Пушкин Роман в стихах Жанр Кратко

Кратко – не гадко, но и не сладко =  близится (февраль 2025) 200 лет бытования в печати первой главы «Евгения Онегина». Она как Берешит Торы в нашей русской литературе

Пушкин акцентировал: роман в стихах  ЕО и роман классический = две вещи  дьявольской разницы

И сетовал – никто ничего не расчухал. Даже из профессионалов и цеховых мастеров и грандов русской поэтики

Отбросим дьявольщину (возможно она лишь метафора - усилитель вкуса, окислитель смеха и растворитель дури) и займемся РАЗНИЦЕЙ

А разница в том, что роман как литературный жанр = это прозаическое многоплановое со множеством действующих и покоящихся лиц в сложном паутинистом искривленном пространстве-времени … с ветвистом как шнуровка горной альпийской дороги сюжетом и многофакторной фабулой.
   
В ЕО ничего этого нет.

А есть РОМАН В СТИХАХ  = ДИАЛОГ СТИХОВ в СТИХИИ  СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Диалог же у древних греков – речевой спор = в гости с бутылкой, обратно –  с синяком

Посему добавим ЕО – «роман стихов в споре о стихосложении и поэтическом языке»
Но мастера и знатоки нашей маеты судачат  о приступах болезни Тани ( жажде любви на стадии полового созревания «пришла пора – подать мужика»), о ее возрасте, о причинах отказа Жени исполнить  протокол о намерениях по письму-плагиату «Я твоя», о диагнозе психостатуса героев, о причине пения соловьев в … июле и сбора малины крестьянками в … мае…, о малиновом берете, мухах и наливках дяди без имени  и отчества в драках с ключницей… кто виноват во вздорной дуэли – Вова или все ж Женя…  или одна Оля глупая как луна… и отчего это на нашем небосклоне она такая тупая… итд итп

Ничего этого и такого Пушкина не интересовало.

Ему требовалось в романовом плане одно-ну-два:
- убить поэта в январе по схеме 4 шага из-за приступа ревности
- сделать из Тани статую Идеал  женской верности и целомудрия…  не обращая внимания на то, как она от этого мучается и теряет окончательно рассудок в вековом своем обете истязаемой авторским комплексом рогачества.

В итоге Пушкин создал первый текст русского жанра абсурда в сатире нравов и пародий на стихосложение
 
***
Присказка

В «романе» без канонических жанровых черт присутствует жанровое многообразие в духе не маркиза де Карабаса с менеджером Котом в сапогах, а маркиза не Сада = садизм.

Наибольшему издевательству в «романе без романа» подвергнута героиня – Татьяна:
- девица  17 лет имеет интеллект 13-летней (по оценке ЕО), набитый героинями любовных романов
- теряет рассудок от половой истомы (болезни жажды неутоленной любви и гнета недефлорации)
- предлагает себя тому, кого видела две минуты, но  возомнила Им в припадке «пришла пора»
- имеет суженый гея-трагика Агафона
- «Татьяна бедная горит» - страдает приступами шизофрении и галлюцинациями   в виде эротических хоррорных сновидений из сцен шабаша,  сексуальных покушений и убийства
-  пишет объяснительную избраннику  с просьбой оказать психиатрическую помощь, используя иностранное письмо –плагиат
- безропотно оказывается выданной замуж за пожившего и искалеченного  князя генерала, обрекающего принять вековой обет неприкасаемости и хранения целомудрия…  вконец героиню добивающего
- взбирается на постамент памятника  Идеал (милый и верный)  = верности неведомо кому – Богу, царю, родителю, мужу или все ж гению Евгения …

Самое пародийное и не в духе «оздоровляющей иронии Мирзояна» это ПОРАЗИТЕЛЬНАЯ ХАТАКТЕРИСТИКА НАТУРЫ СОЗРЕВШЕЙ Тани: Пришла пора… Душа ждала … кого-нибудь
Кого-нибудь …

Можно, конечно, прижиться и вооружиться мармеладной  пафосиадой …  усевшись с сушками, чайком и крендельком у печки или на кривом завалинке избенки у бабенки села Горюхина, умиляясь гладкописи и сладкозвучию гармонизированного  онегинского  стихоизложения.

Но сцены с Таней в романе стиховедения не оставляют нам шансов на восторги наивняка = Таня выглядит как теряющая рассудок из-за любовной болезни возрастного (полового) созревания  с миллионном роз терзаний и души, и плоти

В этой сюжетной линии с такими реперами установка  измотанной и неудовлетворенной Тани в образе непорочной княгини на пьедестал памятника Идеалу верности вызывает, по крайней мере, недоумение, если не признание = это же первый роман абсурда и попытка Пушкиным странным образом решить его метатему  личного жития = верности жены и риск рогачества.
 
Их, богатых гениальностью, не поймешь …

Но Пушкин в последний момент работы над ЕО понял = это что-то  …. о и бросил его на полпути: из обещанных 25 песен он смастерил 10, которые упаковал в 8 … , оставив Таню замеревшим памятником, а ее Женю – с носом (не гоголевским физиологическим и литературно архетипным)

Впрочем, Евгения он прикончил в Медном всаднике, а Толстой Таню перелицевал в Аню и казнил колесами второго вагона на ст. Обираловка
Парадокс романа без романа:
- одухотворенный стих
- нелепые персонажи  по их натурам, мотивам  и поступкам
Один пример. Чайковский создает  на стихи Пушкин оперу «Лирические сцены. Евгений Онегин».  В первом варианте (исполненном на сцене консерватории)  у него был такой финал: Татьяна бросается на шею… Евгения … тот ее обнимает и трет,  входит муж и в гневе перстом указывает искусителю на дверь, готовясь (вероятно) исполнить акт Отелло.  Так Петр Ильич не мог до критики понять: что ж это такое Таня в романе без романовых акций … И гениальный композитор от не-романа  вынужденно перешел к … водевилю с адюльтером


Рецензии