Пушкин Роман в стихах Жанр Кратко
Пушкин акцентировал: роман в стихах ЕО и роман классический = две вещи дьявольской разницы
И сетовал – никто ничего не расчухал. Даже из профессионалов и цеховых мастеров и грандов русской поэтики
Отбросим дьявольщину (возможно она лишь метафора - усилитель вкуса, окислитель смеха и растворитель дури) и займемся РАЗНИЦЕЙ
А разница в том, что роман как литературный жанр = это прозаическое многоплановое со множеством действующих и покоящихся лиц в сложном паутинистом искривленном пространстве-времени … с ветвистом как шнуровка горной альпийской дороги сюжетом и многофакторной фабулой.
В ЕО ничего этого нет.
А есть РОМАН В СТИХАХ = ДИАЛОГ СТИХОВ в СТИХИИ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Диалог же у древних греков – речевой спор = в гости с бутылкой, обратно – с синяком
Посему добавим ЕО – «роман стихов в споре о стихосложении и поэтическом языке»
Но мастера и знатоки нашей маеты судачат о приступах болезни Тани ( жажде любви на стадии полового созревания «пришла пора – подать мужика»), о ее возрасте, о причинах отказа Жени исполнить протокол о намерениях по письму-плагиату «Я твоя», о диагнозе психостатуса героев, о причине пения соловьев в … июле и сбора малины крестьянками в … мае…, о малиновом берете, мухах и наливках дяди без имени и отчества в драках с ключницей… кто виноват во вздорной дуэли – Вова или все ж Женя… или одна Оля глупая как луна… и отчего это на нашем небосклоне она такая тупая… итд итп
Ничего этого и такого Пушкина не интересовало.
Ему требовалось в романовом плане одно-ну-два:
- убить поэта в январе по схеме 4 шага из-за приступа ревности
- сделать из Тани статую Идеал женской верности и целомудрия… не обращая внимания на то, как она от этого мучается и теряет окончательно рассудок в вековом своем обете истязаемой авторским комплексом рогачества.
В итоге Пушкин создал первый текст русского жанра абсурда в сатире нравов и пародий на стихосложение
***
Присказка
В «романе» без канонических жанровых черт присутствует жанровое многообразие в духе не маркиза де Карабаса с менеджером Котом в сапогах, а маркиза не Сада = садизм.
Наибольшему издевательству в «романе без романа» подвергнута героиня – Татьяна:
- девица 17 лет имеет интеллект 13-летней (по оценке ЕО), набитый героинями любовных романов
- теряет рассудок от половой истомы (болезни жажды неутоленной любви и гнета недефлорации)
- предлагает себя тому, кого видела две минуты, но возомнила Им в припадке «пришла пора»
- имеет суженый гея-трагика Агафона
- «Татьяна бедная горит» - страдает приступами шизофрении и галлюцинациями в виде эротических хоррорных сновидений из сцен шабаша, сексуальных покушений и убийства
- пишет объяснительную избраннику с просьбой оказать психиатрическую помощь, используя иностранное письмо –плагиат
- безропотно оказывается выданной замуж за пожившего и искалеченного князя генерала, обрекающего принять вековой обет неприкасаемости и хранения целомудрия… вконец героиню добивающего
- взбирается на постамент памятника Идеал (милый и верный) = верности неведомо кому – Богу, царю, родителю, мужу или все ж гению Евгения …
Самое пародийное и не в духе «оздоровляющей иронии Мирзояна» это ПОРАЗИТЕЛЬНАЯ ХАТАКТЕРИСТИКА НАТУРЫ СОЗРЕВШЕЙ Тани: Пришла пора… Душа ждала … кого-нибудь
Кого-нибудь …
Можно, конечно, прижиться и вооружиться мармеладной пафосиадой … усевшись с сушками, чайком и крендельком у печки или на кривом завалинке избенки у бабенки села Горюхина, умиляясь гладкописи и сладкозвучию гармонизированного онегинского стихоизложения.
Но сцены с Таней в романе стиховедения не оставляют нам шансов на восторги наивняка = Таня выглядит как теряющая рассудок из-за любовной болезни возрастного (полового) созревания с миллионном роз терзаний и души, и плоти
В этой сюжетной линии с такими реперами установка измотанной и неудовлетворенной Тани в образе непорочной княгини на пьедестал памятника Идеалу верности вызывает, по крайней мере, недоумение, если не признание = это же первый роман абсурда и попытка Пушкиным странным образом решить его метатему личного жития = верности жены и риск рогачества.
Их, богатых гениальностью, не поймешь …
Но Пушкин в последний момент работы над ЕО понял = это что-то …. о и бросил его на полпути: из обещанных 25 песен он смастерил 10, которые упаковал в 8 … , оставив Таню замеревшим памятником, а ее Женю – с носом (не гоголевским физиологическим и литературно архетипным)
Впрочем, Евгения он прикончил в Медном всаднике, а Толстой Таню перелицевал в Аню и казнил колесами второго вагона на ст. Обираловка
Парадокс романа без романа:
- одухотворенный стих
- нелепые персонажи по их натурам, мотивам и поступкам
Один пример. Чайковский создает на стихи Пушкин оперу «Лирические сцены. Евгений Онегин». В первом варианте (исполненном на сцене консерватории) у него был такой финал: Татьяна бросается на шею… Евгения … тот ее обнимает и трет, входит муж и в гневе перстом указывает искусителю на дверь, готовясь (вероятно) исполнить акт Отелло. Так Петр Ильич не мог до критики понять: что ж это такое Таня в романе без романовых акций … И гениальный композитор от не-романа вынужденно перешел к … водевилю с адюльтером
Свидетельство о публикации №225012200538