Лучшие залы Эрмитажа. Александровский зал

  Эрмитаж славится на всю страну не только своей уникальнейшей коллекцией шедевров,
С которой каждый желал бы быть знаком,
Но и красивым, богатым убранством залов Эрмитажа.
Сами по себе они являются уникальным архитектурным памятником!
Гуляя по экспозициям Эрмитажа,
Стоит уделять особое внимание декору стен и особенно потолков.
Редко поднимая глаза вверх, мы упускаем из виду целый калейдоскоп
Из росписи, карнизов, позолоты, барельефов, кессонов, лепнины прежних веков.

Александровский зал — парадный зал в юго-восточной части Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.
   Здесь можно полюбоваться необычными сводчатыми потолками,
отдать долг памяти событиям войны с Наполеоном
и рассмотреть коллекцию разнообразных серебряных изделий.
   Зал был построен Александром Павловичем Брюлловым (братом художника К. П. Брюллова) в 1839 году на месте находившихся здесь до пожара Кавалергардского зала и Проходной (Ковровой) комнаты.
   Находясь на оси с Гербовым залом, он продолжает ряд парадных залов Большой анфилады и в то же время предваряет анфиладу Залов военных картин (в данный момент в этих залах представлено собрание французской живописи), расположившихся в южной части дворца с видом на Дворцовую площадь.
   Проект был создан архитектором Брюлловым в 1838 году в ходе перестроек парадных интерьеров дворца после разрушительного пожара 1837 года и был задуман в качестве мемориала победы России в Отечественной войне 1812 года. В отличие от портретной Военной галереи идея увековечивания памяти о войне с Наполеоном нашла здесь образно-аллегорическое решение в формах художественной стилизации.
   В архитектуре зала необычным образом сочетаются элементы западноевропейской готики, ампира и русской национальной символики.
   Семь пар пристенных опор оформлены в виде пучков колонок готического стиля. Появление такого приёма обычно объясняют конструктивной необходимостью — поддержкой веерных сводов, однако его можно связать и с существованием скрытой идеологической программы оформления зала, загадками судьбы и тайных симпатий императора Александра I.
   Известно личное участие его младшего брата, императора Николая I, в разработке программы оформления мемориального зала. Возможно, что, как и в проекте Александровской колонны, Николай Павлович стремился отдать дань уважения своему предшественнику на троне. Сочетание орнаментики французского ампира с российскими двуглавыми орлами и мотивами древнерусского вооружения также имеет триумфальный смысл.
   Скульптурное оформление зала осуществлял Д. Ажи.
В люнете торцовой стены был помещён медальон с профилем Александра I в виде древнеславянского божества Родомысла, зал украшают увеличенные медальоны Фёдора Толстого, чередующиеся с фигурами Славы.
   


Рецензии