41. Терехов. Поляковы

Терехов за время своих сезонных ремонтно-восстановительных работ в Пролесках познакомился со многими местными старожилами. Одним из таких аборигенов был Поляков Иосиф Петрович, отслуживший верой и правдой родному совхозу на должности экономиста более тридцати лет. Он жил со своей супругой учительницей истории Поляковой Зинаидой Тарасовной в доме, который выделило ему благодарное руководство сельскохозяйственного проекта. В период приватизации жилье перешло в личную собственность Поляковых. Их небольшой аккуратный домик был обложен белым силикатным кирпичом. На зимовку супруги-пенсионеры в город к детям не уезжали, а продолжали коротать сезон холодов в своем пристанище, ежедневно протапливая печь, созерцая телевизор, или просто пребывая в дремотном состоянии на своих лежанках. Рядом с их огородом проходила песчано-гравийная дорога, где была оборудована автобусная остановка. Далее на возвышении село обслуживали просторный сельский магазин, почта, амбулатория и клуб. Деревенская школа, когда-то радостно звенящая детскими голосами, теперь приутихла и обходилась двумя-тремя учениками на класс. Города поглотили сельское население бесповоротно. На поля уже выезжают программисты и с ноутбука учатся управлять посевной, уборочной и прочей техникой.
— Здравствуйте! — поприветствовал Терехова Поляков, когда они встретились в учреждении торговли.
— Рад вас видеть Иосиф Петрович! — ответил летчик в отставке. — Вам также доброго здравия и всего наилучшего!
— Как стройка продвигается?
— Успешно. В этом году планирую все завершить.
— Я вам не только по личному опыту скажу, что в дачном деле нет завершения, а неизменно все только начинается.
— Согласен. Еще надо участок благоустроить.
Из магазина шли вместе, продолжая разговор, а потом последовало приглашение отведать домашних пирогов. Терехов согласился.
Пенсионеры Поляковы жили скромно и довольствовались бытовой техникой, приобретенной еще в советское время. Однако смартфоны у стариков были качественные, приобретенные по подсказке внуков.
— Вам с сахаром или без? — поинтересовалась Зинаида Тарасовна у гостя. — Пирог сладкий.
— Тогда без.
Напиток был со специфическим приятным вкусом. Хозяйка туда что-то добавляла из растений полынного типа.
— Наш семейный! — пояснил Иосиф Петрович.
У стариков обычно разговор идет про юное поколение. Так было и на этот раз.
— Никогда не думала, что молодежь может быть такой суеверной! — с экспрессивным то ли возмущением, то ли удивлением произнесла учительница истории. — Верят всякой чуши! С телевизора выступают провидцы, колдуны, маги, экстрасенсы всех толков. Прямо сюрреализм какой-то. Песни поются, сделанные с колена, тексты в них примитивны, безграмотны. Чувствуется, что над ними не работали. Искать смысл в них не требуется. Чувства надуманы. Разве можно песенное искусство превращать в товар!
— Сейчас же свобода творчества, — осторожно вставил реплику Терехов.
— У нас тут одна девица, поверила в то, что возвращаться — плохая примета. Ну и чуть не сожгла дом. Пекла яблоки в духовке. Побежала на почту. По пути осенило, что забыла выключить газ. Возвращаться побоялась. Потом подругу встретила. Покалякала. В итоге хата была полна гари, яблоки превратились в уголь. Хорошо, что так обошлось.
— Семь раз отмерь, один раз отрежь! — процитировал народную мудрость супруг учительницы.
— Вот эту поговорку и я напомнила Алисе… этой девчонке. Имена, ведь, пошли какие! Заграничные!
— А по мне имя красивое! — не удержался Иосиф Петрович. — После революции и гражданской войны девочек начали называть Октябринами, Аврорами, Виленами, Алинами… Ну, Даздраперма или Искремас — это конечно был перебор.
— Так вот она спросила: «Что можно семь раз возвращаться?» — Да хоть десять, если надо! — ответила я ей. — Если, выйдя из дома, вспомнила, что забыла выдернуть из розетки утюг — вернись! Запамятовала про газ — вернись. Засомневалась насчет телевизора — вернись. Вспомнила, что не перекрыла воду — вернись. Не выключила свет — вернись. Еду не поместила в холодильник — вернись. Забыла документы или деньги — возвратись за ними. Когда же чувствуешь, что приходится давать заднюю в восьмой раз, надо сходить к доктору и попросить рецепт на таблетки, улучшающие память. После этих наставлений, мне показалось, что Алиса, словно засветилась лицом. А, может быть, это мне показалось. Она недавно школу закончила. Родителям и младшему брату помогает. Училась заочно в каком-то гуманитарном учреждении с зарубежным финансированием. Чему они там учат?
Ребенок — удивительно чистое духовно и наивное существо. Наша задача, я имею в виду учителей, дать им такие знания, чтобы они могли различать хорошее и плохое, добро и зло, необходимое и суетное.
— Ты уже столько лет на пенсии, а все еще учительствуешь! — с мягким укором произнес экономист.
— Учителя на пенсию, конечно, уходят, но не перестают быть таковыми — возразила его супруга.
— Да, приметы и суеверия — две большие разницы. Если первые помогают выживать, то вторые — вредят, — огласил устоявшееся понимание этой проблемы Терехов.
Паузу молчания прервала хозяйка.
— Разделение на приметы и суеверия произошло после появления у человека возможности копить, хранить и осмысливать исторический материал. На основе примет возникли многие науки, а из суеверий сформировались религиозные воззрения.
Терехов не считал себя знатоком истории, поэтому, поблагодарил за гостеприимство и ушел. Возвратившись в свои хоромы на колесах, поместил продукты в холодильник, а затем продолжил работу по приданию владениям вида, приятного для созерцания.


Рецензии