33. Неправильные вопросники 2

(Часть 2)

Вопросник «ФИЛЬМ УЖАСОВ из БУДУЩЕГО»
Байрон Кейти: "Когда мы боимся чего-то в будущем, мы уже живем в том будущем, которого не хотим".
Очень часто возникает желание написать вопросник на будущее. И это понятно. События предполагаемые, а страх-то реальный. Так работает наш мозг. Он выдает эмоцию на любую мысль. И на ту, в которой мы вспоминаем прошлое, и на ту, когда оцениваем настоящее, и на ту, когда творчески рисуем в своем воображении картинки будущего. И конечно очень хочется разобраться со всеми страхами перед будущим, ведь они так мешают быть спокойным и уверенным в себе именно сейчас. Но давайте посмотрим, откуда возникает этот страх. Откуда эти ожидания плохого в том, что еще не произошло? Ну конечно из прошлого. Даже если мы его не помним, даже если с нами подобное не происходило. Наше подсознание на основе нашего личного опыта или опыта других людей (не только реальных, но и героев литературных произведений или из кино) уже составило программу типовой реакции: это меня напугало тогда, значит этого надо бояться всегда. И боимся того, что еще не произошло. Истории из прошлого — это то, что заставляет нас планировать будущее. Нередко в такой момент мы забываем задать себе простой вопрос: «Могу ли я абсолютно точно знать, что это правда?». Этот вопрос реально помогает не реагировать по-настоящему на очередной «фильм ужасов из будущего», в котором мы себя делаем автором сценария, режиссером и исполнителем главной роли.
Пример вопросника на будущее:
Я порвала новое платье, которое мне сшила мама. Иду домой и плачу. День. Очень много лет назад. Мне лет пят.
1. Я боюсь маму, потому что она будет меня ругать.
2. Я хочу, чтобы мама не злилась. Я хочу, чтобы мама простила меня.
3. Мама должна быть доброй.
4. Мне нужно, чтобы мама не наказала меня.
5. Мама злая, недобрая, плохая.
6. Я не хочу никогда снова, чтобы мама меня ругала.
В тот момент мамы рядом нет, но есть ожидание наказания и есть настоящие страдания. К этому вопроснику из момента практически невозможно найти подлинные примеры к переворотам. Да и ответы на четыре вопроса будут не из реальности, а из воображаемой картинки.
И что же делать в такой ситуации? Есть очень простое решение: вспомнить момент, когда мама реально поругала за испорченное платье, сломанную игрушку, неубранную постель, непомытую посуду… Думаю, что в нахождении таких моментов не будет проблем.
Вот что говорит Кейти: "Истории из прошлого — это то, что заставляет нас планировать будущее".
Нашли момент? Прекрасно! У меня было так: я несла стеклянную банку с томатной пастой. Чтобы не разбить, прижимала ее к груди. В итоге томатную пасту донесла, а вот на новом пальто засияло маслянистое пятно. И вот за это пятно мама меня и отругала. Поэтому меняю момент. После этого редактирую пункт 1: убираю «будет». И оставляю «Мама меня ругает». Я бы, конечно, сделала это убеждение более оценочным, чтобы уйти за пределы констатации факта: Мама несправедливо меня ругает. Мама очень сильно меня ругает. Мама неправильно меня ругает. А все остальные пункты очень соответствуют именно тому моменту, когда мама реально ругала. В этом примере приглашаю заметить, что пишу вопросник с позиции пятилетней девочки. Поэтому убеждения простые, состоящие из тех слов, которые составляют словарный запас ребенка.
ВЗРОСЛЫЙ ДЕТСКИЙ ВОПРОСНИК
Как обещала, поделюсь своим пониманием проблемности в написании детских вопросников.
Неоднократно наблюдала, когда на ситуации из раннего детства (когда было примерно 5 -7 лет) вопросники заполняли не с позиции ребенка, а уже взрослого человека. Это очень легко понять по тем словам и оборотам речи, которые используются в убеждениях: совсем не характерных для ребенка в таком возрасте. И становилось понятно, что убеждения сформулированы не из момента, а на основе выводов взрослого человека о той ситуации.
Вот пример такого взрослого вопросника:
Мне 5 лет. Я болею. Мама дает мне выпить очень горькую микстуру. Я плачу.
1. Я злюсь на маму, потому что она дает мне выпить очень горькое лекарство.
2. Я хочу, чтобы она подобрала альтернативный препарат, который ребенок будет нормально воспринимать.
3. Мама должна быть более осознанной при подборе лекарственных препаратов для ребенка. Мама должна изучить другие предложения по лечению моего заболевания.
4. Мне нужно, чтобы мама лечила меня препаратами, не травмирующими мое психическое состояние. Мне необходимо, чтобы мама не создавала у меня комплекс страхов перед употреблением лекарств.
5. Мама легкомысленная, не изучившая другие лекарственные препараты, жестокая, неумная.
6. Я не хочу никогда снова испытывать отвращение при приеме лекарств.
Вы встречали ребенка в возрасте пяти лет, который использовал бы такие слова и обороты в своей речи? Я нет. Из этого вопросника понятно, что он написан не с позиции 5-летнего ребенка, а взрослого человека. То есть не из момента, а на основе личного опыта автора вопросника.
А что могла хотеть та девочка в тот момент: чтобы мама не мучила, не заставляла, не ругала, пожалела, не лечила, была доброй и вообще не пугала, а любила. Вот примерно такие слова, использованные в убеждениях (я хочу, она должна, мне нужно), стали бы основой именно детского вопросника.
Поэтому приглашаю вас при написании вопросника на ранние детские ситуации стать действительно тем ребенком, который получил свой опыт в тот момент. Такие детские вопросники очень эффективны и реально помогают убирать из подсознания очень много негативных программ, которые руководят нами в нашей взрослой жизни.
Обещаю, что поделюсь моими приемами заполнения "детских" вопросников.

Продолжение http://proza.ru/2025/01/22/10


Рецензии