Фантастический полет Хрущева

Вертикальная карьера Хрущёва мало кого смущала, на эту деталь обычно не обращают внимания и сегодня. Просто потому, что, типа, «революция» сделала такие карьеры нормой.

В принципе, да: Ленин из гонзо-журналиста шагнул сразу в премьер-министры, кагал менее успешных писателей, утверждённых в Европе, осел окрест, в его кабинете.

Но.

Хрущёв в революции никак не участвовал (хотя, по возрасту мог), да и в партию вступил только в надкритическом 1918, а потом даже оказался в критических рядах сторонников Троцкого. Но в 1929 стрёмного мужичка (ему 35, и полжизни, вдобавок засиженной троцкизмом, уже прожито) неожиданно схватили и поволокли по ступенькам... на самый верх! И быстро. Из биографии видно, как заплетались ноги, но какая-то сила неутомимо протащила его по распальцовке секретариатов, советов, исполкомов, бюро и президиумов. Оппортунизм ему припоминали, но почему-то шутя. Другим и не такое выходило расстрелом.

Но мелкопоместная должность, которую занимал Хрущёв до того, смущать не должна.

В предыдущей статье о сабже ("Умный Хрущёв") я написал, как было. Со слов самого Хрущёва всё очень коротко:

"...в Юзовке мне сказали: – Надо идти на партийную работу, потому что это сейчас главное".

Тут нельзя сказать, мол: коротко и ясно. Не ясно.

Ну, проясню.

Юзовка – оно же впоследствии «Сталин», «Сталино», «Донецк». Это как раз ясно. Плохо помнят основателя Юзовки, британского подданного (валлийца) Хьюза, то есть, Юза.

Когда много позже Хрущёв ехал из Портсмута в Лондон, он попал прямиком... в свою юность. Те же краснокирпичные домики, увитые зелёным плющом, мимо которых он подростком бегал играть в... футбол. «Чего я в этой их Англии не видел... Всё, как у нас...» Так потом и писал.

[Тут уместно чуть прерваться и задуматься на минутку над 2014. В ту годину от польско-американской Украины разом откололись места исторического британского присутствия: Крым, Донецк и... Луганск был основан шотландским вояжёром ещё при Екатерине II, так что, попросту говоря, две мятежные столицы новоиспечённых государств сделали некогда британцы, а мы знаем, как трепетно относятся англичане к принципу историзма. Ну, на правах, так сказать, хозяев и... Кстати, когда февралисты возвеличили хьЮзовку в статус города, при этом торжественно присутствовал британский консул.)]

А что до Хрущёва в 1908+... Взяли, в общем, футболиста 1) в оборот 2) на карандаш. Заскакал паренёк мячиком по чужим делам: листовки, забастовки... А чел был, кстати, высокооплачиваемым спецом по основному месту работы. Тут неясность, конечно, что причина, а что следствие. Но в костюме мог ходить. Да и ходил.

Я далёк от утверждения, что юный Никита Хрущёв был как завербован англичанами, так и остался, – и вдобавок ключевую роль в этом сыграла его странная сожительница Нина Кухарчук, исчертившая всю страну своими подозрительными индивидуальными перемещениями. Очень далёк.

Но.

Как люди умеют играть в преферанс «с болваном» я описывал на примере, скажем, М. М. Сперанского (статья "Эсперанто Сперанского"). Или, того же Сталина, который всплыл из планетарно важного кластера Баку – Батуми. А что такое Донбасс в конце XIX – начале ХХ века? По значимости почти как Баку. Попросту – Рур-2. Только, как бы не круче. Объект экспансии не только англичан, а и французов и бельгийцев и пр. Было, в общем, где развернуться промышленному рэкету, саботажу, поджогам...

Людей ведут с детства или юности, а то и с рождения. И тянут цепко, а наиболее ведомых двигают по вертикали. Дают и семейный подряд. Ведут не на привязи, а под локоть, как полисмен пьяного эсквайра домой. Тому и самому нужно домой, но всё время хочется отклониться в паб. А полисмен его вежливо, но твёрдо направляет, защищает от гопников, шагай-шагай, киндер, кюхе... Кухарчук к жене. А наутро чел встал, натянул портки до плеч... «Кто молодец? – Я молодец!»

Так потом и ушло в мемуар.

Отсюда – советское чудо, как у совписов. Не умел писать – и вдруг «проснулся знаменитым»: член всех советов, лауреат, депутат, богач. А потом бывало, что вдруг и «проснулся талант». Просунулся.

Так и Хрущёв: ничего нет, но щёлкнули напёрстки, и парень, контролировавший гоп-истеблишмент Сталино, оказался у настоящего Сталина. Можно представить себе хохот модераторов. Сталино-Юзовка-Хьюзовка... Сталин-Джугашвили-Хьюгошвили?..

35-летний Хрущёв, прибыв в столицу из ж..ы мира (ну, как бы) вмиг построил промакадемиков, то есть, ржачную коллекцию митрофанушек, собаку съевших на политиканстве кухарного ранга, кто кому плюнул в суп. Как так? Выбрали. Его проваливали раз за разом, но его кандидатура всякий раз вновь и вновь на голосовании всплывала. Каким образом? Оказывается, вместе с капитаном прибыла целая команда футболистов/клакёров/фанатов. Поколотили местных, хамливых, но умеренных чистоплюев. Чего? «Судью на мыло?» Взяли – и пустили их самих в прямом смысле на мыло.

Так что Промакадемию Хрущёв не окончил, а прикончил. (Промакадемия была равна царскому реальному училищу, но это номинально. Реально – гимназия до физики Краевича.)

Но полуночные заседания партактива дали сформировать легенду. Дальше вообще объяснения в духе 5000-летней китайской мудрости: любая дорога течёт от порога; работал и скопил. «Не, ну чё сразу канделябром! В прикупе два туза! И вам потом пофартит!»

Как Хрущёв стал членом ЦК, он и сам не понял. Открыл циркуляр – а фамилия уж там. Потом такое случалось регулярно, включая последний съезд и пленум. Тогда у мужичков, наконец, взыграло и они принялись яростно выяснять друг у друга, кто именно составлял список верхушки ЦК и его бюро, небрежно извлечённый Сталиным из кармана. Интересно, что ни у кого не возникло сомнений в том, что Сталин сам без чужой помощи 25 приближённых назвать был не в состоянии. Чел в сортир не ходил без подсказки (это буквально, орал на служивого, почему тот с ним раз не пошёл). Не из-за физической немощи, – подумаешь, чуть сухая рука... а так...

Металлурга Хрущёва нефтяник Сталин тронуть не посмел. И его жену тоже.

В общем, обе статьи о Хрущёве – не о Хрущёве. А то многие пишут, что Хрущёв сделал много доброго. Это так, Хрущёв в рамках фальшивой экономической системы честно пытался обратить курью избушку советского государства передом к простому человеку, но социализм с человеческим лицом являлся людям СССР злым клоуном. Потому что социализм – технология чужая, вражеская (она вообще-то даже не совсем человеческая). Любой нищеброд во сне может быть богачом. Но в рамках системы, грубо нарушающей естественный баланс индивидуализма и коллективизма в человеке, иных побед, кроме хрущёвских, было невозможно.

Но за пределами этих технологий никаких сталиных и хрущёвых вообще не существует.

Окончание в статье "Хрущёв минус Жуков"


Рецензии