Память зеркал

Люди любуются своими отражениями не одно тысячелетие. У разных народов за это время накопились свои поверья и суеверия, связанные с отражающими лицо и фигуру предметами. Первым и самым простым зеркалом является гладкая поверхность воды, с которой связан миф о прекрасном, горделивом и самовлюблённом юноше – Нарциссе. Нарцисс (точнее Наркисс, др.-греч. ;;;;;;;;;, лат. Narcissus) – в древнегреческой мифологии сын речного бога Кефиса и нимфы Лириопы (Лаврионы), либо сын Эндимиона и Селены, ставший символом юношеской гордыни и самовлюбленности.

Существует несколько версий мифа о Нарциссе, которыепредлагают античные авторы, такие, как Конон, Публий Овидий Назон[1], Лактанций Плацид[2], Парфений Никейский, и другие. Согласно одной из них, Тиресий предсказал Нарциссу, что тот будет жить долго, если не увидит самого себя («Коль сам он себя не увидит»). В Нарцисса были влюблены многие юноши и девушки, но он с пренебрежением отвергал их. Когда Нарциссу было пятнадцать лет, его полюбила горная нимфа Эхо или, в другом варианте, юноша Аминий. Прекрасный, но холодный и гордый, он отвергает их любовь. Во всех версиях отвергнутые влюбленные страдают и теряют жизнь или телесный облик: Аминий кончает с собой перед домом Нарцисса, от нимфы Эхо остается лишь голос. Отвергнутые взывают к богам, в частности, к богине возмездия – Немезиде, прося наказать Нарцисса: «Пусть же полюбит он сам, но владеть да не сможет любимым!», и та внимает их просьбам. Во время очередной охоты Нарцисс видит в реке своё отражение и влюбляется в самого себя, причем так сильно, что не может больше расстаться со своим отражением и умирает от голода и страдания, а скорее всего – от жажды. Когда нимфы приходят за его телом, на том месте, где оно должно было быть, вырастает красивый нарцисс. Наяды оплакивают его[3].

Другое мифическое зеркало спасает жизнь героя. Так, например, Персей, сын Зевса и Данаи – дочери аргосского царя Акрисия, по заданию царя Полидекта, смотря на отражение в полированном медном щите Афины, убил горгону Медузу, прямой взгляд на которую обращал человека в камень. И в то же время зеркало является неотъемлемым атрибутом Правды.

Зеркало на Руси, вплоть до XVII-го века, считали «заморским грехом», и, видимо потому в истории России предания о свойствах зеркала появляются довольно поздно, а с самим зеркалом связывают немало увлекательных тайн. Прежде всего, отметим упоминание зеркала-коверкала из кладовых Кощея Бессмертного, в которое взглянула Василиса Прекрасная, в результате чего превратилась в лягушку. Сюжет этой сказки никак не связан с мифом о Нарциссе, и, скорее всего, заимствован в оккультной европейской традиции. Возможно и то, что в эпоху просвещения, начавшуюся в петровские времена, мифы Древней Греции, наряду с представлениями европейцев, получили широкое распространение, и стали частью изустного предания, обогащая русский быт новыми поверьями. Такое предположение соответствует представлению о необходимости выставлять зеркала на улицу, подставляя их лучам весеннего солнца. В одном случае такая необходимость объяснялась возобновлением способности зеркала к отражению красок во всей их полноте, в другом – устранением приобретаемой тусклости, и простому доставлению радости самому зеркалу отражением солнечных лучей, в третьем. Традиция приобрела широкое распространение, став одной из детских забав, состоящей в пускании солнечных зайчиков – дрожащих и прыгающих по поверхности затенённых предметов отражённых солнечных бликов.

С другой стороны, миф о губительности любованием собственным отражением в зеркале повторяет суть древнегреческого мифа. Это поверье легло в основу обычая занавешивать зеркала в доме, где умирал человек. Считается, что зачарованное своим отражением бестелесное «Я» не сможет найти правильного пути, потеряет время, или будет рассеяно зеркальным слоем, а то и вовсе поглощено им. Такое поверье, отягощённое поверхностным познанием, превращает зеркало, в представлении людей несведущих, в своеобразный проход в иные миры, и даже некоей обителью всякой нечисти. Абсурдность этих суеверий показывает опыт фотографирования различных аномальных явлений, каким, например, является полтергейст. Полагая, что шум производится бестелесной сущностью человека, можем заключить, что блокирование затвора фотоаппарата вызвано стремлением сохранить имеющийся у неё ограниченный потенциал в целях самосохранения. Напротив, при фотографировании так называемых «призраков живых», – фантомов, или элементов биологического поля отделяемых в определённых условиях, либо при совершении соответствующих манипуляций, блокирования затворов, а также отключения фото и видео техники под их воздействием не происходит. Кроме того, быт современного человека изобилует различными предметами с отражающими поверхностями, что лишает процедуру их покрытия материей, либо чем иным, всякого смысла. А феномен провидения, например, событий, как происходящих в иных местах, так и отдалённых во времени, скорее всего, связан с одной из форм изменённого медитацией, то есть – концентрацией внимания, состоянием сознания.

Есть ли у зеркала память? В древние времена люди считали, что зеркала способны запоминать все, что когда-либо в них отражалось. Данную точку зрения поддерживают и многие современные ученые, однако, еще не было придумано способа, позволяющего воспроизвести зеркальную память. А так ли это на самом деле?

Компьютерная революция не строилась на суевериях и досужих домыслах. А решение задач по сохранению и переносу больших объёмов информации вызвало к жизни технологии оптической записи на специальные прозрачные диски из пластика, с зеркальным покрытием одной из сторон, в которых запись осуществляется именно в пограничном слое между поверхностью диска и его зеркальным покрытием. Были разработаны оптические системы многоразовой и одноразовой записи – устройства, которые могут решать проблемы хранения больших объемов информации.

CD-диск – это обычно плоский диск, изготавливаемый из поликарбоната, на который нанесён специальный слой, который и служит для хранения информации. Диск состоит из активного, отражающего и защитного слоев, которые последовательно наносятся на основу. Во время записи мощный лазерный луч нагревает небольшие участки активного слоя. Под воздействием высокой температуры меняются свойства вещества регистрирующего слоя в месте нагрева, в результате он перестает пропускать свет. Повредить запись, нанесенную на активный слой, можно только одним способом – сделать прозрачные участки непрозрачными. Восстановить повреждённое зеркальное покрытие можно, а прозрачность веществ, используемых в качестве активного слоя в дисках CD-R, – нет.

Многократно записываемые диски – CD-RW отличаются от CD-R качеством регистрирующего слоя: промежуточный слой специального органического материала может пребывать либо в аморфном, либо в кристаллическом состоянии. Но вещества, находящиеся в аморфном состоянии, имеют особенность со временем кристаллизоваться. И как бы мы ни хранили CD-RW, через несколько лет запись будет безвозвратно утеряна. К тому же такие диски легко могут быть стерты простым нагреванием.

Основой записи и хранения данных на дисках DVD-RAM и DVD-RW является технология изменения фазового состояния вещества. Запись информации происходит под воздействием коротких лазерных импульсов высокой мощности, расплавляющих записывающий материал. Затем следует охлаждение ниже температуры кристаллизации, что предотвращает образования центров кристаллизации: дальнейшего роста кристалла не происходит, и вещество остается в аморфном состоянии.

При записи дисков используется многоимпульсная стратегия записи. Каждая записываемая метка формируется посредством мощных лазерных импульсов. После каждого импульса расплавляемый материал охлаждается, формируя область с аморфной фазой.

Для стирания надо вернуть вещество в кристаллическое состояние. Опять же с помощью лазера аморфное вещество нагревают до заданной температуры. Нагрев, а точнее, – отжиг, продолжается в течение времени, достаточного для восстановления кристаллического состояния вещества. Это время должно быть больше, чем так называемое время кристаллизации.

Сравнивая привычное бытовое зеркало с оптическими дисками, прежде всего, рассмотрим возможность существования того самого слоя, в котором и происходят изменения при записывании информации под воздействием потока света.

Следует помнить о том, что каким бы способом ни было изготовлено зеркало, оно никогда не будет иметь идеально ровную поверхность – всегда остаются небольшие неровности и шероховатости, которые не позволяют свету отражаться без потерь. Часть света рассеивается, часть будет потеряна в результате его преломления, а часть преобразуется в тепловую энергию. Кроме того, между стеклом и отражающим слоем остаются различные поверхностные загрязнения. Но, даже при достижении сверхвысокой чистоты поверхности, образуется диффузионный слой, возникающий в результате взаимного проникновения молекул или атомов одного вещества между молекулами или атомами другого, приводящий к самопроизвольному выравниванию их концентраций по всему занимаемому объёму, имеющий неоднородные оптические характеристики.

Диффузия одного твёрдого вещества в другое происходит очень медленно. Например, если медь покрыть золотом, то золотосодержащий слой в результате диффузии золота в медь при нормальных условиях, то есть, при комнатной температуре и атмосферном давлении, достигнет толщины в несколько микронов только через несколько тысяч лет. А диффузия свинца в золото под грузом за пять лет составит один сантиметр.

Изучению взаимодействия стекла с ионами серебра посвящено большое число работ. Еще в 1913 г. изучался процесс диффузии серебра в стекло. В последнее время интерес к исследованию поверхностных слоев стекла и их модифицированию возрос в связи с развитием оптоволоконной техники и разработкой методов ионообменного упрочения изделий из стекла. Ион серебра часто используется для создания линейных волноводов путем ионного обмена[4].

Полагать, что зеркало находится в нормальных условиях возможно лишь при сильном упрощении подхода к рассмотрению протекающих в нём процессов. Будет ошибкой полагать, что свет проникает сквозь стекло по каким-либо каналам, или сквозь «дырочки» молекулярной решётки. Согласно современным представлениям о прохождении света сквозь прозрачные предметы, речь идёт о возбуждении световым потоком поверхности, на которую он падает, и генерировании противоположной поверхностью светового потока, но уже с другими, более низкими частотными характеристиками. По этой причине, например, невозможно получить загар сквозь обычное оконное стекло, поверхность которого не способна генерировать ультрафиолет.

При таком понимании состояния области соприкосновения основы с отражающим слоем, видим, что при отражении в зеркале какого-нибудь объекта, происходит механическое взаимодействие слоёв на молекулярном уровне, вызываемое генерацией света, а её интенсивность будет различной, в соответствии с качеством и количеством светового потока, отражаемого, либо излучаемого самим объектом. И не трудно прийти к выводу о том, что под воздействием светового потока в самом диффузном слое будут происходить соответствующие изменения, влияющие на качества отражаемого света после того, как объект был убран от зеркала и перестал в нём отражаться. А определение длительности сохранения этих изменений в как диффузном слое, так и в соприкасающихся материалах, и позволит определить сроки хранения той, или иной информации. Знание об этом явление широко применялось на практике при изготовлении магических зеркал. Зеркала представляли собой не только полированные поверхности металлических пластин, иногда покрываемые тонким слоем, например, серебра, но и стеклянные поверхности, с нанесёнными на них металлами, их соединениями, в частности – амальгамами, получаемыми взаимодействием металла со ртутью. Также зеркала дополняли всевозможными устройствами для концентрации или рассеивания света. Из сохранившихся описаний можно узнать о технологиях изготовления зеркал, применяемых в гадательных практиках, либо в которых человек выглядит молодым, и даже некоторое время сохраняющих фотографическое изображение.

Вряд ли зеркала способны долгое время хранить визуальные образы. Их бесчисленные наслоения неизбежно перекрывали бы или стирали друг друга. Но при условии, что воздействие растянуто во времени, и осуществляется примерно через равные интервалы, – по графику жизнедеятельности его владельца в соответствии с его жизненными ритмами, можем полагать, что за долгие годы формируется не воспринимаемый глазом устойчивый информационный слой, резкость очертания границ которого со временем только усиливается. Но самым значимым обстоятельством будет то, что при взаимодействии с зеркалом, сам человек является и записывающим, и считывающим устройством! А те образы и видения, которые формируются в его сознании при созерцании зеркальных отражений, всего лишь отображают действительность, в которой этот человек пребывает.


[1] Метаморфозы III 402—506
[2] Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 198, 246-247; Первый ватиканский мифограф II 83
[3] Нарцисс (мифология) Материал из Википедии – свободной энциклопедии. Электронный ресурс. Код доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нарцисс_(мифология)
[4] АН СССР. Ин-т химии силикатов им. И. В. Гребенщикова. - Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. - 319 с.


Рецензии