Святая вода
Зашёл как-то по делам в одно семейство. Муж с женой-татаркой. Предложили они попить чаю. Тут разговор занялся о необъяснимых явлениях.
– Ты вот верующий, – говорят, – может, объяснишь случай, который был у нас? А родился тогда наш ребёнок. Такой капризный. Днём ещё ничего, а как вечер, укладывать надо, а он ревёт, не даёт покоя. И укачиваем, и молоко суём, и пустушку, и погремушку – всё бесполезно! Мы изводиться стали. Спать умираем хотим, а наш горлопан не даёт.
– Моя мать, – говорит хозяйка, – приходила, пробовала читать какие-то мусульманские молитвы, которые ей дали, – не помогает. И тут мне посоветовали попоить младенца святой крещенской водой. У соседей она оказалась. Налили они мне бокал этой воды, принесла домой, поставила в кухонный шкафчик. Муж ругается: веришь всяким приметам и бабкиным сказкам. Так скоро станешь настоящей богомолкой! И что я с тобой делать потом буду? И вот наступил вечер. Ребёнок вновь зашёлся в плаче. Я мужу говорю: «Принеси бокал со святой водой, надо попробовать дать». Муж принёс воду, а сам лукаво улыбается. Я маленькой ложечкой зачерпнула и налила в рот ребёнку. Он проглотил – и сразу притих. Вот, удивляюсь, действительно, святая вода чудодейственна! А муж недоумевает: «Как же так, что ж это такое! Ведь я ту воду святую вылил в раковину и налил из-под крана. Ну у взрослых понятно – самовнушение, а у несмысленного младенца – откуда такое действие?» И ведь каждый вечер давали ребёнку эту воду, как закапризничает, и всегда действовало.
– Да, – говорят они, – мы верим, что святая вода оказывает какой-то эффект. В неё, при освящении в церкви, погружают серебряный крест, и ионы серебра насыщают всю воду, и потому она полезна для организма, исцеляет. А также серебро, мы читали, забирает на себя всю негативную энергию. Поэтому в старину ели серебряными ложками, и люди не болели. Серебряные монеты бросали в ручьи, в ведро с водой, и вода становилась серебряная, полезная, «живая».
– Да вы начитались всякой псевдонаучной ерунды, – говорю. – Чтобы вода стала «серебряной» в стакане, в ней надо держать ложку не менее трёх дней. А священник при освящении использует крест из разных материалов: посеребрённых, позолоченных, керамических, деревянных. И откуда у крестьян серебро? – они не рождались с серебряной ложкой во рту, как говорит английская пословица, чтоб быть счастливыми. А сколько надо серебра, чтобы оно оказало воздействие на текущую воду в реке, на пруд или на озеро, где выдалбливают «иордань» во льду? Когда освящают воду в храме, священник погружает крест в чашу с водой и обносит с молитвой его над наполненной посудой, куда с него стекают капли. Тут главное – молитва! В посуду может упасть и одна капля, но вода освящается вся. Поэтому и ты, – говорю мужу, – вылил святую воду, а на стенках бокала капли остались, они-то и освятили новую воду. Она-то и подействовала на ребёнка. Ведь одна капля освящает море.
У меня же были ещё случаи с крещенской водой.
Жил я тогда в общежитии квартирного типа. И со мной соседствовал студент Костя, который днём учился, а по ночам работал – дежурил на предприятии.
Он курил, и я не раз говорил ему, чтоб бросал это пагубное занятие. «Да я и не курю, это я получаю удовольствие. И вообще, я в любой момент могу бросить курить: у меня развитая сила воли. Да я уже сто раз бросал! А начинал опять, потому что видел, что не завишу от сигарет, и в любой момент могу избавиться от курения. А всё потому, что у меня нет тяги к сигаретам. Хочешь, прямо сейчас брошу? – С этими словами он решительно вытащил из кармана пачку сигарет, скомкал и выбросил в мусорную корзину. – Вот видишь, захотел – и бросил!»
– Да это ничего не значит, – говорю. – И вообще, без помощи Божией ты не бросишь. Молись, чтоб Бог помог тебе от пристрастия к курению избавиться. Давай помолимся, и Он поможет.
– Ну, если ты считаешь, что я завишу от курения, тогда давай – помолись, чтобы Бог помог избавиться от табака. Посмотрим!
Помолился я, налил воды освящённой, дал Косте выпить.
Он посидел, посидел, достал из корзины мусорной мятую пачку, вытащил сигарету поломанную и начал сворачивать из газеты цигарку, высыпав туда махорку.
Я говорю:
– Ты же бросил курить!
– Ну, надо же теперь посмотреть, как молитва и святая вода действуют.
Закурил сигарету, затянулся, и как начал его бить кашель – не может остановиться, задыхается! Он удивился несказанно, пробует опять затянуться, но захлёбывается дымом. Тогда он выкинул самокрутку. На минуту задумался, а потом решительно воскликнул:
– А вот теперь посмотрим – есть у меня сила воли или нет! Посмотрим, чья воля сильнее – моя или Божья?
Опять сделал самокрутку, закурил – опять не может вдыхать дым.
– Да я докажу, что у меня есть сила воли и она сильнее божьей! Что, когда захочу, сам брошу, безо всякого божьего воздействия!
Так он доказывал себе «силу воли» несколько дней, пока не подошёл ко мне с сияющей улыбкой:
– Ну вот, видишь, Бог твой ничего не смог сделать: я уже свободно курю безо всякого кашля и получаю удовольствие. Потому, что у меня есть сила воли. А значит, когда захочу бросить, тогда и брошу!
Конечно же, он так и не бросил курение.
А как-то подошла сессия, а у него воспалились глаза – появилась резь в глазах, слезотечение, светобоязнь. Это был конъюнктивит. Врач выписал ему лекарства. Костя не мог никуда пойти из-за сильной глазной рези, лежал только на своей койке да применял лекарства. И не знал, как сдавать сессию. А как раз наступило 19 января – Крещение Господне.
Я с утра пошёл в храм на службу, набрал крещенской воды и принёс домой. Костя лежит, вздыхает. Говорю ему: «Давай помолимся и закапаем освящённой воды в глаза. Господь и поможет». Костя со вздохом согласился. Помолился я, закапал по три капли в каждый глаз и пошёл к себе. Минут через 15 вдруг заходит Костя, радостный:
– Действительно, Бог помог, всё прошло! Ничто не беспокоит, рези и слезотечения нет.
И пошёл, радостный, опять в свою комнату. Через полчаса вновь заходит и задумчиво говорит:
– Нет, всё-таки это не Бог помог. Я уже неделю мажу глаза мазью, закапываю капли. В конце-то концов должны же были они помочь! И Бог тут ни при чём!..
И хотя он не раз видел, как по молитвам происходят чудеса, но относился к этому скептически. А это потому, что он вырос на юге в семье пятидесятников, и захаживал, бывало, и в Москве в их молельный дом. Как-то спросил он у пастора той церкви: почему у православных верующих по молитвам происходят чудеса: вот он недавно сильно простыл, а православный сосед помолился и на следующий день простуды, как не бывало. Пастор ответил, что это им бесы помогают, не доверяй и не молись с ними. Иначе они отведут тебя ложными чудесами от нашей настоящей веры. Ведь православие – религия, а религий разных на свете много, но вера – одна. И это наша пятидесятническая вера! А ты готовься креститься, ведь давно уже стал сознательным. Это православные крестят младенцев несознательных.
– Слово религия, – стал объяснять я, – на латинском religio, состоит из двух частей: re- «обратно; опять, снова; против, пере-, вос-» + ligo «вязать; связывать» (вспомни Лигу Наций). Поэтому можно перевести с латинского как «воссоединение». Адам и Ева отпали в грехопадении от Бога, и нам передался тот первородный грех, религия же нас с Богом воссоединяет. Наше слово «вера» одного происхождения со словами «верёвка, вить», имеющими смысл «сплетения», и тоже обозначает соединение, сплетение с Творцом. Да и у нас есть либеральные священники, начитавшиеся западных богословов, которые тоже вторят, что христианство – это не религия, а конец её, понимая под религией систему запретов и предписаний, и что наш Бог уже не Творец, т.к. творец должен творить что-то новое. Вот первые шесть дней он творил, а теперь не творит ничего, потому-то Творцом быть перестал. Но ведь мы живём в седьмом дне творения, где "у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день", как учит Церковь, и содержание седьмого дня наполняет Бог. А что, после каждого сотворения предыдущих дней творчества Он Творцом быть переставал? А впереди, по учению святых отцов, Ему предстоит сотворить ещё Восьмой день – день Страшного Суда. Творцом Он как был, так и остаётся, подготавливая новый акт Творчества...
В конце-концов Костя всё-таки окрестился в православной церкви.
Как-то был в гостях, и там был мужчина, у которого тряслась голова по сторонам. Смотрю, а на шее у него сидит кудлатый тёмный бес, держит его за уши и теребит голову туда-сюда. Я говорю мужчине: «У вас на шее бес сидит и колеблет голову». Он удивлённо возражает: «Нет, это у меня дрожательный паралич – болезнь такая». – «Ну, тогда смотрите, что будет!» – беру бывшую у них освящённую воду и окропляю беса три раза святой водой. Вокруг беса загорелся огненный треугольник. Бес вспыхнул, от него пошёл тухло-острый смрад палёной шерсти. Никто этой явности, конечно, не видел, но противный запах почувствовали все находящиеся рядом, даже носы зажимали, переглядываясь с недоумением. Бес исчез. Дрожание прекратилось.
В тот период было у меня вИдение невидимого. Это было как состояние сна наяву, когда наш мир виделся в соединении с иным миром, только во сне всё происходит вне нашего воздействия, по законам потока сознания и накопленных впечатлений, здесь же – полный контроль над этим видением и совершенное владение ситуацией через молитву, крестное знамение, воздействие освящённой водой, маслом. Все освящённые вещи имели на себе огненный равнобедренный треугольник: вода, масло, иконы, православные книги, крестики. Виделось, как у человека с крестиком грудь всегда ярко сияла. Виделось, что сквернословящий человек находился в чёрном коконе, изо рта его при грязных словах выходил чёрный дым, окутывавший его, заключая в мрачный кокон, и весь окружающий мир из этого кокона ему уже виделся чёрным, грязным, мерзким. Потому и отношение его ко всему окружающему было презрительное, гадливое, неприязненное. Много чего довелось тогда видеть, и наблюдать действия молитв и освящённых вещей, но это уже сюжеты отдельных повествований. У католиков атрибуты, связанные с их верой, имели печать огненного прямоугольного треугольника, лежащего на боку. Протестантская литература имела печать в виде горящей пятиконечной звезды с четырьмя расширяющимися лучами, исходящими по диагонали из внешних углов (выемок) звезды. Когда я окропил освящённой водой эту звезду и начал молиться, крестя её, звезда потухла, превратившись в чёрный круг. При окроплении его снова и молитвенном осенении крестом, круг распался на множество чёрных летучих мышей, разлетающихся в разные стороны. Только лёгкий шум крыльев говорил о реальности происходящего. Но находящиеся рядом слышали его и озирались по сторонам.
Когда впоследствии я рассказывал это старцу Науму, из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, он сказал: «Молись, чтобы Господь отнял все эти видения и способности. Таким образом Он тебя в вере укреплял».
Я стал молиться, и Господь закрыл всю эту полуявь, ведь она была показана только для меня, в силу моего понимания, Он показал духовный мир – в таком виде – доступными мне средствами выражения и восприятия, хотя там законы другие, не выразимые нашим тварным языком. Он отнял и способности видеть болезни, понимать мысли людей, за что и благодарю Его, иначе впал бы в гордыню. Особенно понял всю пагубность своих действий, когда стали меня просить, чтоб исцелил их, т.к. по болезни эти люди не могут ни пить, ни курить, ни блудить. И хотели бы быть здоровыми и способными к удовольствиям земным. Я понял, что Бог ввергает человека в тюрьму болезни, а я, грешный, не заслуживший благодати исцелять молитвой, выпускаю человека из этой тюрьмы, становлюсь пособником его дерзкого побега из болезненного узилища. Вот старцы – своими духовными подвигами, святыми молитвами, достойны таких даров!
После этого я просто молюсь за других, вверяя их воле Божией, Его попечению о душах людских. И вижу, что мы в Руках Божьих, что всё у нас хорошо, что Господь заботится о нас, что так хорошо, как сейчас мы никогда не жили!
Свидетельство о публикации №225012300175