Истории Марты. Шифровка
История Четвёртая
Едва Марта запила абрикосовым компотом блинчики с творогом и проговорила тёте Поле привычное «спасибо», подавая сияющую чистотой тарелку, зазвонил телефон.
– Привет, Марта! Чем занимаешься? – поинтересовался Тимофей.
– Привет, Тима! Ничем.
– Во двор не идёшь?
– Нет. После котят мама велела дома отсиживать наказание. А ты?
– Я тоже отсиживаю папины строгие меры. А давай играть, сидя дома.
– Давай! А как?
– Знаешь, что такое резидент и азбука Морзе?
Разумеется, Марта не знала. Во втором классе такое ещё не проходили.
– Нет. А что это?
– Это такая тайная шпионская связь. Пишем друг другу, чтобы никто не понял и не догадался. Под секретом.
– Здорово! – оживилась Марта. – А как пишем? Куда? Нам же нельзя выходить. Даже к почтовому ящику. Мне – так целых два дня!
Но у Тимофея всё уже было продумано: балкон Мартиной квартиры находился строго под его балконом (всего один этаж между ними). Тайные записки можно передавать по верёвочной связи (в ящике с инструментом папы Тимофея нашёлся подходящий моток самого настоящего шпионского шпагата).
– Я привязываю письмо и спускаю тебе. А ты ловишь, пишешь ответ и отправляешь мне наверх. Я тут отыскал старый мамин кошелёк. Его и привяжу. В него будем класть наши шифровки.
– А что такое шифровки?
– А-а, – встрепенулся Тима. – Точно! Главное забыл: шифровка – это когда написано по специальным шпионским правилам. Вот азбука Морзе, например – это такие точки-тире. Они обозначают буквы. Это правило знают все. Ими пользуются моряки. Но тебе будет сложно. И изучать долго. Пишем шифровки самые простые, вот так: все слова без гласных букв. Знаешь, что такое гласные?
– Конечно! Это «а», «о», «е»…, – зачастила Марта.
– Всё. Пошёл писать.
Марта, помня родительские наставления, добросовестно предупредила тётю Полю:
– Я – на балкон. Это же – не из дома?
– Конечно, деточка. Балкон – это дома. Давай, ступай. Я тут пока со щами повожусь к обеду. А ты хоть воздухом подышишь. И позагорать заодно можно. Придумали ведь: «Ни шагу из дому»! Что за родители такие безжалостные! Было бы за что наказывать! Только осторожно там, на балконе!
– Да, тётя Поля! Я знаю.
Под добродушное сетование тёти Поли Марта между тем торопливо отыскивала ручку и чистые листы в прошлогодней тетради за второй класс. Минуту спустя она с нетерпением ожидала на балконе первой Тиминой шифровки. Наконец сверху плавно спустился НЛО: шпионский кошелель на бечёвке. Вообще, то была дамская косметичка – специальный такой кошелёк для женских секретиков. Просто Тима в этом мало разбирается, хоть и старше Марты на два года. Косметичка была снабжена кожаной петелькой, за которую её можно держать, словно маленькую сумочку. Сейчас за неё старательно, настоящим морским узлом, была привязана бечёвка. Похожая косметичка есть и у Мартиной мамы Наташи. Мама складывает туда помаду, маленькое зеркальце, духи и всякое другое, для чего Марта «ещё мала». Марта ловко подхватила кошель. Для начала Тима написал самое простенькое:
– Мрт, вхд в двр звтр», что означало: «Марта, выходи во двор завтра ».
Марта прочла и задумалась: «Мрт» – это, конечно она, Марта. А дальше? А-а-а! «Выходи в дверь за ветром» – догадалась она.– " Букву "м" в конце забыл. И почему «за ветром» в одно слово?" – пожала она плечами и написала в ответ:
– Нс втр нт (у нас ветра нет).
Тимофей напряжённо всматривался в аккуратные Мартины буковки.
– Нос вытри, енот, – наконец расшифровал он. – Чего это она?! Так и обидеться можно!
– Кт нт? – спросил на всякий случай (Кто енот?)
– Кота нет, – быстро сообразила Марта.
– Нс нт, – ответила она, что означало (и у нас нет).
– Неси енота, – прочёл Тима. – Чего она к этому еноту пристала? Что за глупая шифровка? Вот как с ней играть? А я ещё удивлялся, что она записки про ключ в двери оставляет. – И он решил сменить на всякий случай тему. А то и до ссоры недалеко.
– Вхд в двр звтр (Выходи во двор завтра), – миролюбиво повторил Тима.
– Теперь буквы местами перепутал. "Выходи в дверь из ворот», – прочла Марта и задумалась: разве «из ворот» – в одно слово? И как это можно в дверь из ворот? Что там у него заело с выходом в дверь? И ворот у нас нет, он же знает, – пожала она плечами. Но на всякий случай ответила с готовностью:
– Кнчн (конечно).
– Кино очень, – быстро сообразил Тима. Пишется в два слова. Вот грамотейка! Что она там смотрит, интересно?
– Кк кн? (какое кино?), – поинтересовался Тима.
– "Ку-ку, кони". – Марта задумалась: почему кони кукуют? Может, у тёти Поли расшифровку спросить? Но ведь они с Тимой пишут секретно! Значит, нельзя никому выдавать!
– Тм, н ржт (Тима, они ржут) – написала Марта про коней довольно рассудительно и дёрнула бечёвку. Шифровка уползла на десятый.
– Там не режут, – понял Тима. – Значит – не бандитское. Девчоночье. Наверное, мимишное что-нибудь.
– Тк пр чт кн т? (Так про что кино-то ?) – спросил всё-таки из вежливости.
– Так перчатки не те… – А-а-а! – догадалась Марта, не обращая внимания на пробелы между буквами. – Это про те перчатки, которые порезаны – мамины. Всё переживает. Даже глупости от горя пишет.
– Мм щ злтс? (Мама ещё злится?)
– Мамища злится? – без труда перевёл Тимофей эту простенькую фразу и на самом деле расстроился: чего это Марта так про его маму Алину?
– См т ммщ! (Сама ты мамища!) – написал он в ответ сердито.
Марта расшифровала быстро:
– Сама ты «ам-ам» щи!
Обида смешалась с удивлением: «Я что – маленькая, что он мне – «ам-ам»?! И откуда, интересно, он узнал, что тётя Поля варит щи?»
В тот самый момент, когда Марта великодушно признала, какой всё-таки Тима умный (ясное дело – в пятый уже перешёл!), за бечёвку кто-то дёрнул резко и решительно, и над головой раздалось знакомое:
– А что это вы тут делаете?
Грозная баба Тома собственной персоной в недоумении свесила голову с балкона своего девятого этажа, и это не предвещало ничего доброго.
– Бабушка Тома, – вежливо протянула Марта строгой домоправительнице. – Не беспокойтесь! Это у нас с Тимофеем идёт передача шифровок – такое совершенно секретное шпионское дело, – чистосердечно выдала Марта сразу обоих резидентов.
– Ах, шпионское! Нечего мне тут матлять верёвкой перед глазами! Вот я всё порасскажу вашим родителям! Пускай срочно принимают меры!
– Так мы уже и так отсиживаем срочные меры, – подал голос Тима. – За котят. Помните?
Хорошо, что средство передачи шифровок покоилось в этот момент на Мартином балконе. Баба Тома без лишних объяснений решительно щёлкнула ножницами, и конец бечёвки плавно порхая на ветру, словно хвост воздушного змея, мягко приземлился на балконные перила. Сеанс шпионской связи был завершён. Марта старательно скрутила шпагат…
Время спустя позвонил Тима, и прямым текстом, без шифровок, спросил:
– Слушай, Марта, ты чего ко мне с енотом пристала? Ведь я и обидеться мог!
– С каким таким енотом?! Не было никакого енота! Это ты ко мне с конями, которые «ку-ку». Слушай, а как ты узнал, что тётя Поля варит щи?
– А она варит? Я не знал. Надо будет нам встретиться в секретном месте, когда нас выпустят, и разобрать шифровки.
– Ага! Обязательно надо, – согласилась Марта.
Перед сном, после объяснений с бабой Томой, которая обошла - таки вечером родителей Тимы и Марты, возмущаясь «матляющейся» перед носом верёвкой, мама Наташа сказала папе Боре:
– Пора их выпускать из заточения, а то они ещё и сами по верёвкам спускаться начнут и паруса Крузенштерна могут перед балконом бабы Томы развесить.
– Это точно, – подтвердил папа. Он всегда был согласен с мамой.
23.01.2025
Иллюстрация "Дети на балконе", Козлов И.Я.
Свидетельство о публикации №225012301060
Но пока я в бешеном восторге от "...королевства", что просто не в силах восторгаться полноценно другими твоими шедеврами...
Но...это возможно только после моего многократного перечитывания на бумаге " Малинового...".
Во как прикипел!
Валерий Чудаев 08.02.2025 16:45 Заявить о нарушении
Улыбаюсь. Приятно. Но ты уж не обходи вниманием истории Марты!
В них много забавного и душеполезного.
Спасибо за искреннюю привязанность к моим работам! Тебе - верю!)
Алла Никитко 08.02.2025 19:57 Заявить о нарушении