Смесь злых перцев

Я давно хотела написать о представителях субкультуры.
Субкультура, она же подкультура - это часть общества, отличающаяся своим поведением, языком, дресс-кодом, традициями от подавляющего большинства.
Ксубкультуре относятся матерщинные "писатели"вроде Сорокина, которого кто-то десятилетиями упорно раскручивает. Культуру узбеков и прочих можно было бы перевести в суб, но уже не загорами тот день, когда это будет мейнстрим. Да и ценности Сорокина - уже практически мейнстрим, а табуированность языка - артхауз.
Но я хотела бы написать о субкультуре нетрадиционных для России традиционных групп. Да, нетрадиционных именно для России, ибо они всегда оседали на Западе, Украине и Белоруссии. И не надо этого бояться, это не страшнее Сорокина.
Много лет назад мне попалась книжка "Молитва матери". Нет, это не Есенин.
"Молитва матери" - это небольшая повесть. Её написали Августина Зозулина и Михаил Зозулин, муж и жена, знаменитости в определённых кругах.
Августина Ивановна и Михаил Иванович проповедовали на территории СССР и РФ вероучение церкви адвентистов Седьмого дня. Кратко скажу, что богослужения проводятся в субботу, и нет веры в загробную жизнь. Будет два воскресенья из мёртвых, а до этого души спят. Но если они и спят, то должны видеть сны.
Но это небольшая вводная часть. Я хочу рассказать здесь о ценностях небольшой книги этих людей, чтобы меня не обвинили в вовлечении и пропаганде.
Повесть "Молитва матери" небольшая, но каждый найдёт в ней что-то для себя. Авторы хотели сказать, что мать молилась о сыне, который её предал и оставил, о силе молитвы матери и её победе. Вот этот момент вызывает много вопросов. Я же увидела в повести другое.
Складывайся моя судьба по-другому, я, возможно, не обратила бы на эту книжку внимания, тут же забыла бы её содержание, и она даже показалась бы мне неприятной. Но книжка содержит реальную инструкцию для людей, попавших в определённую беду.
Главный герой повести, Иван Петрович, "ещё вчера был богат и счастлив". Но в сорок пять лет он попадает в страшную катастрофу, и, словно побывав на войне, лишается обоих ног и руки. Его жена и дети тут же отказываются от него, будто его никогда и не было. Развод и новый муж.
Лечащий врач и медсестра Лена были очень встревожены дальнейшей судьбой Ивана Петровича и пытались взывать к совести его бывшую семью. В конце концов они написали его матери, от которой он отрёкся много лет назад по настоянию своей жены Ольги. Мать тут же приехала, простила сына, и взяла его в свой частный дом, чтобы ухаживать за ним.
Вот этот момент вызывает у меня вопросы. Если человек потерял руки и ноги, и он в тягость родственникам, то существуют Дома инвалидов. Другое дело, что такие богоугодные заведения - это современные концлагеря. И они уже двадцать лет горят по всей стране. Одно дело, что нет денег на эксплуатацию и замену оборудования, другое, что фашисты и сатанисты от местных властей избавляются от "балласта". Но родственникам Ивана Петровича это было абсолютно всё равно.
И забегая вперёд, я предположу, что история происходила не в нашей стране, а в стране русскоязычной, но не нашей. Ведь Елены, Ольги и Иваны есть и там. А как там с богоугодными заведениями, я не знаю. Но, наверное, есть, как наследие СССР. Пенсии по инвалидности там были, и, конечно, есть.
Появление доброй и всепрощающей матери вызывает много вопросов. Ивану Петровичу сорок пять. В СССР рожали в среднем в двадцать три года. То есть матери Ивана Петровича уже под семьдесят. В Корее и Японии это средний возраст. У нас - кому как повезёт. Есть развалины, а некоторые даже замуж ещё собираются. И почему-то все уверены, что Анна Ивановна будет жива и здорова и способна потянуть такую ношу.
Вызывает вопрос, как медработники нашли мать Ивана Петровича, если он от неё отрёкся, и она поменяла адрес, купив небольшой домик. Ей было негде жить, ведь сноха выгнала её из квартиры, где женщина имела законную долю. Она жила у "сестры по вере".
Иван Петрович с матерью жили одни. Однажды, когда она была в отъезде, Иван Петрович решил удавиться. Но тут вошёл Михаил, соверующий Анны Ивановны. Его мать была порализована, и он так и не женился, посвятив свою жизнь ей. Когда она умерла, Миша приехал к Анне Ивановне, чтобы стать для неё сыном, и спас её кровного сына от самоубийства. И Иван Петрович тут же захотел, чтобы Миша стал для него братом, и остался с ним.
Я рекомендую не читать мою статью тем людям, у кого куча родственников, и у кого нет таких проблем, как у героев книги. Потому что лишние осуждения-обсуждения никому не нужны. Займите свой мещанский мозг чем-нибудь другим.
Вот так случилось чудо: трое одиноких, обречённых, всеми брошенных, оставленных людей, нашли друг друга и создали семью. Ведь семьи разные бывают, и родственники тоже. И это подсказка для тех, к кого такая же беда.
Иван Петрович написал Лене, у которой никогда не было отца и была больная мать, и больше никого из родственников. У Лены , как и у Миши, за этот период умерла мать, и тоже никого не осталось. Иван Петрович пригласил её к себе.
Дальше всё произошло идеально: Миша влюбился в Лену с первого взгляда, и они создали ячейку общества. Так четверо одиноких людей стали одной семьёй, и это потрясающе!
Но Лена всё-таки хотела призвать кое-кого к совести. Она снова поехала в бывшую семью своего названного отца Ивана Петровича. У Ольги, бывшей жены, естественно, был новый муж, и дети его совсем забыли. Бывшая жена сказала: "Соберите деньги и продукты этому калеке".
В повести есть эпилог: Иван Петрович и Анна Ивановна прожили долгую жизнь. Бывшая жена Ивана Петровича "ослепла во время опытов в химической лаборатории и её сдали в Дом инвалидов". Дети своей жестокостью пошли в неё, и бумеранг вернулся.
Эта история взята из жизни. По жанру это художественный очерк. В самом конце проявляется безымянный автор, которая навещает эту семью, и пишет о них книгу.
Мне всегда было очень интересно, в какие годы произошла эта история. Я понимаю, что всё намерено было изображено смыто и пунктирно, без привязки к местности.
Августина Ивановна Зозулина родилась 9 июня 1929 года, умерла в 2002 году. Книжка, которую я специально заказывала у распространителей, издана в 2004 году. Я читала издание 2003 года. Понятное дело, это посмертные издания.
Муж же Августины Ивановны, Михаил Иванович (1928 - 2018), был врачом. Возможно, он выписан в образе врача из больницы, а скорее всего, фельдшера Миши. Он учился на врача, но диплом ему не дали из-за "мракобесия".
Если автора книжки не стало в 2002 году, а времени после описанных событий прошло так много, получается, что история эта случилась ещё в СССР. Если уж жена-эсэсовка, получается, имела отношение к эксперементальной науке, и всерьёз занималась химией, как сама Мария Склодовская-Кюри! После развала СССР приветствовалась только торговля!
В СССР плохо относились к инвалидам, потому что они не работали, а работающие должны были их содержать. Сейчас же всё перевернулось с ног на голову, и пенсионеры и инвалиды, эти иждивенцы, смеются надо всеми, что их содержат пожизненно.
Ещё мне всегда интересно, где же могли происходить описанные события. Я думала, что где-нибудь в глубинной россии, каком-нибудь Тамбове.
Но я ошиблась. Не на периферии да и вообще не в России, а в другой стране, где всегда было много неясного, как в песне у Высоцкого.
Мне всегда было важно знать, кто по национальности автор книги, Августина Зозулина, в девичестве Поляк. Она написала ещё трагическую книгу "Семейный альбом" из трёх новелл, действие которых тоже явно происходит не в РСФСР, и автобиографию "Жизнь Тины". Я читала только "Детство Тины".
Августина родилась в 1929 году в Чехословакии, как я понимаю, на территориии Словакии. Её отец был чиновником, но умер молодым. Просто однажды он сказал маленькой дочери: "Тина, я скоро умру".
Это описано в "Детстве Тины". Начинается книжка слишком слащаво. В ней нет ничего специфического чехословацкого, которое ни с чем не перепутаешь.
Во время войны они жили в Мукачёво, где мать Тины приняла новую веру. Они выращивали свинью, холили и лелеяли, но мать, приняв новую веру, убила свинью и закопала её на пустыре, потому что так велит Библия.
После войны Августина жила в Ростове-на-Дону, Кемерове. Они с мужем объездили всю Западную Сибирь. Может быть, персонажи "Молитвы матери" жили где-то там?
А я думаю, что Иван Петрович, Анна Ивановна, Лена, Миша, жена-эсэсовка жили где-нибудь на Западной Украине.
Повесть "Молитва матери" какая-то вся климатически тёплая. Зима не упоминается, одни прогулки по парку, домик, сад.
Имена вымышленные, но такие имена есть и там. И их много и у нас, например, благочинный - из заападных, и, соответственно, его подчинённые - из западных. Потому что там, как ни странно, не только униатство и католичество, но есть, по их словам, строгие православные сёла. И зовут их отец Андрей и отец Виталий. А в других верах из них мною были встречены Игорь, Екатерина и Владимир. Кира, Настя. Да, и Анжелика Стефановна.
Многие из них вели себя очень странно, искорёженные запредельной ненавистью и подозрительностью.
Я не очень понимаю это явление. Понимаю, что это смесь венгров, поляков, гуцулов, смесь перцев. Если человек полукровка, он везде чужой, его не принммет ни одна сторона. А уж когда смесь многокомпанентная.
Чем, видимо, и объясняется запредельная жестокость и эгоизм жены Ивана петровича и его детей.


Рецензии