25 советов для написания текста
И в новом литературном методе трансреализма говорится об искусственном разуме, который на определённой стадии своего развития становится способным к эволюции, а затем к гибридному соединению с человеком; тогда вопросы продления жизни будут решаться более эффективно.
Николае Карпати, автор политического детектива и эзотерического трактата
РУССКИЙ ФАУСТ, с/с ИЗ ПУТ
Кстати, как напоминает Эксмо, сегодня День ручного письма — праздник, который напоминает о магии рукописных посланий. В эпоху цифровых технологий это становится настоящим искусством. Каждая буква, выведенная от руки, несёт частичку души и индивидуальности автора.
Как писать хороший и красивый текст: 25 советов
Придумать мир, сюжет и персонажей — половина дела. Автору надо ещё и изложить всё придуманное словами так, чтобы читатель не мог оторваться от его книги, пока не дочитает до конца. Если первый раз это может быть сложным, то чем больше вы пишете, тем выше становится ваше мастерство. Чтобы помочь писать хорошие тексты, советы новичкам собраны в этой статье.
1. Сосредоточьтесь на главном
Прежде чем писать книгу, ее отдельную главу, рассказ или статью, коротко ответьте себе на вопрос: «О чем эта часть, что в ней главное?». Это акцентирует ваше внимание на том, что вы действительно хотите донести до читателя, поможет не утонуть в деталях и формулировках. Вам сразу станет легче строить сюжет и структуру любого отрезка текста. Так проще научиться писать хорошие тексты.
2. Сохраняйте свежий взгляд
Описывайте явления или обстоятельства, как будто для вас они такая же неожиданность, как для читателя. Это создаст для него ощущение сопричастности, как будто вы совместно узнаете новое в сюжете. Попробуйте взглянуть на знакомые вещи под непривычным углом. Так можно создать текст, от которого невозможно оторваться читателю.
3. Поддерживайте интригу
Она должна присутствовать на протяжении всей книги, чтобы читатель пытался догадаться, в чем секрет. Это мотивирует его читать дальше. Не сообщайте важные факты или разгадку тайны в начале главы, придержите самый эффектный эпизод до окончания раздела. В начале лучше дать двусмысленный намек, который может повести читателя по ложному следу. Так ему будет интереснее читать, а развязка получится ошеломляющей.
4. Усильте динамику повествования
Используйте активные сцены, где много действий и эмоций. Они сделают сюжет динамичным, оживят повествование и помогут держать интерес читателя. Чередуйте динамичные эпизоды с более спокойными, чтобы дать читателю возможность передохнуть и погрузиться в размышления. Можно начинать главу со спокойной сцены и постепенно ускорять темп, закончить динамичной погоней, побегом или схваткой.
5. Пропускайте второстепенное
Наверняка многим знакомая ситуация: вы описываете некую сцену и начинаете спотыкаться на подробностях. Например, герой вошел в комнату: есть ли в комнате окно, висят ли на нем шторы, стоит ли стол? Начинаете придумывать обстановку, видите противоречия, исправляете… и в итоге теряете темп повествования. На самом деле можно вообще не описывать то, что не играет роли для развития сюжета. Герой вошел в комнату — если наличие окна, штор и стола никак не влияют на дальнейшее, то не тратьте на них время. Вымученные описания только раздражает читателей, им приходится продираться сквозь монотонный текст и однообразное изложение. Возможно, потом, когда вы будете перечитывать текст, в голове родится картинка обстановки, и вы легко и быстро её опишете.
6. Представьте своего читателя
Перед тем, как начать книгу, смотрите на нее с точки зрения потенциального читателя. Составьте его мысленный портрет: приблизительный возраст, увлечения, семейное положение. Чего он ждет от произведения? Если учтете ожидания, сможете писать хорошие, креативные и доступные тексты, которые аудитория будет читать с живым интересом.
7. Откажитесь от лишних слов
Все, что можно сказать коротко, говорите коротко. Так повествование будет динамичнее, а смысл понятнее. Отглагольные существительные, превосходные степени прилагательных, вводные слова, местоимения «свой», «такой» могут утяжелять речь. Часто их можно убрать без потери смысла. Например, вместо «парень испытывал глубочайшее чувство восторга» достаточно написать «парень восторгался» или «восторженный парень». Речь автора Литрес должна выглядеть естественной, а не канцелярской — тогда получится приятно читаемый текст.
8. Избегайте нанизывания слов
Это относится к конструкциям, где подряд идет более двух одинаковых частей речи, даже если они разбиваются предлогами. Например, «он испытывал недоверие к способностям представителей племени». Лучше убрать часть существительных, или заменить на глагол, или разделить фразу запятой. Как вариант, «он не доверял способностям тех, кто представлял племя», «он не верил в способности племени».
9. Сокращайте предложения
Длинные предложения лучше разбить на 2 — так читателю легче следить за логикой повествования. Общее правило: одна фраза не должна занимать больше трех строк на экране компьютера.
10. Чередуйте предложения разной длины
В продолжение предыдущего пункта: перемежайте фразы на 2;3 строчки и короткие из двух-пяти слов. Это активизирует внимание читателя. Хороший оригинальный текст становится более динамичным. Такое произведение проще понимать и хочется читать еще и еще.
11. Сохраняйте позитивный настрой
Постарайтесь дать читателю позитив, даже если пишете хоррор. Сейчас у людей достаточно сложностей и негатива в жизни, многие читают книги, чтобы отвлечься от проблем. Поэтому даже в самом «чернушном» произведении постарайтесь показать «лучик света» — дайте читателю знак, что все наладится.
12. Выстраивайте структуру
Большую или короткую форму вы пишете — всегда продумывайте структуру. Сохраняйте классическую схему: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Для большого произведения стоит составить приблизительный план по главам: где, что, с кем происходит, от чьего лица идет повествование (если лица меняются). Составив такой тезисный план, вы не потеряете свои идеи и задумки. Конечно, структура гибкая, вы всегда можете ее дополнить или изменить там, где вам как автору стало тесно в заданных рамках. Но без плана вам будет трудно соблюсти темп повествования, не уйти в сторону и не запутать читателя событиями и фактами.
13. Разделяйте произведение на части
Тома, главы, «звездочки» в рассказах помогают выделить отдельные смысловые блоки. Каждый из них логически завершен. Благодаря такому построению читатель передвигается от блока к блоку, следуя вашему замыслу. Он лучше понимает смысл и не устает от сплошного полотна текста. Так что учитывайте, что разделение на части играет роль в восприятии текста.
14. Будьте последовательны
Если автор перескакивает с одного события на другое, повторяется, путается в обстоятельствах, не показывает кульминацию, не подводит читателя к выводам — аудитория быстро утратит интерес к книге. Конечно, эпизод может прерваться на самом интересном месте, и автор вернется к нему через две главы — это распространенный прием. При написании текстов стоит помнить, что во всем нужна мера, такие переходы не должны случаться в каждом абзаце.
15. Создавайте атмосферу
Неважно, пишете вы о современном мире или создаете свой собственный — книга должна обладать собственной атмосферой. Она может быть уютной, таинственной или опасной — все зависит от автора и того, какие идеи он хочет донести. Передайте атмосферу в предыстории героев и описании мира. Описывайте обстановку через все пять человеческих органов чувств. Покажите не только как персонаж видит мир, но и каким он его слышит, ощущает при касании. Созданная атмосфера должна соответствовать жанру и теме. Это поможет читателям полностью погрузиться в мир произведения, а вам даст хороший опыт работы с текстами.
16. Уравновесьте описания
Не переусердствуйте с этим типом текста. Описания — хороший прием, чтобы показать обстановку, в которой происходит действие. Но они замедляют повествование и утомляют тех, кто не привык читать длинные тексты. Описание должно быть достаточно подробным, чтобы создать атмосферу, но не затянутым настолько, чтобы утомить читателя. Разбивайте: 2;3 абзаца описания — затем какое-то действие или диалог и можно вновь вернуться к описанию. Постарайтесь показать не только внешний облик, но и по возможности скажите про звук, запах, вкус, тактильные ощущения от предмета или детали.
17. Оживите персонажей
Сделайте их живыми, придав им уникальные черты характера, желания, цели, страхи и привычки. Для этого лучше показывать, а не рассказывать. Не описывайте характер словами, а покажите его через диалоги, поступки, мысли. Так вы сможете создавать яркие и запоминающиеся тексты.
18. Используйте диалоги
Они должны развивать сюжет. Не пишите диалоги просто чтобы они были — каждый разговор должен нести смысл. Сообщайте в нем детали или подробности, которые важны для действия, излагайте предпосылки событий. Речь в диалоге должна быть разговорной, естественной.
19. Удерживайте нити повествования
Если в начале произведения вы ставите загадки, а потом уходите в сторону и не даете даже намека на разгадку, читатель становится скучно. Он может начать перелистывать вторую часть произведения, только чтобы найти ответ. Поэтому важно соблюдать баланс секретов и раскрытия тайн. Например, если загадочный эпизод произошел в начале первой части, дайте объяснение в начале второй. Если же хотите раскрыть интригу только в конце произведения, по ходу действия напоминайте о ней. Давайте намеки, чтобы читатель пытался сам разгадать, что же произошло на самом деле, и читал до конца, чтобы проверить свои догадки. В любом случае надо показывать, что эпизод, загадка не забыты, они еще сыграют свою роль в развитии сюжета.
20. Вырабатывайте свой стиль
Авторский стиль письма — ваш голос, ваше лицо, уникальный способ выражения мыслей. Экспериментируйте, пробуйте разные литературные приемы, пока не найдете тот стиль, который комфортен вам и привлекает читателя. Избегайте штампов и литературных клише — они делают текст предсказуемым и лишают его индивидуальности. Для выработки своего стиля больше читайте любимых авторов Литрес, разбирайте, как они пишут: как описывают героев, как строят диалоги, как составляют фразы.
21. Расширяйте словарный запас
Это поможет в работе над стилем и не только. Больше читайте, причем не только художественную литературу, но и рецензии, критику, исторические и философские работы. Подмечайте интересные обороты. Ищите неологизмы и подбирайте к ним синонимы. Все это пополнит ваш активный словарный запас и обогатит стиль.
22. Вычитывайте и редактируйте текст
Вычищайте из готовой работы опечатки, некорректное употребление слов и знаков препинания, фактические ошибки (когда героиня то Наталья, то Наталия, то вдруг где-то Анна). Читатель в большинстве своем человек грамотный, и ошибки, даже случайные, режут ему глаз. Он запинается, злится и может не дочитать или оставить негативный отзыв. Поэтому даже опытные писатели отдают готовые тексты на проверку и вычитку. Вы можете сделать то же самое, заказав редактуру или корректуру в Литрес Самиздат.
23. Изживайте перфекционизм
Любые правки и улучшения текста не стоит делать до бесконечности. Так можно уничтожить и стиль, и смысл. Поэтому изживайте свой перфекционизм: проводите не более двух итераций правок. Первая — редактирование смысла, фактических ошибок, словоупотребления, заметных опечаток. На второй раз проведите корректуру именно орфографии и грамматики. И публикуйте!
24. Боритесь с прокрастинацией
Это явление многим авторам. Вы включаете компьютер, чтобы писать книгу, и… читаете новости, заходите в социальные сети, просматриваете новинки и информацию о мероприятиях. В общем, делаете все, кроме собственно написания текстов. В итоге через 2, 3 и даже 6 часов вы встаете из-за компьютера, не создав ни строчки.
Реально побороть такое избегание можно двумя способами. Первый — повесьте на экран бумажку с цифрой, сколько тысяч знаков необходимо написать за сегодня. Сразу открывайте файл и заставьте себя писать. Через силу, коряво, скучно, глупо — но писать. Через некоторое время вы втянетесь и текст будет уже намного лучше, а слабое начало обработаете потом.
Второй способ — сесть за компьютер, открыть файл и начать вслух проговаривать, что вы собираетесь написать в этой части произведения. По мере разговора начинайте записывать идеи, затем формулировки, а затем и связный текст. В конце вернитесь к началу, где шли наброски, и сделайте его связным. Главная проблема этого метода — не перепугать родственников, которые могут услышать, что вы разговариваете сам с собой.
25. Тренируйте креативное мышление
Под этим модным выражением скрывается умение находить нестандартные ассоциации, сочетать вроде бы несочетаемые вещи. Пробуйте вне литературной деятельности находить такие связи. Например, когда готовите еду, подберите к предметам кухонной утвари ассоциации из древнегреческой мифологии и обоснуйте их. Например, «сковорода с антипригарным покрытие — это Геракл, потому что она мощная, но ее покрытие повреждается кислотами, как Геракл умер от отравленной одежды». Попрактиковавшись в таких алогичных ассоциациях, вы сможете находить неожиданные образы и идеи для книг.
Литрес
БОЙЦОВСКИЙ КНИЖНЫЙ КЛУБ ЧАКА ПАЛАНИКА
Бойцовский книжный клуб: топ книг Чака Паланика по версии пользователей LiveLib
Шестьдесят три года назад родился удивительный, противоречивый и скандальный писатель — Чак Паланик . Он увековечил свое имя в литературе благодаря самому известному роману, чья экранизация подорвала устои сценаристики и кинематографа. Лично я люблю его нежно и трепетно с университетских времен, когда активно бежала от всякой классики. Но точно знаю, что этот автор очень на любителя. К счастью, любителей достаточно много, а уж на нашем потрясающем сайте и вовсе не так уж трудно найти тех, кто может посоветовать творчество Паланика. Я очень люблю читать рецензии на книги, которые уже прочитала сама, чтобы узнать насколько созвучны мнения, что я могла упустить, чем зацепило других, а что осталось за бортом внимания. Для своего хобби я копаюсь во всех типах рецензий (никогда не вступая, однако, в споры), а для статьи подобрала самые популярные книги Чака и некоторые мнения, чем же они хороши.
1. «Бойцовский клуб»
Безусловный, абсолютный лидер, конечно же, тот самый «Бойцовский клуб». С него обычно и начинается знакомство с творчеством автора, им же оценивают. При этом я продолжаю считать этот роман одним из самых лёгких в библиографии любимого писателя. Для меня лично история безымянного рассказчика и дерзкого Тайлера стала толчком к тому, чтобы и дальше знакомиться с произведениями Паланика. А экранизация… В ней сошлось всё лучшее, что могло: великолепный актёрский состав, атмосферный саундтрек и режиссура. Чем же понравился этот роман читателям?
«Паланик обнажает ваши худшие качества. Это вопрос не о внешнем, это вопрос о внутреннем. Паланик уходит в крайность, показывая её нелепость и абсурдность всей ситуации». Комаров Сергей
«Я конечно не разделяю многих взглядов в книге, и не сторонница многого того, что там происходит, но я при этом не говорю фу, какая мерзость, потому что, это наша жизнь, скрытая, тайная, но от этого она не перестает быть реальной». Dana80
«Нельзя воспринимать всё буквально. Никто никого не агитирует разрушать музеи, заниматься вандализмом, колотить друг друга. Да, в книге много грубости, но это стиль Паланика, резкий и категоричный. Хотя, ничего такого прям ужасного в книге нет. В жизни всё намного жестче и сложнее». metamorfinia
2. «Колыбельная»
Для меня это была вторая книга, и я приятно удивлена, что и по популярности она тоже на втором месте. Здесь уже Паланик раскрывается больше перед своим читателем, демонстрирует свои более мрачные стороны, более изощрённые. При этом я не могу вспомнить в истории об убивающей колыбельной откровенной жести. И скорее всего, не потому что её не было, а потому что она была так уместна и настолько логична, что не врезалась в память своей вычурностью. При этом роман лично мне понравился больше «Бойцовского клуба». А что думают пользователи, которые высоко оценили «Колыбельную»?
«Вообще, когда я пишу рецензии на книги Паланика у меня в голове крутится только одно: «черт побери!», и я даже не знаю, что еще добавить к этому словосочетанию, потому что оно полностью характеризует его книги». girl_on_fire
«Это история о власти кружащей голову, срывающей крышу, завораживающей и пугающей, желанной и ненавистной». 131313
«В общем-то, приёмы типично паланиковские: постоянные повторения, однотипные формулы, параллельные ситуации. Темы — все те же: борьба с культурой потребления, борьба борьбы с борьбой, как говорится, но самое главное здесь — тема власти, причем самой страшной власти — над жизнью и смертью. Эта власть развращает, она пьянит, она управляет человеком. И вот тут — прямая перекличка с Достоевским: “тварь я дрожащая или право имею?”. Вот только в мире Паланика те, кого с лёгкостью можно и нужно бы в разряд тварей (как, например, Нэша), никогда не будут задаваться этим вопросом». kwaschin
3. «Удушье»
Тема третьего по популярности романа Паланика — мошенничество. И, возможно, дело этой самой популярности именно в теме. Мы живем в неспокойное время, когда мошенники буквально встречаются на каждом шагу. Они придумывают миллионы способов, как проникнуть в кошельки честного населения. Вот и у главного героя есть один коронный — симулировать удушье. Душнила, что ещё сказать. Но этим сюжет не ограничивается. Здесь Чак проводит читателя по различным зависимостям, погружает в грязь, рассуждает о религии. Специфическое, но затягивающее чтиво. Чем запомнился этот роман читателям?
«Ведь это сумасшествие. Это бред. Это какое-то сексуально повёрнутое грязное безумие. В общем, здесь все явно и бесповоротно слетели с катушек. В особенности сам Паланик. И, чёрт возьми, это круто! Только чокнутый на всю голову псих мог написать такую потрясающую книгу, в которой грязь, мерзость, похоть и насмешки над религией плотно соседствуют с поисками себя самого в этом мире и гениальностью». girl_on_fire
«В начале ты читаешь эту противную жесть про наркоманов-сексоголиков, разного рода извращенцев, и хочется закрыть книгу навсегда, но потом, вероятно, из-за неповторимого повествования и интриги ты продолжаешь чтение и уже не можешь остановиться, и уже распоротый карман брюк или запланированное изнасилование не кажутся чем-то мерзким, эти события лишь создают атмосферу книги». zdalrovjezh
«”Шедевр” — не совсем точное слово, но это первое, что приходит на ум». fish_out_of_water
4. «Невидимки»
По-настоящему первый роман Паланика, который отказывались выпускать из-за провокационной темы (кто же знал, кто знал). А уже после выхода «Бойцовского клуба» издатели радостно согласились выпускать абсолютно всё, что придёт в голову Паланика. Поэтому и история модели, которая потеряла карьеру вместе с внешностью из-за несчастного случая, привлекла к себе много внимания. И уже вывела писателя на новый уровень популярности. А заодно роман показал: раньше были цветочки, теперь время за ягодками. Какие «ягодки» запомнились читателям? «У меня голова шла кругом от постоянного перемещения из прошлого в настоящее, причём прошлое было тоже абсолютно непоследовательно… Конец всего — начало — середина — перед серединой — перед концом — перед началом — перед началом конца. Вот такая вот примерно хронология!». SvetaVRN
«И странное дело, иногда читаешь книги и вообще ничего не понимаешь, не можешь собрать всё в кучу, а здесь наоборот, автор предупредил, что единого целого не ждите, а оно случилось чудеса, да и только!» GarrikBook
«Назвать это произведение просто детективом язык не поворачивается, настолько необычно и комплексно выстроена линия повествования. Знакомые с творчеством Паланика не удивятся гремучей смеси из семейной драмы, гомосексуализма (движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в РФ), смены пола (движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в РФ), наркотиков, запретных связей, социальной агрессии, лёгких денег, пластической хирургии и человеческих страстей». Yulichka_2304
5. «Уцелевший»
Тема культов в американской культуре занимает особое место. Это чёрные страницы их истории и болезненный нарыв, который всё никак и никуда не девается. Главный герой романа — выживший член культа, который очнулся после попытки массового самоубийства. Теперь, будучи почти святым, он рассказывает о себе чёрному ящику самолёта, который летит в никуда. Тяжёлая, но важная история. Страшное, но захватывающее повествование. Всё как и всегда у Паланика — грустно и вкусно. А как было для читателей?
«…: если бы людям раздали разные романы Паланика и заставили их играть в бинго по основным темам автора, обладатель “Уцелевшего” первым бы крикнул “Бинго!!!”» Manowar76 «Так много разных ассоциаций, отсылок и образов после прочтения этой книги, что список “на перечтение“ возрос. А сколько там жёсткой иронии — закачаешься!» kotiarosh
«Чем больше история набирает обороты, тем и ты всё сильнее испытываешь симпатию к этому человеку, которому с самого начала не повезло, а потом и вовсе всё пошло под уклон, но сам он до конца старается сопротивляться навязанной системе, сохраняя бунтарский вид и многие его мысли находят отклик в твоей душе». Tarakosha
6. «Призраки»
И снова у нас история, которая ходит по лезвию бритвы. Это страшно, мерзко, смешно и узнаваемо одновременно. Сюжет концентрируется на дерзком опыте: компания сбегает от целого мира, чтобы поработать над литературными шедеврами, не меньше. Если учесть, что подобное уже случалось в мире (так мы получили «Франкенштейна»), то и роман вдруг представляется до ужаса настоящим, при всей абсурдности происходящего. И это тоже почерк мастера. Как думают читатели?
«Да, это книга с кучей мерзких деталей, вывернутыми кишками, отрезанными частями телами, интимными процессами, выставленными напоказ, но вместе с тем это ещё и красивое философское полотно о том, как рождается настоящая литература. Не от счастья ведь, не от удовольствия, не от изобилия — от драматизма жизни, внутренней неудовлетворенности и печали, от страшного пережитого». Anastasia246
«С каждой новой историей и с каждым новым событием, книга затягивала меня всё больше и больше. Я уже не мог вырваться из этой паутины ужаса и отвращения». old_book_
«Судя по “Призракам”, щедрость — отличительная черта Паланика. Книга состоит из 23 самостоятельных рассказов, почти такого же количества прилагающихся к ним стихотворений (которые в русском переводе тоже можно считать рассказами) и одной большой истории, которая связывает всё воедино и извивается между этими многочисленными вставками. В сущности, более прижимистый писатель чуть не из каждого такого рассказа мог бы сотворить затянутый нудный роман, выжать тему по максимуму, а Паланик беспечно сыплет один неожиданный сюжет за другим, захватывающие ситуации, «парад уродов», идеи, которые не новы, но блестяще поданы и обязательно найдут благодарную почву в душе того самого идеального читателя, который чуть помоложе, чем я». Lenisan
Текст: колумнист и автор телеграм-канала «Записки на полях» Лина Синявская
Подробнее на livelib.ru
Надо сказать, что свой политический детектив РУССКИЙ ФАУСТ (Турникет. На передовой борьбы с коронавирусом), главное, по гамбургскому счёту, произведение современной литературы, набирал на смартфоне, руководствуясь идеями литературы визионеров, плутовского романа, "Дневника чумного города" Даниэля Дефо, "Чумы" Альбера Камю и с использованием жаргона Чака Паланика из "Бойцовского клуба".
Свидетельство о публикации №225012301529