Каждый хочет любить, и солдат и моряк
Детям скучно со стариками. Судьба матерей\отцов пенсионеров уже решена и расписана: они уже заранее мёртвые, и строятся сладкие планы, как распорядиться их имуществом.
Но это российская реальность. Я хотела бы поговорить о немецкой кинореальности.
В ФРГ был якобы "выдающийся" режиссёр Райнер Вернер Фассбиндер. Он снял 36 фильмов. Невзирая на то, что он был гомосексуалистом (видимо, что без этого он не стал бы "выдающимся режиссёром"), большинство его кинокартин посвящекны женщинам: "Тоска Вероники Фосс", "Замужество Марии Браун", "Лола", "Марта", "Эффи Брист Фонтане". Но какие это женщины - другой вопрос. Пробу ставить негде. Взгляд ли это режиссёра-гомосексуалиста на ненавистную женскую природу, глум, или печальная реальность, что в современной Фассбиндеру Западной Германии, как и в современной России, не осталось хороших женщин (хороших по поступкам, поведению и характеру, а не по половой распущенности)?
Фильм Фассбиндера "Страх съедает душу" (1974) тоже про женщину, но не про лесбиянку (есть у него и такой фильм), потаскуху, наркоманку ("Тоска Вероники Фосс"), а про добропорядочную немецкую фрау Куровски шестидесяти лет.
Фрау Эммануилу Куровски сыграла актриса Бригитта Мира (1910 - 2005). Если верить Википедии, её мать - немка, а отец - "русский еврей", что не помешало актрисе сниматься в Третьем Рейхе в нацистских пропагандистских фильмах.
Но выдающуюся и оценённую роль Мира сыграла только в свои 64 года в фильме Фассбиндера "Страх съедает душу", за которую получила Немецкую кинопремию.
Что актриса, что её героиня, это "немки с нацистским прошлым". Цитата из телефильма "ТАСС уполномочен заявить...": "Немка с нацистским прошлым родила мне сына, бросила меня, создала Общество защиты животных и получает теперь пособие как жертва гитлеризма".
Фрау Куровски о своём "нацистском прошлом" говорит с придурковатостью: "Я состояла в нацистской партии... ой, да мы все тогда в ней состояли!" Безответственная, чисто современная россиянская фраза. Как говорится, "не обобщай".
Но "почётное" членство в НДСАП не помешало Эмми выйти замуж за поляка-остарбайтера и родить от него аж троих детей. Детей очень неприятных. Может быть, это камень режиссёра в современных ему поляков-гастарбайтеров, которых мы можем увидеть в сериале "Комиссар Шиманский" тех же лет?
Но тем не менее, горбатого могила исправит: в шестьдесят лет Эмми Куровски внезапно, нежданно-негаданно, вышла замуж за гастарбайтера-марокканца, на тридцать лет её моложе, и стала фрау Эль Хеди Бен Салем.
Мне было интересно, дико и жутко смотреть, как же одинока эта пожилая немка, невзирая на троих детей, внука и подруг с работы. Потому что чем можно заполнить старость? Да ничем!
Фрау Куровски подчёркнуто некрасива. Да там все актёры неприятные, красавец лишь один, официант в кафе, молодой брюнет с синими глазами.
Фрау Куровски здорова, многодетна, работает, но не знает, чем занять себя по вечерам. И вот она случайно забредает в арабский бар, где работает немка сомнительного поведения, Барбара, и ещё одна немка. Немецкую бабушку они встречают крайне агрессивно, без всякого европейского сервиса.
В этом же баре фрау Куровски знакомится с марроканцем Али, гастарбайтером. "Али - работать; Али - всегда работать; Али - не человек".
Действие фильма разворачивается в первой половине 70-х годов. Проблема ФРГ, миграция, схожа с миграцией в РФ образца второй половины 2000-х: мигрантов никто не считает за людей, и тех, кто с ними общается, тоже. Всех, да не всех. Например, барменша Барбара (австрийская актриса Барбара Валентин, если верить всё той же Википедии, состоявшая в кратковременной связи с Фредди Меркури), спит с Али и прекрасно себя чувствует. Её никто не осуждает за это. В бар она, правда не всегда, надевает леопардовую косынку и платье до пят, и умеет готовить любимые Али марокканские блюда. Хотя Барбара - пропащая, что её осуждать, она не выходит за рамки своего поведения.
Али в восторге от фрау Куровски, потому что она, наверное, первая немка (шлюха из арабского бара не считается), что увидела в нём человека. Первая добропорядочная немка, что увидела в нём человека.
Да только видит ли кто человека в самой пожилой фрау Куровски. Она говорит Али: "Я работаю..." - "Что у тебя за работу?" - сразу оживляется он, и становится строг. "Понимаете, окружающие этого не совсем понимают... Я - уборщица".
Я не очень поняла, что убирает фрау Куровски. Всё время показывают какой-то обшарпанный подъезд. Условий нет, они обедают тут же, в подъезде, на грязном подоконнике. Вот появляется новая работница, усталая платиновая блондинка: "Она - из Югославии", - шепчутся бабки.
Сама фрау Куровски живёт в муниципальном доме по договору социального найма. Хозяин дома постоянно заходит и вежливо напоминает о нарушении пунктов договора. Уборщиков нет, это очень дорого, жильцы моют обшарпанный, как и в СССР подъезд, сами. И тётки-хабалки в этом западногерманском муниципальном доме такие же, как у нас!
Бабушка Куровски очень наивна и ведёт себя нетипично для холодной немки и замкнутой европейки. Она приглашает Али в дом, так как беспокоится за него. Кончается всё это, разумеется, сексом, а потом и регистрацией брака.
Фрау Куровски, чтобы там у нас не говорили о немецких матерях взрослых детей, видится с ними часто. Дети у неё не выдающиеся, грубые, скандальные. В день бракосочетания никакого тебе семейного ужина. И дело тут не в Али, наверное, им никого не надо.
Один из сыновей фрау Куровски, узнав о её новом замужестве, разбивает ногой телевизор в её квартире. Но потом, как истинный немец, приносит за него деньги. Сына играет сам режиссёр.
Заключив такой неравный брак, фрау Куровски подвергается остакизму: тётки с работы делают вид, что её нет. Бабки-соседки истерят, что она теперь должна убираться в подъезде чаще, так как с появлением её мужа там стало грязнее.
Но постепенно всё в этом плане налаживается. Соседки просят Али помочь с подвалом. Тётки-уборщицы приходят на званный ужин, и начинают, эти старые немецкие шлюхи, осматривать и ощупывать Али, и обсуждать его вслух. Он разворачивается и уходит.
Тем самым временем, как брак вдовы Куровски принимает реабилитацию в среде её окружения, её отношения с молодым мужем начинают портиться. Она относится к нему, как к своему четвёртому ребёнку. Али скучает по марокканской еде, но его немецкая жена не хочет ему её готовить: "Ты живёшь здесь, и привыкай к местной пище". И Али опять уходит, на этот раз к немецкой потаскухе Барбаре, которая умеет готовить марокканские блюда.
(В детективе Татьяны Степановой "Семь отравленных принцев" очень подробно описывается российский ресторан арабской кухни, наверное, это платная скрытая реклама).
Положение фрау Эль Хеди Бен Салем стало хуже, чем было. Боль потери, она постоянно плачет. Это видит сын хозяина муниципального дома, но по-немецки не вмешивается.
Об этом фильме есть статья в ЖЖ, автор который уверяет, якобы в "Страхе" есть "несвойственный для Фассбиндера хэппи-энд". Нет там хэппи-энда. Али старуха-немка не нужна, у него есть горячая Барбара, грязная немецкая женщина. Просто фрау Куровски пытается спасти свой брак: "Я понимаю, что я ничего не могу тебе дать. Но всё равно, возвращайся..."
Скажу сразу, что это неприятный фильм. Это "Кино не для всех", была такая рубрика на канале "НТВ". (Фильм был дублирован для канала "НТВ" в 2014 году. И у кого нет таких проблем, как у фрау Куровски, его смотреть нет смысла, потому что не понять.
Фрау Куровски полна сил, но она стара и некрасива. В Германии и Финляндии, в отличие от россиянских старух, не принято раскрашивать своё мерзкое старческое тело, и превращаться в раскрашенное гниение. Там "ценится индивидуальность".
Возможно, что фрау Куровски - действительно нетипичная немка, "лишний человек". Она очень наивна, откровенна, добра, открыта, что не свойственно для Германии и Европы, и это не приносит ей счастья.
Фрау Куровски работает, где не каждый будет, и тоже получает презрение за это. Фрау Куровски читает на ночь, но чтение тоже не заполняет пустоты в душе. Она не знает, куда себя деть вечером, хотя в Европе это куда проще, там вечера проводятся в кафе и барах. Но видимо, в первых кадрах так тяжело на душе у фрау Куровски, что она заходит в первый попавшийся бар, куда, добропорядочные немцы не ходят, страшно смущена, и не знает, как в нём ей себя вести. Она не знает, что вообще люди делают в барах, и Барбара наливает ей колы, которую фрау Куровски тут же проливает на крамсивую скатерть, и так и оставляет, не допив.
Фрау Куровски в молодости вышла замуж за поляка, а в старости - за марокканца.
Я осязаемо представляю ужасы фрау Куровски. Ведь страшное одиночество - не в глухой тайге, а среди людей. И она уже отчаялась его решить, но тут ей подарок судьбы вроде молодого араба.
Лично мне этот фильм показался неплохой инструкцией, как можно уйти от пустоты и ужаса в безнадёжной старости.
Каждый хочет любить,
И солдат, и моряк,
Каждый хочет иметь
И невесту, и друга.
Свидетельство о публикации №225012200950