а с ней и возможность навязывать другим свои религиозные предпочтения, нетерпимость в среде простых христиан возросла.Нетерпимость вела к жестокому подавлению «непризнанных» религий.
О религиозном принуждении и насилии можно говорить, когда некто применяет к иноверцам силу, стремясь не только наказать их, но и обратить, то есть силой изменить их религиозные взгляды и практики. До начала четвертого века христиане были жертвами, но в конце четвертого века сами перешли к насилию, от которого в ужасе отшатнулись бы их единоверцы всего несколько десятков лет назад
Почему христиане осуществляли насилие над язычниками
Христианство начинало с этического учения Иисуса: от его последователей требовалось любить ближних, как самих себя, и подставлять вторую щеку – то есть любить даже врагов. И христиане четвертого столетия по-прежнему исповедовали эти принципы. Однако время от времени они – от руководителей государства и лидеров Церкви до грубой, необразованной толпы – проявляли нетерпимость, ведущую к насилию. Чем это можно объяснить?
Во-первых, всякий, кто не принимал их веру и не исполнял их обряды, рисковал навлечь на себя гнев Божий не только в этой жизни, но и в будущей. Нераскаянным язычникам предстояло вечно жариться в аду. Значит, было очень важно убедить их принять христианство поскольку уже очень близко Царство Божиe на земле. И это грядущее преображение мира начиналось с верующих здесь и сейчас. Священные Писания христиан приказывали им противостоять всем иным религиозным традициям и практикам, обращать неверующих, если понадобится, и силой. Некоторые христиане воспринимали эти указания буквально как повиновение Богу.
Другой уникальной чертой христианства, ведущей к росту нетерпимости, стало повышенное внимание к знанию истины. В отличие от других религий, христианство представляло собой не просто набор ритуалов и религиозных практик: акцент в нем делался на "правильной" вере. В конечном счете , т.е. в вечности, важно было именно то, во что человек верит, что считает истиной, малейшее отступление от правильного учения могло привести к вечному проклятию.
Из-за огромного значения «правильной веры» для вечной жизни конфликтный потенциал, заключенный в этой эксклюзивистской религии, достаточно рано вышел на поверхность и привел к широко распространенной нетерпимости: «неправильная» вера опасна, значит, терпеть ее нельзя!
Нетерпимость христиан звучит уже в новозаветных Писаниях и прослеживается вплоть до четвертого века. И всегда она направлена на «другого», кто бы он ни был: иудей, язычник или даже собрат-христианин.
Уже в Новом Завете мы слышим, что Второе Пришествие Иисуса во славе будет совсем не таким мирным, как первое. Наоборот: когда он снизойдет с небес , с Ним придёт «отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его…». Для тех, кто желал бы для проклятых более подробных и разнообразных вечных мук, позднее был написан «Апокалипсис Петра» . Многочисленные сценарии мучений грешников расписаны в этой книге с едва скрытым наслаждением. Можно вспомнить и злорадство Тертуллиана при мысли о том, как будут мучиться в аду враги Христа.
Но поразительнее всего, пожалуй, то, с какой силой христиане презирали и ненавидели своих же собратьев-христиан, с которыми у них возникали богословские разногласия. Решительную нетерпимость к своим встречаем мы уже у древнейшего христианского автора – Павла: он проклинает всякого, будь то человек или ангел, кто станет проповедовать не то благовестие, какое проповедует он сам (Гал. 1:8–9). О проклятии Павел говорит вполне серьезно, в полном смысле слова, подразумевая под ним вечное осуждение, – ив данном случае обрушивается оно на тех, кто считает, что верующие в Иисуса должны выполнять заповедь Божию об обрезании. Еретики – враги Бога, и Он будет судить их. Но суд Божий состоится в конце времен; а пока судить и карать преступников – обязанность христиан, обладающих властью.
Во многом именно благодаря принуждению христианство успешно овладело всей империей.Язычники массово обращались в христианство именно потому, что их к этому в той или иной степени принуждали. Пользуясь своей новообретенной властью, христиане сумели навязать религиозному миру того времени свою волю.
Вместе с ростом христианства росла и религиозная нетерпимость, воплощаясь в действиях: насилии, подавлении, принуждении.
Xристианская Церковь росла , и это касалось не только числа последователей, но и материального благосостояния.
Христианство подчинило себе империю и сочло это величайшей своей исторической победой. К 400 году н. э. христианами были около половины населения империи,христианизация империи принесла Церкви неисчислимые выгоды. При Константине христианство было легализовано, при Феодосии стало государственной религией, в последующие столетия – неизменно господствовало на Западе.
Богатство и власть самой Церкви сделались поистине сказочными. Богатство ее проявлялось не только в великолепных церковных зданиях и их роскошном убранстве, но и, прежде всего, в огромных земельных и иных владениях епископов. То же можно сказать о власти: она не ограничивалась личной религиозной жизнью верующих – это была также общественная и политическая власть.
Свидетельство о публикации №225012100152