Умри, несчастная! инсценировка рассказа Ионыч
КАТЕНЬКА
ИВАН ПЕТРОВИЧ – отец Катеньки
ВЕРА ИОСИФОВНА – мать Катеньки
ДМИТРИЙ – врач
СЦЕНА ПЕРВАЯ
Где-то в провинциальном городке. Богатый, хорошо обставленный дом. Миловидная, худощавая девушка играет на пианино в гостиной. Её родители и новый знакомый семейства – врач Дмитрий наслаждаются игрой. Доиграв композицию, девушка отходит от инструмента, делает реверанс и улыбается публике.
ИВАН ПЕТРОВИЧ – Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда. Умри, Денис, лучше не напишешь.
ДМИТРИЙ – Прекрасно! Где вы учились музыке? В консерватории?
ВЕРА ИОСИФОВНА – О нет! Мы приглашали учителей на дом, в консерватории, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растет, она должна находиться под влиянием одной только матери.
КАТЕНЬКА – А все-таки в консерваторию я поеду.
ИВАН ПЕТРОВИЧ – Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.
КАТЕНЬКА – Нет, поеду! (в шутку топает ножкой)Поеду!
ВЕРА ИОСИФОВНА – От пищи духовной, пора перейти к картошечке с кроликом (сажает гостя возле себя). Вы можете ухаживать за мной. Мой муж ревнив, это Отелло, но ведь мы постараемся вести себя так, что он ничего не заметит.
ИВАН ПЕТРОВИЧ– Ах ты, цыпка, баловница... (целует жену в лоб, обращается к гостю). Вы очень кстати пожаловали, – моя благоверная написала большинский роман и сегодня будет читать его вслух.
КАТЕНЬКА – Что-то у меня голова разболелась, и совсем нет аппетита, да простит меня уважаемое семейство, а также дорогой гость, но, вынуждена вас оставить.
ИВАН ПЕТРОВИЧ– А ну-ка, Катенька, изобрази!
КАТЕНЬКА (становится в позу, поднимает вверх руку, трагическим тоном) – Умри, несчастная!
Все смеются. Катенька выходит из комнаты.
СЦЕНА ВТОРАЯ
Катенька и Дмитрий в саду на скамье под старым широким кленом.
ДМИТРИЙ – Ради бога, умоляю вас, не мучайте меня, если бы вы знали, какое это страдание…
КАТЕНЬКА (перебивает собеседника, сухо, деловым тоном) – Что вам угодно?
ДМИТРИЙ – Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас так долго. Я страстно хочу, я жажду вашего голоса. Говорите.
Катенька молчит. Дмитрий волнуется и не знает, как продолжить свое признание.
КАТЕНЬКА – Что вы читали на этой неделе?
ДМИТРИЙ – Я читал Писемского «Тысяча душ».
КАТЕНЬКА – Ах, как смешно звали Писемского: Алексей Феофилактыч!
Молчат. Катенька поворачивается в сторону дома и уже готова уйти.
ДМИТРИЙ – Куда же вы? Мне необходимо поговорить с вами, я должен объясниться...
Побудьте со мной хоть пять минут! Заклинаю вас!
Снова неловкая пауза. На лице Катеньки появляется игривая улыбка.
КАТЕНЬКА – Сегодня, в одиннадцать часов вечера, будьте на кладбище возле памятника Деметти.
Не дожидаясь ответа, Катенька убегает домой, совсем как маленькая девочка или озорной котёнок.
СЦЕНА ТРЕТЬЯ
Вечер следующего дня. Дмитрий в костюме тройке и с цветами стоит на пороге дома Катеньки, не решается позвонить в дверной звонок. Дверь открывается, из неё выходят Иван Петрович и Катенька в нарядном платье.
ИВАН ПЕТРОВИЧ– Добрый вечер! Как это вы вовремя – подвезете Котика в клуб.
Дмитрий не успевает ничего сказать, Иван Петрович поспешно уходит обратно в дом.
КАТЕНЬКА – Цветы? Как мило. Ну что вы стоите? Вызывайте машину!
ДМИТРИЙ – А я вчера был на кладбище. Пауза. Как это невеликодушно и немилосердно с вашей стороны...
КАТЕНЬКА – Вы были на кладбище?
ДМИТРИЙ– Да, я был там и ждал вас почти до двух часов. Я страдал...
КАТЕНЬКА –И страдайте, если вы не понимаете шуток. Это наша машина подъехала?
СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ
Катенька и Дмитрий в клубе. Танцуют. После отдыхают на диване.
ДМИТРИЙ – Мне кажется, никто еще не описал верно любви, и едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство… К чему предисловия, описания? К чему ненужное красноречие? Любовь моя безгранична... Прошу, умоляю вас. Пауза. Будьте моей женой!
КАТЕНЬКА – Дмитрий. Пауза. Дмитрий Ионыч, я очень вам благодарна за честь, я вас уважаю, но...
Катенька резко встаёт с дивана и продолжает говорить стоя.
КАТЕНЬКА – ... но, извините, быть вашей женой я не могу. Будем говорить серьезно. Дмитрий Ионыч, вы знаете, больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь. Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую, бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима. Сделаться женой — о нет, простите! Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки. Дмитрий Ионыч…
КАТЕНЬКА( в сторону, с усмешкой) – «Дмитрий Ионыч» звучит почти как «Алексей Феофилактыч».
КАТЕНЬКА – Дмитрий Ионыч, вы добрый, благородный, умный человек, вы лучше всех... Я сочувствую вам всей душой, но... но вы поймете...
Катенька отворачивается и поспешно уходит.
СЦЕНА ПЯТАЯ
Прошло четыре года. Всё тот же дом Катеньки и её родителей. Располневший и осунувшийся Дмитрий пьёт чай с Верой Иосифовной.
ВЕРА ИОСИФОВНА – Как хорошо, что вы прочитали моё письмо и приехали ко мне на день рождения. Рассказывайте, отчего так долго нас не посещали, что интересного было в вашей жизни?
ИВАН ПЕТРОВИЧ – Да рассказывать, собственно, нечего. Бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко. В основном работал, без труда жить нельзя. От таких развлечений, как театр и концерты,уклонялся, зато скопил небольшое состояние. Как ваша мигрень?
Вера Иосифовна жестом показывает, что не хочет говорить на ту тему и в этот момент в комнату входят глава дома со своей дочкой.
ИВАН ПЕТРОВИЧ – Бонжурте!
Катенька приветственно кивает головой.
ВЕРА ИОСИФОВНА – Вы, доктор, не хотите ухаживать за мной, никогда у нас не бываете, я уже стара для вас. Но вот приехала молодая, быть может, она будет счастливее.
КАТЕНЬКА (Пристально со смущением и надеждой смотрит на Дмитрия) – Сколько лет, сколько зим! Как вы пополнели! Вы загорели, возмужали, но, в общем, вы мало изменились.
Пьют чай. Вера Иосифовна читает вслух свой роман, Дмитрий сидит со скучающим видом. Катенька не сводит с него глаз.
ИВАН ПЕТРОВИЧ– Недурственно.
Катенька играет на рояле, Дмитрий снова скучает. Снова пьют чай, девушка всё ждёт, что прежний возлюбленный позовёт её в сад, будет снова признаваться в любви… Но ничего не происходит. Наконец она не выдержала.
КАТЕНЬКА (Дмитрию) – Давайте же поговорим. Как вы живете? Что у вас? Как? Я все эти дни думала о вас, я хотела послать вам письмо, хотела сама поехать к вам, и я уже решила поехать, но потом раздумала, — бог знает, как вы теперь ко мне относитесь. Я с таким волнением ожидала вас сегодня. Ради бога, пойдемте в сад!
СЦЕНА ШЕСТАЯ
Катенька и Дмитрий в саду, на том же месте, что и четыре года назад.
КАТЕНЬКА – Как же вы поживаете?
ДМИТРИЙ – Ничего, живем понемножку.
Неловкое молчание.
КАТЕНЬКА –Я волнуюсь… но вы не обращайте внимания. Мне так хорошо дома, я так рада видеть всех и не могу привыкнуть. Сколько воспоминаний! Мне казалось, что мы будем говорить с вами без умолку, до утра.
Смотрят друг на друга. Молчание.
ДМИТРИЙ– А помните, как я провожал вас в клуб?Тогда шел дождь, было темно...
Катенька смотрит на Дмитрия с надеждой.
ДМИТРИЙ– Эх! (Вздыхает). Вы вот спрашиваете, как я поживаю. Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, которых я терпеть не могу. Что хорошего?
КАТЕНЬКА – Но у вас работа, благородная цель в жизни. Вы так любили говорить о своей больнице. Я тогда была какая-то странная, воображала себя великой пианисткой. Теперь вся творческая интеллигенция играет на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница. И конечно, я вас не понимала тогда, но потом, в Москве, я часто думала о вас. Я только о вас и думала. Какое это счастье быть врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным...
Дмитрий нащупывает в кармане полный купюр бумажник. Встаёт, чтобы идти к дому. Катенька берёт его под руку.
СЦЕНА СЕДЬМАЯ
Гостиная всё того же творческого семейства. Катенька снова за роялем.
ДМИТРИЙ (Себе под нос)–А хорошо, что я тогда не женился.
Мучительно дожидается конца композиции.
ДМИТРИЙ – Вынужден откланяться.Засиделся я у вас, пора и честь знать.
ИВАН ПЕТРОВИЧ – Вы не имеете никакого римского права уезжать без ужина. Это с вашей стороны весьма перпендикулярно. (Катеньке) А ну-ка, котик, изобрази.
КАТЕНЬКА (С недовольным лицом, но не в силах возразить отцу) – Умри, несчастная!
Дмитрий молча уходит.
СЦЕНА ВОСЬМАЯ
Катенька в гостиной сочиняет письмо Дмитрию.
КАТЕНЬКА (Читает написанное вслух) – Вы не едете к нам. Почему? Я боюсь, что Вы изменились к нам; я боюсь, и мне страшно от одной мысли об этом. Успокойте же меня, приезжайте и скажите, что всё хорошо. Мне необходимо поговорить с Вами. Ваша Екатерина.
СЦЕНА ДЕВЯТАЯ
Катенька ужинает вместе с семьёй в гостиной. На столе всё та же картошка с кроликом.
КАТЕНЬКА – А ведь он так и не приехал…
ВЕРА ИОСИФОВНА – Кто?
КАТЕНЬКА – Доктор.
ВЕРА ИОСИФОВНА – Да, странно, я ведь тоже ему писала…
ИВАН ПЕТРОВИЧ – Кролик просто прелесть! Котик, сыграешь нам что-нибудь?
СЦЕНА ДЕСЯТАЯ
Прошло ещё несколько лет. В вагоне поезда Вера Иосифовна с дочкой. Катенька постарела и поправилась. Поезд трогается.
КАТЕНЬКА (глядя в окно) –Мама, посмотри, это часом не Дмитрий?
ВЕРА ИОСИФОВНА – Доктор? Эх быстро набирает скорость, не разглядеть…Вообще, ты знаешь, может быть и он. Говорят он сильно разжирел и характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным…
КАТЕНЬКА – И всё равно зря я тогда за него не вышла.
ЗАНАВЕС
21.01.2025
К 165-летию со дня рождения русского писателя, прозаика и драматурга Антона Павловича Чехова,
Свидетельство о публикации №225012101743