Коцык И. В. Страницы жизни

     Становление и развитие музыкальной культуры Казахстана тесно связано с фамилией Коцык. Музыкально одаренные братья Иван и Николай Коцык часть своей жизни прожили в городе Петропавловске, тем самым внеся свой вклад в культурное развитие нашего города.
     Коцык Иван (Ян) Васильевич (1891 – 1938 гг.) – известный композитор, хормейстер, этнограф и исследователь казахского фольклора, организатор музыкальной хоровой певческой культуры Казахстана. Именно такие сведения обычно приводят исследователи его творческого и жизненного пути, начиная свое повествование.
     И прежде, чем перейти к рассказу о его творческом пути, который является неотъемлемой частью его жизни, необходимо привести биографические данные о становлении Коцыка И. В. как профессионала своего дела.
     Родился Иван Васильевич 6 мая 1891 года в г. Ченстохово (Польша) в большой семье, где было 9 детей. Тем не менее все они получили хорошее образование. Иван Васильевич окончил Варшавское духовное училище в 1908 году.
     Так, в списке выпускников Варшавского духовного училища за 1908 год, можно найти фамилию – Коцык Иван. Эти сведения есть в открытом доступе в сети Интернет.
     Параллельно с обучением в духовном училище он брал отдельно уроки музыки. Вот что пишет об этом времени в своей автобиографии Иван Васильевич Коцык: «Обладая большими способностями в музыке, я был взят для учения к известному в г. Варшаве композитору и хормейстеру, который в два года прошел со мной теорию, гармонию, обучил игре на скрипке, а также привил навыки хормейстера. Экзаменом был концерт, на котором в марте месяце 1908 г. мне пришлось дирижировать хором в 150 человек перед служащими г. Варшавы.  С этого времени моей постоянной обязанностью стало дирижировать хорами и их организация. Дальнейшая учеба в среднем учебном заведении, духовной семинарии, сопровождалась изучением музыки, игрой в симфоническом оркестре и сочинением песен для хора. Великую войну с 1914 по 1918 годы провел в плену у немцев, без права выезда из своего города.  Только в августе 1918 года было разрешено желающим выехать. Я воспользовался единственным эшелоном и выехал вместе со своей молодой женой к ее матери в Курскую губернию, станцию Солнцево. В конце 1918 года поступил студентом в Воронежский университет (юридический факультет), но пробыл недолго, так как семейные обстоятельства вынудили к приезду домой (рождение первого ребенка - Ирины). С октября месяца 1919 г. поехал в Донбасс, на ст. Духовка, где жили родственники жены, и там началась моя хормейстерская и педагогическая работа …».
Из этой выдержки из автобиографии можно узнать, что Иван Коцык покинул Польшу в 1918 году.
     В городе Петропавловске Иван Васильевич  проживал с 1923 года по 1930 год, по некоторым данным он уехал из города в 1929 г. Данные о времени его отъезда из Петропавловска у разных исследователей разнятся. Проживая в нашем городе, он одновременно работал преподавателем теории музыки в Казахском и Русском педагогических техникумах, совпартшколе и школах города. Кроме того, в это же время он руководил хором Казахского педагогического техникума, выезжал в этнографические экспедиции, где собирал казахский национальный фольклор.  Запись песен и переложение их на ноты И. Коцык делал с огромным энтузиазмом и совершенно бескорыстно. Эта его деятельность никак не финансировалась.
Работа с народными казахскими мелодиями целиком захватила Ивана Васильевича, открыв перед ним исключительную творческую перспективу.
     Иван Васильевич составил и издал сборник «50 песен казахского народа: песни степи». Хотя песен, собранных Коцыком, в основном, в северной части Казахстана, было гораздо больше.
     И все же наибольшую известность Коцык И. В. приобрел именно как руководитель хора, который с большим успехом выступал на многих площадках, но звёздным часом и для руководителя, и для хора стало выступление в Москве.
Коцык И. В. организовал первый в истории Казахстана «Казахский национальный хор» и впервые ввел четырехголосное пение. Слава о многоголосном студенческом хоре, состоящем из музыкально одарённых представителей казахской молодёжи, гремела по всей республике. На 10 декабря 1928 г. в репертуаре хора было более 100 песен, которые он с успехом исполнял на различных площадках учреждений культуры города Петропавловска и его окрестностей.
     О популярности хора у местного населения говорит следующий факт. 20 ноября 1928 года в газете «Смычка», издававшейся в г. Петропавловске, на первой полосе крупным шрифтом было напечатано сообщение, которое привлекло внимание горожан. В нем говорилось о том, что по приглашению представительства Казахской АССР в г. Москву для выступления с концертом перед делегатами сессии Всероссийского Центрального исполнительного Комитета выезжает хор Петропавловского казахского педагогического техникума. Студентам из Петропавловска была оказана честь впервые представлять национальное хоровое искусство за пределами республики. Это была большая честь, но вместе с тем и большая ответственность, нужно было выступить и показать высокий уровень своего мастерства.
     В статье Макаровой Т. «Триумф Петропавловского казахского хора в Москве», опубликованной в журнале «Мой город» за 2003 г. № 2. с. 8-9,  приводится справка о деятельности хора: «Казахский педагогический техникум был открыт в нашем городе в 1922 году и тогда же началась работа по созданию национального хора - по решению республиканского правительства в казахских учебных заведениях хоровое пение вводилось в обязательном порядке. Весной следующего, 1923 года, состоялись его первые, пока еще робкие выступления. Популярность хора быстро росла. Ко времени московской поездки трудно было найти человека не только в Петропавловске, но и в аулах и селах округа, который бы не восхищался или хотя бы не слышал об этом коллективе. Своему успеху хор был обязан музыкальному руководителю, учителю пения Ивану Васильевичу Коцыку…. Хоровой коллектив под руководством Коцыка вел активную концертную деятельность, однако о московских подмостках не осмеливался и мечтать. Другое дело - экскурсия в Москву. К ней начали готовиться еще в 1926 году. Собственно вся подготовка сводилась к накоплению денег на проезд и приобретение туристических путевок. К началу 1927 года в общей кассе хора было уже 500 рублей (одна путевка стоила 60 рублей). Большую часть этой суммы составляла плата за выступления по местному радио. Но тогда поездка не состоялась: долгожданную экскурсию пришлось уступить первым выпускникам техникума. Наступило лето 1928 года. Когда все уже было готово к отъезду, неожиданно директор техникума Абланов С. пригласил коллектив для беседы и сообщил потрясающую новость: студенты (40 человек) поедут в Москву не просто как туристы, но, прежде всего как исполнители народных песен. Время выезда будет специально согласовано с казахским представительством при ВЦИК.
     Следует уточнить, что за словами "казахское представительство" стоял один конкретный человек. Это был выдающийся государственный деятель Абульхаир Искакович Досов. С 1927-го по 1930-й годы Досов А. И. являлся членом президиума и постоянным представителем Казахской АССР при ВЦИК. Это он, отметая мнения скептиков, пригласил Петропавловский хор в Москву, будучи убеждённым, в том, что студенты техникума достойно могут представить национальное хоровое искусство. Чтобы понять, насколько серьёзным и важным лично для Досова А. И. было принятое им решение, отмечу, что накануне в Москве прошли, к сожалению, без ожидаемого успеха гастроли казахского драматического театра. Смириться с такой ситуацией Досов не мог. Тогда-то у него и возник план своеобразного реванша, и туристическая поездка Петропавловского хора оказалась весьма кстати. Сделав выбор, всю организационную работу Досов А. взял на себя. В частности, он позаботился о льготном проезде по железной дороге для студентов, вместе с московским бюро "Советский турист" составил план экскурсий с таким расчётом, чтобы посещение Кремля совпало с датой отчётного доклада представительства КазАССР на сессии ВЦИК. По предписанию Досова А. хоровой коллектив должен был взять с собой в поездку не только национальные костюмы и музыкальные инструменты, но и предметы казахского быта: столик, кошму, ковры, посуду и т. д. В имитированной юрте планировалось угощать гостей национальными кушаниями.
Легко представить какой ажиотаж царил в техникуме накануне отъезда. 20 ноября, в тот самый день, когда в местной газете появилась первая информация о поездке хора в Москву, состоялся последний перед дорогой показательный концерт. В переполненном актовом зале Казахского педагогического техникума (здание бывшего Романовского училища) присутствовали представители общественных организаций и предприятий города, руководители Петропавловска и округа, преподаватели и студенты. После концерта, горячо встреченного зрителями, на сцену стали подниматься гости с напутствующими пожеланиями. Прощальный вечер завершился ответным словом директора Абланова С., который, кстати, по указанию Досова А. должен был вместе с И. Коцыком сопровождать хор в поездке. 27 ноября петропавловцы прибыли в Москву. На следующий день, как и было, намечено по плану, они в качестве туристов посетили Кремль. И здесь неожиданная новость повергла всех в уныние. Оказалось, что день Казахстана на сессии ВЦИК прошел 26 ноября. Как потом выяснилось досадная оплошность произошла по вине почтовых работников, задержавших телеграмму. К счастью, на выручку хору поспешил посвященный в замысел Досова А. заместитель председателя Совнаркома РСФСР Андрей Матвеевич Лежава. Он "случайно" встретил североказахстанских туристов и пригласил их выступить с небольшим концертом в Андреевском зале во время перерыва между  заседаниями сессии ВЦИК. "Для Москвы казахский хор стал новостью, - вспоминал потом Абланов С. - Его слушали с необычайным вниманием и шумным одобрением. Особый успех выпал на песни: "Бипыл", "Елимай" ...".
     Выступление хора в Кремле явилось началом его московских гастролей, прошедших с грандиозным успехом. Став знаменитым буквально на следующее утро, хоровой коллектив пел в клубах фабрики "Красная роза", РККА, Московского военного гарнизона, Комсомола Москвы, в МГУ, перед землячеством казахских студентов и студентами узбекского рабфака, в Центральном Доме Красной Армии и Флота и т. д. Кроме концертов и насыщенной экскурсионной программы, состоялись съемки и записи хора на киностудии документальных фильмов и радиостанции имени Коминтерна.
     Сам нарком просвещения А. В. Луначарский пожелал встретиться с популярным коллективом. В этом ярком калейдоскопе московских событий, пожалуй, самым памятным для наших земляков стал вечер в Государственной Академии художественных наук. В зале присутствовали ученые, известные представители творческой интеллигенции, видные государственные деятели. Среди них - А. И. Досов, член президиума ЦИК СССР Т. Рыскулов, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, А. М. Лежава и другие.
     По традиции в начале вечера был зачитан доклад, посвященный Казахской республике. Концертную программу открыл народный артист Казахстана, композитор Затаевич А. В., специально вызванный Досовым из Кызыл-Орды. Затаевич  А. В. исполнил на пианино несколько национальных мелодий, а затем на сцену поднялся хор. Зал живо и бурно реагировал на каждую из десяти исполненных песен и долго не хотел отпускать молодых певцов…».
     Еще одним свидетельством успеха хора может служить публикация в местной газете «Смычка» за 1929 г., где помещена Благодарность хору казахского педтехникума, подписанная Президентом гос. академии художественных наук Коганом П. С.
     «Благодарность хору казакского педтехникума
Комитет по изучению искусства народов СССР государственной академии художественных наук настоящим выражает свою глубокую благодарность хору казакского педтехникума, выступавшему в академии под управлением преподавателя И. В. Коцык. Комитет отмечает большую ценность работы хора, выразившуюся в хорошо звучавшей передаче образцов народной казакской песни, а также интересные опыты, произведенные т. Коцык в деле переложения на многоголосие казакских народных мотивов.
Президент гос. академии художественных наук: П.С. Коган
Ученый секретарь КИИН: О. А. Самарин
Москва, 29 марта 1929 г.».
     Блестящий успех Петропавловского хора впоследствии получил отражение в литературе по истории казахской музыкальной культуры. Московские гастроли хора Казахского педтехникума принесли широкую известность его руководителю. Вскоре Коцык И. В. был приглашен в г. Алматы и вместе с семьей покинул г. Петропавловск.
     Дальнейшая его судьба связана с работой в г. Алматы и в Киргизской ССР (г. Фрунзе. Коцык И. В. был арестован 11 января 1938 г. в Киргизской ССР, приговорен к высшей мере наказания – расстрелу, приговор приведен в исполнение 21 июля 1938 г. (протокол № 93), и только в 1956 году дело было пересмотрено и Иван Васильевич посмертно реабилитирован.
     Коцык Иван Васильевич тонко чувствовал, и умел находить гармоничное созвучие разных инструментов. До наших дней дошли партитуры его музыкальных обработок казахских народных песен и произведений, авторы которых широко известны в народе.

     Горбацевич И. В. – магистр истории, научный сотрудник Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея.


Рецензии