Как писать рецензии? Продолжение

  Год назад я опубликовал заметку о том, как на сайте "Проза.ру" авторы и читатели пользуются представленной администрацией сайта возможностью написать рецензию на прочитанное произведение. Среди полученных откликов на эту заметку был и такой:

  Николай, Вы бы трафаретку какую или образец написания рецензий показали, что ли. А так задавать вопросы, как мы живём, куда катимся и как с этим бороться? — это мы все умеем.
С уважением,

Лысенко Светлана   21.01.2024 18:46

  Сегодня, читая биографию Л.Н.Толстого, обратил внимание на некий вариант рецензии, выразившейся в виде письма Александра Васильевича Дружинина Льву Николаевичу Толстому после прочтения повести "Юность".

  А.В. Дружинин русский писатель, литературный критик, переводчик Байрона и Шекспира, с 1947 года публиковавший в журнале "Современник" свою прозу и литературно-критические статьи. Был особенно дружен с Толстым в середине 50-х годов.

  Возвращаясь к пожеланию Светланы Лысенко, иметь образец написания рецензии, предлагаю это письмо:

  «О «Юности» надо написать двадцать листов. Я читал ее с озлоблением, с криками и ругательствами — не по случаю литературного ее достоинства, а по случаю тетради и почерков. Это смешение двух рук, знакомой и незнакомой, отвлекало мое внимание и мешало толковому чтению. Будто два голоса кричали мне в ухо и нарочно меня сбивали, и я знаю, что оттого впечатление не имело должной полноты.

  Однако, скажу вам, что смогу. Задача ваша ужасна, и вы ее выполнили очень хорошо. Ни один из теперешних писателей не мог бы так схватить и очертить волнующийся и бестолковый период юности. Для людей развитых ваша «Юность» доставляет великое наслаждение, и если кто вам скажет, что эта вещь хуже «Детства и Отрочества», тому вы можете плюнуть в физиономию. Поэзии в вашем труде бездна — все первые главы превосходны, только вступление сухо, до описания весны и выставления рам. Потом превосходен приезд в деревню, перед тем описание семейства Нехлюдовых, объяснение отца пред вступлением в брак, главы «Новые товарищи» и «Я проваливаюсь».

  От многих глав пахнет поэзией старой Москвы, никем еще не подсмотренной, как должно. Кучер у барона З. удивителен (я все говорю с точки зрения понимающих людей). Некоторые главы сухи и длинны, — например, все договоры с Дмитрием Нехлюдовым, изображение отношений к Вареньке и та, где говорится о семейном понимании. Длинна также пирушка у «Яра» и перед ней визит графа с Иленькой. Рекрутство Семенова нецензурно.

  Рассуждений не бойтесь, — они все умны и оригинальны. Есть у вас поползновение к чрезмерной тонкости анализа, которое может разрастись в большой недостаток. Тогда вы готовы сказать: у такого-то ляжка показывала, что он желает путешествовать по Индии. Обуздать эту наклонность вы должны, но гасить ее не надо ни за что на свете. Вся ваша работа над своим анализом должна быть в таком роде. Каждый ваш недостаток имеет свою часть силы и красоты, — почти каждое ваше достоинство имеет в себе зернышки недостатков.

  Слог ваш совершенно подходит к этому заключению; вы сильно безграмотны, иногда безграмотностью нововводителя и сильного поэта, переделывающего язык на свой лад и навсегда, иногда же безграмотностью офицера, пишущего к товарищу и сидящего в каком-нибудь блиндаже. Наверно можно сказать, что все страницы, писанные с любовью, у вас превосходны, — но чуть вы холодеете, у вас слог пугается, и являются адские обороты речи. Поэтому места, писанные с холодностью, надо бы просмотреть и выправить. Я пробовал было выправлять местами и кинул, — эту работу только вы сами можете и должны сделать.

  Главное только — избегайте длинных периодов. Дробите их на два и на три, не жалейте точек… С частицами речи поступайте без церемонии, слова что, который и это марайте десятками. При затруднении берите фразу и представляйте себе, что вы ее кому-нибудь хотите передать гладким, разговорным языком.

  Пора кончить, а надо бы говорить еще много, много. Для массы читателей мало развитых «Юность» понравится гораздо менее, чем «Детство и Отрочество». За эти две вещи говорит их малый объем и некоторые эпизоды, вроде рассказа Карла Ивановича. Самый пустой человек хранит несколько детских воспоминаний и радуется, когда ему истолковывают их поэзию, но период юности (той смутной и нескладной юности, обильной щелчками и унижениями, которую вы перед нами раскрываете) обыкновенно затаивается в душе, а оттого меркнет и забывается.

  Приблизить ваш труд к пониманию масс можно весьма долгим трудом, двумя-тремя забавными эпизодами и т. д., но сделать его совершенно по вкусу большинству всему — едва ли кто может.

  По замыслу и по сущности труда ваша «Юность» будет гастрономическим куском лишь для людей мыслящих и чующих поэзию.

  Уведомьте, переслать ли вам рукопись или отдать ее Панаеву. Ею вы не сделали огромного шага в какую-нибудь новую сторону, но показали, что в вас есть и чего еще от вас дождешься».

P/S  На иллюстрации групповой портрет русских писателей — членов редколлегии журнала «Современник»,
 Верхний ряд: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович; 
нижний ряд: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев,  А. В. Дружинин, А.Н. Островский. (1856)


Рецензии
Стало интересно! -Как отреагировал на это письмо граф?
Поблагодарил? Молча принял к сведению? Бросился немедленно редактировать и править?
Или, как абсолютное большинство авторов этого сайта впал в амбиции и начал орать, что именно так и никак не иначе ему продиктовал Бог и Муза в лице Бога, нечего лезть с советами к писателю не тебе чета, что у него на это произведение уже не одна сотня рецензий и все они похвальные, а тут умник нашелся, у которого и читателей то в сотни раз меньше не говоря о похвальных отзывах, и вообще он член множества союзов, номинант,, автор нескольких книг напечатанных на бумаге и вообще таких умников он заносит в черный список, чтоб не портили настроение.
Часто встречаю произведения с настолько торчащими ошибками и несуразностями, что стыдно должно быть их не исправить, но авторы их не видят а читатели как будто не видят. А потому, что боятся ответной критики и потерять дружка взаимно-похваляльщика.

Недавно прочёл один не плохой по моему мнению рассказик, но всё впечатление испортило то, что автор (женщина ) по два-трт раза в строчке употребила слово "ДЕД" Думаю с полсотни этих "ДЕДОВ" на такой рассказик лишковато, но для десятков рецензентов это вполне нормально и даже талантливо.
Пусть я буду негодяем цепляющимся к мелочам, и не видящим за этими мелочами подлинного гения, но читать авторшу после такого лицемерия её поклонников и такого пренебрежения к этим поклонникам её самой я больше не буду.
Хотя -повторюсь, если подредактировать ошибки и огрехи как автор она на мой вкус интересна.
Я потому и редко пишу рецензии, что мимо явного брака пройти молча не могу, а любое, даже самое невинное замечание вызывает неприязнь и ненависть.
Хотя признаюсь и сам грешен неприятием критики.

Борис Дерендяев   23.01.2025 04:15     Заявить о нарушении
Граф отреагировал нормально. Поблагодарил и обещал к выходу отдельного издания учесть замечания по максимуму.
На мой взгляд, критические замечания помогают убрать то, что иногда не заммечает подзамылившийся глаз автора. Это же легко проверить, достаточно просто перечитать.

Николай Таурин   23.01.2025 10:24   Заявить о нарушении
Просто да не просто, Николай.
Некоторые воспринимают любые критические замечания, как покушение на своего, любимки ребёночка.
Особенно не восприимчивы в плане критики авторы которые на своих страницах призывают к критике.
"Конструктивная критика приветствуется!" Остаётся только понять, что для них конструктивная критика?

Борис Дерендяев   23.01.2025 10:57   Заявить о нарушении
"Жизнь — Театр, а люди в нем актеры"
Каждый за удобную маску прячется...

Николай Таурин   23.01.2025 12:44   Заявить о нарушении