Прорыв Статного
«Твердыня рухнула!... Последний пал оплот
Из взорванных фортов идёте вы понуро…
Немного вас спаслось!... Вы все наперечёт
Страдальцы – ратники, герои Порт – Артура!»
Б. Никонов
Во тьме растворился порт -артурский берег, остались позади крепостные укрепления и позиции, затопленные в порту корабли, что ждало их впереди? На море – усиленные японские дозоры, корабли неприятеля, готовые в любой момент потопить вырвавшийся из Порт – Артура русский миноносец.
Надо, необходимо дойти до китайского порта Чифу и выполнить поставленную задачу.
Командир миноносца «Статный» лейтенант Алексей Михайлович Косинский не смыкал в эту ночь глаз, стоя на мостике. Сильный ветер поднимал высокую волну, и корабль швыряло из стороны в сторону. Приходилось крепче держаться за ограждения, чтобы не быть смытым за борт. Постоянно давал о себе знать мелкий осколок снаряда, засевший в шее – напоминание о недавнем ранении.
Три раза встречал «Статный» на своём пути японские корабли и каким -то чудом оставался незамеченным в темноте ночи. В командирской каюте миноносца находился пехотный офицер, сопровождавший ценный груз.
Алексей Михайлович никак не мог примириться с мыслью, как могли так предательски поступить начальник Квантунского укреплённого района генерал – адъютант А. Стессель и начальник сухопутной обороны крепости генерал – лейтенант А. Фок, сдав Порт – Артур японцам. Ведь крепость мужественно сражавшаяся одиннадцать месяцев, ещё не до конца исчерпала своих оборонных возможностей.
Командующему 1 – й эскадрой Тихого океана контр – адмиралу Р. Вирену пришлось срочно созывать военный совет, где прозвучал его приказ взорвать затопленные в порту корабли, а эскадренным миноносцам, паровым катерам – судам, находившимся в исправном состоянии, пробиваться в китайские порты. «Статному» отводилась особая роль, заключавшаяся в вывозе из крепости полковых знамён, секретных документов, серебряных наград полков и кораблей, военных регалий и церковных ценностей.
2 января 1905 года миноносец «Статный» прибыл в Чифу, ценный груз был вручён российскому консулу. Китайские власти задержали корабль и его команду, а также и другие русские суда, прорвавшиеся из Порт – Артура.
Так закончился дальневосточный период службы лейтенанта А. Косинского, хотя он не ограничивался только миноносцем «Статный», до этого были крейсер «Аскольд» и эм «Боевой» - корабли 1 – й эскадры Тихого океана. Вернувшись в Россию, А. Косинский получил орден св. Владимира 4 – й степени с мечами и бантом, а вскоре ещё два ордена – св. Анны 3 – й степени с мечами и бантом и св. Станислава 2 – й степени с мечами.
В 1907 году последовали назначение на Балтику и производство в старшие лейтенанты. А. Косинский командовал эсминцем «Ловкий», на крейсере «Громобой» в звании капитана 2 ранга был старшим офицером. Во время Первой мировой войны под его командованием находились эсминцы «Бурный» и «Забияка». Дослужился до капитана 1 ранга, перед революцией награждён Георгиевским оружием.
Алексей Михайлович Косинский (1880 – 1930), как и его старший брат Фёдор Михайлович, погибший в Цусимском сражении на эбр «Ослябя», были потомками знатного рода, носившими баронский титул, поэтому в 1929 году он оказался «врагом народа», царским офицером, был арестован и приговорён к пяти годам концентрационного лагеря с конфискацией имущества. В 1930 году умер в Соловецком лагере. Реабилитировали его только в 1958 году.
Повествование об этом историческом эпизоде времён русско – японской войны, о мужественном морском офицере А. М. Косинском нельзя не завершить словами из стихотворения «Героям Порт – Артура» Б. Никонова, написанного в те далёкие годы:
………………………………………………………………………………………
«Что вами сделано, - не совершить другим!
И сонмом вашим мы гордимся знаменитым,
И славу вечную мы воздаём живым,
И память вечную – убитым!»
21 января 2025 года Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №225012300591