Святая вода

СВЯТАЯ ВОДА

    Зашёл как-то по делам в одно семейство. Муж с женой-татаркой. Предложили они попить чаю. Тут разговор занялся о необъяснимых явлениях.
    – Ты вот верующий, – говорят, – может, объяснишь случай, который был у нас. А родился тогда наш ребёнок. Такой капризный. Днём ещё ничего, а как вечер, укладывать надо, а он ревёт, не даёт покоя. И укачиваем, и молоко суём, и пустушку, и погремушку – всё бесполезно! Мы изводиться стали. Спать умираем хотим, а наш горлопан не даёт.
    – Моя мать, – говорит хозяйка, – приходила, пробовала читать какие-то мусульманские молитвы, которые ей дали, – не помогает. И тут мне посоветовали попоить младенца святой крещенской водой. У соседей она оказалась. Налили они мне бокал этой воды, принесла домой, поставила в кухонный шкафчик. Муж ругается: веришь всяким приметам и бабкиным сказкам. Так скоро станешь настоящей богомолкой! И что я с тобой делать потом буду? И вот наступил вечер. Ребёнок вновь зашёлся в плаче. Я мужу говорю: «Принеси бокал со святой водой, надо попробовать дать». Муж принёс воду, а сам заговорщицки улыбается. Я маленькой ложечкой зачерпнула и налила в рот ребёнку. Он проглотил – и сразу притих. Вот, удивляюсь, действительно святая вода чудодейственная! А муж недоумевает: «Как же так, что ж это такое! Ведь я ту воду святую вылил в раковину и налил из-под крана. Ну у взрослых понятно – самовнушение, а у несмысленного младенца – откуда такое действие?» И ведь каждый вечер давали ребёнку эту воду, как закапризничает, и всегда действовало.
    – Да, – говорят они, – мы верим, что святая вода оказывает какой-то эффект. В неё, при освящении в церкви, погружают серебряный крест, и ионы серебра насыщают всю воду, и потому она полезна для организма, исцеляет. А также серебро, мы читали,  забирает на себя всю негативную энергию. Поэтому в старину ели серебряными ложками, и люди не болели. Серебряные монеты бросали в ручьи, в ведро с водой, и вода становилась серебряная, полезная, «живая».
    – Да вы начитались всякой околонаучной ерунды, – говорю. – Чтобы вода стала «серебряной» в стакане, в ней надо держать ложку не менее трёх дней. А священник при освящении использует крест из разных материалов: посеребрённых, позолоченных, керамических, деревянных. И откуда у крестьян серебро? – они не рождались с серебряной ложкой во рту, как говорит английская пословица, чтоб быть счастливыми. А сколько надо серебра, чтобы оно оказало воздействие на текущую воду в реке, или на  озеро, где выдалбливают «иордань» во льду? Когда освящают воду в храме, священник погружает крест в воду и обносит с молитвой его над посудой с приготовленной водой, куда с него стекают капли. Тут главное – молитва! В посуду может упасть и одна капля, но вода освящается вся. Поэтому и ты, – говорю мужу, – вылил святую воду, а на стенках бокала капли остались, они-то и освятили новую воду. Она-то и подействовала на ребёнка. Ведь одна капля освящает море.

    У меня же были ещё случаи с крещенской водой.
    Жил я тогда в общежитии квартирного типа. И со мной соседствовал  студент Костя, который днём учился, а по ночам работал – дежурил на предприятии.
    Он курил, и я не раз говорил ему, чтоб бросал это пагубное занятие. «Да я и не курю, это я получаю удовольствие. И вообще, я в любой момент могу бросить курить: у меня развитая сила воли. Да я уже сто раз бросал! А начинал опять, потому что видел, что я не завишу от сигарет, и в любой момент могу избавиться от курения. А всё потому, что у меня нет тяги к сигаретам. Хочешь, прямо сейчас брошу? – С этими словами он вытащил из кармана пачку сигарет, скомкал и выбросил в мусорную корзину. – Вот видишь, захотел – и бросил!»
    – Да это ничего не значит, – говорю. – И вообще, без помощи Божией ты не бросишь. Молись, чтоб Бог помог тебя от пристрастия к курению избавиться. Давай помолимся, и Он поможет.
    – Ну, если ты считаешь, что я завишу от курения, тогда давай – помолись, чтобы Бог помог избавиться от табака. Посмотрим!
    Помолился я, налил воды освящённой, дал Косте выпить.
    Он посидел, посидел, достал из корзины мусорной мятую пачку, вытащил сигарету поломанную и начал сворачивать из газеты цыгарку, высыпав туда махорку.
Я говорю:
    – Ты же бросил курить!
    – Ну, надо же теперь посмотреть, как молитва и святая вода действуют.
    Закурил сигарету, затянулся, и как начал его бить кашель – не может остановиться, задыхается. Он удивился несказанно, пробует опять затянуться, но захлёбывается дымом. Тогда он выкинул самокрутку. На минуту задумался, а потом решительно воскликнул:
    – А вот теперь посмотрим – есть у меня сила воли или нет! Посмотрим, чья воля сильнее – моя или Божья? Опять сделал самокрутку, закурил – опять не может вдыхать дым.
    – Да я докажу, что у меня есть сила воли и она сильнее божьей! Что, когда захочу, сам брошу, безо всякого божьего воздействия!
    Так он доказывал себе «силу воли» несколько дней, пока не подошёл ко мне с сияющей улыбкой:
    – Ну вот, видишь, Бог твой ничего не смог сделать: я уже свободно курю безо всякого кашля и получаю удовольствие. Потому, что у меня есть сила воли. А значит, когда захочу бросить, тогда и брошу!
    Конечно же он так и не бросил курение.
    А как-то подошла сессия, а у него воспалились глаза – появилась резь в глазах, слезотечение, светобоязнь. Это был конъюнктивит. Врач выписал ему лекарства. Костя не мог никуда пойти из-за сильной глазной рези, лежал только на своей койке да применял лекарства. И не знал, как сдавать сессию. А как раз наступило 19 января – Крещение Господне.
    Я с утра пошёл в храм, набрал крещенской воды и принёс домой. Костя лежит, вздыхает. Говорю ему: «Давай помолимся и закапаем освящённой воды в глаза. Господь и поможет». Костя со вздохом согласился. Помолился я, закапал по три капли в каждый глаз и пошёл к себе. Минут через 15 вдруг заходит Костя, радостный:
    – Действительно, Бог помог, всё прошло! Ничто не беспокоит, рези и слезотечения нет.
    И пошёл, радостный, опять в свою комнату. Через полчаса вновь заходит и задумчиво говорит:
    – Нет, всё-таки это не Бог помог. Я уже две недели мажу глаза мазью, закапываю капли. В конце-то концов должны же были они помочь! И Бог тут ни при чём!..
    И хотя он не раз видел, как по молитвам происходят чудеса, но относился к этому скептически. А это потому, что он вырос на юге в семье пятидесятников, и захаживал и в Москве в их молельный дом. Как-то спросил он у пастора той церкви: почему у православных верующих по молитвам происходят чудеса: вот он недавно сильно простыл, а православный сосед помолился и на следующий день простуды, как не бывало. Пастор ответил, что это им бесы помогают, не доверяй им и не молись с ними. Иначе они отведут тебя ложными чудесами от нашей настоящей веры. Ведь православие – религия, а религий разных на свете много, но вера – одна. И это наша пятидесятническая вера! А ты готовься креститься, ведь давно уже стал сознательным. Это православные крестят младенцев несознательных.
    – Слово религия, – стал объяснять я, – на латинском religio, состоит из двух частей: re- «обратно; опять, снова; против, пере-, вос-» + ligo «вязать; связывать». Поэтому можно перевести с латинского как «воссоединение». Адам и Ева отпали в грехопадении от Бога, и нам передался тот первородный грех, религия же нас с Богом воссоединяет.  Наше слово «вера» одного происхождения со словами «верёвка, вить», имеющими смысл «сплетения», и тоже обозначает соединение, сплетение с Творцом. Да и у нас есть либеральные священники, начитавшиеся западных богословов, которые тоже вторят, что православие – это не религия, а нечто высшее, и что наш Бог уже не Творец, т.к. творец должен творить что-то новое. Вот первые шесть дней он творил, а теперь не творит ничего, потому-то Творцом быть перестал. Но ведь мы живём в седьмом дне творения, где "у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день", как учит Церковь, и содержание седьмого дня наполняет Бог. А что, во время предыдущих дней творчества Он Творцом не был? А впереди, по учению святых отцов, Ему предстоит сотворить ещё Восьмой день – день Страшного Суда.  Творцом Он как был, так и остаётся...
    В конце-концов Костя всё-таки окрестился в православной церкви.

    Как-то был в гостях, и там был мужчина, у которого тряслась голова по сторонам. Смотрю, а на шее у него сидит кудлатый тёмный бес, держит его за уши и теребит голову туда-сюда. Я говорю мужчине: «У вас на шее бес сидит и колеблет голову». Он удивлённо возражает: «Нет, это у меня дрожательный паралич – болезнь такая». – «Ну, тогда смотрите, что будет!» – беру освящённую воду и окропляю беса три раза святой водой. Вокруг беса загорелся огненный треугольник. Бес вспыхнул, от него пошёл смрад палёной шерсти. Никто этого действия, конечно, не видел, но противный запах почувствовали все находящиеся рядом, даже носы зажимали. Бес исчез. Дрожание прекратилось.
    В тот период было у меня вИдение невидимого. Это было состояние сна наяву, когда наш мир виделся в соединении с иным миром, только во сне всё происходит вне нашего воздействия, по законам потока сознания и накопленных впечатлений, здесь же – полный контроль над этим видением и совершенное владение ситуацией через молитву, крестное знамение, воздействие освящённой водой, маслом. Все освящённые вещи имели на себе огненный равнобедренный треугольник: вода, масло, иконы, православные книги, крестики. Виделось, как у человека с крестиком грудь всегда ярко сияла. Виделось, что сквернословящий человек находился в чёрном коконе, изо рта его при грязных словах выходил чёрный дым, окутывавший его, заключая в мрачный кокон, и весь окружающий мир из этого кокона ему уже виделся чёрным, грязным, мрачным. Потому и отношение его ко всему окружающему было презрительное, гадливое, неприязненное. Много чего довелось тогда видеть, и наблюдать действия молитв и освящённых вещей, но это уже сюжеты отдельных повествований. У католиков вещи имели печать огненного прямоугольного треугольника, лежащего на боку.  Протестантская литература имела печать в виде пятиконечной звезды с четырьмя расширяющимися лучами, исходящими по диагонали из внешних углов (выемок) звезды.
    Когда впоследствии я рассказывал это старцу Науму, из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, он сказал: «Молись, чтобы Господь отнял все эти видения и способности. Таким образом Он тебя в вере укреплял».
    Я стал молиться, и Господь закрыл всю эту полуявь, ведь она была показана только для меня, в силу моего понимания, Он показал духовный мир – в таком виде – доступными мне средствами выражения, хотя там законы другие, не выразимые нашим тварным языком. Он отнял и способности видеть болезни, понимать мысли людей, за что и благодарю Его, иначе впал бы в гордыню. Особенно понял всю пагубность своих действий, когда стали меня просить, чтоб исцелил их, т.к. по болезни эти люди не могут ни пить, ни курить, ни блудить. И хотели бы быть здоровыми и способными к удовольствиям земным. Я понял, что Бог ввергает человека в тюрьму болезни, а я, грешный, не заслуживший благодати исцелять молитвой, выпускаю человека из этой тюрьмы, становлюсь пособником его дерзкого побега из болезненного узилища. Вот старцы – своими духовными подвигами, святыми молитвами, достойны таких даров!
    После этого я просто молюсь за других, вверяя их воле Божией, Его попечению о душах людских. И вижу, что мы в Руках Божьих, что всё у нас хорошо, что Господь заботится о нас, что так хорошо, как сейчас мы никогда не жили!


Рецензии