Бабка Бабариха

               


   Добро скоро забывается,
   а худо в памяти сохраняется.               
             Русская поговорка.

   Степным человеком был Пётр. Вся его жизнь, протяжённостью в половину века, прошла в степи. Родился в степном Алтае, служить довелось в степях Казахстана. После увольнения в запас, получил жильё в лесной зоне. Нравились Петру эти края, но больше жене. Когда уезжал со степного края, друзья предупреждали его, что худой народ в тех местах, много кержаков. 
Пётр трудно расставался с друзьями, работа была по душе, но жена настояла на своём. В селе надо печку топить, да и работа на частном подворье утомляла. Не нравился жене сельский уклад жизни, хотя сама родилась и выросла в селе. Так и переехали с семьёй в город.

  Во время службы, семейство имело садовый участок, любил хозяин в земле покопаться. Бывало, готовит грядку под посадку, разговаривает с землёй-матушкой, благодарит её, что кормит она народ. Не удалось Петру первый год приобрести достойный участок. Целое лето ездил по всей округе, искал хороший домик с ухоженным садом, таким же, как оставил в Казахстане на берегу Иртыша.
 
  Стояла глубокая осень, когда нашел что-то подобное, но был не достроен второй этаж и банька без внутренней отделки. Сад ухожен, хозяин предложил стройматериал и печку для бани, хотя не всё дал, что обещал, но Бог ему судья. Самым существенным было то, что на их линии не было электричества.  Председатель садоводства заверил его, что даст столбы для освещения линии. Данная идея пришлась Петру по душе.
 
  Весной председателя переизбрали, а вновь избранный - столбы не дал. Решили они с соседом провести электричество с соседней линии. Для этого нужен был столб и согласие садоводов другой линии. Вот тут то и раскрылась паршивая душонка местных жителей. Половина не соглашалась, другие отмалчивались, отворачивая морду.

  После долгих уговоров, Пётр и его сосед дядя Паша уговорили садоводов, но как окажется, зря радовались. Старый председатель нашел столб и доставил его к забору. Оставалось совсем немного. Надо было выкопать яму и  установить  столб в углу сада.  От него провести провода на соседнюю линию, к домику Петра и его соседа.
 Стали с дядей Пашей копать яму под столб. На участках через забор находились соседи с другой линии, с которыми Пётр был знаком с осени. Соседка тётя Оля молчала, только косила недоверчивым взглядом исподлобья. Яму выкопали слишком глубокую, столб лежал у забора, готовый её занять. Столб был пропитан креозотом и имел приличный вес. Вчетвером подняли с трудом, установили в яме и утрамбовали землёй. Пётр с соседом, благодарили мужиков за оказанную помощь  и с радостью проводили их.

Вдруг, как это обычно бывает, в их торжество вмешалась соседка, со странным на первый взгляд вопросом:
- Так это что получается, провода под напряжением будут проходить через мой участок?
- Тётя Оля, они будут проходить по воздуху, по краю вашего участка у забора, - чётко по-армейски ответил Пётр.
- А, мне это на хер не надо, - со злом в голосе кричала она.
В разговор вмешался дядя Паша, который всю жизнь работал с ней и её мужем в одной строительной организации.
- Они тебе, что мешают, что у тебя воздух над участком приватизирован.
- Да мешают, вдруг упадёт провод, а у меня внук сюда приезжает, - всё больше кипятилась, на первый вид спокойная баба Оля.
В наступление опять пошел дядя Паша, уставший от работы:
- Какого чёрта ты не сказала сразу, когда мы начали копать яму. Ты над своим татарином издевалась, что он от инфаркта умер раньше времени. Сволочь ты!
Соседка металась по участку, словно ей намазали одно место скипидаром, лицо её покрылось багровыми пятнами:
- Алкаш ты проклятый, чтоб ты ушел в гости к своему собутыльнику. Понаехали тут интеллигенты, свет им видите ли подавай, у нас нет и у вас не будет.

  Для Петра был неожиданный такой поворот событий. Всегда с соседкой уважительно здоровался, интересовался её здоровьем и вдруг такое негодование. Спокойная на первый вид баба Оля превратилась в героиню бабу Бабариху, из произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».
С виду соседка полнейшее недоумение и простодушие. А копни - потаённая хитрость, лисья настырность, и кошачья дотошливость. Понял Пётр, что причиной явилась нездоровая зависть соседки, она как ржавчина ест её. Он и раньше замечал её не добрый взгляд, недоверчивый, сверлящий, вдавливающий.
Как она ругалась с дочерью, нецензурная брань лилась из неё, как водопроводная вода из-под крана. Нет у меня, значит и у вас не должно быть. По гнилому принципу: «У меня подохла курица, чтоб у соседа сдохла корова».
- Не переживай отец, на всё воля Бога, видимо сегодня не твой день, - поддержала его жена
.
  Петр обратился к соседу напротив дяди Паши, чтобы перекопать столб к дяде Паше и линия сместилась в его огород, и тот отказал. Ему было дико воспринимать всё это, после дружного армейского коллектива, после жизни с земляками, степняками. Выручил Николай Васильевич, который имел участок в конце улицы, имел свой грузовой автомобиль.
- Не переживай Пётр, у меня знакомый инженер в электросетях, там есть списанные опоры. Проложим свою линию по улице.
С соседом дядей Пашей, когда скандальной соседки не было на огороде, выкопали столб, вдвоём перекантовали его на улицу, чтобы не доставить удовольствие бабе Бабарихе. Через месяц поставили столбы, закупили провода, и провели свет в дачные домики садоводам, тем, кто изъявил желание. У каждого человека бывают безрадостные дни в жизни, когда небо кажется с овчинку. Время, как и река, мчит свои воды вперёд, в будущее, оставляя в нашей памяти либо смутные, как далёкие тени, либо яркие, как утренние зори, воспоминания.

                Воспоминания, следы жизни...


Рецензии