Сентенции от конца января 2025г

-1--        Когда я учился в начальной школе, я считал, что голова, ум – важнее всего. Мне думалось, что, если я хорошо подумаю, то  соображу, как сделать себя невидимым или научиться летать. После 20 лет я вдруг заметил, что женщины помогают думать. Если глядеть на фотографию красавицы в журнале «Экран», то мысли шустреют и быстрее предлагают интересные варианты решения вопросов никак не связанных с женщинами.  Сейчас, когда мне за 70 лет, для этой цели я использую поэзию или поэтическую прозу, например Мандельштама или Пастернака.  А вот для замедления разума, например, когда необходимо быстро уснуть, я использую самые глупые и нереальные фантазии, где я – самый, самый, самый.  Мы, как техническое устройство со многими режимами работы, например смартфон и, пожив, и привыкнув к себе, находим разные приемы, чтобы обмануть себя, но добиться результата. Это, как с младенцами. Какими приёмчиками я ещё пользуюсь? Ну, например, случаются нерешаемые проблемы: сутками о них думается, но ясность не наступает. В этом случае нужно призвать на помощь волю и заставить себя не думать об этой конкретной проблеме. Тогда через пару дней можно разрешить себе снова начать «грызть» её и, случается, она смягчается.   Ещё полезно, не думая, слушать мир вокруг себя и он может подсказать решение. Есть вредное у нас свойство. Когда нам от 30 до 60, время застывает, в нас ничто не происходит, в нас застряла неперевариваемая константа.  К 70 вдруг находятся страдания, помогающие нам по-новому видеть мир, и это помогает решать прикладные проблемы.

-2--         Город – это здания, улицы, машины и люди. Я смотрю с одиннадцатого этажа на вечерний и ночной город любуюсь им и думаю о том,  как всё, что есть,  оставляет следы о себе.  Дома, в которых меняются поколения или просто случайные люди. Мысли об этом расстраивают: как-то обесценивается человеческое, судьба.  Смерть, прерывание долгой и сложной истории жизни – неподъёмная для осознания задача нормальному человеку, только в памяти сохранившему близких. Мы слушаем телевизор, где политики рассказывают нам о том, как мы живем, и будем жить. Это их вынужденное поведение, они совсем далеки от правды и истины, то есть всегда врут, даже не понимая, как жил народ и они сами, и что может нам предстоять.  Есть материальные свидетели нашей жизни: город, поступки государства и отдельных людей, …, но кто поймёт всё это?  Пока не видно таких, только писатели и поэты пытаются просветить нас. Правда есть ещё и чудаки – священники, для которых всё – элементарно: есть Бог и лишь от него всё и зависит. Но очень многих такая простота не устраивает, и они сами думают и всматриваются в свои чувства, чтобы разобраться с тем, что было и будет, возможно.   Священники похожи на политработников – большевиков: заострены на пропаганде своего понимания жизни.  Это удивительно: как в наше время церковь оказывается в состоянии порождать ярких миссионеров.  Значит идея её – плодоносит. Осознать же эту идею невозможно, нужна вера, а это самое глубокое и искреннее наше содержание, которое, походя, не осознаётся.

-3--  Что есть сон?  Все спят, но не все знают о сне. Теперь, когда у меня разладилось достижение всегда легко обретаемого мною состояние сна, из-за реализовавшейся пенсионерской привычки читать ночами, я поневоле задумался о сне.  Теперь я считаю, что сон – это  выстраивание внутри психики состояний типа доминошных косточек. Когда они вдруг начнут падать, то вызывают долгое обрушение всех малых своих косточек, что приводит и к отдыху психики, и к замысловатым снам.  Но, если некая стоящая доминошка упала куда-то вбок и не привела в движение своей соседки по строю, то сон нарушается, и требуется долгое время для восстановления этого строя вновь.  Когда я был в армии и пребывал в наряде, то сон представлялся мне силачом, хватавшим меня и бросавшим на землю, и я просыпался на расстоянии сантиметров, то есть секунды от столкновения с жёсткими объятьями земли. Сон бывает грёзами, когда утром вроде проснулся, но ещё видишь фантастических обитателей сна и слышишь их речь. Бывает сон в транспорте, когда держишься за железный поручень и вдруг осознаёшь, что спишь, и от страха вываливаешься из сна раньше, чем упадёшь.  Это припомнились молодые годы, когда работали по 6 дней в неделю, и я рано утром добирался переполненным трамваем до работы своей. Мне были удивительны мои коллеги по командировке, сознательно смотрящие телевизор за полночь, чтобы достичь состояния падения в постель и мгновенного засыпания.  Я же ложился много раньше и легко, и с удовольствием начинал наблюдать сны.  В старости сны – другие: они не радуют красками, фантастическими сюжетами, пророческими свойствами. Они скучны и убоги, пресны и не радостны. А отчего это? Вот вопрос!  Я изменился? Да, я – седой старик снаружи, но внутри я по-прежнему молодой и сильный. Но сон,  как-то не хочет тратиться на отжившего своё человека. Жаль, что он скаредный и умный.

-4--         Мы все зависим от чувств, и сильные из них – это любовь и секс.  Думаю, что каждый опалил свои юные крылышки на этом огне.  Хочу зафиксировать давно ясное мне  отличие одного от другого.  Секс – это некое состояние  дурмана, типа хмельного. А любовь – это когда все бессознательное подавляется чувством обожания любимого и постижением глубин этого другого человека. Если после секса нередко ощущение стыда и неловкости, то после любовного соития – всегда радость, гордость, надежды на счастье, и тени стыда не возникает, стеснения – тоже.  Но секс посещает нас чаще, чем любовь. Он живёт в нашей физиологии и диктует нам свои потребности, угнетающие нашу душу и гордость. Подавить его – нереально, сдаваться же позорно. «Господь повёл его дорогою греха, чтоб спотыкался он и падал» - цитата из Джека Лондона.  А с чем ещё сходен секс? Мне подумалось, что с кино, где много стреляют и преследуют кого-то. Киношные приключения заполоняют твой ум и чувства, не оставляя возможности смотреть «сверху» на происходящее: ты – в плену экрана. И в сексе – так же. А читая книгу, мы вольны вернуться на абзац назад и лучше понять смысл сказанного или структуру сложного предложения. Чтение хорошей книги немного похоже на любовь.

-5--          Читая романы, чувствуешь, что переживания их персонажей и твои собственные, относящиеся к реальной жизни, осмысленны только в своём контексте. Что они  не связаны с той общей жизнью всех, про которую не хочется говорить, что она не существует, ибо это ещё больше обессмысливает действительность. Я говорю о том, что логичность, значительность наших внутренних переживаний, мыслей стремится к нулю, как только чуть с более высокого положения твоего внимания ты оценишь их. И это приложимо ко всем. Грустно и тяжело ощутить, что народы, жившие раньше нас, в безмолвии и одиночестве ушли на тот свет, не оставив нам итогов своей жизни.

-6--     Мы часто и привычно уступаем своим чувствам.  Интересно, что иногда мы способны ощутить сложные, метафизические предчувствия, но не способны их в себе поддерживать. Наоборот, мы заедаем их вкусняшками с кофе или чаем.  Нам только что показались длинные нехорошие тени от происходящего с нами, а мы, вместо осознания и продумывания этого, пьём чёрный кофе с шоколадом.  Я догадываюсь, что внутри нас есть не только духовный мир,  но и тёмный животный мирок, уютно устроивший своё логово в животе и языке. И он, этот мирок, - тоже часть нашего я, и он выходит из-за ширмы, когда мы болеем, потрясены чем-то, или едим то, что всегда было для нас необыкновенным лакомством и привязывает нас к жизни. Всё это более соответствует женщинам, а мужчины вместо тонких чувств легче наполняются ощущением бесконечного пространства, с наплывающими мыслеобразами и фантастическими, абстрактными фигурами, которые видим не глазами, а всем нашим существом.

-7--        Каждое мгновение нашей жизни может ощущаться нами как чуждое, чужое, не наше, отвратительное, нейтральное, скучное, обыкновенное;   а может чувствоваться как родное, домашнее, своё, личное, уютное.   Кто переключает наше восприятие  с чуждого на родное – я не знаю, но ощущаю, как это происходит, удивляюсь и хочу, чтобы я умел совершать такие переключения. Правда, думаю, что я навсегда бы закрепил  указатель состояния – на родное, уютное. Именно такое состояние и продуктивно, и желанно.

-8--       Люди похожи на книги романы, повести. Люди несут  в себе некое содержание, как и романы и новеллы. Книги читаются, а люди познаются по глазам, поступкам поведению. Книги и люди бывают обыкновенными и удивляющими  пугающими своими тайнами.  Обыкновенные – это те, кто живёт согласно  известным всем уставам. Пугающие – это либо непредсказуемые, либо  представители метафизических глубин. Обитатели глубин – ангелы и чудовища видятся нами в глазах и поступках таких людей и книгах. Люди, особенно в старости, любят пересматривать и изменять собственное содержание.  Книги – более постоянны своим наполнением, но и они меняются, видя в нас что-то новое, другое, чем было раньше.

-9--             Что вызывает во мне ощущение художественной специфики текста? Что есть рассказ, роман?  Пишу об  этом, потому что меня вдруг поразило понимание разницы между двумя простыми свойствами текста: его глубиной и широтой. Глубина – это новое, удивительное понимание не замечаемого ранее, новые смыслы.  Широта же – это подробности и обширность некой картины жизни.  Глубокое имеет шанс быть воспринятым, как своё, личное,  Это стакан воды, но не на натюрморте:  Вы выпили его, он сродняется с Вами.  Обширное и подробное – лишь уточняют, систематизируют и понятия, и чувства. И это тоже ценно, но не по линии художественности.  Я воспринимаю глубину текста, как душу опуса, а подробности и ясное обстояние, окружение своим вниманием,  затронутой текстом темы – как ландшафт полуизвестной местности, путеводитель по ней. В соответствии с этим лекторы, преподаватели делятся мною на глубоких и ландшафтных.   Утрируя, скажу, что глубина – это потрясение души от воспринимаемого, а обширность и подробности – это графоманство.  Не скрою, что эти качества в рассказе или романе часто перетекают друг в друга, или просто переплетаются и смешиваются. Здесь первая скрипка – у воспринимающего текст читателя.  Ещё замечу, что провоцирует глубину – поэзия, а широту и подробности ландшафта – проза.

-10--                Внутри нас есть то, что делает нас революционерами, то есть теми, кто говорит: «Я так хочу, и будет так!»  и эволюционистами, говорящими: « Я ничего не требую, но пусть так будет, ибо это уже есть, и оно живёт!»  Сознательную часть своей жизни я – эволюционист. Мои высказывания – это кукареку прожившей более 70 лет птицы, обретшей уверенность, что может и пропеть нечто. Почему мне не по душе революционеры?  Они требуют от других, заставляют других во имя своих предпочтений. Я бы сказал, что революционер – это ярко выраженный политик!  А эволюционист – обыватель, интересующийся тем, что может сделать  он для себя, а не другие – для него. Он скорее скажет: «Ты делай, как считаешь выгодным  себе, и на меня – не смотри»

-11--        Мы все живём в круге света нашего личности и в более обширном объёме – свете культуры.  Например: картина Крамского Иисус в пустыне – разве она не ответ на вечные истины человеческой жизни?  Не только эта картина, но и другие шедевры выдающихся художников, поэтов, писателей, музыкантов – дают всё, что требует наша душа и ум. Вру ….  Не дают, иначе -  почему же мы всё время ищем ответы на уже понятные вердикты гениев человечества?  Чего же нам не хватает в этих решениях?  Нам не хватает силы признать их нашими личными, родными нам истинами.  Нет силы, есть трусость, нет решимости, есть надежда, что и так обойдётся. Но главное – это не признание каких-то школьных, хрестоматийных гениев за наших личных кумиров.  Слишком страшно и накладно. К старости все эти обстоятельства усугубляются, но всё равно надежды на благополучие и на будущую отчаянную решимость - нас не отпускают.

-12--          Есть информация о нас, которую мы скрываем от других:  ей могут пользоваться нам во вред. И если не станут так поступать, всё равно мы скрываем от чужих  наше  сокровенное. Нам кажется, что это только наше, что-то вроде имущества. Странно, то, что это похоже на нечто материальное. Если мы им делимся – у нас остаётся уменьшенная часть.  В жизни, особенно в прошлой, встречались писатели, поэты, музыканты.  Они творили свои опусы, предлагая нам экскурсию по своему сокровенному.  Этот показ  внутреннего содержания,  не вызывает у авторов ни стеснения, ни раскаяния: они мнят, что на самом деле глубоко личное не выдано ими, а по-прежнему скрыто от всех. Ну и  хвастовство своей богатой натуры провоцирует их на откровенность. И это хорошо, это исподволь нас всех объединяет!


Рецензии