Человек с яхты
Сценарий киноэтюда
Логлайн
Человек может думать, что всё, что было у него в жизни, безвозвратно унесла река времени, как вдруг случайная встреча оборачивается откровением.
Синопсис
Девушка, увлекшись фотосъемкой, случайно забредает на территорию яхт-клуба. Ее останавливает хамоватый охранник, прельщенный ее юностью и красотой. Владелец яхты, наблюдающий эту сцену с палубы, приглашает девушку на судно. Та соглашается прогуляться на яхте. Из беседы между персонажами выясняется, что герой оказался в этой гавани с целью навестить женщину, с которой был когда-то связан, но недавно узнал, что ее нет в живых.
_______
ПЕРСОНАЖИ
ДЕВУШКА, 17 лет
ОХРАННИК, 33 года
КАПИТАН, 63 года
ВЛАДЕЛЕЦ ЯХТЫ, 50 лет
Мостки городского яхт-клуба. Душный полдень. Небо затянуто облаками. Звуки доносящейся из репродуктора популярной песенки.
На мостках, опустив ноги в воду, сидит мужчина лет пятидесяти, поджарый, небольшого роста. На нем туристская кепка с якорем на кокарде, вылинявшая штормовка камуфляжной раскраски и закатанные до колен древние джинсы. Это капитан яхты. Он клюет носом и, время от времени, когда его одолевает сон, вздрагивает, рискуя свалиться в воду.
На верхней палубе лицом к набережной сидит за столом владелец яхты. Одет в футболку с растянутым воротом и льняные мятые шорты. На столе — едва початая бутылка коньяка, чистый пустой бокал, тарелка с нарезанными яблоками. Ветерок шевелит страницами раскрытой книги.
Владелец наблюдает за девушкой, фотографирующей что-то над собой.
Та настолько увлечена съемкой, что не замечает, как оказалась на территории яхт-клуба.
Со спины к ней приближается охранник, детина в тельняшке. Подойдя, он берет девушку за плечи. Та, едва не выронив камеру, вздрагивает.
ОХРАННИК. Частная территория!
ДЕВУШКА. Что?
ОХРАННИК (с ухмылкой). Кто раз сюда пришел, выйти не сможет.
ДЕВУШКА. Что вам нужно?
ОХРАННИК. А что может быть нужно мужчине от красавицы?
ДЕВУШКА. Руки уберите.
ВЛАДЕЛЕЦ. Пропусти. Это ко мне.
ОХРАННИК (сдувшись). А-а-а… так бы сразу и сказали…
ВЛАДЕЛЕЦ (Девушке). Прошу вас, проходите. (Капитану). Слава, встреть барышню…
Девушка, смерив охранника победным взглядом, убирает камеру в сумочку и идет к яхте.
Капитан поднимается ей навстречу.
КАПИТАН. Милости просим!
Девушка подходит к яхте.
КАПИТАН. Придется переобуться. (Подает шлепанцы.)
ДЕВУШКА. Это такой порядок?
КАПИТАН. Точно!
ДЕВУШКА (переобувается). А вы, простите, кто?
КАПИТАН. Капитан.
ДЕВУШКА. Настоящий?
КАПИТАН. А то!
Владелец спускается с палубы и подает девушке руку. Проводит ее в кают-компанию.
ДЕВУШКА. Как здесь красиво!
ВЛАДЕЛЕЦ. Не боитесь?
ДЕВУШКА. Вы же ничего дурного мне не сделаете?
ВЛАДЕЛЕЦ. Я-то нет, но люди разные бывают.
ДЕВУШКА. Я знаю. Просто вы выглядите надежнее, чем тот обормот в тельняшке.
ВЛАДЕЛЕЦ (смеется). Вам виднее. Хотите поплавать?
ДЕВУШКА (не сразу). У меня нет с собой купальника.
ВЛАДЕЛЕЦ (так же благодушно). Ну, во-первых, купальник уместен на пляже, а во-вторых — я приглашаю вас пройтись на яхте.
ДЕВУШКА (с жаром). Я никогда не плавала на яхте! Но… но у меня вечером занятия…
ВЛАДЕЛЕЦ. В котором часу?
ДЕВУШКА. В шесть.
ВЛАДЕЛЕЦ. А пропустить нельзя?
ДЕВУШКА (после паузы). Можно.
ВЛАДЕЛЕЦ. Вот и прекрасно! Поднимайтесь на палубу.
ДЕВУШКА. Вам не странно, что я так быстро соглашаюсь?
ВЛАДЕЛЕЦ. Не знаю. Я вообще-то мало кого приглашаю. То есть никого.
ДЕВУШКА. Что-то в вас есть такое…
ВЛАДЕЛЕЦ. Какое?
ДЕВУШКА. Как будто я вас видела раньше.
ВЛАДЕЛЕЦ. Вряд ли. В последний раз я был в этом городе сто лет назад.
ДЕВУШКА. Значит, бывали все-таки?
ВЛАДЕЛЕЦ. Вас, пожалуй, тогда еще на свете не было.
ДЕВУШКА. Значит, у меня дежа-вю.
ВЛАДЕЛЕЦ. Вы меня рассмешили, а это случается нечасто.
ДЕВУШКА. Почему?
ВЛАДЕЛЕЦ. Вообще говоря, я мизантроп, но это вряд ли интересно... Сюда, пожалуйста…
Поднимаются на палубу, откуда открывается широкая панорама: гавань, набережная, монастырь, ресторан, корабли у пристани, трамвайчики, яхты.
ДЕВУШКА. Ух ты!
ВЛАДЕЛЕЦ. Слава, запускай!
КАПИТАН (запуская двигатель). Есть! Отдать швартовы!
Скидывает тросы со швартовых кнехтов, отталкивается от понтона, проходит в рубку, запускает двигатель. Поет.
Вот новый поворот,
Что он нам несет —
Пропасть или взлет…
Девушка извлекает из сумочки камеру, делает снимки.
ВЛАДЕЛЕЦ. Вы неправильно держите камеру.
ДЕВУШКА. Разве?
ВЛАДЕЛЕЦ. Вы направляете ее куда-то вверх.
ДЕВУШКА. Так я ведь не город снимаю, а небо.
ВЛАДЕЛЕЦ. Небо? Зачем?
ДЕВУШКА. Всегда одно и то же, и всегда разное. Оно гипнотизирует меня. И там нет людей.
ВЛАДЕЛЕЦ. Ага, вы тоже мизантроп.
ДЕВУШКА. Ну уж нет!
ВЛАДЕЛЕЦ. Спиртного я вам не предлагаю, но вот яблоки. Впрочем, если хотите…
ДЕВУШКА. Спасибо. (Из вежливости берет дольку, надкусывает.) Это ваш кораблик?
ВЛАДЕЛЕЦ. Ну да. Я тут живу. На яхте.
ДЕВУШКА. Вы бомж?
ВЛАДЕЛЕЦ (смеется). Пожалуй. Живу там, куда взбредет в голову причалить. Погуляю пару дней и двигаюсь дальше.
ДЕВУШКА. А что интересного у нас в городе?
ВЛАДЕЛЕЦ (после паузы). Хотел увидеть одну женщину.
ДЕВУШКА. Увидели?
ВЛАДЕЛЕЦ. Нет… Она умерла.
ДЕВУШКА (не сразу). Сочувствую.
ВЛАДЕЛЕЦ. Это излишне.
ДЕВУШКА. У меня тоже мама умерла.
ВЛАДЕЛЕЦ. Отчего?
ДЕВУШКА. Онкология.
ВЛАДЕЛЕЦ. Та же история.
ДЕВУШКА. Печально.
ВЛАДЕЛЕЦ. Обычное дело. Никто не знает, как и когда мы уйдем.
ДЕВУШКА. И куда… (Снимает жакет.) Душно…
ВЛАДЕЛЕЦ. Парильня… Что это?
ДЕВУШКА. Кулон. Довольно смешной. Мне не идет?
ВЛАДЕЛЕЦ. Откуда он у вас?
ДЕВУШКА. Это мамин.
ВЛАДЕЛЕЦ. Можно?
Девушка снимает кулон и передает собеседнику.
Тот переворачивает кулон и видит гравировку на нем; меняется в лице.
ДЕВУШКА. Вам нехорошо?
ВЛАДЕЛЕЦ. Все в порядке.
ДЕВУШКА. А зачем вы хотели ее увидеть?
ВЛАДЕЛЕЦ. Кого?
ДЕВУШКА. Ту женщину, которая умерла.
ВЛАДЕЛЕЦ. Я виноват перед ней.
ДЕВУШКА. Вы ее любили?
ВЛАДЕЛЕЦ. Уже не помню.
ДЕВУШКА. Простите, можно я вас сниму? (Наводит камеру на собеседника.)
ВЛАДЕЛЕЦ. Нет. Мое лицо мне неприятно.
ДЕВУШКА. Почему же, хорошее лицо… А как ее звали?
ВЛАДЕЛЕЦ. Анна.
ДЕВУШКА. Мою маму звали Анна Михайловна.
ВЛАДЕЛЕЦ. Я знаю… знаю…
ДЕВУШКА. Откуда?
ВЛАДЕЛЕЦ (сомневаясь, надо ли говорить об этом). Этот кулон я ей…
ДЕВУШКА. Подарили?
ВЛАДЕЛЕЦ. Ну да…
Девушка внимательно смотрит на владельца яхты. Тот садится на стул и, не в силах говорить, разводит руками. Затем одной из них подпирает голову.
Девушка садится напротив.
ДЕВУШКА. И что теперь делать?
ВЛАДЕЛЕЦ. Н-не знаю…
ДЕВУШКА. Мне нужно подумать…
ГОЛОС КАПИТАНА. Обед готовить?..
Не получив ответа, капитан поднимается на палубу. Двое, глядя в противоположные стороны, в свете закатного солнца сидят неподалеку друг от друга, одним и тем же жестом подперев подбородок.
_______________
Из книги: Кранк Э.О. Город на другом берегу: сборник сценариев короткометражных фильмов. М.: Рукопись, 2023. 270 с. Если кому-то надо, обращаться krank1@mail.ru.
Свидетельство о публикации №225012200454
Выигрышная фактура: море, яхта, послеполуденное солнце с ожидаемо красочным закатом, небо, чайки, облака.
Даже если актеры оплошают, неторопливые панорамные кадры понравятся зрителю.
Я так-то ничего не собиралась писать об этом сценарии. Ничего особенного в фабуле - дело житейское, не редкое.
Но всё-таки что-то мешало поставить галочку "прочитано" и перейти к следующему прои.
И вчера ночью поняла, о чём хотела написать.
О сюжете и чистоте его авторской реализации.
Начало: пятидесятилетний мужчина приглашает покататься на яхте девушку семнадцати лет.
Семнадцать лет назад была связь, о которой мужчина даже не может вспомнить - любовь это была с его стороны или нет.
Как бы то ни было, родилась девочка. Которая ничего не знала об этом мужчине и никогда его не видела.
И вот, волею судьбы и автора, они встречаются на лодочной станции.
И в процессе прогулки по морю на яхте разговаривают и неожиданно обнаруживают кровное родство.
Разговор спокойный, никакой пошлости и вульгарности в поведении героев сюжета.
Никаких театральных вскриков - папа! дочка!
Автор оставляет героев в трудных раздумьях о своих новых социальных ролях.
И вот ночью я вспомнила все эти совпадения - море, яхта, девушка и очень взрослый мужчина - в рассказе Дафны дю Морье "На грани", где мужчина тоже оказался биологическим отцом, которого лучше бы не знать и не встречать.
И была безумно рада и благодарна автору Эдуарду Кранку за то, что финал его этюда ни на йоту не совпал с финалом рассказа Дафны.
Ни на долечку, ни на граммулечку.
Уважаемый Автор!
Если студенты по вашему сценарию снимут этот этюд и разместят в открытом доступе, то скиньте сюда ссылку, пожалуйста.
Берта-Мария Бендер 30.01.2025 21:29 Заявить о нарушении
Сценарии мои, как ни странно, моих студентов интересуют как-то косвенно. Да и сама моя персона в литературном мире (если таковой есть) - более чем косвенна. Какое-то время покорный слуга пытался отыскать лит.агента, секретаря, маркетолога, хотя бы редактора; появлялись какие-то люди, потом с таким же успехом (и, признаться, довольно скоро) исчезали. Этот этюд я набросал непосредственно на яхте, снялся в роли отца, но материалы по некоторым причинам, о которых тут говорить было бы неуместно, мне недоступны. Обещаю, что если мне что-то будет известно о воплощении, поставить Вас в известность. Еще раз - спасибо! Приглашаю Вас на свой телеграм-канал: t.me/eduard_krank.
Эдуард Кранк 31.01.2025 09:14 Заявить о нарушении