17. 6 Речь как развитие мышления
Ещё одной особенностью семантики внутренней речи является агглютинация, то есть своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным или даже тройным смыслом, взятым по отдельности от каждого из двух-трёх объединённых в нём слов. Так, в пределе можно дойти до слова, которое вбирает в себя смысл целого высказывания, и оно становится, как говорил Л.С. Выгодский, «концентрированным сгустком смысла». Чтобы полностью перевести этот смысл в план внешней речи, пришлось бы использовать, вероятно, не одно предложение».
Получается, что одно слово может выражать множество смыслов, например, слово «вселенная». Для того чтобы передать смысл этого слова надо высказать множество смыслов его составляющих. Дело в том, что современный человек утерял способность мысленно осознавать смыслы таких слов и только с помощью речи он может это сделать, извлекая из памяти эти смыслы. По Свёденборгу ангелы обладают такой способностью. При произношении какого-то слова, им открывается все смыслы его.
«Внутренняя речь, по-видимому, и состоит из подобного рода слов, совершено непохожих по структуре и потреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных её особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и есть процесс мышления «чистыми значениями».
А.Н. Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, безпрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие. В результате его опытов со взрослыми, где в процессе восприятия текста или решения арифметической задачи им предлагалось одновременно в слух читать хорошо выученные стих или произносить одни и те же простые слоги (например, «ба-ба» или «ля-ля»). Было установлено, что как восприятие текстов, так и решение умственных задач серьёзно затрудняются при отсутствии внутренней речи. При восприятии текстов в данном случае запоминались лишь отдельные слова, а их смысл не улавливался. Это означает, что мышление в ходе чтения присутствует и обязательно предполагает внутреннюю, скрытую от сознания (? от зрения человека) работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых, собственно, и состоит внутренняя речь».
Сознание в человеке отсутствует, только в том случае, когда человек не помнит о происходящем. Обычно это происходит при автоматических действиях, они происходят безсознательно. Внутреннее мышление невозможно без сознания, таково моё мнение.
«ПИСЬМЕННЫЙ ТЕКСТ – это наиболее развёрнутое речевое высказывание, предполагающее весьма длительный и сложный путь умственной работы по переводу смысла в значение. На практике это перевод, как сказал А.Н. Соколов, также осуществляется с помощью скрытого от сознательного контроля активного процесса, связанного с работой артикулярного аппарата».
Может ли человек говорить, не сознавая того, что говорит? Думаю, что нет? А в бреду? В бреде сознание отсутствует. Так ли это?
«Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. Это речь, направленная не на партнёра по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим. Это речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры.
Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который решая сложную интеллектуальную задачу, размышляет вслух, произносит в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому, по-видимому, обращённые к другому, но не предполагающие обязательного ответа с его стороны. Эгоцентрическая речь – это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само размышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. Имея свои исходные корни во внешней диалогической речи, она, в конечном счёте, перерастает во внутреннюю. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает.
При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает. На убывание её внешних проявлений следует смотреть, как считал Л.С. Выгодский, как на усиливающуюся абстракцию мысли от звуковой стороны речи, что свойственно речи внутренней. Ему возражал Ж. Пиаже, который полагал, что эгоцентрическая речь – это рудиментарная, пережиточная форма речи, перерастающая из внутренней во внешнюю. В самой такой речи он видел проявление несоциализированости, аутизма мысли ребёнка. Постепенное исчезновение эгоцентрической речи было для него признаком приобретения мыслью ребёнка тех качеств, которыми обладает логическое мышление взрослого. Спустя много лет, познакомившись с контраргументами Л.С. Выгодского, Ж. Пиаже признал правильность его позиций.
«До сих пор мы говорили о развитии речевого мышления, то есть той формы интеллектуализированной речи, которая рано или поздно в конечном счёте превращается в мысль. Мы убедились в том, что мышление в своём развитии имеет собственные, независимые от речи истоки и следует собственным законам в течение длительного периода времени, пока мысль не вливается в речь, а последняя не становиться интеллектуализированной, то есть понятной. Мы также знаем, что даже на самых высоких уровнях своего развития речь и мышление не совпадают полностью. Это означает, что свои корни и законы онтогенетического развития должны быть и у речи.
Рассмотри некоторые из них.
Опыт исследования процесса речевого развития у детей, принадлежащих разным народам, странам, культурам и нациям, показывает, что, несмотря на то, что различия в структуре и содержании современных языков разительны, в целом процесс усвоения ребёнком своей родной речи везде идёт по общим законам. Так, например, дети всех стран и народов с удивительной легкостью усваивают в детстве язык и овладевают речью, причём этот процесс у них начинается и завершается примерно в одно и то же время, проходя одинаковые стадии. К возрасту около 1 года все дети начинают произносить отдельные слова. Около 2 лет от роду ребёнок уже говорит двух-трёхсловными предложениями. Примерно к 4 годам все дети оказываются в состоянии разговаривать достаточно свободно.
Одногодовалые дети имеют обычно уже довольно богатый опыт взаимодействия с окружающей действительностью. У них есть чёткие представления о своих родителях, об окружающей обстановке, о пище, об игрушках, с которыми они играют. Ещё задолго до того как дети практически начинают пользоваться речью, их образный мир имеет уже представления, соответствующие усваиваемым словам. В таких подготовленных предыдущим опытом социализации условиях для овладения речью ребёнку остаётся сделать не так уж много: мысленно связать имеющиеся у него представления и образы действительности с сочетаниями звуков, соответствующими отдельными словами. Сами эти звуковые сочетания к однолетнему возрасту также уже неплохо известны ребёнку: ведь он их неоднократно слышал от взрослого.
Следующий этап речевого развития приходится на возраст примерно 1.5-2,5 года. На этом этапе дети обучаются комбинировать слова, объединять их в небольшие фразы (двух-трёхсловные), причём от использования таких фраз до составления целых предложений они прогрессируют довольно быстро».
Каждый звук можно представить как сгусток энергии, а несколько звуков создают своё энергетическое поле, воздействующее на окружающее пространство.
«После двух-трёхсловных фраз ребёнок переходит к употреблению других частей речи, к построению предложений в соответствии с правилами грамматики. На предыдущем и данном этапах речевого развития существуют три пути усвоения языка и дальнейшего совершенствования речи на этой основе: подражание взрослым и другим окружающим людям; формирование условно-рефлекторных, ассоциативных по своей природе связей между образами предметов, действиями, воспринимаемыми явлениями и соответствующими словами или словосочетаниями; постановка и проверка гипотез о связи слова и образа эмпирическим путём (так называемое оперативное обусловливание). К этому следует добавить и своеобразную речевую изобретательность, проявляющуюся в том, что ребёнок вдруг совершенно самостоятельно по собственной инициативе начинает придумывать новые слова, произносить такие фразы, которые от взрослого он никогда не слышал.
Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 277).
Свидетельство о публикации №225012100303
Пётр Морозов 07.02.2025 12:36 Заявить о нарушении
Лариса Болотова 08.02.2025 13:13 Заявить о нарушении