Дорога
Москва стелила дорогу деревянными досками, в равном положении находились и другие дороги России. Проблема таких дорог заключалась в недолговечности: разбухании, дроблении копытами лошадей и колесами повозок. Строительство Санкт-Петербурга как европейской столицы естественно влекло за собой и задачу строительства приличных дорог. Царским указом было велено доставлять в город дикий камень, который приходил сюда и сухопутно, и на лодках водным путем. Причем размеры блоков тоже указывались: от 10 до 5 фунтов. С середины XIX века мостовые делаются из брусчатки: камня типа песчаника или гранита, обточенного в форме бруска и плотно пригнанного друг к другу. Были, конечно, и другие методы строительства дорог (например, чугунные мостовые), но вплоть до появления асфальта брусчатка была самым надежным и выгодным способом.
В окрестностях Оренбурга дикого камня сколько угодно. И до сих пор в исторической части города при благоустройстве дорог вскрываются нижние слои дорожного покрытия, выложенного из дикого камня. Эти каменные мостовые, сохранившиеся с XIX века, напоминают о временах, когда город был важным торговым узлом на границе Европы и Азии. Каждый камень, уложенный руками мастеров прошлого, хранит в себе историю повозок, купцов и путешественников, которые веками двигались по этим дорогам. Сегодня такие находки вызывают особый интерес у археологов и краеведов. Они не только свидетельствуют о высоком уровне инженерного искусства того времени, но и позволяют лучше понять, как развивалась инфраструктура города. Краеведы не раз поднимали вопрос об "увековечивании" небольшого отрезка старинной булыжной мостовой, как исторического арт-объекта. Но эти идеи не волнуют сердца и умы оренбургских чиновников. Выгоды для них от такой затеи - ноль. Да и нынешние предприниматели не особо восторгаются историческими артефактами. А тут помимо краеведческого интереса нужны материальные средства.
Сохранение этих исторических слоёв становится важной задачей для историков и краеведов. Ведь каждый камень — это часть культурного наследия, которое связывает прошлое и настоящее.
За бывшей мельницей купца Корнилия Дионисьевича Брагина в
районе пер. Мельничного (сейчас там предприятие "Хлебопродукт-2") сохранилось несколько метров старой булыжной дороги. Редкий для Оренбурга случай, когда при устройстве дороги использовали красный камень, а не белый. Удивительно, но ни один камень не выпал из полотна!
Камни так отшлифованы временем, что выглядят гладкими и блестящими.
Свидетельство о публикации №225012401023