Секретный поход. Непотопляемая Santa Fe

Судовой журнал запестрил красноречивыми записями:

17 апреля — авария в электросети, вынудившая лодку на три часа лечь в дрейф на время восстановления поломки.

18 апреля — вышел из строя электромотор №1, который пришлось вывести из действия на время ремонта, занявшего целые сутки.

19 апреля — сломался насос системы охлаждения дизеля №4, ремонт длился 48 часов. Лодка шла большей частью в надводном положении.

20 апреля — сильный шторм вынудил погрузиться и идти под аккумуляторами. Однако продвижение при этом, с учётом состояния батареи, оказалось весьма медленным.

21 и 22 апреля — командир капитан дель корбета Бикаин, несмотря на бушевавший шторм, снова шёл в надводном положении.

На удивление переход проходил без какого-либо контакта с противником.
В то же время, британцы предпринимали попытки по освобождению Южной Георгии. В единственном посёлке на острове — Грютвикене — располагалась антарктическая станция с десятком сотрудников. После оккупации аргентинский гарнизон разместил на острове около 100 человек из различных подразделений, при абсолютно нулевой ценности острова, практически непригодного для жизни — большая часть его покрыта тундрой и ледниками.

Аргентине, вынужденной осуществлять снабжение островитян и вообще отвлекать свои и без того небольшие силы на это направление, это создавало дополнительные проблемы. С другой стороны, его приличная удалённость от континента и небольшая численность гарнизона, сконцентрированного в одном месте, позволяли британцам быстро освободить архипелаг минимальными усилиями. А такая, пусть и очень маленькая с военной точки зрения победа, позволяла поднять моральный дух британцев и взбодрить в преддверии боёв за Фолклендские острова.

Ещё 12 апреля с передовой базы британских ВМС на острове Вознесения к Южной Георгии отправился отряд из фрегата «Плимут» и эсминца «Энтрим» вместе с судном снабжения «Тайдспринг», а также дизельная подводная лодка «Оникс» (класс «Оберон»). Спустя два дня к корабельному отряду присоединился ледокол «Эндьюренс».

20 апреля с подводной лодки «Оникс» на побережье высадилась группа из 12 бойцов SBS (Special Boat Service) — спецназа британских ВМС. Но дальше дела как-то не заладились. На следующий день, при помощи вертолётов на северной оконечности Южной Георгии, на леднике «Фортуна» была высажена ещё одна разведывательно-диверсионная группа из 15 человек, на этот раз из всем известного подразделения SAS. Однако бойцы авиадесантной службы сразу же после высадки столкнулись с экстремальными погодными условиями. Начался шторм с порывами ветра до 50 метров в секунду! Чтобы ощутить такую силу ветра, попробуйте на скорости 180 км/час вылезти из люка автомобиля по пояс. Сразу всё поймёте, но не советую так поступать, это чрезвычайно опасно. Неудивительно, десантники даже не смогли поставить палатки, чтобы хоть чуть-чуть согреться.

Вследствие штормового ветра, при крайне низкой температуре воздуха, через 15 часов после высадки группа SAS полностью утратила боеспособность, борясь за выживание в ужасных условиях Антарктики. Командир группы запросил срочную эвакуацию — в противном случае десантники попросту замёрзнут насмерть. Эвакуация тоже чуть не закончилась провалом. Забрать группу SAS вылетело 2 вертолёта «Wessex» с «Тайдерспринга» и вертолёт с эсминца «Энтрим». Первый «Wessex» почти приземлился, но от поднятого винтами снежного облака пилот потерял ориентацию, в результате чего вертолёт задел винтом землю и разбился, к счастью, экипаж остался жив. Бойцы SAS и экипаж вертолёта перегрузились во второй «Wessex» … Но он тоже упал, задев винтом гребень горы. И снова обошлось без жертв. Наконец, и спасаемые, и спасатели удачно погрузились в третий вертолёт с эсминца «Энтрим» и таки сумели вернуться без потерь.

23 апреля командиру Бикаину донесли из штаба флота извещение о том, что у Южной Георгии уже находятся английские корабли.

В тот же день бриты получили информацию о следовании Аргентинской лодки Santa Fe С-21 в бухту Грютвикен архипелага Южная Георгия, вездесущий Джеймс Бонд военную тайну выведал. В ночь на 24 апреля лодка обошла остров с Севера.
Наконец, спустя неделю адского плавания, «Санта-Фе» вопреки всем обстоятельствам добралась до Южной Георгии, с опозданием в полтора суток от намеченного графика. И уже на подходе к острову на лодку обрушилась новая беда — повреждённая штормом и отрывающаяся обшивка гремела так, что заглушала работу гидроакустической станции. Пришлось всплывать и осуществлять очередной экстренный ремонт.
Погрузились только в пять утра и в подводном положении направилась на юго-восток, к заливу Ист-Кумберленд.

09.15 — акустическими средствами лодка засекла ледокол «Endurance» патрульной службы Королевского флота. Однако командир явно не горел желанием идти в атаку, сам опасался обнаружения и фактически уклонился от найденной цели, считая главной своей задачей скрытную доставку людей и груза. Лодка на подходах к заливу Ист-Кумберленд находилась в подводном положении до наступления темноты.

22.00 — Santa FeС-21 всплыла в заливе и двинулась в Грютвикен, держась как можно ближе к берегу, чтобы избежать выслеживания противником. Шёл ледяной дождь, чередуясь снежными зарядами со шквалами. Поскольку никакого плана радиосвязи с гарнизоном Южной Георгии у командира лодки не имелось, то подойдя к Грютвикену, Бикаин связался посредством лодочной радиостанции с гарнизоном на берегу, использовав международную волну.

23.45 — к лодке подошёл от причала захваченный аргентинцами катер Британской антарктической экспедиции.

25 апреля с 02.30 в течение двух часов происходила выгрузка на берег доставленных людей и оружия, что потребовало трёх рейсов катера.

03.30 — Santa Fe С-21 вышла на связь по радио, донеся в Мар-дель-Плата (на материк) об успешном завершении первой части похода (что в итоге получилось причиной фатального исхода всей операции). Эта передача оказалась немедленно запеленгованной английскими кораблями.
Капитан Бикаин изначально планировал покинуть Грютвикен в 04.00, но выгрузка затянулась.

В 04.30 подводная лодка, наконец, вышла из бухты Грютвикен и двинулась на Север по Ист-Кумберленду. Командир рассчитывал, что сможет достичь расчётной точки погружения очень скоро.

Англичане всю ночь активно готовились к охоте на «инвалида» времён Второй мировой войны. К этому времени Южной Георгии достиг британский разведчик Victor K. Mk 2 (XL189) с острова Вознесения. Признаков обнаружения надводного противника в данном районе замечено не было, однако были найдены несколько айсбергов, о чём сообщил кэптену Янгу, поскольку они могли представлять опасность для британских кораблей в заливе Ист-Кумберленд.
Наконец, в 03.30, после радиоперехвата радиосигналов с Santa Fe, на английских кораблях закипела работа. Началась немедленная подготовка к вылету всех вертолетов.

В 04.10 лейтенант-коммандер Стэнли поднял свой вертолёт «Wessex» HAS.Mk 3 (XP142), получивший прозвище «Humphrey», с палубы эсминца «Antrim» и устремился к заливу Ист-Кумберленд, на охоту!

Спустя 30 минут вертолёт достиг залива, но не обнаружил там никакой подводной лодки. Обследовав акваторию, Стэнли пролетел к северу до мыса Банфф, после чего вернулся в Ист-Кумберленд ни с чем. Метеорологические условия для поиска были отвратительными — потолок облачности составлял всего 400 футов (120 метров), видимость от 1000 до 2000 ярдов (910—1820 метров). При этом Стэнли сознательно лишь пару раз кратковременно включал вертолётную РЛС, чтобы не демаскировать себя. Существенной помехой стали колоссальные стаи разнообразных морских птиц, включая гигантских альбатросов, ставивших выполнение полётов под угрозу из-за ежеминутной угрозы столкновения.

В это время Santa Fe медленно, но уверенно чапала в тумане к выходу из залива.
04.48 — пройдя мимо мыса Короля Эдуарда, лодка находилась в пяти милях от открытого моря.

Командир Бикаин отдал приказ готовиться к погружению. В этот момент раздосадованный Стэнли, снова углубившийся в Ист-Кумберленд, тоже повернул на север, и через несколько мгновений экипаж «Humphrey» с дистанции всего полумили увидел шедшую в том же направлении аргентинскую субмарину. С борта «Wessex» был немедленно передан условный радиосигнал боевого применения оружия:
«Wolf, Wolf», — означавший обнаружение подводной лодки противника в надводном положении — представьте себе, это случилось впервые на Королевском флоте с мая 1945 года!

В тот же момент на Santa Fe раздался истошный крик одного из сигнальщиков:

— Helicoptero to Popaaa!

Бикаин немедленно скомандовал:

— Боевая тревога!

Он очень сожалел о нехватке каких-то 20 минут, чтобы дойти до точки погружения, его спешка «бодро» доложиться о выполнении первой части задания привела к обнаружению его корабля противником.

Продолжние следует...


Рецензии