Роза мира - как инструмент познания мира
В конце 2020-го в Костроме вышла книга «Даниил Андреев и его «Роза мира» в кратком изложении». Ее автор - костромской журналист Н.Л.Николаев утверждает: это первая в России успешная попытка изложить знаменитую «Розу мира» кратко и доступно. Зачем эта книга появилась, для кого предназначена, какие цели преследует? - эти вопросы мы задали издателю Николаю НИКОЛАЕВУ.
- Николай, Ваша книга по объему все-таки тоже великовата, чтобы назвать ее «краткое изложение» - почти 200 страниц…
- Не соглашусь. Дело в том, что сама «Роза мира» – это более 600 страниц плотного текста без иллюстраций. В моей книге, кроме краткого изложения «розы мира», есть большой очерк о Данииле Андрееве и несколько приложений. Есть иллюстрации нашего замечательного художника Сергея Пшизова. То есть, «Роза мира» у меня изложена на 100 страницах с хвостиком. Получается, текст «Розы мира» сокращен почти в шесть раз. Благодаря моей книге у читателя есть выбор: прочитать «Розу мира» в оригинале или в кратком изложении. При этом в моей тонкой книжке изложены практически все важные мысли и постулаты толстого тома.
- Как вы пришли к этой работе, почему вдруг решили изложить учение Даниила Андреева кратко?
- Считаю, каждый мало-мальски образованный человек должен знать эту книгу. «Роза мира» – это не учение, это философский, исторический труд с элементами метафизики. Даниил Андреев не виноват, что Господь наградил его редким даром - видеть иные миры и измерения. А, как писатель и поэт, он вынужден был отразить все это в своих произведениях. И он это сделал замечательно.
В 90-е годы ХХ в., когда «Роза мира» только вышла в свет, она была на слуху, ее продавали в магазинах, на книжных развалах, она пользовалась повышенным спросом. Об этой книге говорили, как о явлении, как о нечто таком, что переворачивает человеческую жизнь. Я, помню, тоже хотел ее приобрести, но она оказалась мне не по карману.
А вскоре, по-моему, в 1994-м, в Кострому приехала издатель этой книги – вдова Даниила Андреева Алла Александровна, пропагандировавшая труд мужа. Была встреча с читателями, где «Розу мира» продавали по приемлемой цене. Так у меня оказался экземпляр этого великого произведения.
Признаюсь, не с первого раза смог прочитать эту большую по объему, необычную и сложную по содержанию книгу. Наверно, с третьего или четвертого подхода я сумел, наконец, в нее углубиться и дочитать до конца. «Роза мира» удивила меня. И восхитила. При всей запредельности ее содержания, я обнаружил, что в ней есть ответы на самые важные вопросы: в чем смысл жизни, что в ней главное, что происходит с человеком после смерти, есть ли Бог, что есть душа и жизнь вечная? Казалось бы, эти вопросы не стоят перед человеком каждодневно, не входят в его трудовые будни, но, я уверен, эти и подобные им вопросы волнуют каждого человека. И когда они перед ним возникают, каждый хочет получить на них ответы. Ответы достоверные и убедительные, а не предположения и догадки. Так вот, в «Розе мира» я нашел обоснованные и убедительные ответы на все свои вопросы. И все в моей жизни встало на свои места, я успокоился, потому что понял и окружающий мир, и свое место в нем.
- И Вы решили поделиться своим открытием с окружающими?
- Можно сказать и так. Я хоть и не писатель, но профессиональный журналист и редактор, потому перелопатить «Розу мира» мне было не трудно. Тут другой вопрос: нужно ли это людям?
Я спрашивал друзей, знакомых – читали ли они «Розу мира», какого мнения о ней. Только один человек читал эту книгу и был ее поклонником. Остальные что-то слышали о ней, но прочитать им было некогда. Да и не интересно, мол. Мне стало обидно, что люди проходят мимо такого духовного клада, такого сокровища. Не знать «Розу мира» – все равно, что отказываться от хорошего, нужного инструмента, который тебе очень пригодится в жизни. И я подумал о молодежи, вспомнил себя в молодости – если бы я обладал знаниями «Розы мира» с младых ногтей, у меня бы и жизнь была более осмысленной, содержательной, продуктивной. Как это важно вначале жизненного пути - знать суть жизни, знать свое место в ней и уверенно двигаться по предначертанному Создателем пути. Так родилась мысль – изложить «Розу мира» кратко и доступно, чтобы с ней познакомились как можно больше людей и молодежь, в первую очередь.
Я не ставил задачи сделать эту работу срочно, спокойно делал ее исподволь, когда было свободное время, соответствующее настроение. Я был тогда редактором районной газеты, времени не хватало, но решил: сделаю эту работу обязательно. У меня даже возникала мысль, что жизнь не случайно подвела меня к такому труду, и я обязан выполнить задуманное. Сначала хотел написать курс лекций, чтобы любой преподаватель смог изложить студентам «Розу мира» кратко и доступно. И начал работать в этом направлении, но потом отказался от этого. Решил, что издать «Розу мира» кратко книгой будет лучше, универсальней что ли, пусть она живет своей жизнью.
- Возникает вопрос об авторе «Розы мира» Данииле Андрееве: что это за человек, можно ли ему верить?
- Это очень важный вопрос. Действительно, не зная хорошо автора, нельзя ему и доверять полностью. А для «Розы мира» это особенно актуально, потому что многое из того, что утверждается Андреевым, имеет бездоказательный характер и зиждется на доверии к автору. Поэтому я и посчитал, что прежде чем предложить «Розу мира» читателям, нужно познакомить их с ее автором – Даниилом Андреевым. Зная жизнь этого человека, его судьбу и поступки, будет легче решить для себя: можно ли доверять его словам, а это крайне важно. Для меня его утверждения, что он видел иные миры, слышал некие откровения об устройстве мира, о его законах, не вызывают недоверия – все изложено очень убедительно и весомо.
- Если кратко – что это был за человек?
- В ходе работы над очерком я подробно изучил все имеющиеся материалы о Данииле Андрееве, прочитал большую книгу о нем, множество воспоминаний. Мое впечатление такое: это был предельно чистый, честный и порядочный человек. Что подтверждается и самой его жизнью. Он не мог солгать, ложь претила ему на генетическом уровне. Например, когда его призывали на фронт, он в анкете написал, что готов служить в любых войсках, кроме разведки. Зная себя, он предупреждал, что не сможет соврать, сказать неправду, а это может привести к провалу разведчика.
Поэтому, лично я рассматриваю «Розу мира» именно с точки зрения его абсолютной правдивости: Андреев не способен был ни придумать что-то, ни слукавить ради красного словца. В своей книге он неоднократно предупреждал – я не фантазирую, не домысливаю, а пишу только то, в чем удостоверился лично.
- Николай, Вы сказали о приложении к Вашей книге – что там?
- Несколько главок, выделенных мною из повествования «Розы мира». Они не вошли в основной текст, но показались мне интересными. Например, зарисовка о причинах освоения русскими Сибири, об отношении человека к животному царству, театральному искусству, о влиянии Луны на нашу жизнь и др.
- Можете привести какую-то «убойную» мысль из «Розы мира», которая Вас особо поразила?
- Не могу выделить какую-то одну мысль, но меня восхитила какая-то конкретика «Розы мира». Например, утверждение о бессмертии души. Да, религия говорит нам об этом, и мы должны верить в это, потому что верующие люди. А Андреев подробно описал: из чего состоит душа и сам человек, описал путь бессмертной души в посмертии, смысл ее существования. Парадокс «Розы мира» в том, что, поверив в нее, ты уже не догадываешься, не надеешься, а ЗНАЕШЬ, что бессмертен. И это правда, от которой нельзя отмахнуться. Прочитав «Розу мира», я отбросил все сомнения и окончательно и бесповоротно уверовал и во Христа, потому что Андреев лишь подтвердил догматы православия.
Беседовал Антон ИЗВЕКОВ.
Из книги «Роза мира»
О театре
Общеизвестно отрицательное отношение христианской религиозности к театральному искусству. И как бы ни объясняли его историки культуры и даже религиозные деятели, на самом деле это вызвано было тем, что христиане с древних времён своим религиозным чутьём бессознательно ощущали соседство сценического искусства с некой метаисторической сущностью, и отчасти с демоническим миром Дуггур. А Дуггур связан с сексуальной сферой человечества. И хотя в средние века люди это не различали отчетливо, но испытывали перед его бесовскими излучениями страх, отвращение и стыд.
Театральное же действо, в собственном его смысле, может быть очень различно, даже полярно по своему трансфизическому значению. Шаляпин был глубоко прав, постясь и молясь после исполнения роли Мефистофеля.
Все сценические действа, проводящие актёра и зрителя через катарсис – духовный подъём и хотя бы кратковременное просветление, – глубоко оправданы. Спектакли, лишённые катарсиса, вредны и для автора, и для исполнителей, и для зрителей.
О детских игрушках
В детстве свои игрушки любит каждый из нас, и каждый испытывает тоску и боль, когда начинает понимать, что это – не живые существа, а просто человеческие изделия. Но здесь есть радостная весть и заключается она в том, что дети правы, свято веря в живую природу своих игрушек. Нашим высшим разумом мы могли бы в этих случаях наблюдать совершенно особый процесс творения. Сначала у такой игрушки нет ни эфирного и астрального тела, ни шельта, ни, само собой разумеется, монады. Но чем больше любим мы плюшевого медвежонка, чем больше изливаем на него из своей души нежности, тепла, ласки, жалости и доверия, тем плотнее сосредоточивается в нём та тончайшая материя, из которой создаётся шельт. Постепенно он создаётся и в самом деле, но ни астрального, ни эфирного тела у него нет, и поэтому тело физическое – игрушка – не может сделаться живым. Но когда игрушка, полностью насыщенная бессмертным шельтом, погибает среди людей на земле, в ином мире совершается божественный акт, и созданный шельт связывается с юной, только что появившейся из Отчего лона монадой. Появляется изумительное существо, которое поражает не внешней красотой и величием, а той невыразимой трогательностью, какой размягчает наши суровые души вид зайчонка или оленёночка. Они чудесно живут в своем мире вместе с душами настоящих медведей и оленей, получают там астральное тело, а потом поднимаются в высшие слои Шаданакара, как и все остальные.
Наша справка
Даниил Леонидович Андреев (1906-1959) — русский и советский поэт, писатель, философ. Автор философско-мистического сочинения «Роза Мира». Второй сын писателя Леонида Андреева и внучатой племянницы Тараса Шевченко Александры Велигорской. В 1947 году Д. Андреева за его роман «Странники ночи» обвинили в антисоветской агитации, подготовке убийства Сталина и приговорили к высшей на тот момент мере наказания - 25 годам тюрьмы. Роман «Странники ночи» был уничтожен следствием. Позднее срок наказания был пересмотрен, в заключении писатель провел 10 лет, выйдя на свободу совершенно больным человеком. В 1957 году Д. Андреева реабилитировали.
Свидетельство о публикации №225012301963