я думаю, что...
Главный принцип полиаморной семьи: любимые люди должны быть счастливы -- звучит против правил и рождённых в процессе исторического мордобоя наших культурных кодов. То, что прямо сейчас в обществе появились и активно развиваются новые векторы формирования семейной модели, хоть и мало заметно, но раздражает почтенную публику уже в зародыше.
Хотя тезис этот о счастье каждого, даже семейного в традиционном смысле человека, декларировался и декларируется повсеместно и присно и из века в век. Правда, обычная, во всех случаях туманной неопределённости понятий, путаница с терминологией, позволяет трактовать счастье в довольно широком диапазоне значений -- от полного отречения от себя во имя семьи и всяческих навязанных культурой ценностей до борьбы за влияние, контроль, власть, ещё больше власти и ещё больше власти.
В таком случае почему бы не добавить в этот список счастье в обычных человеческих отношениях со многими партнёрами, регулируемых подробными соглашениями и правилами. По крайней мере этот формат может стать базой нового социального пространства, в то время как старое традиционное быстро разрушается под воздействием автоматизации и цифровых технологий.
2
Мы -- приматы, которым Природа по легкомыслию или от скуки взяла и включила сознание. Но, будучи ленивой и безответственной сукой, она сделала это издевательски небрежно -- всеми нашими поступками по-прежнему управляет старина мозг (по неизбывной дремучести своей мы называем его подсознанием), и через узкое горлышко сознания он выдаёт нам руководства к действию, нелепые объяснения и команды "фас" или "полундра". Нашу ближайшую родню -- приматов, не имеющих сознания и памяти -- Природа приучила существовать стаями, не слишком многочислеными, и не по слишком сложным законам выживания. Основной из которых -- всегда сканируй пространство, считывай и обрабатывай информацию на предмет "свой - чужой", "жрака - опасность" итд. Получив сознание и так и не осознав зачем, приматы-человеки стали сбиваться в стаи всё больших масштабов, затем расселяться и воевать друг с другом. По-прежнему сканируя пространство, но уже делая это как осознанную необходимость, они стали кое-чему учиться на собственном опыте, кое-что узнавать о мире и себе и периодически офигевать от обоих процессов. Приобретаемых знаний всегда было не слишком много -- ленивый мозг не очень рьяно стремился разгадывать загадки мироздания. Часто он вообще забивал на всякие объяснения, особенно, когда человек плотно ужинал дионисийскими грибами, культ которых ахейцы заимствовали у пеласгов из Аргоса, а потом щедро делились со всеми, кто проходил мимо. Судя по всему, именно тогда и возникла Поэзия как лучший способ (дальше моя мысль оборвалась без надежды на воскрешение).
3
Иррациональность мышления человека проявилась и отразилась прежде всего в фольклоре (на раннем этапе развития общества), а позже, с возникновением письменности -- в Поэзии. Образы необъяснимых, опасных, с точки зрения рацио явлений становились фольклорными образами, которые возникают, потом развиваются и где-то, типа сказок и мифов менестрелей, фиксируются на долгие-долгие времена и по мере везения сохраняются. Существуют они и после возможности записывать. Например, у кельтов (точнее -- гельских племён) письменная фиксация началась примерно с приходом христианства, а развитость и популярность тамошнего бестиария к тому времени была весьма внушительна. Считается, что кельтский пантеон насчитывал несколько сотен богов. До нас дошли единицы, т.е. большая часть потерялась, когда мир стал познаваемым окрепшим разумом человека, и боги могли спокойно умереть.
Нам только кажется, что рацио и иррацио стоят вне категорий добро и зло. Иррациональные мысли и образы как раз и понадобились для олицетворения опасности (зла) и выстраивались так:
-- cамое непривычное (на экваторе -- холод, у нас -- фиг поймет что, сезоны равноценны, одинаково привычны).
-- самое губительное (на юге заморозки практически равны смерти, в Европе -- эпидемии итд).
-- самое неотвратимое. Ну тут универсально -- стихия, хотя в той же "внестихийной" Африке на первом месте -- дикие звери.
Формирование архетипа "зла" в фольклоре видно на примере этносов, развивающихся в экзотических условиях. Чукчи, например, или те же маорийские племена. На Чукотке один из самых опасных демонов -- воплощение огня. Потому что там самым губительным считается не мороз (к которому привыкли и справляются на бытовом уровне), а пожары.
И вот, когда боги умерли, загадки исчезли, а маски были сорваны -- оказалось, что иррациональным в мире осталось лишь одно явление -- Поэзия, и её главная Тема: Жизнь и Смерть.
Свидетельство о публикации №225012300478