Аллюзии против иллюзий

В пространстве вокруг нас за каждую секунду насчитали примерно 100 миллиардов бит информации. Пусть и завысили, и её меньше, но вот сознательная часть нашего мозга в секунду пропускает 15 бит, это почти точно. Жизнь вокруг – это миллиарды бит, а наша жесть – 15 бит. То есть мы пропускаем всё, что происходит. И что нам остаётся?
А то и остаётся – 15 бит. И крутись как хочешь…

И мы крутимся, только вот в какую сторону? Может, не в ту?

И в начале, и в середине, да и сейчас пока ещё всё, что вокруг крутится, определяет Слово, точнее, его «начинка», а ещё точнее, его ипостаси – информация с её сутью, и смысл.
Нет сомнений, что какие-то из слов покажут «правильное направление вращения»… Вот и рассмотрим несколько связанных и неоднозначных слов.

Такое неоднозначное слово «иллюзия» у нас прижилось от латинского. Приставочная часть il- «внутри»; *ludо- (людус) – «насмехаться, обманывать» возводится к древнему корню *leyd- «играть».

Ну конечно! Внутри каждого человека прячется ребёнок, желающий играть вместо того, чтобы жить по-настоящему, разбираться в реальности.

В 19 веке иллюзию ещё так и понимали – как мнимое, видимость, обман чувств либо воображения. А с бурным развитием материально-технического прогресса и соответствующей этому «особой разумности», появились расхожие компенсирующие психику лозунги: «вся наша жизнь игра», «мир – иллюзия». Соответственно, пошло смещение либо смешение представлений о видимом и реальном.

Чего, к примеру, стоит модное утверждение сего века «мысль материальна»?! То, что воспринимается временно живущим в материальном мире человеком, стало восприниматься как «настоящая жизнь», «реальность», «истинный порядок вещей», причём всё это подкреплялось материалистической наукой, само собой «единственно правильной».

То есть, в иллюзорном мировосприятии произошла подмена внутреннего ядра, и вместо устремлённости к вечной жизни и истинному блаженству во Христе в сердцах людей воцарился страх смерти, который стал компенсироваться чувством «счастья» от запущенных в коммерческий оборот иллюзий.
Жизнь для многих превратилась в игру, а игра воображения в иллюзорном виртуальном мире – в суррогат настоящей жизни.

Когда жизнь усилиями иллюзионистов превращается в игру, образы вечной жизни вытесняются иллюзорными идеями-идолами, о чём предупреждал «архитектор христианства» апостол Павел: «Не будьте также идолопоклонниками (греч. идололатри, лат. идолорум культорес, – с тем же корнем, что и в словах вид, видимость, идея) как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть (лат. ludere /людере)» (1Кор 10:7).

И появляется такое явление (именно что явление, а не понятие) как аллюзия. И не наверное неспроста, а явно что не просто…

Официально его значение определяется как «1) неявное, завуалированное упоминание о ком-чём-либо, затрагивание какой-либо темы с помощью намёка; 2) литературная стилистическая фигура, заключающаяся в соотнесении описываемого или происходящего с устойчивым историческим понятием или крылатым выражением».

Обозначающее это явление слово – так же от лат. alludere – «подшучивать, намекать». Корневая основа та же – *ludere «играть», как и у ludicrous – «курьёзный, нелепый, смехотворный, смешной». Аллюзию от иллюзии отличает только начало – префикс. У иллюзии это il- «внутри», у аллюзии это al- «приближение».
Приближение к игре… Но к какой игре, ибо игра игре рознь… Аллюзивный смысл в чём? Не в самой же игре, так как игра тут – это несерьёзно, что следует из приведённой семантики сего понятия/явления. А в аллюзии как в явлении много неразработанных аспектов… Косвенные, не прямые аргументы могут сами приводить к образованию иллюзий, так и наоборот – раскрывать глаза на ошибочность или иллюзорность чего-то. 
И уже нет смысла в иллюзорности аллюзии, но есть в аллюзии иллюзорности…

Такое же потенциальное воздействие кроется в слове с тем же «приближением» al- – аллегории.
По определению В.И. Даля, аллегория – это «картина, изваяние в переносном смысле; притча, картинное, чувственное изображение мысли. Весь вещественный, чувственный мир не иное что, как иносказание, по соответствию, мира духовного» (Словарь живого великорусского языка).
А сочетание семантики корней порождает единое представление: «весь видимый мир – это иносказание об ином, духовном мире». Каждая видимая вещь – это частица аллегории, иносказания, повествующего о духовном мире.

Помогут ли нам аллюзии с аллегориями против иллюзий? Сами по себе конечно нет. Но как ни крути – красиво.
В со-творённом множественном мире имеет значение со-единение. Со-единение смыслов, устремлений, действий. Имеет значение, а не «играет роль»…


Рецензии