К 4. Глава 12 Период Джемдет-Наср

Период Джемдет-Наср — это археологическая культура, существовавшая в Южной Месопотамии, на территории современного Ирака, в эпоху раннего бронзового века. Она охватывает период примерно с 3100 по 2900 год до нашей эры, завершая доисторическую эпоху в Месопотамии. Иногда этот период рассматривается как поздняя стадия урукского периода. Название «Джемдет-Наср» происходит от древнего памятника, где были впервые найдены типичные для этого времени артефакты.

 

Эпоха Джемдет-Наср, по сути, не сильно отличается от урукского периода. Ремесленные изделия становятся более простыми как по стилю, так и по качеству. Религиозные и светские сюжеты, изображаемые на цилиндрических печатях обоих периодов, идентичны. Однако реалистический стиль урукской эпохи сменяется линейно-схематическим, который получил название «стиль Джемдет-Наср». Монументальная архитектура сохраняет внутреннее оформление и функции, свойственные архитектуре предыдущего периода. Однако теперь основное внимание уделяется размерам и отделке храмовых платформ. Мозаичная орнаментация из конусов с цветными шляпками наносится не на всю поверхность стен, а выборочно, на горизонтальные панели.

 
 

Цилиндрические печати, датируемые периодом Джемдет-Насра

Керамика в основном сохраняет традиции, заложенные в эпоху Урука. Единственное, что отличает керамику из Джемдет-Насра от урукской, — это мотивы росписи. Роспись может быть геометрической или реалистичной, изображая людей, животных, растения и другие элементы. Она выполнена черной и красной краской прямо на бурой поверхности глиняных сосудов. Расписная глиняная посуда составляет лишь небольшой процент от общего числа находок, что позволяет предположить, что такие изделия были связаны с лицами или деятельностью, предполагающими высокий статус. В частности, на памятнике Джемдет-Наср расписная керамика была обнаружена исключительно в крупном центральном здании поселения. В аналогичном контексте расписная посуда периода Джемдета Насра была найдена также в Телль-Фара и Телль-Губба в Хамирнском регионе.

Вместо портативных женских статуэток в храмах появляется практически неизвестная прежде каменная скульптура: львы, атакующие быков, герои, укрощающие хищных зверей. Тогда же впервые в храмах находят статуэтки богомольцев. Появившийся скульптурный рельеф еще очень неумел и примитивен (так называемые «персонажи с перьями»). Фигуры неловки и угловаты. Однако уже можно констатировать черты, которые будут канонизированы в искусстве более позднего времени. Так устанавливается определенное изображение человеческой фигуры на плоскости: ноги и голова повернуты в профиль, а туловище развернуто в фас. Такая же определенность и в трактовке лица с огромным глазом и большим носом, а в более позднее время — руки, поднятые до уровня рта, что будет символизировать предстояние перед божеством, и т. п.
 
Статуэтки богомольцев

 

Шумерское искусство протописьменного периода поражает своим редким натурализмом и мастерством в изображении животных. Древние художники с удивительной точностью передавали пропорции и формы тел животных, а также могли великолепно воспроизвести их позы и движения. В основном мастера привязывали изображения к определенной плоскости, соединяя объем и плоскостное изображение. Отдельные части фигур, которые выступали за плоскость сильнее, чем основное изображение, создавали иллюзию подвижности композиции и её отрыва от плоскости. С другой стороны, этот приём придавал изображениям монументальность, даже если они были небольших размеров.

Протописьменный период шумерского искусства можно рассматривать как переломный этап в отношении человека к окружающему миру. Это время, когда человек начинает осознавать себя (ещё не как личность, но уже вне окружающей среды). Происходит поиск новых форм и накопление первичного опыта. Именно благодаря этому раннее шумерское искусство отчасти свободно от канона — он ещё не установился окончательно.

 

Табличка учёта из Урука. Период Джемдет-Наср

Этот период не только стал временем зарождения искусства, но и ознаменовался важными вехами в развитии клинописного письма. Ко времени периода Джемдет-Наср письменность претерпела значительные изменения. Ранее представлявшие собой рисунки-пиктограммы, знаки письма стали более простыми и абстрактными. Очертания значков приобрели характерный клинообразный вид. Все без исключения найденные тексты были связаны с ведением учета и административными вопросами: нормированием продуктов питания, перечислением предметов и животных. Литературные тексты в этот период отсутствуют.

Пиктограммы стали ценным источником информации о предметах, которые были сделаны из органических материалов и, следовательно, давно исчезли: прялках, лопатах, мотыгах с деревянными рукоятями, примитивном плуге, санях для перетаскивания грузов по заболоченным местам, четырехколесных повозках на сплошных деревянных колесах, канатах, рулонах ткани, тростниковых ладьях с высоко загнутыми носами и многом другом.

Хозяйственные документы храмовых архивов в Уруке (Варке) представлены теми же типами, что и ранее. Однако впервые появляются записи о выдаче земельных наделов. В одном из них говорится о распределении земель вдоль канала общей площадью 233 «бур». Если считать, что меры земельной площади в этот период имели то же значение, что и в более позднем Шумере, то это около 1500 гектаров. Две трети земель, около 1000 гектаров, были выделены верховному правителю-жрецу (эвен, позже эн). Оставшаяся треть, около 500 гектаров, была предоставлена пяти лицам: верховной жрице (эвенмин) – около 122 гектаров, затем второму по старшинству жрецу – прорицателю (ишиб) – около 64 гектаров, главному торговому посреднику (шаб-галь) – около 103 гектаров, главному судье (кин-ди) – около 95 гектаров и еще около 100 гектаров, возможно, военачальнику. По имеющимся данным, с таких площадей держатели наделов должны были получать ежегодные урожаи порядка 2 миллионов литров (около 12 000 центнеров) на верховного правителя-жреца и от 1800 центнеров до 980 центнеров на остальных должностных лиц.

Однако расцвет Шумера в этот период, рост богатства и переход к цивилизации с классовым обществом обусловлены, прежде всего, не искусством и письменностью, а использованием сети ирригационных каналов. Наряду с ячменём начинают возделывать пшеницу. Кое-где сажают финиковую пальму, хотя широкое ее распространение относится к более позднему времени. Разводят крупный рогатый скот, овец, коз, свиней и ослов, держат собак. Быков и ослов используют для перевозки грузов, а быков еще и как тягловую силу при пахоте. Дополнительные продукты поставляло рыболовство, а охота уже особой роли в экономике не играла, хотя и практиковалась. Орудия труда те же, что и в предшествующее время: глиняные серпы, каменные мотыги, ножи из обсидиана. Костяные и каменные орудия все более вытесняются медными.

Развитие сельского хозяйства и ремесел способствовало зарождению торговли, хотя её зачатки, в той или иной степени, наблюдались и ранее. Были установлены торговые связи между Шумером и Средней и Северной Месопотамией, а также с Эламом, Западным Ираном и Северной Сирией. Благодаря этому шумеры получали необходимые им металлы, строительные материалы и престижные украшения для знати. Развитие торговли стимулировало и совершенствование транспорта. На пиктограммах были запечатлены сани для перетаскивания грузов по заболоченным местностям, четырёхколёсные повозки на сплошных деревянных колёсах и тростниковые ладьи с высоко загнутыми носами и кормой.

Увеличение материального богатства способствовало социальному расслоению. Выделялись лидеры местных территориальных общин, и в этот период появились их первые изображения. На некоторых из них были запечатлены скованные и связанные люди, вероятно, пленники, обращённые в рабство. В некоторых поселениях были обнаружены следы войн: слои пепла, разрушенные и заброшенные дома, непогребённые скелеты людей со следами насильственной смерти. Грабительские походы совершались прежде всего в горную страну — Элам. Древнейший иероглиф, обозначавший раба, трактуется как «человек гор, чужак».

Способ погребения был установлен по результатам раскопок слоя Джемдет-Наср в Уре. Могильник располагался в городе, и могилы были тесно расположены одна над другой, нарушая соседние. Когда такое происходило, предшествующую могилу грабили, а кости без жалости уничтожали. Скелеты были сильно скорчены, иногда коленями к лицу, накрыты циновками, а в руках у покойного находилась чашка. Ни в одной могиле не было найдено оружия или орудий труда, только бусины ожерелий и браслетов.

В период Джемдет-Наср шумеры испытывали давление со стороны семитских племен. Некоторые исследователи считают, что шумерская культура в этот период была уже смешанной, с большим включением семитского компонента. В настоящее время можно с некоторой уверенностью утверждать лишь то, что семиты и шумерийцы Южной Месопотамии жили на одной территории и резко отличались друг от друга как по внешнему облику, так и по языку.

К концу периода Джемдет-Наср относятся следы масштабного наводнения, воспоминания о котором частично легли в основу мифа о Потопе. Миновав этап великого наводнения, семиты и шумеры уже безоговорочно сосуществуют как единый народ. Им приходилось вместе восстанавливать страну после катастрофы. Восточные семиты усвоили более высокую шумерскую культуру, включая письменность, и к середине III тысячелетия до н.э. образовали вместе с ними тот самый двуединый и двуязычный суперэтнос «черноголовых». Это не мешало проявляться элементам неравенства в положении обоих его этносов: почти все цари месопотамских городов-государств III тысячелетия до н. э. принадлежали к этнически шумерским династиям, а значительные и официальные тексты составлялись только на шумерском языке.


Рецензии