Дорога

Первые дороги, выложенные камнем, это дороги Древнего Рима. Древние цивилизации Египта, Междуречья и даже Греции укрепляли свои дороги от грязи песком, щебнем или гравием. Однако они не отличались долговечностью. Главной задачей дороги было быстрое передвижение, которое преследовало две цели: военную и торговую. Военная  дорога была даже более насущной, ибо  быстро  передвигающееся  войско могло вовремя отразить атаки врага. Возрождение каменных мостовых происходит в эпоху Ренессанса и тогда Европа обзаводится мастерскими каменотесов. Появилась профессия, гильдия, появились первые дороги. К XVIII веку Европа стала не только просвещенной, но и обзавелась приличными дорогами, по которым уже можно было путешествовать с комфортом, вести торговые дела и политические сделки.
Москва  стелила  дорогу  деревянными  досками,  в   равном  положении  находились  и другие дороги России. Проблема таких дорог заключалась в недолговечности: разбухании, дроблении копытами лошадей и колесами повозок. Строительство Санкт-Петербурга  как  европейской  столицы  естественно  влекло  за  собой и  задачу строительства приличных  дорог. Царским  указом  было велено  доставлять  в  город  дикий  камень,  который  приходил сюда и сухопутно, и  на лодках  водным  путем.  Причем  размеры  блоков тоже  указывались:  от  10  до  5  фунтов.  С   середины   XIX века мостовые  делаются  из  брусчатки:  камня  типа  песчаника  или гранита, обточенного в форме бруска и плотно пригнанного друг к другу. Были, конечно, и другие методы строительства дорог (например, чугунные мостовые), но вплоть до появления асфальта брусчатка была самым надежным и выгодным способом.
    В окрестностях Оренбурга дикого камня сколько угодно. И до сих пор в исторической части города при благоустройстве дорог вскрываются нижние слои дорожного покрытия, выложенного из дикого камня. Эти каменные мостовые, сохранившиеся с XIX века, напоминают о временах, когда город был важным торговым узлом на границе Европы и Азии. Каждый камень, уложенный руками мастеров прошлого, хранит в себе историю повозок, купцов и путешественников, которые веками двигались по этим дорогам.  Сегодня такие находки вызывают особый интерес у археологов и краеведов. Они не только свидетельствуют о высоком уровне инженерного искусства того времени, но и позволяют лучше понять, как развивалась инфраструктура города. Краеведы не раз поднимали вопрос об "увековечивании" небольшого отрезка старинной булыжной мостовой, как исторического арт-объекта. Но эти идеи не волнуют сердца и умы оренбургских чиновников. Выгоды для них от такой затеи - ноль. Да и нынешние предприниматели не особо восторгаются историческими артефактами. А тут помимо краеведческого интереса нужны материальные средства.
Сохранение этих исторических слоёв становится важной задачей для историков и краеведов. Ведь каждый камень — это часть культурного наследия, которое связывает прошлое и настоящее.

За бывшей мельницей купца Корнилия Дионисьевича Брагина в
районе пер. Мельничного (сейчас там предприятие "Хлебопродукт-2") сохранилось несколько метров старой булыжной дороги. Редкий для Оренбурга случай, когда при устройстве дороги использовали красный камень, а не белый. Удивительно, но ни один камень не выпал из полотна!
Камни так отшлифованы временем, что выглядят гладкими и блестящими.


Рецензии