Основной закон мироздания. 21 I 2025

Любое множество есть единство - таков основной закон мироздания, закон единства. Заключается он в том, что сколько чего бы ни было, вместе оно одно. Например, данный текст. Каждое слово состоит из букв, но вместе они одно и составляют слова. И каждое слово - это некое одно, хотя и состоит из букв множества. Если слово состоит из одной буквы, то буква всё равно состоит из множества элементов, в отношении которых действует та же закономерность: эти элементы вместе составляют одно целое - букву. Слова образуют текст, который так же является одним. Все тексты вместе образуют литературу... Кроме литературы, есть ещё множество всего, и всё это вместе составляет мир. Даже если мы возьмём какое-либо множество, не имеющее, на первый взгляд, связи между элементами друг друга, например, собаку и уравнение, то и эти элементы являются вместе одним: выбранной совокупностью. Если мы выбрали собаку и уравнение, то их можно обозначить одним словом "два", два же есть одно: это же ведь одно слово, одно понятие.

Почему закономерность того, что любое множество есть единство - основной закон мироздания?.. Потому что под него подпадает всё. Нет ничего и не может быть, что при рассмотрении его вместе с чем-либо иным не образовывало бы единство. Поэтому кроме мира, ничего нет: если бы было, оно составляло бы вместе с миром одну совокупность; если бы за пределом этой совокупности было что-то ещё, оно являло бы со всем остальным совокупность ещё большую - и так далее до бесконечности...

Поэтому всё есть Бог: Бог же - это Тот, Кто надо всем, а надо всем целое - всё ему подчиняется. Поэтому Бог есть всё, рассмотренное в его единстве. В то же время, каждая его часть - Божественна, и не только потому, что является частью Самого Бога, но и потому, что вносит свой вклад в Его Бытие: целое складывается частями - не только части подчиняются целому, но и целое частям, ведь будь хотя бы одна часть хоть немного иной, целое было бы иным...

Поэтому поклонение какой-либо части мироздания, прекрасной, возвышенной, почитание её как Божественной, является верным: она ведь действительно Божественна!.. Единственное, это не полное понимание Божественности, ведь Божественно всё, всё - Бог!.. Но это лучше, чем ничего.

Из того, что всё вместе есть одно, следует, что всё вечно существует, и движение ощущается, но не есть. Движение существует во времени, но прошлое, настоящее и будущее вместе являются одним, одному же некуда двигаться, некуда идти. Поэтому мир подобен картине, очень выразительно изображающей движение, но самой по себе статичной: движение существует в образе, картиной создаваемом, но не более.

Поэтому очень соответствующим природе мира является выражение "картина мира": точнее было бы говорить "кинокартина", ведь мир так динамичен!.. Идея, что "весь мир - театр, а люди в нём - актёры", так же очень естественно, причём даже более: кинокартина является плоской, существующей на экране, в неё невозможно войти, из неё не выйти, театр же объёмен, зритель может войти из зала на сцену, актёр - со сцены в зал, граница между сценой и залом условна.

Сравнение с театром и кино позволяет ответить на вопрос о смысле мироздания очень красиво: смысл - эстетический. Как объект искусства предназначен, в конечном счёте, просто для того, чтобы его созерцать, и степень ценности его определяется тем, насколько он пригоден для созерцания - он же должен быть прекрасным, чтобы его можно было воспринимать, считая само его восприятие целью его существования; если его восприятие не будет самоценным, тогда он не будет предметом искусства - так и мир существует просто ради себя. То, что в мире есть много, что далеко от того, что может быть названо искусства произведением, верно лишь при нецелостном его восприятии: например, на картине может быть какой-то элемент, сам по себе эстетический ценности не представляющий, но это не значит, что эстетической ценности не представляет картина в целом: этот элемент имеет значение, эстетическое значение, в связи с другими.

Понимая это, задавать вопрос, что с этим делать, как соотнести это высшее понимание с нашей конкретной жизнью, можно только при недостатке любви к Высшему: это Высшая Точка Зрения, и если Её любить, то вопроса нет. В любой сфере жизни есть мнение профессионала, а есть множество мнений не разбирающихся. Значение имеет лишь мнение эксперта. С Высшей Точки Зрения, мы все всегда на своём месте, всё так, как оно есть в общей картине мира, изменить ничего нельзя, все изменения происходят вовремя, что происходит, должно происходить, что нет - нет. И если мы это Высшее Понимание ценим, любим Его, то, наверное, и Жизнь будет отвечать нам взаимностью, любить нас. Всё будет хорошо. Если же мы говорим, что это же с Высшей Точки Зрения, а у меня вот своя жизнь, мне нужно каждодневно совершать выборы - как мне в моей личной жизни на основе Этого поступать? - то мы недостаточно любим Бога, ведь если бы действительно любили, не спрашивали бы: раз всё Божественно, значит, как буду поступать, какие выборы буду делать, так и правильно - вопроса нет!..

Любовь к Богу означает пребывание во внутреннем покое: всё так, как оно есть, и точка. Внешне она может выглядеть очень динамично, но внутри - покой: нет ни желания, чтобы что-то было, ни запрещения, чтобы было что-то.

Нет какого-то особого состояния созерцания, в котором мир рассматриваем бы был верно: идея об эстетической значимости мира была высказана лишь в контексте сравнения с картиной, но такое сравнение не обязательно: мир не сравним - кроме него нет ничего, с чем можно было бы его сравнивать, всё - он. Искусство - всё же, лишь часть мира, хотя и очень прекрасная - но лишь часть; важнее целое.

Главное - любовь: можно интеллектуально понимать ВсеБожественность, но не любить Её - тогда это бессмыслица. Но если любить Истину, то сама эта любовь преображает жизнь: механизм возникновения зла таков, что нет любви - тогда и возникает всё нехорошее. Если же любовь есть, то она вызывает к жизни всё самое лучшее.

Полностью любви не может не быть: чтобы сделать даже что-то очень плохое, надо иметь к нему, пусть и извращённую, но любовь - при любви отсутствии просто невозможно будет направить на что-то внимание; любовь - это сила притяжения. Другое дело, что есть любовь к части, а есть любовь к целому: зло появляется, когда нет любви к целому - всё самое плохое всегда оправдано с каких-то мелких, частных, эгоистичных позиций. Если же любить целое, ценить, как выглядит мир с точки зрения Бога, то зла не будет, так как верно направленная любовь будет правильно направлять. Правильно - значит всё учитывая, не замыкаясь. Само это происходит само собой, как и всё в мире, но если всё же задать вопрос, как конкретному человеку жить, то ответ таков: любить понимание того, что всё всё вместе есть одно. Понимание, что всё вместе есть одно, открывает истину о мироздании, но на практике работает, улучшает жизнь лишь при любви к нему. Это правда, но нужно ещё любить правду. Поняв истину, нужно в неё влюбиться. Это - наибольшая любовь, потому что всеохватывающая. Любовь - это хорошее, позитивное состояние, поэтому у в нём пребывающего всё будет хорошо. Любя целое, любя предопределение, любя ВсеБожественность, мы развиваем до максимума любовь.

Как полюбить?.. Любовь приходит сама, когда ей предопределено. Она может уйти, если предопределено так же. Но поскольку жизнь разумна, наиболее вероятно, она придёт. Иначе это был бы просто кошмар. Зачем он?..

Ко мне любовь пришла, когда я просто понял, что Бог настолько ценен, что остальным можно пренебречь. В концепции ВсеБожественности "пренебречь" означает лишь перестать смотреть на мир так, будто он - не всё, перестать жить так, будто неизвестно, что всё вместе есть одно. Я просто понял, что если спрашиваю, как соотнести Высшую Точку Зрения с повседневной, то элементарно не люблю Бога, а чего же я тогда стою, какого добра, хорошего могу ждать???..

Любить кого-то значит ценить его мнение: пусть даже я не понимаю, но он считает так - и я соглашусь. В отношении Бога то же: с точки зрения Бога, всё всегда в порядке, всё так, как и должно быть - так в чём проблема?.. Принимаем Этот Божественный Взгляд, даже если не понимаем, что почему, и с этим живём!.. Но принимаем не механически, а с любовью, уважая Бога, ценя Его мнение!.. И тогда наступает мир. Тогда не споров, возражений - так значит так. Можно ли возражать Богу?..

Потому и многие духовные учителя учили и продолжают учить любви, а не просто тому, Кто Бог: без достаточной любви не сможешь понять Его, а даже поняв, не оценишь, не оценив же, не будешь иметь сам цену. Бог так велик, что нужно обладать огромной любовью, чтобы любить Его. Бог - это всё, и нужно обладать огромной любовью, чтобы эта любовь действительно была достойна Его.

Нужно обладать огромной любовью, чтобы осознать всё вместе как одно, ведь нужно направить на всё внимание, а внимание невозможно направить на то, что не нравится.

Но любовь, даже самая мелкая, заключает сама в себе семя своего роста: она прекрасна, а прекрасное хочется увеличивать... Поэтому в своё время все придут к Божественной ВсеЛюбви, и тогда ВсеБожественность станет наиболее ощутима. Пока она может быть понята больше интеллектуально: всё же, говоря "Бог", мы имеем в виду, прежде всего, что-то Самое Прекрасное, а в мире так много противоположного этому. Но оценив даже то небольшое зерно Божественности, которое уже доступно нам, мы взрастим Его - и у нас нет другого выхода: только это имеет смысл.


Рецензии