Алатырь-камень

         С Неба раздастся Пророчества плач,
         Готовя решение хитрых задач…
                Мишель де Нотрдам
        ___________________________________


...

   - Дорогой мой «софист», так, когда же наконец, вы поделитесь своими «фантазиями» на тему Свободы Воли?

   Так начал Прокуратор их следующую беседу с Путником. У Путника были другие планы на эту беседу, но в этот раз он решил уступить Илье Андреевичу.

   - Ну если вы вспомнили об этом, то давайте сегодня с этого и начнём беседу. Хотя в прошлый раз я вам рассказал о «негативных» сторонах христианства и сегодня хотел рассказать о позитивных сторонах. Но поверьте пока мне на слово, что позитива в истинном Учении Христа гораздо больше, а «негатив» в сегодняшнем христианстве — это конечно «ужас», но всё-таки не «Ужас! Ужас! Ужас!».

   Уважаемый Илья Андреевич, давайте начнём с того, что вы выскажете своё мнение на вопрос о природе Свободы Воли Человека.

   - Извольте. И так, Свобода Воли в различных трактовках:

Библия - Свобода воли как выбор между добром и злом (Бытие 2:16-17)

Августин Блаженный (354–430) - После грехопадения воля человека пострадала от греха, и он склонил голову к злому. Однако свобода воли сохраняется, и человек может стремиться к добру, если Бог предложит ему помощь. (De Libero Arbitrio - «О свободной воле»)

Томас Аквинский (1225–1274) – Развивал идеи Августина. Человек свободен, когда его воля подчинена разуму и направлена к высшему благу, то есть к Богу. (Summa Theologica - «Сумма теологии»)

Имануил Кант (1724–1804) Истинная свобода — это подчинение своей воли моральному закону, который диктует разумом. («Критика практического разума»)

Фридрих Ницше (1844–1900) Свобода воли как моральная иллюзия — я, но человек свободен, когда он сам утверждает свои правила и создаёт новые ценности. («Так говорил Заратустра»)

Жан-Поль Сартр (1905–1980) Свобода — это естественное свойство человеческого существования. Человек не предопределен ни Богом, ни природой, он полностью ответственен за свои действия и за создание смысла своей жизни. («Бытие и ничто»)

   - А Предопределённость?

   - Дам аналогично, несколько версий детерминизма:

Ислам. Есть такое слово «Кадар», что значит «судьба», «определение».
Согласно исламскому вероучению, всё, что происходит в мире, уже предопределено Аллахом. Это выражается в высказываниях: «Все уже написано в Книге» (имеется в виду Ляух аль-Махфуз — Хранимая Скрижаль).
В Коране сказано: «Воистину, мы создаем каждую вещь по предопределению» ( Коран 54:49 ).
Однако ислам также признает свободу воли человека в пределах предопределенного. Человек сам выбирает между добром и злом, но Аллах уже знает, какой выбор он сделает.
Основная идея: судьба человека предопределена, но его личная ответственность за выбор остается.

Стоики. Предопределенность неизбежна, но принятие судьбы ведет к внутренней свободе. (Марк Аврелий, «Размышления»)

Августин Блаженный (354–430) Бог знает всё наперёд, но человек ответственен за свои действия. («О граде благословений»)

Жан Кальвин (1509 - 1564) Жёсткое предопределение спасения и осуждения. (Кальвинизм)

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677) Всё подчинено Необходимости. Свобода — это осознание этой необходимости. («Этика»)

Пьер-Симон Лаплас (1749–1827) Если бы был такой разум, что он мог бы знать все законы природы и все начальные состояния Вселенной, то он мог предсказать каждое событие, от движения планеты до человеческого шага.
Лаплас писал: «Для такого разума не было бы ничего неизвестного».
Основная идея: всё во Вселенной строго определено законами физики. («Лапласовский демон»)

Фридрих Ницше (1844 – 1900) В своей концепции вечного возвращения доказал, что все события во Вселенной повторяются бесконечное число раз.
С точки зрения Ницше, это возлагает на человека ответственность за свои поступки, так как он должен принять их вечное повторение.
Основная идея: фатализм не отменяет смысла жизни, а наоборот, требует его полного принятия. («Так говорил Заратустра»)

   Путник довольно потёр руки. Прокуратор насторожился. Зная манеру поведения Путника, он понял, что тот сейчас опять начнёт чудить.

   - Дорогой Илья Андреевич, сообщу вам, что ваши научные познания и солидны, и основательны. Я же как человек более приземлённый расскажу вам детскую сказку.

   Едет-едет удалой богатырь - добрый молодец дорогою, подъезжает к перепутью. А на том перепутье стоит Алатырь-камень. Да на камне на том высечено: «Направо пойдёшь - коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь.»

   Назад ворочаться не в его правилах – «то не честь, не хвала, добру молодцу». В общем «дать заднюю» - не вариант.

   И вот, разрешите вам представить всей красе и Свобода Воли, и Предопределённость. Свобода Воли – это Свобода Выбора на Жизненном Перепутье. А Предопределённость – это то, что ты получишь после того, как сделаешь свой выбор. А назад вернуться нельзя, так как: «Жизнь невозможно повернуть назад. И время ни на миг не остановишь.»

   Другими словами, и на другом примере. Есть развешенная на подпорках для просушки рыболовная сеть. Можно и сетка-рабица на заборе, но вспоминая

   (от Матфея 4:18-20):

18  Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,

19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

   Поэтому пусть будет рыболовная сеть. Когда её вяжут, то завязывают узлы, и в узле как бы сходятся 4-е верёвки. Вот ползёт муравей по какой-то верёвке, доползает до узла и делает выбор, куда ему дальше ползти. Дополз до следующего узла и снова выбор. А между узлами – предопределённость.

   Фирс решил подначить Путника, за его любовь к фольклору и сказал.

   - Есть похожий анекдот, и там есть такая фраза: «А прямо пойдёшь - в камень упрёшься».

   Но тут как всегда, получил в ответку.

   - Кстати! Хорошо, что напомнили про камень. Само название камня - Алатырь-камень (латырь, бел-горюч камень, синий камень, алабор, алабырь) — в русских средневековых легендах и фольклоре священный камень, «всем камням отец», пуп земли, содержащий сакральные письмена и наделяемый целебными свойствами.
Часто упоминается в русских заговорах, главным образом, приворотных, любовных, как «сила могучая, которой конца нет».

   В стихе «Голубиной книги» алатырь ассоциируется с алтарём, расположенным в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования. Камень наделён целебными и волшебными свойствами. В духовных стихах описывается, как «из-под бел-алатырь-камня» вытекает чудесный источник, дающий всему миру «пропитание и исцеление». Алатырь охраняют мудрая змея Гарафена и птица Гагана.

   Алатырь - это символ «алтаря» - на алтарь кладут жертву. То есть при выборе тот, кто выбирает, тот чем-то и жертвует.

   «Направо пойдёшь - коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь.»

   В обычной жизни также, если больше работать, чтобы больше заработать денег, то меньше будешь уделять внимания семье, больше играть в компьютерные игры – меньше учиться и так далее. Всегда в любом решении есть свои «плюсы» и «минусы». Одно приноситься в жертве другому.

   Один Профессор на Семинаре объяснял процесс выбора в «зоне Z» - так он называл зону неопределённости, состояние кризиса, момент принятия волевого решения. В жизненном цикле любой системы есть определённые фазы, поэтому, после выхода на «плато стабильности», неизбежно наступает зона кризиса. Из кризиса есть три основных пути выхода:

1-й – распад системы, естественный процесс - для этого ничего делать не нужно;

2-й – остаться на том же уровне, но поскольку ресурс системы исчерпаем, то необходимо постоянно добавлять в эту систему новый ресурс для поддержания стабильности;

3-й – выход в развитие. На этом принципе строится модель «бескризисной деятельности» или модель «перманентного развития». «Бескризисной» - понятие условное, так как кризис в такой модели специально устраивается «преждевременно», и при этом ресурс такой системы ещё полностью не выработан. Но всё равно этот выход «В Верх» наиболее затратен.

   Поэтому: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» - как писал Льюис Кэрролл.

   Выбор и ВЫБОР это две большие разницы. Почему в сказках именно богатырь? Потому, что сделать свой выбор зная результат наперёд – это нужно иметь мужество.

   Результат уже ему заранее известен – высечен в камне. Тут возможны различные трактовки – от рассказчика зависит. Если под конём имеется ввиду материальное состояние, то нужно себя спасти (спасти свою душу), а коня (материальное) погубить. Если имеется ввиду, что себя погубить – это отказаться от своей животной природы, а сделать акцент на божественной составляющей (как это делают монахи) то нужно так поступить. Спасти коня в данном варианте означает, что богатырь никого кроме себя не подвергает опасности.

   В таком варианте, когда богатырь согласился «себя погубить» и едет по соответствующей дороге он проходит испытания и сам остаётся жив и конь его цел. Это означает, что «погубив» своё животное начало он становиться свободным от воздействия мирского и материальные блага на него не оказывают влияния, поэтому он может владеть и конём, и другими богатствами в любом количестве, без вреда для своей души. В буддизме это называется состояние «мокша» или «мукти».

   Пример самого большого мужества Выбора в Истории.

   (от Матфея 26:39)

   И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты.

   То как делать жизненный выбор каждому человеку сейчас хорошо описано в Трансерфинге у Вадима Зеланда. Я же свой Выбор сделал ещё в довольно молодом возрасте и сознательно отказался от Личной Свободы Воли.

   Прокуратор искренне удивился, услышав последнюю фразу. Он подсознательно понял, что нащупал «то самое». И не подавая виду он обычным голосом спросил.

   - Что значит, что вы отказались от Личной Свободы Воли?



Рецензии