Соболиные шкурки охотника Ареала

                Предки АреАла были селькУпами, за исключением отца молодого охотника, который родился в стойбище хАнтов*. По обычаю северных народов, парень старался больше молчать, чем говорить. Он часто ходил в лес на охоту, как и в этот раз, в первых числах второго месяца зимы.

                Молодой охотник стрелял оленей для еды и одежды, иногда зайцев к ужину, но славился Ареал умением добывать соболей. Как красив и шелковист мех выделанных соболиных шкурок! Об охотнике говорили, что он даже пулю мог рукой остановить, если бы она искала его сердце – так был удачлив. Может, это всего лишь байки жителей северной деревни, а только везение и вправду всегда было на стороне парня, да и сам Ареал чувствовал необычайную силу в своем теле.

                Охота в ясный январский день не заладилась, а в дальнейшем и вовсе бы сошла на нет, но вдруг перед глазами охотника завертелся на поляне темно-коричневый зверек. Ареал осторожно отодвинул ветку и вскинул ружье, однако случилось немыслимое – юркий соболь исчез и на его месте оказалась худенькая девушка в коричневой шубке. Она была без шапки – с аккуратно причесанной головкой, а по меху шубки, со стороны спины, вилась длинная коса.

                Охотник опустил ружье и побежал к девушке, но та исчезла – вместо нее Ареал опять увидел маленького соболя. «Сама хозяйка леса морочит мне голову, оборачиваясь то соболем, то человеком, – решил парень, – видимо, хочет увести подальше от дома, а потом взять себе в мужья». Ареал вспомнил убитых на охоте оленей и звериные шкуры, которые он продавал торговцам да туристам, тем обеспечивая свою семью. «Не буду за соболем гоняться, а поищу следы оленя», –  принял решение рассудительный молодой человек.

                Дело близилось к вечеру  – тени завладели тайгой, окрасив сосновые лапы в зеленовато-бурый цвет. Ареал зашел далеко в глубь немилостивой к нему в этот холодный день тайги, поэтому решил повернуть к своему дому – зимой на севере темнеет рано. Успев ступить несколько шагов, удивленный охотник остановился  – перед ним стояла темноволосая женщина без теплой одежды, в длинной белой рубашке. Она казалась немного старше привидевшейся ранее Ареалу хозяйки леса. Парень замер, рассматривая ее властное лицо. Женскую голову обвивала кожаная лента с маленьким железным месяцем, блестевшим над высоким лбом. Ареал разомкнул слипшиеся от мороза губы и спросил: «Ты хозяйка леса? Отчего же, не повернувшись, убежала, а теперь стоишь передо мной с таким хмурым лицом?»

                Молниеносно женщина натянула стрелу, прицеливаясь, чтобы выпустить ее из лука в сторону любопытного охотника. «Я – Диана, богиня охоты!» – этот грозный выкрик совпал со свистом летящей стрелы. Ружье было опущено, но Ареал стремительно вскинул руку и схватил на лету стрелу, поддавшись влево. Женщина жалобно закричала и исчезла, а вместе с ней растаял в воздухе олень, которого охотник заметил в тот момент стоящим возле хозяйки. Он бросил за ненадобностью стрелу в снег и повернул к дому.

                С тех пор прошло несколько лет, а северяне по-прежнему удивлялись удаче Ареала, когда он приносил на продажу в окрестные деревни соболиные шкурки, непременно связанные в том месте, где должны быть глаза, продетыми в отверстия веревочками,  – шкурок было всегда по две одного оттенка, – аккуратный парень не хотел, чтобы мех одинакового цвета путался. Эта привычка Ареала нравилась, меховые шкурки, приносимые охотником, высоко ценились, а он только молча выкладывал перед покупателями блестящий коричневый мех  – так всегда поступал немногословный охотник с широкими ладонями, в которых он уверенно держал свой ценный товар, дарующий тепло человеку.
 

* Предки АреАла были селькУпами, за исключением отца молодого охотника, который родился в стойбище хАнтов  –  селькупы, ханты  – народы Крайнего Севера.

08.01.2025/Фотография из личного архива сделана в Тюменской области.


Рецензии