Балатовский лес 2. 0. Гл15. Скилфоксеры

Полина и Михаил Валентинович стали часто обедать вместе: она нашла интересного рассказчика, он – внимательного слушателя с бездонными глазами. Руководитель любил порассуждать о разработчиках как об особой разновидности человека разумного, в истинной разумности которых Михаил часто сомневался. Нет, он не перемывал им за глаза косточки и никого не называл поименно. Скорее, он пытался понять, как распознать в человеке искру, как отличить семя от плевел.

В этот раз Михаил пришел на обед взъерошеннее обычного – недавно закончилось собеседование, на котором кандидат “покорил” талантами и нестандартным мышлением. Не дожидаясь вопросов, Михаил начал рассказывать:

– После первой задачи мне стало все ясно: думать кандидат не умел, очевидных ошибок не видел, внимательностью не отличался. Вторая задача только усилила негативное впечатление. Вопрос еще легче, а ответ еще бестолковее. Затем произошел эпизод, который, похоже, надолго мне запомнится. В типичной задаче на ревью кода кандидат вдруг взял и в деталях описал далеко не тривиальный нюанс, связанный с асинхронностью. Четко, вдумчиво, аргументированно. Хорошо, допустим, – он вытянул единственный выученный билет. Повезло. Но история повторилась: через несколько провальных ответов вновь грибоедовское “с чувством, с толком, с расстановкой”. Аватарка та же, голос тот же, но Электроника подменили. Чудеса! Еще чуть позже кандидат с наивностью ребенка прервал меня и задал вопрос, мол, а почему вы не спрашиваете про сборку мусора (т.е. про очистку памяти процесса)? “А собственно, почему мы должны это делать?” – поинтересовался я. Оказалось, все спрашивают про асинхронность и сборку мусора, а значит, и мы должен, ведь кандидат заготовил хороший ответ.

Михаил был настолько возмущен, что даже не приступил к еде. Он размахивал руками, и Полина опасалась, как бы начальник чего не опрокинул.

– Хорошо (ответил я кандидату), спрошу про сборку мусора. Представьте: вы пришли на собеседование и видите в кабинете опрокинутую урну, откуда высыпалось все содержимое. Как поступите?

Полина засмеялась.

– Зря ты, Поля, считаешь вопрос несерьезным. Скажу по секрету, раньше я часто задавал его на собесах, пока HR’ы не запретили. Реакция кандидатов очень показательна! Сейчас серьезно недооценивают невербальное общение. Кто-то превращался в золушку и предлагал чуть ли не голыми руками все прибрать. Кто-то мог ляпнуть, что у него дома тоже не прибрано. А кто-то говорил, что в таких условиях проходить собеседование не станет. Последних, кстати, я уважал больше всего: из них как правило получались отличные специалисты.

– Как закончилось интервью? – поинтересовалась Полина.

– Тренировал навык вежливого отказа: долго искал синонимы к слову “балбес”. HR расстроилась, сказала, что у меня процент отказов выше среднего… Знаешь, что печально: рано или поздно этот кандидат тоже найдет приличную работу. Он и множество других молодых и поверхностно начитанных программистов. Почему? Кому-то будет лень менять скачанный из интернета список типовых вопросов для интервью. Кто-то удивится, что в таком юном возрасте этот парень знает тонкости сборки мусора, да и компания стремится нанимать именно молодых, перспективных специалистов. Затем в какой-то момент его стаж перевалит через десяток лет, резюме обрастет годичными кольцами прежних мест работы и использованных технологий. В итоге кому-то станет неловко спрашивать элементарные вещи на общую сообразительность. Возможно, однажды он даже будет претендовать на то же место, что и я…

Михаил наконец приступил к обеду, но второе успело остыть. Стоило дойти до микроволновки, но организм уже настроился на еду. Руководитель проглотил холодную котлету за два укуса, не желая с ней более возиться.

– Деньги! – вдруг громко произнес Михаил.

За соседними столиками стали оборачиваться.

– Деньги! – еще раз выпалил он. – Шила в мешке не утаишь: медианная зарплата в IT выше, чем в других отраслях. Вот и лезут… Да, главврач больницы получает миллионы, но только он. В IT же, если не считать изредка прибегающих стажеров, почти все получают кратную среднюю зарплату по региону.

Михаил вспоминал времена, о которых Полина по телевидению появилась первая реклама курсов по программированию. В 90-х продвигали все: куриные бульоны, йогурты, зубные пасты, стиральные порошки, курорты Краснодарского края... Но затем реклама по ТВ стала прерогативой избранных, зубров, ребят с реально большими деньгами. Никакого разнообразия! Число брендов – минимально. Позволить себе постоянную рекламу по федеральным каналам могли только банки, сотовые операторы, букмекеры и агрегаторы. Все! Остальные довольствовались разовыми показами после часа ночи на растущую луну.

И тут появился Skillfox.

Разумеется, обучающие курсы в интернете маячили задолго до телевидения. Потребовалось время, чтобы накопить жирок и раскошелиться на дорогостоящие рекламные каналы. Перед маркетологами стояли серьезные задачи: требовалось сломать стереотипы.

Первый стереотип (попроще) – имидж. Долгое время типичный программист воспринимался чудаковатым, асоциальным элементом. Но здесь, как в старой рекламе газировки: “Имидж – ничто, жажда [денег] – все!” Поэтому маркетологи программиста умыли, подстригли бороду, сняли с него вытянутый свитер, нарядили в молодежный кардиган (а может, просто переименовали вытянутый свитер в кардиган, не знаю). Посадили в позу лотоса на подоконник, дали ноутбук, обвешали гаджетами и начали продавать. Так у молодежи появился новый кумир. Разумеется, профессиональный программист не может себе такое позволить. В первый же день у него упадет производительность, в течение недели заболит спина, через полгода испортится зрение. В действительности ему нужно удобное кресло, второй монитор и, следовательно, большой стол (желательно подъемный). Иначе восемь часов не просидишь. А тех, кто не может организовать себе удобное рабочее место, Михаил Валентинович бы просто увольнял. Но два монитора не так эффектно выглядят в кадре…

Второй стереотип (посложнее) – про серьезную математическую подготовку. Посложнее он потому, что с правдой не поспоришь. Строго говоря, это и не стереотип вовсе, а данность. Маркетологи перебрали все приемы риторики и софистики.

В какой-то момент от переизбытка необходимых компетенций профессия программиста треснула и из нее вывалились Backend, Frontend и мобильные разработчики, DBA, Devops и QA инженеры, SDET’ы, программисты микроконтроллеров, разработчики игр и еще целый зоопарк специализаций. Продавцы курсов ухватились за это и стали утверждать, что мозги нужны только Страшиле, а Дровосеку, Льву и Тотошке – нет. Если у тебя не получается отличить синус от косинуса, но ты вроде бы не путаешь ямб с лобзиком, то просто иди в QA, а там уже и до аналитика с Devops’ом рукой подать. Главное, ты сможешь “начать карьеру в айти”.

Маркетологи использовали сомнительные уловки и клише из обычной рекламы. Вчерашние продавцы курсов английского принесли с собой фразу “учить язык”. Они употребляли ее так, будто потребуется не один месяц, чтобы запомнить все времена и неправильные глаголы в Java.

Другая популярная уловка – “гарантии трудоустройства”. Правило любого бизнесмена: если работник не приносит тебе деньги – избавься от него! И если ты не в декрете, то никаких гарантий у тебя нет и быть не может!

– Вы придираетесь к текстам, – перебила Полина. – В рекламное главное – за минимальное время привлечь максимальное внимание. Точности формулировок ожидать бессмысленно.

– Как бы то ни было, появились они – скилфоксеры. Ночной кошмар каждого HR’а. Орда мотивированных, переквалифицировавшихся за месяц фотографов, продавцов, учителей и даже скотобоев. На курсы рванули все, но только не программисты.

Полина хихикнула после упоминания скотобоев, но Михаил Валентинович поспешил заверить, что лично отметал таких кандидатов.

– Бывших барменов и пекарей учили не только конкретным технологиям, но и тому, как составить резюме, подготовить портфолио, отвечать на типовые вопросы и вообще всячески замаскироваться под перспективного молодого специалиста. Такие “молодые” специалисты под 30 с единственной записью в резюме, которая хоть как-то напоминала бы опыт в IT, сотнями атаковали HR-отделы. В Индии уже через это проходили. Тысячи мальчуганов и девчонок на скорую руку научили писать компилируемый код и отправили в свободное плавание. Так появилось выражение “индусский код” – что-то нечитаемое и бессмысленное, иногда волею Шивы работающее.

Обед подходил к концу. Полина, увлеченная рассказом Михаила, ненадолго забыла про свои контакты с кремниевыми существами. Перед тем как вернуться к работе, начальник печально подытожил:

– И эти люди создают искусственный интеллект!


Дальше: http://proza.ru/2025/01/21/904
Назад: http://proza.ru/2025/01/19/1427
Начало: http://proza.ru/2025/01/10/1233


Рецензии