Хаджаева Малика Зелимхановна участница vll всеросс

                ХАДЖАЕВА МАЛИКА ЗЕЛИМХАНОВНА
 
    Родилась 1994 году, в с. Ачхой-Мартан,  Чеченской Республики, в семье  сельской учительницы и  строителя –инженера.
С 2000 по 2009 годы обучалась в СОШ;4 с.Ачхой-Мартан.
С 2009 по 2013 годы прошла обучение в Чеченском государственном колледже экономики и управления, по специальности Право и социальная защита. Получила квалификацию – Юриста.
В 2013 году поступила, и в настоящий период обучаюсь, по заочной форме, на 3-м курсе  в Чеченском государственном  университете на юридическом факультете, направление юриспруденция.
С 2013 по 2014 гг. работала оператором сети МТС.
С 2014 года по настоящее время работаю специалистом по ИКТ, СОШ № 3 с. Ачхой-Мартан.
Замужем. Имею двоих детей, мальчики Шумер и Чинхо (на приложенной фотографии)

 

               1.      ИСТОРИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ АЧХОЙ-МАРТАН
               
Название Ачхой-Мартан, в его современном звучании обозначает название двух рек на которых и сформировано данное село. В изучении интерпретации названия  Ачхой Мартан, многие  прибегают к помощи к работе этнографа и краеведа Ахмада Сулейманова, у которого, к большому сожалению, допущены ряд  непростительных ошибок. На самом деле этимология первой части названия  села Ачхой-Мартан происходит он названия небольшой речки АШХО   (на русский лад -Ачхой) протекающей по юго-западной части Ачхой-Мартана.. Этимология второй части названия села происходит от бурной горной реки МАРТ (Русское название Мартан, Фортанга) протекающей прямо по середине нашего села.   
Исторически известны факты постоянное  проживания  предков нынешних Ачхой-Мартановцев в этих местах в последние   600 с лишним  лет.
Ачхой-Мартана, был основан на месте существовавших трех аулов,  Даут-Мартан (чеч. Довт-Март), Ачхой (чеч. Шира Ашха) и  Мартан-аул ( чеч. Мартан-ойл).   Два первых аула находились на равнинной местности под названием  Шовдан-Шери а Мартан-ойл по левобережью р. Марта. По новому, как Ачхой-Мартан,  наше село начали  называть, только с 20-х годов, 20-го века. До этого наше село носило названии Даут-Мартан до 1846 года, Ачхой до 20-х годов, 20-го века и дальше  Ачхой-Мартан. 
Попробую в хронологическом порядке представить историю нашего села в период с конца 14-го века по конец 19-го века.
В 1395 году, кода полчища Тамерлана, во главе  с Юсуп-Ханом, вели ожесточенные бои в этих местах, отряды чеченцев возглавляли братья по имени Эзам и Эмза. Чеченцы тогда были разбиты и чеченцам пришлось переселиться в горную местность под названием Чинх.  Эзам, который  является прямым предком многих современных Ачхой-Мартановцев, завещал своим потомкам, во чтобы не стало вернуться на прежние места, и, чтобы связь между его потомками не прерывалась, настоял на том, чтобы в каждом десятом поколении одного из своего потомков называли его именем, Эзам, и чтобы имя его брата Эмза так же носили его потомки «Пусть этими именами будете вы узнавать друг друга в далеком будущем,  живя в дружбе и в достатке на просторах Шовдан-Шери ( на чеч. Шовда – родник, Шери- равнина».  Равнина на котором расположен Ачхой-Мартан   названа так, из за обилия здесь родников, и сегодня стоит в некоторых места копнуть в 4-5 штыка лопаты, как  на этом месте появляется родниковая вода. Спустя  десятилетия, после Тамерлановских завоеваний, предки нынешних Ачхой-Мартановцев  во главе с  потомком Эзама, по имени  Довт (Даут) вернулись на эти места, и снова обжили эти просторы.
Старожили рассказывали что, как-то  Довта собрал всех своих сыновей и сказал им следующее: «Смотрите, перед вами бочка меду, попробуйте его, но только с помощью пальцев своих  рук.    Использовать ложку  Довта им запретил. Каждый из сыновей попробовал   меду, мыкая в бочку указательным пальцем, младший из сыновей  пустил в ход все пальцы.  На замечание отца, тот ответил: « Ты же отец сказал с помощью пальцев, но не уточнил скольких»  И разослал Довта своих сыновей по просторам   Шовдан  Шере, для заселеняе ее, отдельными аулами и хуторами, а младшего  оставил с собой».
У   Довта, пятого потомка Эзама, было восемь сыновей Овта, Албаг,  Алмакх, Мальсаг, Эмза, Ковра, Тиша, Алмурт.
 В силу отсутствия единого названия, как Ачхой-Мартан,  наше село не обозначена в документальных сводках 19 и начало 20  веков  вплоть до 20 годов 20-го века, но были аулы и хутора предвестники Ачхой-Мартана, Шира Ашха (Ачхой), Довта-Марта (Даут Мартан), Шовдан-Шере, (Шаудень Шари), и Мартан-Ойл, и жители этих поселений были современниками, творцами и участниками всех тех событий происходивших, в те времена в этих краях.
Аул Довт Марта находился в  районе нынешней центральной части Ачхой-Мартан. К Довт-Март относилась и левосторонняя часть р. Марта до Мержо Хадис-керт
Аул Довт-Март, с правой стороны р.Марта,  был разделен на две части дорогой ведущей от кладбищ  носящих имя Довт-кешнаш (Кладбище Довты) до реки Мартан. Реку Мартан в 19-м веке  называли  Даут-Март,Марта и Фортангой. 
1825 год Ермолов еще раз сжигает аула Довт-Март (Ачхой-Мартан).  По прямому приказу Ермолова разоряются кладбища в Довт-Марте (Ачхой-Мартан, старые кладбища Даут-Мартана в центре села)
 «8 февраля 1826 г.  Даут-Мартан подвергся очередному разорению и сожжению.
1828г. -  Набег на Мартан-ойл и Довт-Март отряда из гребенских и моздокских казаков.
В декабре 1830 – январе 1831 г. Генерал Вельяминов предпринял крупную карательную экспедицию в Чечню. Было уничтожено множество больших и малых чеченских селений: Китер-Юрт(Катар-Юрт ), Пхан-Кичу, Даут-Мартан (Ачхой-Мартан), Един-Юрт (Эдин-Юрт – Авт.), Мартан-аул( правобережье Ачхой-Мартана)…
1830г  – 22 декабрь  Вельяминов в отместку за предоставления убежища Катар-Юртовцам разоряет Довт-Март (Ачхой-Мартан) и Ашха (Ачхой), по чистой случайности аул  Шовдан-Шере остается не тронутым.
 Система, которой Вельяминов строго держался в своем чеченском походе, настолько оригинальна, что о ней не лишнее будет сказать несколько слов. Он обыкновенно намечал себе пункт, к которому неуклонно шел с целым отрядом, а затем, достигнув его, тотчас располагался лагерем и ставил укрепленный вагенбург, откуда войска поочередно высылались небольшими колоннами для истребления соседних аулов. Когда окрестность была опустошена, отряд переходил на новое место, опять устраивал лагерь, и опять колонна за колонной шла по всем направлениям. Таким образом достигались две цели: войска, вводимые в бой по очереди, приобретали практику и опытность в лесной войне, а вагенбург или укрепленный лагерь служил резервом для царских войск и угрозой для окрестных горцев, удерживая их от  помощи своим соседям.
В 1831 году  в составе царских войск при сражениях при Ачхое, участвовал  поэт Полежаев.
За действия в сражениях при Ачхое, Полежаеву было возвращено унтер-офицерское звание, несколько позже его представили и к производству в офицеры, но Николай I не подписал соответствующего приказа. Служебный формуляр Полежаева пестрит записями об участии в многочисленных операциях,  в Ачхое, Самашки (недалеко от Ачхой-Мартана) и других местах Чечни. Участвуя, в зиму 1831/32 в очередных боях под Ачхоем (Ачхой-Мартан), поэт получил сильное обморожение, потеряв на продолжительное время слух, о чём писал в примечании к стихотворению "Гальванизм...".
 04.01.1831г. В очередной раз разоряется аул Даут-Март, Шира-Ашха ( основные аулы на территориях которых сформирован Ачхой-Мартан и располагавшиеся в 300 метрах друг от друга и Шовдан-Шере ( в 3-х верстах от Ачхоя).
5 августа 1832 года барон Г.Розен в очередной раз истребляет  аул Даут-Мартан (Ачхой-Мартан).
 В течение 6-7 августа генерал-майор князь Бекович-Черкасский уничтожал жилые строения в ауле Ачхой (Шира Ашха, Ачхой-Мартан).
- 7 августа тот же полковник Пирятинский сравнял с землей аулы Шаудон-шари(Шовдан-Шери в 3-х верстах от Ачхой-Мартана).
27 октября  1840 года, генерал Грабе во главе отрядов Галафеева  дотла сжег селении  Шира-1ашха,  Марта ( Ачхой-Мартан), Шовдан-Шери  и ряд хуторов.  Все происходило несмотря на то, что  к нему с просьбой решить все вопросы мирно обратилась делегация во главе старейшиной аула Шира-Ашха (Ачхой), Шайх Кат, в составе делегации были Мержо Хадис, братья Окарши Алдам и Бетар,  Алдаман Ислам  из Ниттах-кеж, Билки Мада,  Гюри Алда и Сосарк Соллат из Даувт-Март, Хози-Галмарз, Геза, Юсуп, Хизри Салангири, Хизри Ибаш  из Дов Марта, Топи- Юрта, Алмак-Юрта и Албаг-юрта (аул этот назывался и Топи-юрт)  Бача из Шилхичи, Овди Таштмар из аула Шовдан Шере, и  ряд  представителей из других местных аулов. Все перечисленные аулы и хутора находились в притык друг другу, и именно жители этих аулов и хуторов, в 1852 году, станут костяком нового аула Ачхой  (Ачхой-Мартан.)
Генерал  не мог простить жителям Довта-Марта и Шира- Ашха то, что в 1838 году при битве за село Катар-Юрт ( у Блиева это село называется Кетар-Юрт) все мужское население этой местности участвовало в битве при  Катар-Юрте и тогда русские потерпели поражение ( сражением руководили Дабча-Муртаз1ела  и Ислам жители местных аулов).
Участники делегации, со стороны чеченцев   долго доказывали генералу, что в ауле в основном проживают мирные жители, но  Грабе прямо заявил членам делегации: «Я, еще летом хотел вас наказать, когда покончил  с Ахверды Магомой».  Здесь конечно генерал явно, недооценил исход того сражения, ведь на второй день после взятии Гехов, 11 июля 1840 г. состоялось известное кровавое сражение на речке  Валерик, и как известно отсюда царские войска ушли если и не побежденными но и не победителями, и отход царских войск был вынужденным, да и ряд аулов ( в том числе Шира Ашха и Шовдан Шере) еще тогда были сожжены. Рассказывают, что во время этих переговоров  молодые  жители Даут-Мартана Гюри Геза,  Мади Алдам и Гези Эза стоявшие в стороне от делегации чуть не довели дело до кровавого столкновения. Видя какими эмоциями Грабе обращается со старейшинами, молодые люди схватившись за рукояти кинжалов буквально рванулись в сторону переговорщиков, и только благодаря Муртазали Сулима и Соллат Тиймарза успевшим преградить путь разозленной свите чеченской делегации, столкновение удалось избежать, хотя со стороны царских отрядов уже прозвучала команда «в штыки».  Еще несколько месяцев назад  многие молодые люди из местных аулов и хуторов участвовали в боях при Гехах и на речке Валарг (Валерик), и пыл их можно было понять.
Хотя данные территории  не находились под полным контролем русских войск,  и  по большому счету входили в сферу влияния имама Шамиля, избранного  к тому времени (7-8 марта 1840 г.) на съезде Чеченского народа в Урус-Мартане, имамом Чечни, все же  население   Шира-Ашха, Довт-Марта, Мартан-ойл, Шовдан-Шере и всех близлежащих аулов и хуторов было вынуждено уйти в леса Орца-Хун (лесистые горы, называемые Черными горами) на юго-запад Ачхой-Мартана.
По правому  берегу  Марты,  вплоть до Орца-Хун, на определенное  время не осталось чеченского населения, по левому берегу находился аул Гези-Юрт (Гази-Юрт) и временно пустовавший Мартан-Ойл до Мержо Хадис-керт, что находились по левому берегу  р. Мартан, прямо напротив Даут-Мартана и Ашхи. Данные миграционные движения были привычными для местного населения, поэтому у подножия лесистых гор  они держали целые аулы куда в момент опасности переселялись жители аулов и хуторов. Главными и опорными пунктами для местных жителей являлись аулы Нитах-хеж, Алмак-юрт, Албаг-юрт, Ашхо-котар, Ор-Алие, Тумсо-юрт, Топи-юрт (Топ Албаг-ойл) и др. мелкие хутора.
Как была сказано выше, еще летом,10 июля было взято селение Гехи, где находилась резиденция наиба Шамиля, Ахверди-Магомы, и ждать помощи Ачсхой-Мартана  было ни от куда.  Как известно уже на второй день, 11 июля, состоялось кровавое сражение  на речке  Валерик, описанное М.Ю.Лермонтовым, непосредственным участником этого сражения.
На следующее утро началось движение сильно поредевшего отряда Галафеева к Ачхою(Шира Ашха) на соединение с отрядом генерал-майора Лабынцева. После совещания Лабынцев  выступил на Ассу, а Галафеев, уничтожив Ачхой( Шира Ашха, нижняя часть от главной мечети нынешнего Ачхой-Мартана) двинулся обратно и 14 июля прибыл в Грозную».
 Многие жители Довт-Мартана и Шира Ашха (предвестники Ачхой-Мартана), находились в рядах шамилевской армии в числе которых были известные наибы Алдам Ислам, Кати Маса (Маас),  Кати Дагач (Даби)и впоследствии ставший легендой,  молодой наиб Гези Эза, который в этот день вопреки всяких установок шамилевской администрации, был в составе свиты чеченской делегации.  Еще за день, жители Ачхой-Мартана были предупреждены о надвигающихся царских войсках и, поэтому женщины, дети и наиболее пожилые жители были перемешены в аулы Нитах-хеж, Ашхо-котар (современный Старый Ачхой), Ор-Алие, Гези-Юрт, Албаг Юрт, Тумсо-юрт и в хутора в лесном урочище.
 Не известно по какой причине, но Ахверды Магома не предпринял никаких действий, в целях обеспечения безопасности жителей аулов, хотя сурово карал в подобных случаях самовольные решения старейшин аулов. Стремительные действия нукеров  и наибов Шамиля  из числа местных жителей Алдам Ислама, Кати Масы, КатиДагача(Даби), Гези Эза, Соллати Тиймарз, Гюри Алда, Билки Мада и ряда других способствовало быстрой эвакуации жителей.
В связи наступающими зимними холодами и предстоящими трудностями проживания в таких условиях, рискуя  жизнями  перед наибом Шамиля Ахверды Магома и его нукерами,  жители Ачхой-Мартана еще раз встретились с  командованием Сунженской кордонной линии. Цель той встречи была получить  разрешения  вернуться в свои дома хотя бы старикам, женщинам и детям  с гарантией о не нападения на аулы царских войск.
Представители кордонной линии еще раз напомнили членам делегации, и лично старейшинам, что они  в курсе того, что в 1838 году обороной Катар-Юрта  руководили  их  родственники родной брат Шайх Кат, Муртаз-Али  и ближайший их родственник  Ислам Алдамов. Старый Кат, имевший опыт общения с представителями Российской царской армии еще с конца 18-го века, участвую в сражениях на стороне Мансура, умел уговаривать русских офицеров, и на этот раз дипломатия старого Ката возымела свое место. Дав слово не разорять более аулы и хутора, если делегации удастся уговорить  жителей отказаться выступать на стороне Ахверды Магомы, делегации разошлись.
Мержо Хадис, Овд Таштмар, Хизри Салангири, Хизри Моми, Окарши Алдам,  Куштни  Кат вместе с другими жителями вернулись в  свои аулы. На второй день Куштни Кат, Окарш Алдам, Билка,  и Мержо Хадис поехали  в Ниттах-Хеж и оповестили обо всем Алдам Ислама, Кати Маса (Мааса), Кати Дагача (Даби), что было сказано на вчерашней встрече.
ЦГА ГССР, Тбилиси.,ф 304, оп 3Записки Генерал-майора Лабинцева.
«Ровно как через день после изнурительного сражения на реке Валерик, к заходу солнца,  мы закончили усмирение значительных аул в Даут-Мартана и Ачхой на берегах  рек Фотанги и Ачхоя( Шира-Ашха – авт.) и небольшого аула Мартан-ойл(левый берег р. Мартана прямо напротив Довт-Мартана и Ачхоя – Авт.). Многие спешно покинули свои жилище, многие были нами уничтожены.  Мы ожидали отряд Галафеева для совещания о дальнейших  наших действий. Комне явилась делегация представителей близлежащих аулов Ачхоя и Даут-Мартана во главе со старейшиной некоего ших Кат. Делегация состояло из одних старейшин аулов и хуторов  которые просили не разорять более их жилище. Хотя и не было у меня веры в них, все же дал им слово и тем разрешения на возвращения в свои жилище, взяв слово, что они более не сойдутся с отрядами  Ахверды Магома. Отряд Галафеева подоспел ко времени, поговорив еще о незначительном, делегации удалилась в свои сожженные и разоренные аулы».
Еще, пару месяцев назад, жители аулов передали армии Шамиля многие свои запасы, и в разоренных и ограбленных, русскими, домах не осталось ничего для пропитания. На следующий день Алдамов Ислам владетель Нитах Хеж, Кати Маса (Мааас), КатиДагач (Даби) и Гези Эза от жителей ущелья Ниттах и близлежащих аулов, прислали  десяток обозов с продовольствием для жителей Довт-Мартана и Ашха (Ачхой-Мартан), и  тем самым,  спасли их от голодной смерти.
Встреча с командованием Сунженской кордонной линии дорого обошлась старому Куштни Ката. По приказу Ахверды Магомы  Ката был схвачен и доставлен к наибу на  Ашхо-Котар (современный Старый Ачхой),  который после потери своей резиденции в Гихах наездом останавливался в аулах Малой Чечни.
Когда уводили Ката все населения этих мест, включая стариков, женщин и детей стали в заслон, готовые умереть,  но не отдавать нукерам старца.  Один из старцев по имени Хадис, из рода Мержой, близкий друг и соратник Ката, обратился к нукерам со словами «Ведь его сыновья сражаются в ваших отрядах, да и Ислам будет в курсе всего, не боитесь ли вы мести с их стороны», в ответ один из нукеров ударом ногайки повалил бедного старика, серьезные ранения в этой стычке получили братья Салангири Турум-Хаджи и Дабча, Гези Мяхта и  племянник Ката, Джовбетарн Бетархан.
Надвигалось нечто ужасное, и пока об этой ситуации не узнали его родственники, Ката обратился со словами к своим сельчанам: « Не бойтесь люди, поверьте мне, пятничную молитву мы исполним с вами вместе, передайте  моим сыновьям и остальным жителям пусть об этом сообщат Исламу». Не смея возразить старцу Бетархан уцелевшей рукой сжал лезвие кинжала до кровотечения. Многое сказанное Кати до сих пор сбывалось, поэтому в народе его называли Шайх Кат, и люди, в очередной раз, поверив старцу,  разошлись. По сей день у Ачхой-Мартановцев ходит такая поговорка: «Сжать нож в руке, как Бетархан сжал свой кинжал».
Жители Ачхой-Мартана рассказывали, что старый Кат с несколькими пленниками сбежал из плена с помощью своих сыновей,  служивших, в то время, у Ахверды Магома.
 Но в действительности дело было так. Сыновья Ката, Керим и Мута вместе с  другими жителями из Ниттах Хеж  Монта, Пагал, сыновьями и внуками Губа  Хизри Салангири, Хози Юсуп, Хизри Ибаш из соседних Аки-Юрта, Топи-Юрта, Албаг-юрта и Даут-Мартана, находились в Шир Ашхе где восстанавливали разрушенные дома своих родственников. Узнав от сельчан, что нукеры Ахверды Магома забрали Шайх Кат, тут же старцы послали Пагала и Мута  к Исламу. Ислам, приближенный Ахверды Магома,  в качестве залога за старца  предложил как свою жизнь, так и жизнь двух сыновей старого Кати,  Кати Маса (Маас) и Кати Дагача (Даби),  находившихся в рядах самого Ахверды Магома, чем и откупил старика.
 Во время второй ссылки поэт М.Ю.Лермонтов уже принимал участие в военных действиях. 6 июля 1840 года отряд генерала А. Галафеева, в котором и нес службу поручик Лермонтов, выступил из крепости Грозной (ныне Грозный) в сторону Аргунского ущелья. С боями прошли ряд аулов, среди которых для полной ассоциации с современностью назовем Урус-Мартан. Все пространство между реками Гехи и Валерик было тогда покрыто дремучим лесом, поэтому отряд, взяв направление на Ачхой, вышел на реку Валерик. 11 июля здесь разыгралось кровопролитное сражение, послуживший темой стихотворения поэта, проявившего себя отчаянным героем. Лермонтов был представлен к награде, которую так и не получил… Через два дня последовал бой у Ачхой-аула, и отряд возвратился в крепость».
В апреле 1841 года, большинство мужского населения  Шира-1ашха, Шовдан Шере и Довта-Марта (аулы предвестники Ачхой-Мартана),  в отместку за разоренные аулы, участвовали в прорыве Сунженской кордонной линии во главе с наибом Малой Чечни Ахверды Магомы, за что царскими войсками еще не один раз разорялись хутора и аулы вдоль реки Марта.
1845 Рассказ о сражении за Шовдан-Шери( аул располагался в 3-х верстах от аула Ачхой)
« Дело было июня месяца 5-го числа 1845 года. Слепцов действовал с Назрановским отрядом в Малой Чечне под начальством генерал-майора Нестерова. В верстах 4-х от аула Ачхой на выгодном месте, среди равнин и житниц  располагался аул Шаудень Шари (Шовдан-Шери – авт. не раз за последние два десятка лет подвергавщийся, как и Ачхой,сожению и разорению с нашей стороны. Нам стало известно, что владетель сего аула некий Овуд ( Бахтаран Овда– авт. ) являясь близким по крови, не раз предававшему  нас своими заверениями об усмирении здешних жителей  ших Кат, через сыновей последнего Маса и Даби, вопреки уверения нам, поставлял провизии отрядам Шамиля. Никакая бдительность наших кордонов не в состоянии была справиться с такими вольностями жителей аулов и хуторов, несметно располагавшихся на этой плодородной равнине.  Желая лишить такой поддержки Шамиля, и умерить желание чеченцев придавать данное нам слово об  отходе от Шамиля,  было принято  решение  придать разорению эти  аулы. Посланная вперед наша разведка донесла о присутствии в ауле небольшого отряда мюридов и в абсолютном отсутствии охраны вокруг аула. Под прикрытием ночи нами были сдвинута артиллерия на пушечный выстрел со стороны реки Даут Мартан. Решено была атаковать аул ранним утром, когда многие жители из числа мужчин непосредственно по призыву маудзиня будут находиться за утренней молитвой, сигналом для общей атаки должен был служить единый залп бомбардиров нашей артиллерии, по аулу. Вместе с тем небольшую группу мы направили в сторону незначительного аула Алард-Ирази в целях недопущения с и х стороны помощи жителям Шаудень Шари. Как только завелся мулла с призывом на утреннюю молитву, по аулу в едином порядке нашей артиллерией был дан залп. Выбранное нами место для переправы наших конных, оказалось настолько неудачным, что пушенные наши  кони в переплавь,  фырканьем,  отказывались пуститься в плавь через разросшуюся от дождей  бурлящую реку Даут Мартан. Сделав еще несколько залпов по аулу, мы отодвинули наш отряд с приказом ждать  восхода солнце. Как только тамошнее местность стало доступной для обозрения под залпы наших орудий, Слепцов бравой командой «За царя и отечество» повел отряд на уничтожения аула. Завязалось ожесточенное сражение. Аульцы после наших ночных бомбардировок успели вывести свои семейства в безопасное место. Не шадя врагаи себя солдаты наши бились отчаянно, так же отчаянно бились и чеченцы, хотя по силе было видно, что действия их были напрасны. Более пяти часов длился бой, в котором враг понес ощутимые потери, а остатки понеслись в прочь в сторону гор откуда величаво красовался Казбек. Через попавшего к нам в плен раненного чеченца мы узнали, что предводитель их шамилевский наиб Маса в смертельной изранении вывезен сторонниками в прочь. Аул мы предали разорению и огню.  Прихватив огромное количество добычи, до захода солнце, вернулись в Назрань ни встретив по пути никакой преграды.
Маса, в последствии который станет первым старшиной аула Ачхой при, царской администрации в этом сражении потерял глаз и лишь чудом сохранил левую руку,  которая была в рукопашной почти отрублена шашкой. Маса, как сказано выше, стал первым старшиной аула Шира Ашха (Ачхоя) и руководил селением до отхода от Шамиля и переезда в Ачхой, Алдамова Ислама.
На старости лет, Маса недовольный царской политикой по переселению чеченцев в Османскую империю, вновь включается в повстанческое движение в Чечне.
Однажды, когда он с группой из нескольких человек возвращался из Атагов,  попал в перестрелку  с солдатами царской администрации.  В той перестрелке Маса получил смертельное ранение. Похоронен Маса на центральном,  родовом Чинхоевцев, кладбище Довт-Кешнаш, в центре  Ачхой-Мартана.
 21 июля 1846 года, генерал-майором Лабинцевым заложено укрепление у аула Ачхой  на реке Фортанга (Мартан) в присутствии генерал-адъютанта Воронцова.
Командование укрепления дало понять однозначно, что все аулы и хутора будут ликвидированы, а жителей переселят в Шир Ашха и Даут-Марта, в последствии переименованные в Ачхой.
В близлежащих аулах оставались десятки семей, которые наотрез отказались как возвращаться в Шир Ашха и Даут Марта, так и переселяться, непосредственно, внутри самих аулов.
На плоскости Шовдан Шере ( в нижней ее части), после того как был разорен аул Шовдан-Шери никто и не проживал, хотя  некоторые и держали здесь, в бывших своих имениях, хозяйство.
Наместник Воронцов, знавший о настроениях в чеченских обществах, желавших переселиться на равнину, предпринял немало усилий, чтобы воспользоваться этим движением. Однако он сообщал в Петербург, что «переселение жителей Малой Чечни…. Еще не имеет надлежащего успеха».
  После того как Шира Ашха и Шовдан Шере были сравнены с землей, русской армией, Шайх Кат сумел договориться с командованием царскими войсками, непосредственно с Вельяминовым, о возвращении жителей  Шира Ашхи в свои дома.
Пока аул восстанавливался, Ката с членами своей семьи остановился на месте где сейчас находятся  Ачхой-Мартановские РОВД и СОШ№3.
Противясь быстрому возвращению жителей на прежние места проживания, русское командование лишь осенью 1945 года дало полную свободу жителям  Шира Ашха (Ачхой)  на восстановления разрушенных жилищ, а в Шовдан Шере и  вовсе запретили возвращению  жителей.
Переписка с А.П. Ермоловым.  Воронцов Михаил Семенович
«Теперь же следует идти по системе менее наступательной, шагами, может быть, более верными, но тихими. Ты уже видел по газетам действия Фрейтага, в прошедшем месяце, в Гойтинском лесу. Для лучшего объяснения тебе этого дела посылаю тебе карточку, показывающую пространство вырубленного и огнем истребленного леса. Теперь он, вместе с Нестеровым, то же самое делает в Гихинском лесу и к 1-му февраля надеется кончить; а между тем Нестеров, покаместь Фрейтаг был в Гойте, ходил и очищал пролески от Сунжи до реки Артанка   ( Мартан, Фортанга – авт.), где, близ Ачхоя (Шира Ашха – авт.), мы должны в этом году строить укрепление, которое составит правый фланг передней Чеченской линии. О сию пору чеченцы почти никакого сопротивления не оказывали, хотя эта операция и им и Шамилю весьма не нравится и что в Гойту послано было несколько тысяч горцев с пушками, которые только что перестреливались, съели все, что было провизии и сена»
Осень 1846 года  – переселение жителей Шира Ашха (Ачхой) к Защитному валу укрепления «Ачхой»;
-  разорен  Мартан-ойл, левосторонняя часть  аулов Даут-Мартана и Шира Ашха (Ачхой)
В 1847 году оставив ряд близлежащих хуторов и домовладения в верхней части Ачхой-Мартана и близлежащих аулов и хуторов  многие переселились сюда и расположились вокруг укрепления.
В этом же году, оставив в укреплении  небольшое количество солдат, гарнизон, частично, покидает Ачхой, при этом« взяв обязательство у местного населения:
1-е требование: Не расширять заселение левобережья  реки Мартан (Данное требование о частичном не заселение в 1865 году станет роковым для чеченцев. После того как многие жители 1ашхи эмигрируют в Османскую империю, им полностью запретят проживать по левую сторону р.Мартан).
2-е требования: Ликвидация всех хуторов  и небольшого  поселения Шовдан Шере разрушенное еще в 1840 году  и заселения в новое объединенное село Ачхой всех жителей ранее существовавших хуторов».
Предъявив эти требования, царские войска в большей части покинули село. В том же, 1847 году, до основания разрушив аулы Эха-Борзе, сюда же были переселены часть жителей  из этого аула в основном Эрштхой и  небольшая группа Чинхой жившие в Эха-Борзе.
 Жители Больших Куларов, так же разрушенного полностью, частично осели на обеих берегах реки Мартан (современного  Ачхой-Мартана).
 Вновь созданное поселение из четырех основных сел Шира-Ашха (Ачхой), Довта-Марта (Даут-Мартан), Мартан-ойл и Шовдан-Шере начало свое название Ачхой – Ачхой-Марта).
 В целом же с 1840по 1855 года сюда в  правобережье реки Мартан  Ачхой-Мартан, Катар-Юрт, Валерик, Шалажи, Гехи,  Малые Кулары, Шаами-Юрт переселились жители разрушенных сел побережья Ассы и Сунжи, а так же жители ряда  Карабулакских аулов  разрушенных в связи экспансией  земель царской администрацией.
По левую сторону Марты,  примерно на месте расположения  СОШ №7 – в нижней части Ачхой-Мартана и на месте нынешнего центрального моста начиная с 1865 г., с периода полного уничтожения левостороннюю часть аула Мартан, находились казачьи кордоны ( впоследствии ликвидированные), которые следили за тем, чтобы жители правосторонней части р. Мартан соблюдали заключенную  договоренность о не заселения левосторонней части реки Мартан, здесь же находились и основные два брода через реку Мартан (Фортанга).
Прямо напротив кордона в верхней части Ачхой-Мартана, был заложен первый деревянный мост, раннее по данной местности в брод проходила главная дорога Малой Чечни прорубленная в1847-1848 г.г. (Царская администрация называла эту дорогу  «Большая русская дорога»)  соединявшая этот край с крепостью «Грозная» ( Начало прорубки этой дороги 1845 год).
При воссоединении хуторов в единое поселение, в  состав  с .Ачхой-Мартан вошли жители таких аулов и хуторов и переселены из таковых  называвшиеся  ранее:
1.Шира-Ашха
2.Гуо-Те
3.Ургале – Оргале – Гали чо,( Шира Ашха - Ачхой)
4.Теха-Марта- Марта (Даут Мартаа).
5.Шовдан-Шере
6. Аки-Юрт (Оки- Юрт)
7.Сулиман к1отар
8.Мути-Ирзе
7. 1алард –Ирзе
9.  Тумси-Юрт (Тумсой –Юрт)
10.Шила-Хи-Чу (Шелхичи)
11.1аьлбаг-Юрт и Алмакх-юрт
12.Тапи-Юрт (Топи-Юрт, Топ-1аьлбаг-юрт)
13.  Кавтар-Юрт (Катрой-Юрт) - вверх по ущелью Нита Хи;
14.Инал-Юрт
15. Висын-Гирей
16. Гакимов
17. Гати-юрт (Кати-юрт)
18. Газ- Алие
19. Г1езин-Юрт
20.  Ор-Алие
21.  Ряд очень мелких хуторов(односемеек), находившихся где то посередине  нынешних сел Ачхой-Мартан, Старый-Ачхой и Янди, Катар-Юрт без учета хуторов находившихся непосредственно в лесном массиве Орца Хьун. Так же хутораодносемейки к востоку от Шодан-Шери.
22.  Место  от  главной мечети до кладбища в центре Ачхой-Мартан,  долго пустовало,  и оно использовалось под   большой базар для всех окрестных поселений.
23.Местность от Гу Те до кладбища на речке Ашхо, в нижней части села, полностью пустовала и заселена лишь в Советское время.
24. Бок-Барз (Большой Курган )
25.1ашхуо-котар
26.Алмакх-котар
В 1847 году 20  мая Казак-кичинский старшина прапорщика  Але-Тухо, обращается генерпал-адъютанту Воронцову:
«Следуя предписанию Вашему у меня состоялся значительный разговор  старшиной  селения Ачхой  Кати Маасом на предмет уговора последним Ислама Алдумова на переселения жителей Нитхой-Хежу и близлежащих аулов в Ачхой. В виду близкого родства Мааса с Исламом считаю что будет целесообразнее использовать Ачхойского старшину в деле переговоров с ним. Стало мне так же известно, что Саадула и Дуба будучи из одного рода с Исламом Алдумовым, ставя преграду моим усилиям, настрого запретили ему на переселение, при этом пригрозив разорением. Без активного вмешательство Мааса и или же брата его Даби меры принимаемые мною по уговору Ислама Алдумова останутся без желаемых последствий».
  С лета 1847 года,  аул Шовдан-Шере, как аул, перестает существовать.
Наибами Шамиля разоряется аул Нитах-кеж.
В Ачхой прибывает отряд из Яндырка, потомков Багатара, на помощь  Исламу Алдумову.
Донесение ген.-адъют. Воронцова о мерах склонения чеченцев к переселению на подвластную царскому правительству территорию.8 июля 1847 г.
По последним сведениям Шамиль от Внезапной возвратился со сборищем своим в Ведено. Говорят также, что Шамиль приказал всем жителям Чечни, в каждом семействе заготовить по четверти муки для довольствия сборищ его, время прибытия коих он не определил; сколько это справедливо — утвердить не могу.
Переселение жителей Малой Чечни на равнину близ возводимого укрепления еще не имеет надлежащего успеха. Хотя самого Шамиля нет в Малой Чечне, но наибы его, Саадула, Атабай и Дуба, такое имеют влияние на народ, действуя страхом, что все наши миролюбивые меры остаются без желаемых последствий. Право, предоставленное наибам, грабить всех тех, кои желают переселяться, поставляет усилиям нашим преграду.
Сего дня явились ко мне 5 семейств жителей аула Натхой-Хежу Ниттах кеж – авт.)  в числе их старшина этого селения Ислам Алдумов (Ислам Алдамов –авт. ). Они ушли к нам с одними только семействами. Хлеб их на корне, остался достоянием тамошних жителей, которые разграбили все их имущество. Алдумов, особенно обласканный мною, хотел привести с собою весь аул, но до этого не допустили наибы Саадула и Атабай и жители ближайших селений. Ислам Алдумов, исполнивший данное нам слово переселиться, совершенно разорился, равно четыре семейства, последовавшие его примеру. Алдумов, почетный старшина, принадлежит к одной из известнейших фамилий в Малой Чечне( Чинхой- авт), и по уверению шт.-кап. Кази Магомеда Дударова и казак-кичинского старшины прап. Але-Тухо, может примером своим содействовать успеху переселения других чеченцев, которые с удивлением узнали о побеге к нам Алдумова, пользующегося в местах своего жительства общею известностью и уважением. Поэтому я обратил особенное мое внимание, чтобы привлечь Алдумова в пользу нашу. За понесенные же им потери и 4 товарищами его (Кати Дагача-Даби, Бахтаран Овд Таштмар, Элахи Джобетар и  Элси Бачи Элбаздук – амвт.), столь же почетным людям, я бы полагал справедливым назначить вознаграждение по благоусмотрению в. с.
Работы укрепления идут успешно, здоровье войск хорошее, больных немного.
1849г.  аул (Укрепление) Ачхой  посетил наследник царского престола Александр Николаевич.
Из сборника рассказов старожилов Ачхой-Мартана. Уса Музаев.
«В то время мы жили на том же месте, что и сейчас, а  семья Генардука  проживала  в доме где ныне проживает  Гойтки Джунид ( Керимовы)
Дом Керима, отца Генардука,  находился буквально в 100 метрах от укрепления Ачхой.    Въежая во двор укрепления, Ислам Алдамов, схватив с рук  бабушки Зези годовалого Генардука, взял на руки и подвез его к наследнику царского престола.  Мальчик был очень красивым ребенком, светленький с сияющими глазами. Александр Николаевич, взяв мальчика у Ислама тотчас-же каким то испугом вернул его обратно, при этом добавив: «От этого ребенка веет какой то необъяснимой силой. Поверьте мне господа». Ислам взяв  мальчика, поцеловав его, вновь вернул бабушке  Зези».
Издание министерства обороны Российской Федерации.
Георгиевские кавалеры дома Романовых. И.В.Зимин, д.и.н. Санкт-Петербург.
  В большом Кремлевском дворце в 1849 году также оформляется Георгиевский зал, главным украшением которого стали белые мраморные доски, на которых золотом были выбиты названия подразделений, удостоенных георгиевских знаков и имена некоторых из георгиевских кавалеров.
Старший сын Николая 1, Александр Николаевич, будущий император Александр 11, по наградам оказался удачливее своего венценосного родителя: Георгиевский крест 4-й степени он получил в 32 года – 10 ноября 1850 года за участие «в деле против Кавказских горцев». В Указе Капитулу российских императорских и царских орденов, подписанных Николаем 1, его подвиг описан так:
«Его императоское высочество, государь наследник цесаревич, при обозрении Кавказа, следуя 26 минувшего октября (1849г.) из крепости Воздвиженской в укрепление  Ачхой при авангарде прикрытия, между реками Рошней и Валериком приметил партию неприятеля, показавшуюся за левой цепью над Черными горами. Быстро и смело бросился туда цесаревич….. и настиг неприятельскую партию на такое близкое расстояние, что чеченцы по нем выстрелили и потом обратились в бегство, но были преследуемы казаками и мирными чеченцами, находившимися при авангарде. Это дело, в коем  начальник неприятельской партии был убит, кончилось в трех верстах от дороги».
А вот как это описывается в книге «За что убивают царей? История России, история Александра II»
………И под крепостью Ачхой Александр бросается на отряд чеченцев, не предупредив конвой. Поступок дерзкий, безрассудный, могли и убить ненароком. Но неприятель разбит и бежал, победа наша, а наместник Кавказа граф Воронцов, перекрестившись, садится писать реляцию в столицу. В Петербурге венценосному отцу доложили как надо о подвигах сыночка, и последовал грозный приказ: наследнику вернуться!
……..на Кавказе произошли события исторической важности, его посетил наследник престола цесаревич Александр Николаевич. По этому случаю  23 октября Лукомский получил предписание от полковника Слепцова выступить к укреплению Ачхой.                Для встречи наследника Слепцов собрал отряд на р.Даут-Марта около Ачхоя в составе нескольких рот Тенгинского и Навагинского полков, линейного батальона, нескольких сотен казаков, конной милиции, артиллерийской бригады, ракетных команд и рано утром 26 октября выступил к р.Валерик. Лукомский с восторгом описывает встречу с его высочеством наследником, в присутствии которого ему пришлось впервые верхом представлять свой батальон.               
15 июня 1851 г., Н.П. Слепцов раненный пулей на левом берегу р. Гехи, после боя потребовал к себе доктора. Отряд Н.П. Слепцова в это время стоял лагерем на левом берегу р. Гехи, ожидая распоряжений. Осмотрев рану, доктор покачал головой и на вопрос присутствовавшего на этом генерального штаба капитана А.Э. Циммермана: «ну что, как рана?», неосторожно ответил довольно громко: «смертельная».
В Ачхое тело героя было положено в гроб, обитый черным бархатом с серебром.
Жители станицы Ассинской вышли на полпути встречать тело погибшего генерала, основателя этой станицы.
1852 г. Кати Маса и Ислам Алдамов,  пользовавшиеся огромным авторитетом как в аулах по равнине Шовдан Шере, так и среди жителей в аулах по ущелью Ниттах Хи, в целях обезопасить жителей ущелья Нитт Хи от готовящейся в этот район экспедиции, обратились к жителям ущелья с просьбой о переселении последних, в Ачхой. Пропаганда Шамилевских наибов среди жителей этих аулов была настолько сильна, что даже такие авторитетные лица того периода в этих местах как  Кати Маса и Ислам Алдамов не смогли их уговорить. Но  с помощью молодого наиба Г1ези Эза (который находясь в стане имама действовал вопреки всем заявлениям Шамиля о недопущении переселения жителей) они смогли уговорить сначала всех представителей своего рода  вернуться из хуторов в свои родные места, в противном случае представители царской армии  передадут их земли в Даут-Мартане, первым переселенцам несмотря на то, кто ранее здесь проживал.
При встрече Ислама и Маса  с жителями с.Тумси (Тумсой – авт.  )так же  была достигнута договоренность о переселении последних  в   Ачхой (Ачхой-Мартан),здесь не последнюю роль сыграли Гези Эза имевший много родственников  среди жителей аула Тумси, но по каким то обстоятельствам в тот день вопрос переселения жителей Тумси-юрт не был доведен до конца.
 Возвратившись  в Ачхой, Ислам и Маса собрали всех старейшин из своего рода из Ачхоя и Мартана  и однозначно дали понять, что ни один человек из их рода не должен войти в состав милицейского отряда формирующего для похода в Нитхойское ущелье.  Хотя командование укрепления и заверяло Ислама и Маса о мирном разрешении переселения, они, наученные горьким опытом и с одной (Царской) и с другой (Шамилевской) воюющими сторонами, им не верили.
Было принято решение, что перед тем как в ущелье войдут войска, Ислам, Маса, Даба, Галмарз, Юсуп  с несколькими своими родственниками,  и уважаемыми жителями  Марты в числе которых был Хадис из рода Мержой, еще раз поговорят с жителями тех аулов, ну а жителей Тумси-Юрта выведут сами так, как с ними у них была договоренность.
            Вот что пишется об этом в работе: «История  Чечни с древнейших времен до наших дней»: «В декабре 1852 г. Состоялась экспедиция российских войск  в нетхойское ушелье. Была прорублена просека от Ачхоя до Нетхоя  и на верхнюю Фортангу».
 Об этом же периоде, в работе, Ш.А. Гапурова, А.М. Израйлова, Р.А.Товсултанова: « Чечня на завершающем этапе Кавказской войны» пишется следующее:
«В начале декабря активные действия российских войск развернулись  по Мартановскому ущелью, был перегорожен перекопами и завалами, которые зашишали местные жители. Пока Вревский обстреливал из пушек эти завалы, казаки под командованием войскового старшины Предимирова переправились через реку Нетхой (Нита Хи –авт.) и ударили во фланг горцам. Последние опасаясь полного окружения (на помощь казакам вскоре прибыли и 1-й батальон Тенгинского пехотного полка) и стремясь спасти свои семейства, вынуждены были быстро отступить к своим селениям.  5-го декабря 800 солдат начали рубку леса по правому берегу Нетхоя (Нита Хи – Авт.), открывая прямую дорогу от Ачхойского укрепления  до верхней Фортанги
Среди жителей Нетхойского ущелья происходит раскол. Часть выступала за изъявлении покорности  и признания российской власти, другая (большая) часть готовилась защищать свои селения. Уже вечером  5-го декабря русский лагерь явились старшины аула  Тумси Юрт.
« ….Видя совершенную невозможность долее сопротивляться успехам нашего оружия», они «решились изъявить покорность», выдали аманатов и согласились выселиться на равнину ( Ачхой-Мартан –Авт.).
6-годекабря  российский отряд начал наступления на Нетхойские аулы.
« Едва войска наши выступили в ущелье Нетхоя, как раздались частые ружейные выстрелы. Стрельба производилась неприятелем издалека и торопливо, а потому не причинила вреда  и не задержала быстрого движения колонны. Достигнув аула Тумси-Юрт (Тумсой-Юрт –авт.), мы встречены были радостными приветствиями жителей, начавшими тотчас же укладывать свои пожитки в дорогу». Не встречая особого сопротивления со стороны местных жителей  (войск Шамиля здесь не было и помощи от ближайщих аулов нетхойцы не получили), российские войска в течении одного дня уничтожили 10 аулов: Теип-Юрт(Топи-юрт-Авт), Инал-Юрт, Катрой-Юрт, Висын-Гирей, Гакимов, Кати-Юрт, Аки-Юрт (Гермах Оки-Юрт –авт..), Газалин и др. Было «взято в добычу значительное колличестворазного имущество и съестных припасов, истреблены огромные склады кукурузы и все то, что нельзя было взять с собою».
Действие российских войск на Нетхое и Фортанге в декабре 1852 года оказали сильное воздействие на окрестное население. Оно все больше убеждалось в том, что дальнейшее сопротивление бессмысленно и надо признавать российскую власть. В результате,  когда в середине декабря на Фортангу явилось ополчение верхнеаргунских обществ намерением напасть на русский отряд, местные жители его не только не поддержали, но, напротив, обратилось к Вревскому с просьбой о защите. Верхнеаргунцы не вступая в бой, вынуждены были отступить.
1853 г.  На месте современного моста в с.Ачхой-Мартан,  был заложен  деревянный мост через р. Марта (Фортанга), именно через этот мост прошли последние солдаты находившиеся в укреплении «Ачхой». Когда солдаты проходили через только что построенный мост жители Ачхоя вспоминали слова Шайх Кат, которые он говорил в годы слияния окружных аулов и хуторов в единое село Ачхой « Поверьте мне,  все солдаты покинут эти места  не промочив  даже ноги». До постройки моста по этой местности проходила так называемая Русская военная дорога, и брод через реку Мартан находился именно на том месте где и был заложен мост.
- Весной 1853 года, на месте построенной мечети в 1840 году, построена новая  просторная мечеть, ставшая центральной мечетью Ачхой-Мартана.
В конце февраля к начальнику Верхне-Сунженской линии барону Вревскому обратились старшины ряда аулов Шалажинского ущелья с просьбой помочь им переселиться на равнину. В подобных случаях российское командование в большинстве случаев шло на встречу горцам. Вревский собрал большой отряд пехоты и казаков в укреплении Ачхой и от сюда выступил 8 марта на помощь шалажинцам.
Когда отряд вместе с чеченскими переселенцами возвращался обратно, он подвергся нападению горцев в междуречье Шалажи и Валерика. Бой продолжался свыше 9 часов. Обе стороны понесли серьезные потери. «перешедшие на нашу сторону жители с величайшим самоотвержением  сражались против прежних своих соседей  и кровью доказали нам искренность своей преданности».
Не встречая сколько-нибудь серьезного сопротивления со стороны горцев, барон Вревский продолжал укреплять российские позиции на Фортанге и Нетхое. С 25-го по 31 марта была проложена дорога между Цоки-Юртом и Мужичами.
Одновременно солдаты окапывали рвами («окопами») новые аулы на реке Нетхой( на месте бывшего аула Нитах Кеж, место нынешнего села Янди – Авт.)и в урочище Ачхоя (нынешний Старый Ачхой и далее вверх – авт.), построенными переселенцами из гор. Эти фортификационные сооружения должны были помочь жителям защитить себя в случае нападения ополченцев Шамиля.
В 7 верстах от аула Датых, перпендикулярно течению реки Фортанга, тянулся высокий горный хребет – Каре Лам, позволяющий держать под контролемблизлежащие территории. Барон Вревский решил прорубить просеку от Фортанги до этого хребта. 2-го апреля российские войска двинулись к этой цели. Предварительно вревский распустил слух, что он собирается занять аулы ущелья Мереджи (Мержой – авт.) и проложить дорогу от Алкуна  на Фортангу. Поверив этому, горское ополчение собралось у входа  Мереджийского (Мержойского – авт.) ущелья. В результате Вревский без сопротивления занял Каре Лам.
Экспедиция барона Вревского в верховья Нетхоя и Фортанги сыграли важную роль в установлении российской власти в Малой Чечне. Западная часть Чечни фактически
 (На снимке в первом ряду сявтой Ахмат-Дук Шаамию-юртовский и Раас-Хаджи из Ачхой-Мартана) отпала от Имамата и перешла под российский контроль.
Итоги этой экспедиции подвел М.С.Воронцов в приказе по Кавказской армии от 10 мая 1853 года: «В продолжение периода военных  действий с 8-го марта по 14-е апреля сего годасо стороны владикавказского округа достигнуты весьма важные результаты.Несмотря на упорное противодействие преданной  Шамилю партии, часть шалажинских жителей переселена в наши пределы. Для безопасного водворения как этих переселенцев, так и тех, которые ждут только благоприятного случая, чтобы последовать их примеру, произведены земляные работы для укрепления большого аула на Нетхое и на урочище старом Ачхое»
9 июня  1858 г.- под   Ачхоем (Ачхой-Мартаном)состоялось последнее значимое сражение  Российских войск с армией Шамиля.
1865 г.  Полностью ликвидируется аул Мартан-ойл по левобережью р.Мартан.
В течении нескольких летних месяцев покинули родину почти 25 тысяча человек, около 5 тысяч семейств, в числе которых были и Ашхойцы и Мартановцы.
1866 по 1886 г.г-   объединенное село, Ачхой (Ачхой-Мартан) стало  медленно заселяться выходцами из  Чинха,  Чанти, Борзой, Нашха, Цонтра, Эйткхалла ( нынешний Шатойский район), а так же семьями возвращавшимися из  Османской империи.
В 1866г. В селении Ачхой-Мартан насчитывалось  373 хозяйств. Через двадцать лет их число возросло до 730: новые хозяйства ( в том числе 161) возникли в результате естественного прироста населения. Кроме того в состав данной сельской общины  были приняты 157 семей, возвратившихся из Турции, и 39 семей, переселившихся с гор. При этом количество земли выделенной Ачхой-Мартану, осталось неизменным».
(на снимке в молодости и в зрелом возрасте, поручик царской армии Дара Мжидов)
Печать второй половины 19-го века Ачхойского поселения
с 1867 по1872 г из Турции  на родину вернулось  5857 чеченцев в том числе даутмартановцы и Ашхойцы.
1872г. В Ачхой, во главе  Бетар Болатан Хонза  из Османской империи возвращаются десятки семей,
История случившаяся с Пах  дочерью Болат Хонзи  и Маса  сына  Борти Хадисхи. 
В 1872 году, во время возвращения чеченских мухаджиров домой, группу возвращавшихся  из Долины рек Мартна, Ачхоя, Ниттах и плоскости Шовдан-Шери возглавлял Болатан Хонза. С учетом трудностей предстоящих преодолеть мухаджирам по пути домой, за каждым из них была закреплена  определенная задача. Кто то шел в дозорных, кто то отвечал за тыл, была группа лиц сопровождавших детей, отвечающие за ночлег, пищу и т.д. Преодолевая многие препятствия группа добралась до Карской области, до границы было подать рукой, как вдруг с Российской (Армянской) стороны раздались пушечные выстрелы. Одновременно группу достигли и преследовавшие турки. По рассказам уцелевших и добравшихся до родины мухаджиров, менее половины людей были убиты или же пропали без вести.
Так же была рассеяна и группа которая сопровождала детей. Многие дети из за трудно проходимые гористые местности были усажены в перекидные мешки на лошадях. На одной из лошади находились дочь Болатан Хонзы 3 летняя Паха и сын Борти Хадисха 5 летний Маса.
После того как утихла перестрелка люди стали искать своих близких, хоронить погибших. Все поиски восьмерых  детей усаженные на четырех лошадях не дали результатов. Всю ночь напролет матери и родственники оплакивали погибших близких и пропавших детей. Наутро, перед тем как тронуться в путь,  Хонза еще раз направил группу во главе со своим сыном Баргишем на поиск пропавших детей. Ни у Хонзы ни у остальных не было уверенности в том, что дети остались в живых, но тем не менее поиски продолжались несколько часов. Обессилившие от поисков,   поисковая группа, решила попить водички из горной речушки. Напившийся воды Баргиш, решил еще раз подняться на возвышенность и оглянуть местность в поисках (На снимке правнук и праправнук Шайх Кат, Межед и Уса Музаевы)
детей, как в это время он услышал ржание пасущихся лошадей. Спустившись в лощину он увидел четырех лошадей. Подойдя к знакомой лошади и боясь что  не застанет в живых Паху, он аккуратно раздвинул мешковину и увидел сопящую Паху. Во втором мешке, так же, как ни в чем не бывало спал Маса. Все восемь детей оказались живыми  и здоровыми. Но у этой истории есть романтичный и сказочный конец. Вернувшись на родину Паха и Маса повзрослев полюбили друг друга и поженились. Сегодня в Ачхой-Мартане проживают более 100 внуков, правнуков и праправнуков Маса и Пах.
На снимке печать конца 19-го века Ачхойского сельского Правления.
Печать  поселения Ачхой начала 20 века
Ачхой-Мартан сегодня.
Ачхой-Мартан –находится  на юго-западе Чеченской Республики у подножья Кавказских гор, протяженность по течению реки Марта более 10 км., в ширь село раскинуто в более 5 км.
По селу протекают две реки 1ашхуо ( руск. назв.Ачхой) и Марта - Мартан ( в русских документальных источниках и на топографических картан до середины 19 в. Марта, Дауд Марта; с второй половины 19 в. Большой Мартан,  c конца 19-го, начало 20-го веков - Фортанга).
Через  р. Мартан  функционируют 5 моста,  из которых два,  автомобильные и 3 пешеходные.
В окрестностях протекают маленькие речки Ор-Али, Ачка-Хи (Сина Хи), Шовдан-Хи(Черная), Чимал-Хи, имеется искусственное озеро. площадь 122525 га.
На севере район граничит с Сунженским районом, на северо-востоке с Грозненским, на востоке с Урус-Мартановским и на юге с Шатойским и Итум-Калинскими районами.
Ачхой-Мартановский район расположен в предгорьях Большого Кавказского хребта, климат континентальный. По территории района протекают реки: Асса, Фортанга, Сунжа, Нитхой, Валерик, Ашху и Шалажи.
В районе преобладают луговые, горнолуговые, лесные, подзолистые почвы, а также встречаются тяжелые суглинистые почвы. В целом район расположен в зоне недостаточного увлажнения. Среднегодовые нормы осадков не превышают 40-60 см.
Район имеет сельскохозяйственное направление. Всего пахотных земель в районе 19883,8га, в том числе обрабатываемых земель 18813,8 га, остальные 852 га, это (На снимке один из первых школьных учителей из Ачхой-Мартановцев, Уса Музаев) земли находящиеся под минами (737га) и подлежащие рекультивации (115га). Также не используется 108га пашни из земель категории промышленности и иного специального назначения и 110 га пашни из земель лесного фонда.
В данное время в сельском хозяйстве ведущее место занимают зерновые и зернобобовые культуры. Из зерновых культур преобладающее место занимают озимые культуры, как озимая пшеница и озимый ячмень.
На территории Ачхой-Мартановского района расположены 12 населенных пунктов (Ачхой-Мартан, Самашки, Катар-Юрт, Валерик, Закан-Юрт, Бамут, Шаами-Юрт, Хамби-Ирзи, Новый-Шарой, Янди, Давыденко, Старый-Ачхой), в том числе с населением свыше 10 тыс. чел три населенных пункта: Ачхой-Мартан, Самашки и Катар-Юрт.
Население района на 01.01.2009 года составляло - 72886 человек, при 12708 домах.
Рождаемость на 1000 человек в год - 25 человек, смертность - 6 человек.
При этом, число трудоустроенных составляет - 6235 человека. В процентном отношении количество трудоустроенных к общему числу населения составляет 8,5%, а по отношению к трудоспособному числу населения 18,1%.
В структуре занятости населения наибольший удельный вес работающих приходится на аграрный сектор. В районе 108 сельскохозяйственных предприятий из них 15 республиканского значения - (госхозы).
В Ачхой-Мартане   имеются:
- Центральная районная больница на  465 коек;
Поликлиника;
-районный дом культуры на  300 посадочных мест;
- детский сад на  160 мест;
- 8 общеобразовательных школ;
 -7 учреждений дополнительного образования( 3 ДЮСШ, ДДТ, ДЮТ, ЭБС, ЦДЮТиК, ДЮЦ).
Так же на территории с.Ачхой-Мартан находятся государственные, муниципальные и частные учреждения, организации и предприятия:
РОВД,  Прокуратура, Судебные службы, РЭС, РУС, Нотариальная контора, Рай. От. Налоговой службы,  ПУЖКХ,  ГП»Чеченводканал», ДРУ,  Райбыткомбинат,  ЦЗН,  ПФР, межрайонный отдел «Роспотребнадзор», Комбинат хлебо-булочных изделий,  «Чеченрегионгаз», Казначейство, Ветлечебница, 2 госхоза, птицефабрика, Банк,  фабрика «Пластик-Сервис», Мебельная фабрика «МФМ».
Промышленность представлена перерабатывающими предприятиями: Консервный завод «Самашкинский», хлебозавод «Самашкинский» газоперерабатывающая станция. Восстановительные работы ведутся согласно с Федеральной целевой программы.
Для освещения общественно-политической и социально-экономической жизни в районе издается газета «Иман», учредителем которой является Министерство ЧР по внешним связям, национальной политике, печати и информации. Тираж 3000 экземпляров, периодичность - 2 раза в неделю. Газета печатается в ГУП ИПК «Грозненский рабочий» в городе Грозном.


                3.ДОСКА ПОЧЕТА

АЛЬБЕКОВ АДАМ УМАРОВИЧАльбеков Адам Умарович.
Ректор РГЭУ (РИНХ), Заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой Коммерции и логистики, член Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям
Ученая степень: д.э.н.
Ученое звание: Профессор
Научные интересы
Проблемы региональной экономики, проблемы становления и развития товарного рынка, экономика и управление народным хозяйством (логистика).
Диссертации
Кандидатская диссертация – В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Малый бизнес в сфере коммерческого посредничества на примере Ростовской области» в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов.
Докторская диссертация – В 1999 году защитил докторскую диссертацию на тему: «Логистика торговли средствами производства и рециклинг материальных ресурсов» в СПбГУЭФ.
Дополнительная информация
Занимает должность ректора РГЭУ (РИНХ) с 24 января 2013 г.
Награжден Медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Опубликовано более 100 научных работ.
В настоящее время имеет 19 аспирантов и соискателей. Под руководством А.У.Альбекова защитили кандидатские диссертации 11 аспирантов и соискателей; защищены 2 докторские диссертации.
Является:
Председателем докторского диссертационного совета Д 212.209.01;
Почетным доктором Европейского университета (г. Женева, Швейцария);
Членом Ученого совета Ростовского государственного экономического университета (РИНХ);
Членом докторского диссертационного совета Грозненского государственного нефтяного технического университета им. акад. М.Д. Миллионщикова г. Грозный;
Членом Высшего Совета Российского конгресса народов Кавказа;
Президентом Южно-Российской ассоциации логистики;
Экспертом Министерства образования и науки РФ;
Членом экономической секции Южного отделения РАН г. Волгоград;
Членом Российской ассоциации маркетинга (РАМ);
Членом президиума УМО по логистике ВШЭ г. Москва;
Членом УМО по пяти учебным специальностям РТЭУ г. Москва;
Членом наблюдательного совета ШФРО;
Автором-разработчиком программы развития транспортного комплекса РО до 2030г.;
Автором-разработчиком программы социально-экономического развития РО до 2020г.;
Автором-разработчиком Федеральных государственных образовательных стандартов по «Коммерции», «Маркетингу», «Логистике», «Рекламе»;
Одним из основоположников Ростовской школы логистики;
Членом-корреспондентом академии естествознания;
Членом редакционного совета научно-практического журнала «Российское предпринимательство» г. Москва;
Членом редакционного совета журнала «Логистика и управление цепями поставок» НИУ ВШЭ г. Москва;
Членом редакционной коллегии журнала «Образование, наука, научные кадры» г. Москва;
Членом редакционной коллегии научно-практического журнала «Вестник» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ);
Членом редакционного совета ежемесячного студенческого информационно-развлекательного журнала «РИНХбург»;
Публикации
Проблемы логистики торговли средства производства. Монография.
Логистика в управлении коммерческим оборотом вторичных ресурсов. Монография.
Инфраструктура муниципальных образований: логистический аспект. Монография.
Закономерности развития транспортно-складской логистики на региональном уровне (на примере Ростовской области). Монография.
Логистический механизм рыночной диверсификации государственных унитарных предприятий (на примере промышленных предприятий Ростовской области, выпускающих конверсионную продукцию). Монография.
Организация и функционирование логистической системы электроэнергетического комплекса Ростовской области. Монография.

Введение в коммерческую логистику.

Маркировка и сертификация товаров и услуг.
Логистика коммерции.
Коммерческая логистика Уч. пособие.
Экономика коммерческого предприятия.
Маркировка и сертификация товаров и услуг.
Малый бизнес в сфере коммерческого посредничества. Монография.


                4.КНИГА ПАМЯТИ
http://pics.livejournal.com/leko007/pic/000089pyАлаудин Устарханов.Чеченский командор Андре.

О нем почти ничего не было известно. О нем не писали книги, не снимали кинофильмы: спецпереселенцу и «врагу народа» не полагалось быть героем, кавалером Ордена Почетного Легиона. О том, что Алавди Устарханов - герой французского Сопротивления, на Родине знали немногие. Сам же он об этом рассказывать стеснялся… Где-то на границе брежневского застоя и перестройки, когда начинали робко проклевываться первые ростки гражданского сознания неореформаторов, в республиканской прессе появилась статья о судьбе одного из ветеранов второй мировой войны. Наверное, именно потому, что публикация появилась на переломе времен, описанная в ней история осталась почти незамеченной чечено-ингушской общественностью.
В 1941 году в числе тысяч добровольцев ушел на войну с фашистской Германией и совсем еще юный парень из
селения Ачхой-Мартан. Тогда никто не мог знать, что через несколько лет его имя узнает вся Европа, и на многие годы предаст забвению Родина. Алавди Устархановым его звали до войны, имя командора Андре, он получит уже потом. Потом и навсегда. Из концентрационного лагеря, куда Алавди попал с тяжелой контузией, он убегал несколько раз. Натасканные на человека овчарки снова и снова приводили преследователей к беглецам, и те опять оказывались в замкнутом кругу пыток, истязаний и надрывного нечеловеческого труда. Очередной побег оказался последним для многих военнопленных, одни погибли от пуль лагерной охраны, другие были растерзаны собаками. Уйти удалось только двоим - тяжело раненному французу и советскому офицеру, который тогда еще не знал, что зачислен в списки «врагов народа», как и сотни тысяч его земляков и соотечественников. Он не мог знать, что с чеченских солдат и офицеров, прошедших с советской
(На снимках Алаудин Устарханов) армией километры военных дорог, были сорваны погоны и боевые ордена, и, что многие из них навсегда останутся на промерзлых кладбищенских пустырях сталинских лагерей. Алавди шел все дальше и дальше, пытаясь добраться до горной гряды, где было бы легче скрыть следы и оторваться от преследования. Он нес на себе раненого товарища, который слабел день ото дня. 
Путь двоих беглецов из фашистского плена пролегал  через французские Альпы. Алавди сумел спасти своему французскому товарищу жизнь. Он передал его на руки его землякам - бойцам антифашистского движения Сопротивления. Чеченец и сам стал активным его участником. Воевал он бесстрашно. На его счету было немало дерзких операций. Его имя обросло легендами, и для всего французского Сопротивления он очень скоро стал настоящим героем и любимцем. «Командор Андре» - называли его боевые товарищи. На мотоцикле он врывался в захваченные фашистами небольшие населенные пункты, на большой скорости подъезжал к штабу и в упор расстреливал находящихся на улице охрану и офицеров. Знаменитый Генерал Де Голль лично вручал храброму чеченцу Орден Почетного Легиона. После окончания войны Алавди вернулся в Союз. Мы можем только догадываться, что пришлось испытать герою французского Сопротивления, отважному Командору Андре, какие чувства обуревали его, когда он узнал, что все чеченцы объявлены врагами народа и находятся в бесплодных степях Средней Азии и Казахстана. Героем он был во Франции. В СССР он из боевого офицера превратился в «врага народа», ссыльным
(На снимках: участник ВОВ Бауди Сакаев 1-е фото Берлин 1945год, 2-е  фото 90-е годы 20-го века)спецпереселенцем… Тем не менее, после войны командор Андре нашел своих родственников в далеком Казахстане и начал мирную жизнь. Но, как оказалось, ненадолго. Вскоре, после возвращения из Франции, уже в Казахстане он задерживается органами НКВД и как офицер, бывший в немецком плену, он  лишается воинских наград и званий, осуждается на десять лет как изменник Родины и высылается в лагеря ГУЛАГа. Известно, что в Магадане он работал на золотых приисках. Там он дослужился до начальника бригады и был на хорошем счету у лагерного начальства.
Окончились казахстанская ссылка и лагеря. Те, кто пережил лихолетье, вернулись домой. Вернулся на родину в 1959-ом и Андре. Из ближайших родственников Устарханова почти никого не осталось. Бывший командор устроился на работу в районное отделение ДОСААФ и поселился в маленьком покосившимся домике в чеченском селении Ачхой-Мартан. Два года спустя, в 1961 году,  неожиданно в село прибыла специальная комиссия из Грозного, в составе которой находились партийные чиновники и руководители республиканского КГБ. Они встретились с Устархановым. Никого не удивило проявление повышенного интереса комитета госбезопасности к человеку, в биографии которого были весьма, по тем временам, подозрительные страницы пребывания в фашистском плену и участия во французском Сопротивлении. Настораживало только неожиданное присутствие в маленьком административном центре такого большого количества начальства самых высоких рангов.  Это не сулило ничего хорошего. Но, вместо ожидаемых неприятностей на лачугу Устарханова снизошла партийно-советская благодать. В этот раз, «гости» были подчеркнуто вежливы с хозяином дома. По их распоряжению избушку ударными темпами принялись перестраивать и ремонтировать: Прямо к порогу проложили асфальтовую дорогу, что было по тем временами просто невероятно!.Причину столь разительной перемены властей по отношению к Устарханову узнали быстро. Оказывается, незадолго до этого, генерал Де Голль, встречая в Париже Никиту Хрущева, поинтересовался о судьбе отважного чеченца: - Как там поживает наш командор Андре? - спросил он - Хорошо,- отвечал Хрущев, понятия не имея о том, кто такой, этот самый «Андре». Тут же Де Голль передал Хрущеву просьбу (На снимке ординарец маршала Баграмяна, участник ВОВ Салман Межидов) боевых товарищей Устарханова, ветеранов Сопротивления, которые хотели навестить боевого товарища. Отказать было нельзя. Французы приехали в Ачхой-Мартан. Этот визит был под особым контролем КГБ, и информацию о нем постарались сделать максимально закрытой. Но, об одной детали говорила вся Чечня - французы привезли своему другу в подарок …новенький мотоцикл - именно такой, как тот, на котором он совершал свои героические рейды. Встреча друзей была недолгой.  Французы пригласили Алавди к себе, и обещали снова обратиться через Де Голля с просьбой к Хрущеву. Он проводил друзей до Грозного на своем мотоцикле. Посадил их в поезд. Попрощался. И, как оказалось, навсегда. На обратном пути, переезжая через неглубокую речку Фортангу, на мосту возле селения Давыденко, возле Самашки, его мотоцикл упал с моста. Тогда ему шел 46-ой год - самый расцвет в жизни мужчины.
По официальной версии, Алавди, придавленный мотоциклом, не смог выбраться из воды. Глубина же была совсем небольшая - меньше метра. Его смерть казалась такой нелепой и странной, что все были уверены в том, что он был убит… Чего боялись его убийцы? О чем мог рассказать чеченец в Париже? Может быть, о том, как Родина встречала его, легендарного героя, ссылкой, допросами и забвением… Чего стоит хотя бы тот факт, что семье героя до сих пор не вернули его многочисленные награды, которых он был лишен после того, как был признан изменником Родины и сослан на целые десять лет на поселение.
(На снимке Ачхой-Мартановец, участник ВОВ,  Хасан Хатаев)
В последние годы его жизни к Алавди Устарханову начали ездить журналисты. Готовилась  книга «Дорога через смерть». Она не издавалась, но в местных газетах были отрывки из нее.
События "бурных 90-х"  прошлого века заслонили  яркую страничку историю Алавди Устарханова - чеченского командира французского сопротивления.
В далекой Франции командор Андре больше известен, чем на его Родине. Там фамилия командора - героя французского Сопротивления - одной из первых записана на памятнике ветеранам французского сопротивления.


                5. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Мечеть имени  Батал-Хаджи Белхороева, рассчитанная на 5 тысяч человек, открылась  в воскресенье (12 января, 2014 года) в районном центре Ачхой-Мартан.
Решение о строительстве этой мечети было принято Главой ЧР Р. Кадыровым в январе 2013 года во время посещения им Ачхой-Мартановского района.
Мечеть им. Батал-Хаджи Белхороева, построена в османском стиле.
Наружные и внутренние стены мечети отделаны травертином – особо прочным камнем редчайшей красоты. Искусное сочетание во внешней отделке травертина темно-коричневой и  кремовой расцветок, придают ей своеобразный колорит. Интерьер мечети широко декорирован также белым мрамором. Мечеть венчает большой, высотой более двадцати и диаметром 15,5м купол. Общая площадь мечети 2000 кв.м., а вместимость – 5 тысяч человек.
http://s55.radikal.ru/i149/1411/49/2a4bd60ca144.jpgШейх Батал-Хаджи Белхороев (1821–1914), родился в местечке Сомйох недалеко от станицы Нестеровская Сунженского района современной Республики Ингушетия. Отца его звали Анарбек, мать Райзет (Забия). В раннем детстве он лишился родителей. Ему не было еще семи лет, когда умерла его мать, вскоре умер и отец. Мальчика отдали на воспитание родственникам матери, жившим в Чечне. Там прошло его детство и юность. В эти годы произошло его знакомство с Кунта-Хаджи Кишиевым, он стал его духовным наставником и учителем. Годы, проведенные в Чечне, не прошли даром для молодого суфия, он часто бывал у шейха Кунта-Хаджи, советовался с ним по многим интересующим его вопросам духовного развития. Когда Батал-Хаджи решил вернуться в Ингушетию, он спросил у Кунта-Хаджи: «Где бы мне обосноваться?» — и услышал ответ: «В Сурхахах» . В тот период среди ингушей велась активная пропаганда двух мировых религий — ислама и православия. Миссионеры с той и другой стороны пытались обратить народ в лоно собственной религии. Здесь можно было встретить язычника, мусульманина и христианина, религиозный синкретизм был налицо. Ингушское общество находилось в замешательстве. В это непростое для ингушского народа время проповедническую деятельность стал осуществлять Кунта-хаджи Кишиев, сумевший обратить в ислам ту часть ингушей, которая пребывала в неопределенности. Не имея своего духовного наставника, ингуши часто посещали жившего в Чечне Кунта-Хаджи. В очередной раз, когда они приехали к Кунта-Хаджи, он показал на стоящего в стороне человека и спросил у них: «Вы знаете этого человека?» — «Нет, а кто это?» — в свою очередь спросили они. «Воистину это устаз, шейх из Сурхахов — Батал, отныне вы можете обращаться к нему за советом и принимать тоба1 », — было сказано им в ответ. Так началась проповедническая деятельность Батал-Хаджи среди ингушей. Обращаясь к человеку, решившему вступить в его братство, он спрашивал: «Ты обязуешься не причинять другому то, чего не пожелаешь себе», — и лишь дав утвердительный ответ, тот становился его адептом. Он постоянно повторял своим последователям: «Вы знаете, каким должен быть мусульманин? Если в силу каких-то причин он согрешит, то должен тут же пожалеть об этом, попросить прощения у Всевышнего, и день ото дня стремиться к хорошему, всеми силами избегая греховного, возможно, Аллах простит его». Также требовал неукоснительного выполнения требований Святого Корана и Сунны пророка Мухаммада.
http://s017.radikal.ru/i437/1501/63/8c8619c72226.jpgО Батал-Хаджи говорили, что он обладает сверхъестественными способно- стями, что он в течение 2–3 часов мог проехать 200 верст и вернуться обратно; невидимым ходил среди людей . В народе Батал-Хаджи пользовался особым уважением, так как «отличался широким гостеприимством, умел располагать к себе не только горцев, но и царских чиновников».
Батал-Хаджи обладал даром ясновидения, он предсказал предстоящую депортацию ингушей и чеченцев в 1944 г. и последующие 13 лет пребывания их на чужбине.
Для своих учеников Батал-Хаджи стал не только духовным наставников, но и примером трудолюбия. Он участвовал в строительстве соборной мечети в Сурхахах, и сам на подводах привозил из Владикавказа кирпичи для минарета. Мюриды беспрекословно исполняли требования своего устаза. Баталхаджинцы отличались строгой дисциплиной и воинственностью. В 1911 г. Б.-Х. Белхороев вместе с представителями чеченского духовенства был арестован и сослан в г. Козельск Калужской губернии, где скончался в 1914 г. После его смерти по ходатайству Павла Алексеевича Гайдукова было получено разрешение на перевозку спецвагоном тела Святого устаза на роди- ну. Он был похоронен 25 октября 1914 г. в Сурхахах. В похоронной процессии участвовали жители не только Ингушетии, но со всех уголков Северного Кавказа.

 


Рецензии