Манка небесная
Давным-давно, в небольшом уральском городке, где зима крепко держит в объятиях, в январе, родилась девочка по имени Оля. А январь — это время, когда аисты не летают, и капуста не растет, поэтому ее появление казалось почти волшебным.
С самого рождения Оля была похожа на хрупкую, почти прозрачную сосульку. Добрая врач, а бывают такие добрые врачи, сказала ее молоденькой маме:
— Ваш ребенок не переносит материнское молоко. Похоже, она у вас нежилец. Поэтому будьте ко всему готовы.
Но не успела мама Оли как следует расплакаться после ухода врача, как в дверь позвонила бабушка.
— Нежилец? Я ей покажу, нежилец, — сказала мамина мама, вырастившая шестерых детей.
Она быстро прошла на кухню, сварила на разведенном коровьем молоке жидкую манную кашу и накормила Олю. Мама Оли сжалась в комок. Ни в одной умной книжке не читала она, что манкой можно кормить шестидневного малыша. Но на удивление каша пришлась по вкусу. Вскоре Оля научилась кашу прихлебывать, скорее причмокивать, грудным молоком.
Но пришел день, когда манка почти закончилась и папа Оли отправился в магазин. Долго ли, коротко ли стоял он в очереди, но манки ему не хватило. Добрая продавец, а бывают такие добрые продавцы, предложила ему овса.
— У меня дочь родилась, а не лошадь, — сказал папа. Наклонился вперед и воскликнул радостно, — вот же у вас еще полмешка под прилавком.
— А то не про вас, — ответила зло продавщица, — это горкомовские полмешка. И нечего нос совать, куда не следует.
— Доставай полмешка. Как раз на всех хватит кто в очереди остался, — строго высказал Олин папа.
Но уперла руки в бока продавщица, грудью встав на защиту партийного достояния. Вот тут то папа не выдержал. Высказал все, что думает про лучшую в мире партию. Да еще и горкомовцам пожелал вдоволь наесться овса.
Совсем скоро прибежали соседи к Олиной маме:
— Беги, беги, — говорили они наперебой, — мы с Олечкой посидим. Твоего-то в наручниках два милиционера под пистолетом из магазина увели.
Но в милиции сказали:
— Приходите завтра.
Утром, тоненькая, как былинка, бледная как тень, Олина мама пришла в милицию.
— Вас ожидают, — прогремело будто с небес над ее головой.
Огромная двустворчатая дверь отворилась. В глубине зашторенной наглухо комнаты, за столом, покрытым зеленым сукном, в свете одинокой настольной лампы, сидел важный человек в погонах.
Генерал, — подумала Олина мама и пошла по ковровой дорожке к столу, словно на эшафот.
Генерал долго расспрашивал ее. И так, и этак подкручивал вопросы. Потом вдруг сказал:
— Хорошо, — и направил резко свет лампы в дальний угол. А там Олин папа сидит. Ни жив, ни мертв.
— Благодарите вашу жену, — грозно сказал генерал, — в этот раз мы вас отпускаем. Свободны.
Генерал-то оказался товарищем. Товарищем майором.
Захлопнулась дверь милицейская за спинами родителей Оли. Взялись они за руки и пошли домой. Долго шли. Молча. Застывшие, как два истукана. А снег падал и падал — манна небесная. Покрывал их шапки, воротники, зависал на бровях и ресницах.
— Идут. Оба идут, — крикнул кто-то из соседских детей. Снегом облеплены как снеговики.
Заохали соседки, руки к сердцам прижимая. Даже самые вредные из них расплакались. Да и мужья украдкой глаза утирали. И все поделились манкой: кто стакан отсыпал, кто полстакана, кто пару ложек. Хватило.
Очень скоро из прозрачной сосульки превратилась Оля в крепкую здоровую малютку. А зима все еще завывала и вьюжила. Да, кто ж боится зимы на Урале.
***
Сказка, скажете. Может и сказка. Каждый со своей стороны рассказывал. Мама — как в комочек от страха сжималась. Бабушка — что ничего в этой жизни бояться не надо. Соседка, сокрушаясь, такие вот времена.
А папа все больше молчал, когда мама его ругала:
— Опять со своей справедливостью риску нас подвергаешь.
Но это она так, любя.
Свидетельство о публикации №225012300845
Как же унижал этот долбаный дефицит в стране победившего людей социализма.
А все же сострадание у простых людей было. Даже манкой делились.
Весьма показательная история на мой взгляд.
С интересом,
Геннадий Стальнич 03.11.2025 04:43 Заявить о нарушении
Я в детстве не знала, что это унижение. К счастью уже состоявшимся взрослым человеком узнала, что мои одноклассники в очередях не стояли, потому что их мамы брали мясо, колбасу из задних проходов магазинов.
Спрашиваю иногда маму: почему, ты заведующая огромным детским садом, 350 детей, папа главный энергетик, почему мы стояли в очередях до обмороков, почему вы с папой не "доставали" как другие.
- Мы были не так воспитаны, - говорит мама.
- Хорошо, мясо, а зачем мы ночами стояли за книжками? Мама! Зачем тебе этот Голсуорси - он до сих пор целую полку занимает.
- Потому что мы стояли за Диккенсом, а его не хватило.
Мне ребенком было прикольно стоять ночью в очереди за книгами. Папа мне принес раскладушку. Я в разрыве ветвей акации смотрела на крымское звездное небо и ощущала себя королевой.Королевой очереди (смеюсь) - ведь ни у кого не было раскладушки.
А сейчас в супермаркетах столько еды, что не верится, что все это съедят - это ж сколько надо народу; столько классных книг в магазинах - но зачем они? Все ж есть в интернете.
А радостно по прежнему, когда появляется возможность просто смотреть на звездное небо.
Ольга
Убейсингха Патабедиги Ольга 06.11.2025 17:11 Заявить о нарушении
