35. Не каждое слово - зеркало, или о точности слов

"Не каждое слово - зеркало", или о значимости выбора слов для исследования
У меня больше нет вариантов типовых «неправильных вопросников».
Но есть желание еще раз обратить внимание на некоторые аспекты рекомендаций Кейти. Народная пословица "Не каждое слово - зеркало" дала подсказку: пригласить к разговору о значимости точного использования слов в убеждениях, которые мы формулируем для исследования.
Простое указание Кейти не использовать слова, смысл которых непонятен или неконкретен, почему-то далеко не всегда учитывают при заполнении вопросников. И тогда начинается «свободное плавание» в ответах на вопросы и особенно в переворотах.
Пример из моего опыта: клиентка исследовала убеждение «Она не должна быть меркантильной». Вот очень сложно шел процесс. Оказалось, что причина претензии была в другом: не в расчетливости и мелочности сестры, а в том, что она не должна быть жадной. После замены всего одного слова в убеждении все встало на свои места: истинные эмоции, реальные картинки из прошлого, а главное очень конкретные примеры в переворотах.
Работа Байрон Кейти вызывает интерес у тех, кто увлекается психологией, саморазвитием и другими духовными практиками. Поэтому очень часто моими партнерами или клиентами были и есть люди, продвинутые в теме самопознания. Заметила, как нередко они хотят исследовать убеждения с такими популярными понятиями, как личные границы, манипуляция, ресурс, внутренний ребенок, выгорание, внутриутробная травма и конечно осознанность.
И снова приведу слова Кейти: «Я люблю говорить: «Не пытайтесь перехитрить свою природу». Я имею в виду, что не нужно стремиться быть духовным; нужно просто быть честным. Это болезненно — притворяться более развитым, чем вы есть, брать на себя роль учителя, в то время как было бы добрее по отношению к себе оставаться учеником».
Использование обобщающих понятий, терминов мешает быть просто учеником. Приглашаю «раскручивать» сложные понятия и термины до простых слов.
Запомнился момент, когда клиентка исследовала убеждение «Я хочу, чтобы мой сын был осознанным». А сыну всего девять лет. Сначала вышли на такую причину недовольства: мама хотела, чтобы мальчик не отвлекался от решения задачи по математике. Когда «копнули» еще глубже, оказалось, что она хотела, чтобы он самостоятельно решил задачу. А в итоге стало понятно, что причина ее недовольства "отсутствием осознанности" у ребенка совсем другая: она хотела, чтобы он научился самостоятельно делать уроки и избавил ее от участия в этом процессе. Правда, эта замечательная мама предложила другой вариант убеждения "Сын не должен нарушать мои личные границы".
Если есть желание исследовать недовольство нарушением ваших границ, то спросите себя, как именно в тот конкретный момент он или она нарушили вашу границу? Для чего и почему он или она это сделали? И, конечно, конкретизируйте, где проходит граница и все, что вы понимаете под этой самой границей. Например: "Я хочу, чтобы он не нарушал мои личные границы", а именно: "Я хочу, чтобы он не обсуждал эту тему со мной", или "Он не должен звонить мне по рабочим вопросам после 19.00", "Мне необходимо, чтобы она не заходила ко мне в комнату без стука". Именно такие простые и понятные убеждения помогут находить конкретные примеры к переворотам, а главное подарят вам простые и эффективные рекомендации для проживания переворотов. Мама "неосознанного мальчика" поискала и нашла вот такое убеждение: "Я хочу, чтобы он не мешал мне заниматься моими делами". В тот момент маме надо было выполнить срочное задание начальника.
Когда кто-то манипулирует вами, то вспомните конкретную ситуацию и поищите истинную причину такого поведения «осуждаемого»: что он пытался получить от вас, что он не хотел делать сам, почему не получилось договориться, почему вы согласились с ним. И уже после этого осудите манипулятора за очень конкретные действия в очень конкретном моменте.
"Он лишил меня ресурса". Быть в ресурсе — это ощущать себя полностью заряженным, быть уверенным в своих силах и способным справиться с любым вопросом. Может быть, будет для вас проще и понятнее исследовать мысли о том, что "Он лишает меня уверенности в моих силах", "Он мешает мне справиться с задачей", "Он не верит в мои способности" и т.д.
Не рекомендуется использовать идиомы в убеждениях. Идиома - это выражение, словосочетание, которое в сумме означает нечто совершенно иное, чем входящие в него слова по отдельности: «спустя рукава», «очертя голову», "каша в голове" и другие. Не усложняйте процесс исследования - упростите убеждение, переведите эти идиомы на общеупотребимые слова. Поэтому приглашаю вас не бросаться в исследование "очертя голову", для этого разберитесь с "кашей в вашей голове", чтобы исследование не прошло "спустя рукава".
И еще одно напоминание от Кейти: «Очень важно не позволять эго расширять убеждения, если это возможно. Поэтому приглашаю их сокращать. Ты знаешь, что ты имеешь в виду».
Клиентка захотела исследовать такое убеждение: «Я хочу, чтобы он сказал, что он хочет, чтобы я не страдала из-за его поступков». Мое предложение сократить убеждение не было принято. Наблюдала за процессом и видела, как ей было сложно отвечать на вопросы - мозг зависал от двух "хочу", "сказал", "страдать" и многих "поступков" , а в переворотах мы запутались обе – это был настоящий лабиринт. Но в итоге получили прекрасный опыт - вот такие убеждения точно не надо исследовать. На следующей встрече она исследовала такое убеждение: «Его поступок делает меня несчастной».
Стоит ли сопротивляться тому, что нам говорит Кейти? Разве у нас есть причины не доверять ее колоссальному опыту? Я себя хвалю, что достаточно быстро отказалась от желания изменить то, в чем тогда ну совсем не разбиралась. И стала строго следовать ее простым указаниям. Именно в этом увидела пользу для себя!!! Уверена, что именно это реально помогло решить очень много проблем в моей жизни. Хотя и сейчас бывают срывы, бывают конфликты. Но есть способ выхода из стресса. Ну зачем что-то придумывать, когда для тебя мастер создал реально работающую практику.
Использую прием из старого анекдота, когда бабушка говорит своему внуку: «Теперь, мой дорогой, перечисли те слова, которые ты не должен говорить». А я предложу вам повторить описание тех действий, которые точно не стоит совершать.
ЧТО нужно сделать при заполнении вопросника,
чтобы он не был глубоким и не привел к желаемому освобождению от стресса:
- осудить себя, а не другого;
- не заполнять ОБС из микроцентра момента;
- не концентрировать свое внимание на одной болевой точке из момента;
- быть недостаточно честным и искренним при заполнении ОБС;
- заполнять ОБС с мотивом - для достижения желаемой цели;
- исследовать факт, а не подлинные реакции на него;
- использовать обобщения (всегда, никогда, постоянно);
- «втиснуть» в один вопросник все проблемы в отношениях;
- заполнить вопросник на предполагаемые события (на будущее);
- использовать сложные предложения;
- использовать слова, смысл которых не конкретен (осознанность, духовность, мораль, нравственность…) или непонятен.

Ну вот пока все о типичных неточностях в заполнении вопросников. Дальше расскажу о тех приемах в заполнении вопросников, которые использую сама и предлагаю участникам моих вебинаров.


На фото: Татьяна Трунспергер и мои "одноклассники" в 9-дневной Школе Байрон Кейти в Германии: Наташа Малиновская, Юля Ивлиева, Юра Токарев и Мария. 2017 год.

Продолжение http://proza.ru/2025/01/27/1510


Рецензии