Маленький эпизод большой войны
В свой последний поход подводная лодка под командованием 26-летнего капитан-лейтенанта Ганса Германа Зайделя вышла из Нарвика 27 июня 1944 года. Она участвовала в группе подводных лодок «Трутц». Такие группы подводных лодок получили название «волчьих стай».
Эта «волчья стая» должна была атаковать британские корабли, возвращавшиеся в Скапа-Флоу после неудачной попытки потопить германский линкор «Тирпиц» в рамках операции «Талисман».
Но англичане это предвидели и активизировали свои патрульные полеты в этой части морской акватории. Одним из таких патрульных самолётов Consolidated PBY Catalina Y, или попросту «Каталина», был самолёт 24-х летнего Джона Александра Крукшенка из 210-й эскадрильи британских королевских ВВС.
Джон в 19 лет, когда началась Вторая мировая война, добровольно поступил в армию. Прошёл обучение в Канаде и США. В Англии получил звание лейтенанта.
Экипаж самолёта насчитывал одиннадцать человек. 17 июля самолёт патрулировал морскую акваторию к западу от Нарвика уже в течение нескольких часов, когда наблюдатель в 21:45 на экране радара заметил цель в 40 милях от самолёта.
Он доложил об этом Джону Крукшенку, который направил свою летающую лодку в направлении цели. Через пятнадцать минут обнаружили подводную лодку, и Крукшенк немедленно перешел в атаку, чтобы дать подводной лодке как можно меньше времени для обороны.
Но к горькому разочарованию экипажа, замки сброса не сработали, и глубинные бомбы остались висеть под крыльями. Командир «Каталины» понимал, что идти на второй заход крайне рискованно, поскольку элемент внезапности был утрачен.
Тем не менее, Джон Крукшенк решил повторить атаку. Он направил самолёт на подводную лодку на бреющем полёте. На этот раз капитан-лейтенант Ганс Зайдель и его артиллеристы подготовились и встретили англичан точным и сильным зенитным огнем из двух спаренных зенитных автоматических орудий.
Но глубинные бомбы на этот раз сбросили. Джон всё точно рассчитал: бомбы взорвались рядом с подводной лодкой и потопили ее. Все 52 члена экипажа подводной лодки погибли.
Пострадала и «Каталина»: снаряды попадали в самолёт. В средней части самолёта вспыхнул пожар, но его быстро потушили. В носовой кабине всё было хуже: штурман Джон Диксон был убит, остальные ранены.
Джон Крукшенк получил 72 ранения осколками в грудь и ноги, из них два серьезных ранения в легкие и десять проникающих ранений в ноги. Он быстро потерял много крови. Его перенесли в хвостовую часть самолёта, где оказали первую помощь.
Самолёт вёл второй пилот сержант Джек Гарнетт, который был легко ранен.
Повезло третьему пилоту Яну Фиддлеру, его не зацепили осколки, но это был его первый боевой вылет.
Крукшенк знал, что его тоже раненый второй пилот был ещё недостаточно опытным лётчиком, он ни разу не сажал «Каталину».
Поэтому Джон отказался от инъекции морфия, чтобы сохранить ясное сознание. Когда самолет приблизился к базе в три часа утра после пяти часов полета, Крукшенка принесли в кабину лётчиков и посадили в кресло. Он вновь принял командование.
Было еще темно, и командир решил, что немедленная посадка будет слишком большим риском для всего экипажа. Понимая, что ему необходима экстренная медицинская помощь (он едва мог дышать), Крукшенк в течение часа кружил над базой, прежде чем он и сержант Гарнетт посадили на воду самолёт с первыми лучами солнца.
К «Каталине» на катере подошли медики. За это время Крукшенк потерял столько крови, что был без сознания. Ему сделали первое переливание крови там же, в кабине.
Потопление подводной лодки создало брешь в «волчьей стае», благодаря чему британская штурмовая группа смогла безопасно вернуться в Скапа-Флоу.
Второго пилота Гарнетта наградили медалью «За выдающиеся летные заслуги», а 17 сентября 1944 года Крукшенка удостоили высшей британской награды за храбрость — Креста Виктории.
По состоянию здоровья он не мог служить в авиации. Его уволили из Королевских ВВС в сентябре 1946 года. Джон Крукшенк до армии был клерком в банке. После увольнения он продолжил свою банковскую карьеру. Джон вышел на пенсию в 1977 году.
И самое удивительное: 20 мая 2023 года Джон Крукшенк отпраздновал свой 103-й день рождения открытием мемориальной доски в своем родном городе Абердине в Шотландии,
а в марте 2024 года Крукшенку вручили медаль за эффективность полётов, которой его наградили семьдесят лет назад, но почему-то в то время забыли вручить.
На фотографии: Джон Крукшенк
Свидетельство о публикации №225012201116
Да, действительно впечатляет, как обычный человек — клерк в банке — может проявить такую невероятную храбрость и решимость в экстремальной ситуации.
Спасибо Вам за замечательную историю.
А моя племянница закончила университет в Абердине.
Всего Вам доброго!
С уважением и теплом, Ирина.
Ирина Вебер 2 20.11.2025 19:58 Заявить о нарушении
В Англии я был, но не побывал, не получилось - там, где больше всего хотелось побывать, - в Портсмуте.
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 20.11.2025 22:29 Заявить о нарушении