Преодоление метафизики

(Герменевтические заметки)


1 Забвение бытия.

Хайдеггер – единственный философ XX века, кто связал существо метафизики с феноменом забвения бытия. Внутри этой связи рождается хайдеггеровская герменевтика, второе имя которой – «фундаментальная онтология».

Ее задача, во-первых, – поиски нового способа мышления; во-вторых, – поиски «другого начала».

В своем «Введении» к лекции 1949 года «Что такое метафизика» Хайдеггер пишет следующее:

«метафизика… мыслит бытие, лишь представляя себе сущее как сущее. Она подразумевает сущее в целом и говорит о бытии»; «вследствие этой всепроникающей взаимозамены, представление достигает вершины путаницы, когда заявляют, что метафизика ставит вопрос о бытии»; поэтому может оказаться, что «метафизика тем способом, каким она мыслит сущее, обречена на то, чтобы, не зная о том, быть преградой, воспрещающей человеку исконное отношение бытия к человеческому существу»; «Что если знаки указывают на то, что это забвение расположено впредь еще решительнее устроиться в забвении?».[1]




2. Преодоление метафизики.

Преодолеть метафизику – не значит отрицать или отбросить. Хайдеггер на этот счет делает специальную оговорку:

«Мысль, думающая об истине бытия, конечно, уже не довольствуется метафизикой; но она мыслит также и не против метафизики. Она, если говорить образно, не вырывает корня философии. Она вскапывает землю у ее основания и разрыхляет почву. Метафизика остается Первым философии. Первого мысли она не достигает»[2].

Понятно, что «Первое мысли» («другое начало») будет найдено по принципу вечного возвращения к истоку. Итогом будет «преодоление метафизики» (возможно, это произойдет через «триста лет»).

Почему прежняя метафизика недостаточна? – Потому что она неспособна представлять мир как целое.




3. Статус платоновской философии в герменевтике Хайдеггера.

Нет никаких сомнений, что западная метафизика основывается, в конечном счете, на философии Платона. Иногда даже говорят, что вся история западной философии, в сущности, есть подстрочные примечания к Платону (А.Н. Уайтхед, Б. Рассел, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер и др.)

В связи с этим возникает вопрос, в какой мере в диалогах Платона уже присутствует «забвение бытия»?

По этому поводу Хайдеггер в своей лекции 1944 года о Гераклите говорит следующее:

«Предпосылкой того, чтобы [Логос]* постепенно стал пониматься как называние чего-либо в его что-бытии, является предпринятое Платоном определение что-бытия и бытия как «эйдоса» и «идеи».

Это определение совершается таким образом, что само сущее из сущего проецируется на бытие и бытие сущего мыслится как нечто предельно общее всего сущего. Мыслить бытие сущего именно таким образом – отличительная черта всякой метафизики.

Пока метафизика, в какой бы то ни было форме, владеет западноевропейским мышлением в самой его основе, (а это происходит и по сей день), [Логос]* и всякое вопрошание о нем проникнуты властью «логики», но ее же и ограничены» [3].


Из слов Хайдеггера мы заключаем, что мышление, осуществляемое в схеме «что-бытия» (т.е. в схеме предметного представления сущего из сущего) не свободно в своем творческом вопрошании, оно предопределяется схемами логики.

Эта власть логики, хотя и ограничивает мышление, но она и сама ограничена верховенством Единого, трансцендентность которого не позволяет однозначно определить бытийное начало как «нечто предельно общее всего сущего». Тут мы имеем, с позволения сказать, соотношение неопределенностей.

Абсолютную власть логика получает гораздо позже, лишь в картезианской дедукции.
В свою очередь картезианский научный метод рождается на уже подготовленной почве, которую заранее предоставил латинский язык.

О роли латинизированного языка греков в истории философии Хайдеггер в работе 1936 года «Исток художественного творения» пишет следующее:

«Западное истолкование сущего начинается с того, что греческие слова перенимаются римско-латинским мышлением, <…>
…………………
Римское мышление перенимает греческие слова без соответствующего им равноизначального опыта того, что они говорят, без самого греческого слова. С этого перевода берет начало беспочвенность западного мышления.»[4]

–––––––––––––––––
1. М. Хайдеггер Введение к: «Что такое метафизика?» / М.Хайдеггер Время и бытие, М., 1993. С. 29,30.
2. Там же. С. 28.
3. Мартин Хайдеггер «Логика. Учение Гераклита о Логосе.» (Летний семестр 1944 года).
4. М. Хайдеггер Исток художественного творения (1935/36)


Примечание
[К сожалению, последнюю цитату из работы Хайдеггера «Исток художественного творения» не удалось представить полностью, поскольку греческие символы здесь не отображаются. Речь о конкретных греческих терминах, которые деформируются с переходом на латынь. Это очень важное обстоятельство. Кстати, Декарт, создавая новоевропейскую версию рационализма, писал на латыни.]

*Греческий специфический термин Логос не удалось отобразить аутентично.


Рецензии