Рюрик - третья картина маслом
Интересную попытку примирить норманистов и их антиподов предпринял упоминавшийся выше С.С. Алексашин (Сергея Степановича вместе с его братом Михаилом называют в сети "краеведы и ученые"). По его мнению, «версия о датско-славянском происхождении Рюрика многие спорные места в истории скандинавского элемента призвания варягов и в экспансии южнобалтийских славян в Руси объясняет вполне разумно и гармонизирует версию происхождения Рорика Фрисландского. Если не делать подобного допущения, то ни одна из версий на сегодняшний день не является самодостаточной и не способна выдержать хронологическую проверку и историческую критику».
Алексашин, которого, по его собственному признанию, «удручает дифференцированный метод решения исторических проблем современной наукой», строит свою гипотезу на предположении о том, что расправившись в 844 году с вождем ободритов Гестимом (в Ксантенских анналах – Gestimus, в котором некоторые хотят видеть Гостомысла), Людовик Немецкий передал племенную территорию этих западных славян в лен датскому викингу Рёрику Ютландскому.
Согласно Ксантенским анналам, в 845 году Рёрик бежал из тюрьмы к вендам (ободритам), где в то время почему-то правил «князь» (princeps) Рёгнхери. Последний - это, возможно, сын Рёгнфрида, брата Харальда Клака, и, следовательно, кузен, а, может быть, даже родной брат Рёрика (но тогда Рёрика надо было бы назвать Рёгнрик). А что, если летописные Рогволод (Ragnvaldr - Рёгнвальд) и его дочь Рогнеда (Ragnheidr - Рёгнхейд) из Полоцка - отрасль (пра- и праправнуки) Рёгнфрида? Да и ладожский (с 1019 г.) посадник шведский ярл Рёгнвальд Ульвсон – не из той ли родовой ветви? Но мы отвлеклись.
Вскоре после гибели «короля» (rex) Гестима-Гостомысла умирает от моровой болезни и «князь» Рёгнхери, а Рёрик, оперативно женившись на «королевской» дочке, оказывается наследником обоих и становится «королем» бодричей («их король [rex] по имени Рорик» - так, во всяком случае, записано в Ксантенских анналах).
Как «реконструирует» историк и поэт А.Ю. Чернов, «Рёрик – датчанин, внучатый племянник принца Гамлета (Амлета по Саксону Грамматику). Однако мать его, надо думать, славянка. Иначе Рёрик, бежав из тюрьмы…, не мог бы стать на два года королем у ободритов» (Чернов А.Ю. «Энеида Рёрика Ютландского. Опыт историко-филологической реконструкции», СПб., 2022. С. 26). Кстати, если верить украинскому историку-медиевисту доктору исторических наук Л.В. Войтовичу, Рёриком звали и "деда знаменитого Гамлета, чью трагическую историю рассказал Саксон Грамматик, работу которого впоследствии использовал Уильям Шекспир."
Реконструкции А.Ю. Чернова предвосхитил советский и российский археолог А.Н. Кирпичников. В 2011 г. в интервью газете «Аргументы и факты» он допустил, что, «возможно, … [Рюрик] был выходцем из ободритов - племени западных славян (территория Северной Германии). Или из Скандинавии - Швеции или Норвегии. По одной из версий, его мать была русской». Правда, по мекленбургской версии, Рёрик был сыном ободритского князя Годлайба/Гутцлафа (Godlaibum/Gutzlaff) - Гудислава?). Он взял да и женился на сестре Харальда Клака, заделавшись таким образом племянником "Ворона" (Klak в переводе "ворон").
В общем, по мнению антинорманистов, «мамой Рюрика, действительно, вполне могла быть славянка (и его родство со славянскими княжескими родами по матери, кстати, хорошо могло бы объяснить причины его призвания в Новгород)». И пусть Никоновская летопись утверждает, будто «поидоша изъ Немець три браты со всемъ родомъ своимъ, Рюрикъ, Синеусъ, Триворъ…». Просто земля ободритов, находившаяся в формальной зависимости от короля Людовика Немецкого, показалась нашим летописцам «немецкой», а насчет Синеуса и Трувора они навыдумывали.
Алексашин идет еще дальше, ибо допускает: «Возможно, франкские короли (Карл Лысый и Лотарь II) направили флот во главе с Рориком, который «пояша съ собою дружину многу и предивну и пояша по собе всю Русь и придоша к словеномъ» ... для восстановления «наряда» (законного порядка) на Восточном торговом пути». Порядок, по мысли краеведа, был нарушен словенами и их союзниками, поелику те «выгнаша варяги из заморья». В «предивную» дружину Рорика могли входить не только скандинавы, но и франки, а также балтийские славяне.
В подтверждение сказанного Алексашин пишет: «Подавляющее количество славянских наконечников — ангонов в Латвии и Финляндии, на Рюриковом городище, вендская составляющая языкового словаря древних славян, антропология и архитектура — серьезные аргументы первого порядка. О возможности присутствия вендских славян и аквитанских франков на Руси свидетельствует множественное количество топонимов и гидронимов, представленное от Западной Двины до Старой Руссы».
Возникает, однако, вопрос, почему всё-таки Рёрик бросил свой главный актив - Дорестад - на произвол судьбы и отправился к берегам Волхова. Нахождение Рёрика в земле ильменских словен Алексашин объясняет тем, что «в 870 году Дорестадт в очередной раз перенес катастрофическое наводнение, был нанесен непоправимый ущерб торговле… Дорестад становится политически отрезанным от рынков Австразии и практически приговорен к исчезновению, поскольку купцы получили специальные привилегии и переехали в Тил, расположенный в 10 км ниже Дорестада... Что могло удерживать Рорика…, как ни славянские земли в «Вагирской марке» и выходы в Балтику?» Справка: «Вагирская марка» - так франки называли населенный славянами-ваграми полуостров на востоке современной земли Шлезвиг-Гольштейн с центром в городе Старград (ныне Альденбург).
Рюрик, как полагают, всё-таки отлучался из своего Городища на европейский Запад. Никоновская летопись гласит: «Того же лета (867 г.) избежаша отъ Рюрика изъ Новагорода въ Киевъ много новогородцкихъ мужей». Историки считают, что около этого времени во Фризии вспыхнуло восстание конкингов (одно из податных сословий в земле фризов; в ту эпоху конкинги каждого административного округа Фризии были обязаны предоставлять маркграфу страны по одному укомплектованному и оснащенному военому кораблю - коггу). По мнению Алексашина, «исход многих мужей из Новгорода от Рюрика объясняется плохими политическими известиями и срочным отъездом Рюрика в Европу из-за волнений во Фризии и смерти Лотаря II, поскольку ожидались передел королевств и смена Рориком сюзерена. Новгородские мужи, по-видимому, решили, что Рюрик утратил поддержку европейских королей и свои ленные территории». На мой непросвещенный взгляд, объяснение звучит неубедительно. Если Рёрик отбыл в Западную Европу, зачем «многим новгородским мужам» отбывать в Киев? Вот если он притеснял их, тогда понятно их бегство в «матерь городов русских» к соперникам Рюрика Аскольду и Диру.
Ниже привожу перечень некоторых выводов, к которым в итоге приходит С.С. Алексашин:
- «версия о датско-славянском происхождении Рорика объясняет как скандинавский элемент призвания варягов, так и экспансию южнобалтийских славян на Русь;
- опыт Рорика по контролю над главными торговыми путями на Севере и, возможно, Востоке Европы мог послужить мотивом призвания его на Русь;
- хронологические лакуны гармонично соответствуют годам событий и нахождению Рорика или в Европе, или на Руси».
Прокомментируем некоторые летописные эпизоды жизни Рюрика в своих восточных владениях. Под 864 годом летописи сообщают о восстании некоего Вадима против власти Рюрика. Полагают, что никакого Вадима в действительности не было, а был «водим» - профессиональный жалобщик, представлявший интересы заявителя в суде у ильменских словен. В новгородских летописях этот термин употребляется довольно часто. Возможно, какой-то водим, недовольный судебными решениями Рюрика («ряд», дескать, не блюдёт, судит не по праву!), агитировал народ отрешить князя от власти, за что и поплатился головой.
В Рукописном отделе Российской национальной библиотеки хранится летопись, в которой под 879 годом записано: «… умре Рюрик в Кореле в войне, тамо положен бысть в городе Кореле (ныне Приозерск), княжив лет 17». Как можно предположить, смерть настигла князя во время его похода в Карельскую землю. Похода, в котором его скорее всего сопровождал Олег и в котором Рюрик, видимо, был убит. В Карелии (в Кирьяжском погосте) есть гидроним Рюрикаярви (озеро Рюрика) и ороним Рюрикамяки – гора Рюрика. По этому поводу историк и археолог, специалист по Новгородской Руси Д. А. Мачинский писал:
«Создается впечатление, что Ладога еще в начале Х в. оставалась резиденцией (столицей домена?) родичей Рюрика и главным местом их захоронения. Вероятно, Олег был похоронен в Ладоге отчасти потому, что здесь ранее был погребен или сам Рюрик, или другие его родичи. Это подкрепляется тем, что авторитетные списки и „Повести временных лет“, и Новгородской первой летописи младшего извода не сохранили никакой памяти… о могиле Рюрика, что было невозможно, если бы он был похоронен в окрестностях Новгорода… С Карельского перешейка проще довезти вождя до Ладоги, чем до „Рюрикова городка“ у истоков Волхова».
В связи с этим и в заключение хотел бы обратить внимание читателей на следующие фрагменты сетевой статьи:
«... Рюрик пришел именно в Ладогу (Новгорода еще просто не существовало), отстроил деревянную крепость (прежняя, если и была, то сгорела или во время изгнания находников-оккупантов, или во время последовавшей за этим смуты), а на третье лето перенес свой стол к Ильменю...
... В последней трети IX века на противоположном Старой Ладоге берегу Волхова возник чисто скандинавский могильник с захоронениями в ладьях... Самое же богатое из здешних погребений, по-видимому, стало местом упокоения вождя скандинавской дружины. Его останки, лежавшие рядом с остатками сожженной ладьи, принадлежат мужчине лет шестидесяти, погребенному около 890–895 годов...
... Нельзя не упомянуть о существовании на берегу Волхова близ Старой Ладоги знаменитой «Олеговой могилы». По некоторым данным, умер Олег не в 912-м, а в 922 году (а то и позже), успев организовать грабительский поход на Каспий — закончившийся катастрофическим разгромом. Место его смерти тоже не вполне ясно: по одной версии, он умер в Киеве, по другой — перед смертью «ушел за море», по третьей — скончался в Старой Ладоге. Рядом с ней на берегу Волхова находится несколько старых курганов, один из которых, по некоторым версиям, и является местом захоронения останков Олега...».
Свидетельство о публикации №225012200663