Книги за 2024 год

все ссылки на тексты про книги есть в статье вконтакте https://vk.com/@julia_poluyko-knigi-za-2024-god

/Во множестве книги лишь рассеивают нас. Поэтому, если не можешь прочесть все, что имеешь, имей столько, сколько прочтешь - и довольно. «Но, - скажешь ты, - иногда мне хочется развернуть эту книгу, иногда другую». - Отведывать от множества блюд - признак пресыщенности, чрезмерное же разнообразие яств не питает, но портит желудок. Потому читай всегда признанных писателей, а если вздумается порой отвлечься на другое, возвращайся к оставленному.

Нравственные письма к Луцилию, Сенека/

собралась наконец то писать про книги прочитанные в 2024 году. дописывала тексты про книги, что прочитала буквально в конце года, так же есть еще несколько книг, о которых не успела написать, а некоторые и дочитать еще не успела, буду уже дочитывать в новом году. я наверное только второй год собираю все за год прочитанные книги и признаться, очень жаль, что не стала делать этого раньше. очень систематизирует, очень мне это нравится, эти списки. вообще про книги, чтение и мои мысли о разном я буду писать ниже, уже после списка всех книг. здесь же немного начну только эти размышления. заметила такую вещь, что списки прочитанных книг очень нервируют многих людей. как есть такое слово «триггер», нечто что вызывает неприятные эмоции, от чего хочется держаться подальше, вот людей буквально триггерит, когда кто то рассказывает о прочитанном, собирает это в списки и чем эти списки больше, тем сильнее других это видимо триггерит. не люблю кстати слова типа «триггерит», буду использовать например раздражает или тревожит. у меня есть ряд предположений почему так происходит. например на одном канале в телеграм, канал на тему книг и литературы, автор сделал запись о том, что он за год прочитал 109 (±) книг. такое количество конечно и поражает, и восхищает. и кстати об этом, я подробно размышляла в тексте про книги прочитанные за 2023 год, первая часть текста здесь и вторая часть текста здесь. все же приведу небольшой пример касательно количества книг, есть роман Горького «Жизнь Клима Самгина», мелким шрифтом там книга на более чем тысячу страниц, может даже 1200 страниц, точно не помню, вставать и смотреть лень. и есть книги, которые дай бог по 100 страниц и это еще при том, что шрифт очень крупный и много пустого места, тут полстраницы пусто, там тоже. это касательно объема. и не говоря про смысл, который в книге заложен. если я даже за год прочитаю 5 или меньше книг, но они объемом и значением, как роман Горького, то какая мне разница что кто то там прочитал 100+ книг? вот надо ощущать вот эту разность и книг, и читателей, и при этом у всех разные цели, когда люди читают. не все ищут знаний, кто то хочет убить время, кто то ищет развлечения, кто то занят каким то конкретным жанром и более не интересуется ничем. зачем сравнивать? но беда в том, что люди сравнивают, и когда они видят у других огромные списки книг, зная что сами не прочитали ровным счетом ничего, хотя вроде хотели бы и надо, их злость на себя, что хотел, но не читал, перекидывается на тех, кто эти списки выкладывает. вот причина такой нелюбви у многих к спискам книг. собственно на этой драматической ноте и перейдем к самому списку, а после списка я продолжу свои размышления о книгах и о чтении, и в том числе про современных авторов, которых я практически не читаю.

ПОВЕСТЬ «ВПОТЬМАХ», КУПРИН
думала, что начала год с (противного) Лескова, а оказалось с Куприна. Куприна читала по той еще причине, что смотрела сериал «Куприн», который в трех частях, потрясающий кстати сериал. очень понравился, с Михаилом Пореченковым. ссылки на мои тексты про сериал, и не только на него, есть в тексте Экранизация русской классики №3. в целом, люблю Куприна за «Яму».

цитата:

/— Уверяю вас, я сразу испугалась его, как только он сел рядом со мною.
— Но хуже всего, — перебил ее Аларин, — что у нас ни одна женщина не может быть гарантирована от подобного рода неприятностей. Ведь здесь проглядывает самое грубое сознание превосходства физической силы, а между тем я знаю многих образованных и даже гуманных людей, которые не стыдятся проделывать почти то же самое.
— Но ведь это ужасно! — возразила барышня. — Как же порядочный человек может позволить себе?..
— В том-то и дело, что здесь полное отсутствие какой бы то ни было порядочности. Конечно, люди, о которых я сейчас сказал, не выражают так грубо, как этот кавказец, своих низменных инстинктов, но все-таки... Я, право, не могу решить, догнали ли мы в этом отношении чересчур быстро Европу или это остатки старинного русского неуважения к женщине!
Александр Егорович в эту минуту совершенно искренно позабыл о кое-каких своих похождениях.
— Но если некоторые сознают это, почему же они не постараются как-нибудь подействовать на других? — спросила девушка. — Ну, писать, что ли, об этом?
— Пишут, — сказал Александр Егорович, — отовсюду слышатся голоса, ратующие за то, чтобы женщина заняла в обществе принадлежащее ей по праву место, отнятое у нее поработителем-мужчиной. Но это, по-моему, смешно. Здесь нужны коренные реформы в семейном и общественном воспитании целых поколений, а не жалкие возгласы.
Аларин с удовольствием высказывал эти обиходные истины. Он умел и любил говорить только тогда, если вокруг него не было слушателей, которых он инстинктивно считал бы сильнее себя. Сосредоточенное внимание сидевшей перед ним девушки, представлявшей олицетворенную неопытность и наивность, делало его развязным.

— Да, — продолжал он, увлекаясь собственными словами, — у нас вот и электричество, и гипнотизм, и все кричат, что человечество прогрессирует, а поглядите, в каком положении во всех цивилизованных странах находится женщина./

«МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ», АРТУР ШОПЕНГАУЭР
прошел год, а я так и не дописала текст про книгу Шопенгауэра, и видимо буду к нему еще возвращаться неоднократно. к тому же Шопенгауэр настоятельно отправил читателей к Платону и Канту, Платона я начала читать, Канта побаиваюсь, но наверное тоже начну, когда нибудь. сейчас у нас в Нижнем в Парке науки ННГУ «Лобачевский Lab» проходит цикл лекций посвященных Канту, хожу на эти лекции, частично тоже писала о них. не могу сказать, что это как то приближает меня к Канту, но определенно к философии в целом приближает, потому что в этом году я больше стала уходить в философию и изучение оной. и я признаться в полном восторге.

второй текст про книгу «Мир как воля и представление» я назвала «МИР КАК ИДЕЯ И ИЛЛЮЗИЯ» и вторая часть этого текста здесь. к слову еще, книга Шопенгауэра в полной мере не осмыслена, а только - прочитана. я так же писала ранее, что вообще можно брать одну книгу и осмыслять ее хоть всю жизнь, но мне этот вариант не подходит. поэтому размышления после прочтения Шопенгауэра еще будут мною продолжены и к книге я буду возвращаться.

цитата:

/Требование Канта, чтобы каждый добродетельный поступок совершался из чистого обдуманного уважения к закону по его абстрактным максимам, холодно, без всякой склонности к этому, даже вопреки ей, похоже на утверждение, что каждое подлинное произведение искусства должно создаваться по хорошо продуманному применению правил эстетики. То и другое одинаково нелепо. На поставленный уже Платоном и Сенекой вопрос, можно ли научить добродетели, ответ должен быть отрицательным. Надо наконец признать — в этом и источник христианского учения об избрании к благодати, — что в своей сущности добродетель, как и гений, — врожденное свойство и что как все профессора эстетики не могут объединенными усилиями придать кому-либо способность к гениальному творчеству, т. е. к созданию подлинных произведений искусства, так и все профессора этики и проповедники морали не способны превратить неблагородный характер в характер добродетельный, благородный — и надо сказать, что невозможность этого значительно более очевидна, чем невозможность превратить свинец в золото; поэтому поиски этики и такого ее высшего начала, которые могли бы иметь практическое влияние и действительно преобразили и улучшили человеческий род, совершенно аналогично попыткам найти философский камень.

Приложение «Критика кантовской философии», Шопенгауэр/

РАССКАЗ «ВЫВОД», ГОРЬКИЙ
случайно как то нашла этот рассказ, благодаря картине, о которой пишу в тексте более подробно. Горький описывает реальный случай, который он видел и был свидетелем всех описанных событий. рассказ очень маленький, но емкий, больше даже зарисовка.

цитата:

/Это я написал не выдуманное мною изображение истязания правды — нет, к сожалению, это не выдумка. Это называется — "вывод". Так наказывают мужья жён за измену; это бытовая картина, обычай, и это я видел в 1891 году, 15 июля, в деревне Кандыбовке, Херсонской губернии, Николаевского уезда.

Я знал, что за измену у нас, в Заволжье, женщин обнажают, мажут дёгтем, осыпают куриными перьями и так водят по улице. Знал, что иногда затейливые мужья или свёкры в летнее время мажут "изменниц" патокой и привязывают к дереву на съедение насекомым. Слышал, что изредка изменниц, связанных, сажают на муравьиные кучи. И вот — видел, что всё это — возможно в среде людей безграмотных, бессовестных, одичавших от волчьей жизни в зависти и жадности./

«ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ДОСТОЕВСКИЙ», МЕРЕЖКОВСКИЙ
это раритетная книга, о которой уже неоднократно писала и все тексты о ней собрала в одном, последнем тексте. Мережковского читала впервые и он меня очень заинтересовал, буду читать его и в дальнейшем. и кстати, тоже там в тексте писала, что не могу согласиться с видением Мережковского на счет этих двух писателей, на мой взгляд Толстого он видит весьма плоско. а Достоевского подчас идеализирует.

цитата:

/Таковы они в своем вечном противоречии и вечном единстве, - эти два демона русского Возрождения, - тайновидец плоти, Л. Толстой, тайновидец духа, Достоевский; - один - стремящийся к одухотворению плоти; другой - к воплощению духа. И именно в том, что их двое что они - вместе, (хотя они сами еще не сознают, что они вместе, и что не могут быть один без другого), заключается наша последняя и величайшая надежда.

Лев Толстой и Достоевский, Мережковский/

«ДАЙ ОГЛЯНУТЬСЯ… ПИСЬМА 1908-1930», ИЛЬЯ ЭРЕНБУРГ
прочитала первый том писем Эренбурга. и вроде не планировала писать о нем много, но опять вышло много. все тексты собрала в один на Проза.ру. второй том писем Эренбурга буду читать наверное после того, как прочитаю второй том его воспоминаний «Люди, годы, жизнь». люблю Эренбурга, откровенно не понимаю «нелюбви» и какого то неприятия к нему у некоторых. на мой взгляд предвзятость. но… есть нюансы, и это касается отношения к современным писателям, об этом ниже буду писать. мы иначе воспринимаем писателя если он например наш современник, а если он жил лет 100-200 назад, то его личность блекнет, а творчество остается. но если он наш современник, либо где то рядом, то его личность превалирует над его творчеством. и это порой мешает, личность заслоняет творчество, иногда люди не хотят даже вникать что он там пишет если человек им не нравится. если писатель жил 100+ лет назад, то можно с личностью как то смириться, а вот если он еще жив… то сложно это сделать.

цитата:

/Вчера получил газеты русские. Страшное впечатление производит все, что там делается. И какое то двойственное. Но одно несомненно - ни победа, ни поражение сами по себе не могут дать внутреннего перерождения, для этого нужно еще что то, что не знаю. Поражение даст, м.б. "свободы" etc, но вызовет жажду победы, жажду мщения и ненависть. Россия захочет быть внешне сильной, с каждым годом все теряя свою единую и подлинную силу. Есть в этом что то неизбежное. (Волошину, 1915)

Я не знаю, любите ли Вы Герцена - помните его статьи о Belle France - я их часто вспоминаю. Я не люблю теперешней Франции, обедов за 2fr.25 и законов Dalbiez. И Париж на этот раз особенно ясно мне показался пустым островом - он вне Франции и он больше мой, Ваш, Маревны, Риверы, Модильяни, чем всех этих комми от Кайо до Мерсеро. Тошно от них.
Бродя, зашли в деревушку итальянского типа, на площади перед церковью играли мальчишки, вечерело. На церкви солнечные часы, стертые, на фасаде романском и издевка уходящего солнца -

Jo veno e vengo ugni giorno
Ma tue andrai senja ritorno.

(итал. Я ухожу и прихожу ежедневно, // Но ты уйдешь безвозвратно)
(Волошину, 1915)/

«ИГРОК», ДОСТОЕВСКИЙ
прекрасный роман Достоевского, очень понравился! хотя сам писатель его мог и не любить по ряду причин, о которых пишу в тексте. так же смотрела экранизацию этого романа, фильм есть в подборке Экранизация русской классики №3, о которой выше писала. и фильм прекрасный, и роман. потом я слушала еще лекцию про Аполлинарию Суслову, много там всего интересного, их переписка тоже с Достоевским. Аполлинария Суслова пишут прообраз многих важных женских персонажей у Достоевского, не только в романе «Игрок». ой, оказывается я смотрела несколько фильмов… и все они связаны с периодом жизни Достоевского, когда он писал роман «Игрок». фильм «26 дней из жизни Достоевского», о том, как писался роман «Игрок». тоже прекрасный фильм! что есть, то есть. этот и другие фильмы про писателей в одной из моих подборок фильмов Фильмы про писателей и поэтов №2. много Достоевского было в начале года. и еще текст, там цитаты из романа.

цитата:

/— Помилуйте, — отвечал я ему, — ведь, право, неизвестно еще, что гаже: русское ли безобразие или немецкий способ накопления честным трудом?

— Какая безобразная мысль! — воскликнул генерал.

— Какая русская мысль! — воскликнул француз.

Игрок, Достоевский/

«РАССКАЗЫ», ЛЕСКОВ
Лесков, значит-с… с ним всё печально. начала я читать Лескова в начале года, и в целом можно было очень быстро всё это прочитать, там небольшой сборник рассказов. но дело не пошло. Лесков меня просто выбешивал своими женскими персонажами. это настолько отвратительно, что даже не знаю. я подробно об этом еще не писала, за год у меня совершенно не появилось желания к Лескову вернуться. я его конечно дочитаю, но когда - не знаю. сейчас я поняла только то, что данный автор мне категорически неприятен, и такое сильное неприятие к писателю у меня наверное впервые. даже Мураками настолько сильно меня от себя не отвернул, хотя тоже - неприятен. есть текст про экранизацию повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», фильм «Подмосковные вечера». если выбирать лучшие и худшие книги/авторов года, то Лесков определенно номер один в плане худшего, что я читала за год, по моему конечно личному мнению, потому что есть читатели, которые чуть ли его не превозносят. и так то он классик, но… мне категорически не нравится, почему - это буду разбирать уже позже, когда дочитаю книгу рассказов, сейчас где то половину прочитала. и захочу ли я о нем вообще написать, не знаю. посмотрим.

«РУЖЬЯ, МИКРОБЫ И СТАЛЬ», ДЖАРЕД ДАЙМОНД
мне кажется, я много где слышала про данную книгу, но она признаться не особо произвела на меня впечатление. мало того, как то так печально сложилось, что текст про данную книгу я писала 22 марта, и по ходу написания текста я увидела новости о теракте в Крокусе. и мне было потом не до этой книги. и возвращаться к ней после тоже уже не было желания. на мой взгляд книга необязательная к прочтению, лучше почитать например Льва Гумилева «От Руси к России». выводы Даймонда на мой взгляд неверны, причем в корне. видела недавно книгу, называется вроде как «Жестокость», исследования на тему жестокости человека, вот эта тема интересна и она может дать ответы, на ряд вопросов, которые ставит перед собой Даймонд. так же книга «Эффект Люцифера», о которой я знаю давно, планирую ее как нибудь прочитать, пока еще даже не купила. распределение людей по земле, распределение ресурсов, влияния, власти и денег, это не вопрос - микробов, оружия и стали, это во многом вопрос психологический и философский. по Даймонду, люди стали убивать потому что у них есть оружие и поэтому они стали главнее и сильнее. но вопрос то в другом, почему люди стали убивать? нож можно использовать разным способом, и не всегда это связано с тем, что бы причинить другому вред. оружием можно пристрелить кабана, что тоже так то жестокость, но его можно хотя бы съесть (наверное), в этом есть смысл. а вот уничтожение человеком человека, это вопрос никак не связанный с технологиями и вещами, это другое. и Даймонд не дает ответы на эти вопросы.

ПЕРЕПИСКА НИНЫ ПЕТРОВСКОЙ И ВАЛЕРИЯ БРЮСОВА
не читала, так как прочитала данную книгу несколько лет назад, а перечитывала Переписку Петровской и Брюсова. у меня большая любовь к Нине Петровской, это факт, который нужно просто принять, Петровскую, как и Цветаеву я могу вставлять везде, где надо и не надо, и мне не будет пере-. мне будет нормально, и даже хорошо. это те книги, авторы, к которым хочется возвращаться, а точнее, ты даже не то что возвращаешься к ним, они просто всегда с тобой и в тебе. я искала вроде какую то цитату из письма Брюсова, и не нашла ее… может быть найду ее в этом году. текста два, второй текст про Переписку Петровской и Брюсова здесь.

цитата:

/Когда мы ехали с тобой на автомобиле 9-го ноября, - разве знала я что нибудь? разве знала я, куда и зачем я еду, разве я знала, что это в последний раз мы пьем с тобой коньяк на Брестском вокзале! Я тебя больше не увижу, Валерий. Все чувства, и все предчувствия, и все сны говорят мне это. А мы прожили вместе долгую, страшную и прекрасную жизнь. Ее можно оторвать от сердца только с великой болью.

Но не думай, о не думай! Я ничего не хочу вернуть. Я только случайно оглянулась назад.

... сегодня вся печаль прошлого и настоящего больно давит грудь и мне хочется прижаться к кому то, хотя знаю, что не надо...

из письма Нины Петровской Брюсову, 19 апреля/2 мая 1912г/

ПИСЬМА НИНЫ ПЕТРОВСКОЙ К ОЛЬГЕ РЕСНЕВИЧ-СИНЬОРЕЛЛИ
прочитала небольшую переписку, точнее письма только самой Нины Петровской к Ольге Ресневич-Синьорелли. так же хотела прочитать письма, уже почти перед самой смертью Петровской, к Ходасевичу. мельком пока взглянула, тяжело конечно может быть их читать. Петровская болела, была без работы, без денег, всеми покинута… что то очень роднит двух этих мною любимых женщин, я бы сказала, гениальных, Петровскую и Цветаеву. их тяжелая, трагическая, если не сказать, ужасная судьба. Цветаева вернулась в Россию, Петровская нет, но Петровская уезжала раньше революции и вообще не по этой причине, по личным причинам, а не политическим, она из России уезжала. думала возвращаться, но то ли не успела, то ли не захотела. информации про Нину Петровскую очень мало, одна большая книга «Разбитое зеркало», которая у меня есть, но сейчас ее уже практически не купить, небольшой тираж. очень ценная в моей библиотеке книга, тоже раритет и любовь.

цитата:

/Зачем Вы не здесь, милая, милая! Жизнь в Берлине редко у кого веселая, но вся иная, лучшая, чем в Италии. Я только сейчас себя понемногу откапываю из-под какого-то мусора. Жила 8 лет точно в Шлиссельбурге. Верно, только на том свете мне воздадут за эти воистину погибшие годы. "Здесь все мне на память приводит былое..."

И Владя Ходасевич, горький друг моего прошлого, и А.Белый, и туманы, и моя комната, точно чудом восставший номер Северной гостиницы в Петербурге, и мягкая утренняя муть, и сама я снова похожа на "ту", которая "была живой когда-то", над бумагой по 8, 9 часов в сутки. Здесь, мне кажется, нужно приготовить душу к России, и переход уже не будет труден. Знаете, что меня особенно радовало, умиляло и восхищало так до половины октября — огороды на окраинах. Вам непонятно? Русские старые огороды, запущенные, дикие, с подсолнечником, березками и мальвой, с заросшими тропинками и бродящими курами. И это почти в Берлине!

Нина Петровская Ольге Ресневич-Синьорелли, 30 октября 1922 г./

«НА БЕРЕГАХ СЕНЫ», ИРИНА ОДОЕВЦЕВА
еще одна великолепная книга Ирины Одоевцевой! ранее читала и много писала про ее первую книгу «На берегах Невы». сейчас мельком смотрю текст про книгу «На берегах Сены», несмотря на то, что книга великолепная, умудряюсь Одоевцеву ругать… ну как бы, любить люблю, но и поругать могу. сейчас вспоминаю, что ругаю ее за то, что не пишет себя, не дает себя, не раскрывает. пишет только других. гениально пишет, легко, потоком, но себя - скрывает. мне это не понравилось. чуть иная по характеру, а может и совершенно иная, книга Нины Берберовой «Мой курсив», тоже воспоминания, но чувствуется другой характер, другой взгляд на всё и на всех. Берберову читала давно поэтому не могу более полно сравнить, лежат у меня кстати давно «Рассказы» Берберовой, надо их таки прочитать. Ирину Одоевцеву я бы советовала читать всем без разбора, это потрясающие книги. отдельно в этой книге особняком стоит Бунин и общение, дружба Одоевцевой с ним. невероятно интересно! про Бунина я даже хотела отдельно выписать цитаты из книги, может как нибудь еще займусь.

цитата:

/- Знаете, какой главный недостаток ваших писаний? - Он делает паузу и произносит веско: - Слишком интересно. Слишком динамично, будто одним дыханием. Да, представьте себе! Вы изумлены, вам кажется, что это ваше главное достоинство, а выходит наоборот. Вы как вцепитесь в читателя, так и катаете его в лифте вверх и вниз, не давая ему отдохнуть, прийти в себя, отложить книгу, пойти по своим делам. Где уж там! Если начинаешь читать вечером, так и будешь читать до вторых петухов. Вам кажется, что так и надо, что это хорошо? Вы этого и добиваетесь?

Он смотрит на меня насмешливо.

- Напрасно, сударыня! Пушкин говорил: поэзия, прости господи, должна быть глуповата. А я говорю - проза, прости господи, должна быть скучновата. Настоящая, великая проза.

На берегах Сены, Одоевцева/

«ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА», ЛЕВ ВЫГОТСКИЙ
интересная книга, которая на мой взгляд тоже дает больше вопросов, чем ответов. есть такая книга еще «Гениальность и помешательство» Чезаре Ломброзо, читала ее очень давно, в ту же пору, что и Ницше. более десяти лет назад. там тоже обсуждается та же тема. это долгий такой разговор, поэтому лучше его и не начинать. частично об этом я размышляю в тексте про книгу Выготского. когда читала Ломброзо не писала еще про книги, которые читаю, ну и как же зря! хоть что то, но сейчас считаю надо черкнуть на счет прочитанной книги. обязательно. и еще текст, где добавила цитаты из книги.

цитата:

/... искусство оказывается чем то вроде терапевтического лечения для художника и для зрителя - средством уладить конфликт с бессознательным, не впадая в невроз

... поэзия есть болезнь человека, спор идет только о том, к какому типу душевной болезни следует приравнять поэта.

Психология искусства, Лев Выготский/

«НЕОБЫЧАЙНЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ ХУЛИО ХУРЕНИТО», ИЛЬЯ ЭРЕНБУРГ
один из романов Эренбурга, который был прочитан мною в этом году. и очень печально, что читала с телефона, в электронном варианте. не люблю! нет возможности отмечать цитаты, люблю листать книгу, не то и точка. будет возможность, если увижу, куплю бумажные книги Эренбурга, а лучше - собрание сочинений. даже так. начала писать про роман и не дописала, возможно еще вернусь к нему. Эренбург очень современен! складывается ощущение, что читаешь писателя, который живет в одно время с тобой, вот такой эффект у Эренбурга. и это удивительно. некоторые цитаты хочется перечитывать много раз. это и есть талант настоящего писателя. поэтому что бы не говорили про Эренбурга, как личность, писатель он стоящий, большая и вершина и величина. нежелание этого признавать - предубеждение. к Эренбургу надо возвращаться, надо читать Эренбурга! таково мое мнение.

цитата:

/Но Учитель решительно выступил против нас и начал защищать войну.

"Выйдя в дорогу, надо идти. Если очень скверно, ускорить шаг. Но не оглядываться назад, где у печки было тепло, ветер в трубе выл по-диккенсовски, а на столике лежал мармелад со щипчиками. Трусы! Вы не дети своего века, вы кринолинщики, романтики, подавившиеся слюной умиления, мусорщики вчерашнего благополучия! Вы спрашиваете, что хорошего дала война? Она хорошо ударила по башке. Это прежде всего.

Война — это ненависть народа к народу, а между прочим, никакие
проповедники братства, никакие книжки писателей, никакие путешествия, никакие переселения народов не могли их так сблизить, спаять, срыть рубежи, как эти годы в окопах. Опять шутки войны, все вышло шиворот-навыворот. Оказалось, что ненавидят, восторгаются, трусят, колют, терпят в окопах, хрипят, помирая, гниют все — и французы, и немцы, и русские, и англичане — до удивительности одинаково. Посидели рядышком — заметили. Пока один играл на мандолине, а другой ходил на медведя с рогатиной, казалось что-то разное; может, и правда, медведь ближе, роднее, нежели тренькающий мандолинщик. А послали делать одно дело — сразу ясно стало, даже не близнецы, а двойники, разве что у одного бородавка под лопаткой, а другой часто икает.

Необычайные похождения Хулио Хуренито, Эренбург/

«АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО И ДРУГИЕ АСТРАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ», АРТУР Э. ПАУЭЛЛ
отличная книга, небольшая, но емкая. в тексте про книгу даю ссылку на документальный фильм про прошлые жизни. и второй текст про книгу. во втором тексте есть ряд книг, которые сама еще планирую прочитать, дала их списком. из них уже был прочитан Успенский, о нем далее. ну и саму Блаватскую было бы неплохо прочитать, основные ее труды я еще не читала. в прошлом году читала ее объемную биографию, потрясающая книга!

цитата:

/Человек воплощается в физическое тело с целью, которая может быть достигнута лишь в физическом мире. Это те уроки, которые должны быть усвоены именно здесь, а не в других местах. И чем быстрее мы их усвоим, тем быстрее избавимся от необходимости возвращаться в низшую и ограниченную сферу жизни./

ПОВЕСТЬ «ВЕШНИЕ ВОДЫ», ИВАН ТУРГЕНЕВ
читала повесть, так как собралась смотреть ее экранизацию. сейчас мельком читаю свой текст, пишу, что в восторге. значит повесть понравилась, признаться к концу года уже смутно помню. вот поэтому и надо писать свои впечатления. забывается всё тут же. надо читать и перечитывать Тургенева, на заметку еще.

цитата:

/Санин говорил о своих путешествиях, о житье в Петербурге о своей молодости...Будь Марья Николаевна светской дамой, с утонченными манерами - он никогда бы так не распустился; но она сама называла себя добрым малым, не терпящим никаких церемоний; она именно так отрекомендовала себя Санину. И в то же время этот "добрый малый" шел рядом с ним кошачьей походкой, слегка прислоняясь к нему, и заглядывал ему в лицо; и шел он в образе молодого женского существа, от которого так и веяло тем разбирающим и томящим, тихим и жгучим соблазном, каким способны донимать нашего брата — грешного, слабого мужчину, одни — и то некоторые и то не чистые, а с надлежащей помесью — славянские натуры!/

«КЛЮЧ К ЗАГАДКАМ МИРА ИЛИ TERTIUM ORGANUM», ПЕТР УСПЕНСКИЙ
очень важная книга. прочитана, но полностью не осмыслена, книга, к которой стоит возвращаться всю жизнь. есть ряд книг, о которых мне иногда писать не хочется. иногда книги не особо хорошие и я могу по этой причине о них не писать, умолчать. мало ли кто соблазнится, а там бяка. лучше не напишу. но бывает и обратное, книга настолько хороша и настолько важна, что я искренно (!) считаю, что к человеку она должна прийти сама, ее не советует - ее находят. в этот момент мне хочется о книге умолчать, потому что такое еще называют «метать бисер перед свиньями». я вообще не люблю это дело. есть вещи, которыми невозможно делиться. ты либо придешь к ним сам, либо не придешь. и я опять же искренно (!) считаю, что те ключи, о которых пишут и говорят немногие, они и не должны быть доступны всем. да, вся информация вроде как в свободном доступе, но не находясь на определенном уровне сознания большинство ее и не найдут. потому что дело не в поиске, а в том как работает твое сознание. я об этом много писала, в разных текстах. это то, что я думаю сама на этот счет. я не могу сказать что я что то скрываю, так же как не скрывал и Петр Успенский, так же как не скрывает и Ксения Меньшикова, ее книгу «Эгрегоры и управление реальностью» я тоже не особо хотела в том году добавлять. всё это тяжелая артиллерия. но говорить можно с теми и тем, кто сами дошли до определенного уровня. давать знания людям, которые находятся на уровне сознания малых детей, это словно дать этим детям острый кинжал. то же с любыми знаниями. вообще сейчас идет мысль о том, что при таком количестве людей на земле знания, некий пласт знаний, не будет дан в принципе. потому что чрезмерное количество людей, которые будут как помехи, в информационном поле, что то такое. когда будет меньше людей на земле, а это обязательно должно быть, тогда начнут проявляться и знания.

и еще касательно движения мысли. на днях смотрела лекцию про тайны русского языка, что все слова читаются во первых по слогам, и во вторых справа налево. тема языка, слова это одна из моих любимых тем, я в это еще буду углубляться. и слово СМЕРТЬ было прочитано иначе, справа налево и по слогам, и оно не то что переводилось, а означало, так наверное лучше сказать - движение мысли. почему существует смерть? нет знаний о переходе из мира Яви в мир Нави, из мира материального в Тонкий мир. граница скрыта от людей, непонята, страх. почему нет знаний? нет движения мысли. смерть существует потому что нет движения мысли в сознании человека.

книги уровня книги Успенского не советуют, их находят, к ним приходят сами.

цитата:

/В области мысли уже установили существующий порядок, и борьба с ним уже объявлена преступлением.

Но свободная мысль не может остановиться ни на каких рамках. Никакой один метод, никакая одна система не может удовлетворить ее. Она должна брать от всех, что в них есть ценного. Она не должна ничего признавать решенным и не должна ничего считать невозможным.

Истинное движение, лежащее в основе всего, есть движение мысли.
Всё, что останавливает движение мысли - ложно./

«ПСИХОЛОГИЯ СТРАХА», ЯКОВ ФРЕНКЕЛЬ
отличная книга, небольшая, но очень интересная, емкая.

цитата:

/Страх вездесущ. Он определяет, будем ли мы полны отчаяния или мужественны, старательны или бездеятельны, уступчивы или эффективны, любезны или строптивы, дисциплинированны или небрежны, готовы посмеяться или серьезны, радостны или полны уныния, очаровательны или невежливы, задумчивы или беззаботны.
Течение нашей жизни во многом определяется нашими страхами. Когда люди становятся выдающимися спортсменами, творческими художниками, честолюбивыми учеными, успешными бизнесменами или могущественными политиками, их сознательные и бессознательные страхи во многом способствуют этому./

«ДЕНЬГИ БЕЗ ДУРАКОВ», АЛЕКСАНДР СИЛАЕВ
книга заинтересовала потому что в какой то момент я стала изучать биржу и инвестиции. книга сложная, но увлекательная. философская! взгляд философа на деньги, о многом задумываешься вместе с автором.

цитата:

/Можно инвестировать в это, можно инвестировать в то./

«ПЕРВЫЙ ПОЛ», Э. ГОЛД
одна из лучших книг года! книга, которая полностью объясняет и я бы даже сказала обезоруживает патриархат, патриархальную систему, в которой мы живем. прекрасное лекарство для женщин, что бы излечиться от патриархальной ереси в сознании. неистово рекомендую каждой! читать и перечитывать, учить наизусть. знать! всё что происходит с этим миром сейчас - большая беда, если не сказать катастрофа. началась она не вчера, и даже не 100 лет назад. гораздо раньше. мы живем в культуре, которая отрицает не только женщин и женское, это культура, которая отрицает - жизнь, она стоит в оппозиции к жизни, и равно к женщине. подобная система не может быть природной и естественной, именно ее искусственное, насильное создание и привело к упадку и моральному вырождению, к деградации людского сознания. не понимая этого нельзя понять ровным счетом ничего, ни в мире, ни в жизни, ни в самом себе. это касательно обоих полов. еще текст про книгу.

цитата:

/В неистовой неуверенности, вызванной страхом перед женщиной, мужчина переделал общество по своему собственному образцу смятения и раздоров и создал мир, в котором женщина - аутсайдер. Он переписал историю с сознательной целью игнорировать, принижать и высмеивать великих женщин прошлого, точно так же как современные историки и журналисты стремятся игнорировать, принижать и высмеивать достижения современных женщин. Он обесценил женщину до объекта своих низменных физических желаний и переделал Бога по своему образу и подобию - в "Бога, который не любит женщин". Хуже всего то, что он попытался превратить саму женщину в безмозглое подобие, робота, который должен безропотно подчиниться вере в собственную неполноценность.
Миф о женской неполноценности господствовал так долго, что самим женщинам трудно поверить в то, что их собственный пол когда то и очень долгое время был высшим и доминирующим полом. Чтобы вернуть женщинам их древнее достоинство и гордость, их нужно научить собственной истории.../

«ЛЕТО 1925 ГОДА», ИЛЬЯ ЭРЕНБУРГ
всё хорошо, кроме того, что читала опять с телефона… нужна книга.

цитата:

/«Интрига меня мало занимала, я хотел изобразить одиночество человека в большом городе, отчаяние многих людей, с которыми встречался, судьбу поколения, побывавшего у Вердена»./

«ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ», ЖАН БОДРИЙЯР
книга понравилась, вызывает много мыслей, объемная. нужное чтение. автор поднимает темы в целом необъятные и пытается их объять. получается у него это лучше, чем у Джареда Даймонда, о котором писала выше.

цитата:

/Все обязаны заботиться о себе и развиваться./

РАССКАЗ «ОСЕНЬ В ДУБОВЫХ ЛЕСАХ», ЮРИЙ КАЗАКОВ
новый для меня писатель. потрясающий рассказ! под большим впечатлением. о чем подробно пишу в тексте, там же есть и аудиоверсия рассказа, очень хорошая. не любительница аудио формата, но здесь не к чему придраться, отлично. возможно стоит чаще слушать аудиокниги, не совсем мое, но можно добавить для разнообразия.

цитата:

/Часа в два ночи я встал в темноте, потому что не мог спать. Мне казалось: если я усну, она куда-то уйдет от меня, я не буду ее ощущать, а мне хотелось, чтобы она была все время со мной и я бы это знал. "Возьми меня в свои сны, чтобы я был всегда с тобой! - хотелось мне сказать. - Потому что нельзя расставаться надолго". Потом я подумал, что люди, которые уходят от нас и мы их не встречаем больше, эти люди для нас умирают. А мы для них. Странные мысли приходят в голову ночью, когда не можешь спать от радости или от тоски./

«ШАХМАТНАЯ НОВЕЛЛА», СТЕФАН ЦВЕЙГ
небольшое, но значимое произведение Цвейга. честно говоря была удивлена трагической судьбой писателя… читала ранее его эссе про Казанову, Ницше и Фрейда. перекликается с романом Набокова «Защита Лужина», про игру в шахматы. есть что то общее. одно из объяснений кстати, как у людей рождается талант, то же мастерство с игрой в шахматы. человек был увлечен чем то буквально, что бы не сойти с ума. так и многие писатели живут пока пишут… поэтому им необходимо письмо как воздух. читая их кто то скажет «талант», но человек делает это что бы жить. это некая точка опоры, и личности, и жизни в целом. понимают лишь те, что имеют такое «дело жизни».

цитата:

/Я ничего не делал, ничего не слышал, ничего не видел. Особенно по ночам. Это была пустота без времени и пространства. Можно было ходить из угла в угол, и за тобой все время следовали твои мысли. Туда и обратно, туда и обратно... Но даже мыслям нужна какая-то точка опоры, иначе они начнут бессмысленно кружиться вокруг самих себя: они тоже не выносят пустоты. С утра и до вечера ты все ждал чего-то, но ничего не случалось. Ты ждал, ждал — и ничего не происходило. И так все ждешь, ждешь, все думаешь, думаешь, думаешь, пока не начинает ломить в висках. Ничего. Ты по-прежнему один. Один. Один.../

«БИЗНЕС. СЕГОДНЯ И ЗАВТРА», ГЕНРИ ФОРД
очень достойная книга! несмотря на то, что по началу еще начала ругаться на Форда, очень много подробностей его заводов и производства. но это нужно для понимания того, каким был сам Генри Форд. человек невероятного просто масштаба! и явно деньги не были его основной целью, хоть он и определенно умел их считать. есть над чем подумать и чему поучиться.

цитата:

/Тот, кто быстро обогащается, не может остаться богатым; начать дело только для того, чтобы обогатиться, - это значит зря тратить силы./

«НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ», СЕНЕКА
одна из лучших книг года! под большим впечатлением. истинная философия и мудрость, очень рада, что открыла для себя эту книгу. и вообще в этом году - философию. ранее я всегда боялась этих дат, до нашей эры или какие то там очень давние века, не могла это всё объять и принять. так как мало знаний в истории, один большой пробел… и это надо восполнять. в этом помогают еще и лекции, по философии той же, по истории, по литературе. сейчас очень интересен момент перехода к христианству, вместе с философией интересна еще и теология, это то, к чему двигаюсь на данный момент. всё это хочется знать.

цитата:

/"Но чего ради я учился?" - Нечего бояться, что труд твой пропал даром: ты учился ради себя самого.

Нравственные письма к Луцилию, Сенека/

«ЛОВУШКА ДЛЯ ЖЕНЩИН», ШВЕЯ КРОВАВАЯ
еще продолжение текста про книгу здесь. книга страшная и обязательная к прочтению всем женщинам.

цитата:

/В самом патриархате с самого его зарождения лежит гибельная бомба: система, построенная на насилии, всегда гниет изнутри. Единственный логичный конец мужской власти в мире - падение с очень большой высоты, той высоты, на которую мужчины сами же и забрались. Наша задача их толкнуть./

«КЛУБ НЕИСПРАВИМЫХ ОПТИМИСТОВ», ЖАН-МИШЕЛЬ ГЕНАССИЯ
продолжение о романе здесь и здесь. и про роман я не договорила! и еще планирую к нему вернуться, к теме эмиграции. вообще отличный роман! есть в книге что то, что цепляет и не отпускает. к книге хочется возвращаться. пишут у романа есть продолжение. я немного (много) прицепилась к автору на счет темы романа, почему такая тема. вопрос для меня остается открытым.

цитата:

/Я никогда не понимал, как можно говорить одно, а делать совсем другое. Клясться, что любишь, и ранить любимого человека. Дружить и легко забывать о друге. Принадлежать одной семье и ничего не знать друг о друге. Провозглашать высокие принципы и не следовать им, утверждать, что веришь в Бога, и поступать так, словно Его нет, мнить себя героем и поступать как сволочь./

«МАГИЯ МОЗГА И ЛАБИРИНТЫ ЖИЗНИ», НАТАЛЬЯ БЕХТЕРЕВА
к этой книге тоже планирую еще вернуться.

цитата:

/Это, конечно, еще не наука. Но и не лженаука. Так — бывает... /

«О ПОДЧИНЕНИИ ЖЕНЩИНЫ», ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ
с этой книги начала писать статьи, и оказалось очень удобно и хорошо! а по началу ругалась. тема подчиненного положения женщины, сложно сказать какие мысли принадлежат автору, а какие его жене, которая и является изначальным автором этой книги, только название было иным. Милль по сути переработал книгу жены. об этом подробнее пишу в тексте.

цитата:

/Брак - единственный вид рабства, известный современному закону; в легальном смысле теперь уже нет порабощенных, кроме хозяйки в каждом доме./

СБОРНИК СТИХОВ «СЕСТРА МОЯ ЖИЗНЬ», БОРИС ПАСТЕРНАК
знакомлюсь более близко с Пастернаком.

цитата:

/Нет, не я вам печаль причинил.
Я не стоил забвения родины.
Это солнце горело на каплях чернил,
Как в кистях запыленной смородины./

«ГОСУДАРСТВО», ПЛАТОН
дочитала книгу где то до половины, поняла что надо немного от нее отдохнуть. по началу была под большим впечатлением, потом как то впечатление смазалось. в тексте про книгу размышляю про Сократа, и как будто он мне не нравится…

цитата:

/И крючкотвор же ты, Сократ, в твоих рассуждениях!/

«БЕСЕДА С БОГОМ СТРАНСТВИЙ», РЮНОСКЭ АКУТАГАВА
книга рассказов, медленно читаю ее, так же где то половину книги прочитала. в статье размышляла о своих впечатлениях, об авторе, которого читаю впервые. цельного мнения пока нет на счет книги, буду дочитывать.

цитата:

/Нет ничего более бессмысленного, чем предаваться удовольствиям, позабыв о смерти.

Юноши и смерть, Рюноскэ Акутагава/

«ОХРАННАЯ ГРАМОТА», БОРИС ПАСТЕРНАК
сильное произведение! ни на что не похожее, неожиданное. почему начала читать, даже не знаю, как то заодно после сборника стихов «Сестра моя жизнь». под впечатлением, в конце - до слез.

цитата:

/Существует психология творчества, проблемы поэтики. Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок.

Мы перестаем узнавать действительность. Она предстает в какой-то новой категории. Категория эта кажется нам ее собственным, а не нашим, состояньем. Помимо этого состоянья все на свете названо. Не названо и ново только оно. Мы пробуем его назвать. Получается искусство.

Самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье, и лучшие произведенья мира, повествуя о наиразличнейшем, на самом деле рассказывают о своем рожденьи. Впервые во всем объеме я это понял в описываемое время./

СБОРНИК СТИХОВ «СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ», АЛЕКСАНДР БЛОК
тоже сложно сказать, почему взяла в руки Блока, никак не удается мне с ним сойтись… видно не сойдемся. подробнее об этом писала в статье. читать Блока еще планирую в дальнейшем.

цитата:

/Люди могут отворачиваться от поэта и от его дела. Сегодня они ставят ему памятники; завтра хотят "сбросить его с корабля современности". То и другое определяет только этих людей, но не поэта; сущность поэзии, как всякого искусства, неизменна; то или иное отношение людей к поэзии в конце концов безразлично.

Мы умираем, а искусство остается. Его конечные цели нам неизвестны и не могут быть известны. Оно единосущно и нераздельно.

О назначении поэта, Блок (1921 г.)/

«ЧАША И КЛИНОК», АЙСЛЕР РИАН
читала книгу с телефона, пока не успела о ней написать. в целом интересно. это более легкая версия книги «Первый пол», более такая добрая что ли, из разряда как в мультфильме «ребята, давайте жить дружно!». на мой взгляд книга чем то наивная, об этом наивности тоже пишет Швея Кровавая. если бы всё было так легко и просто, как думает Айслер Риан, то наверное мы давно бы жили в мире, в котором женщин не убивают и не насилуют, и не мучают на камеру. но что то пока нет. книгу дочитала давно, напишу о ней чуть позже.

«НЕЧИСТАЯ, НЕВЕДОМАЯ И КРЕСТНАЯ СИЛА», СЕРГЕЙ МАКСИМОВ
книга в процессе чтения, очень интересная! где то половину прочитала, и на удивление есть пересечение с другой книгой, про стихии. книга про суеверия, про отголоски язычества и старой веры, до прихода христианства. сегодня тоже читала и думала, зачем нам чужая вера… зачем ее приняли. не наш пророк, язык не наш, святые писания, перевод переводов. нет исходных данных, не понимаю. об этом тоже было в лекциях по философии, философия в Средние века, как философию стала вытеснять религия, христианство. это надо изучать конечно более подробно.

«СИЛА СТИХИЙ. РАСКРЫТИЕ И ПОЗНАНИЕ», КСЕНИЯ МЕНЬШИКОВА
в процессе чтения, теорию прочитала, осталась практическая часть. вторая книга Ксении Меньшиковой, которую я читаю. книга из той же серии, когда книги не советуют, а к ним приходят сами. или не приходят. о книге напишу позже.

цитата:

/Поднимайся дальше и уразумей, наконец, что всё путное в этой жизни можно сделать, только если ты один./



вот планировала еще что писать после списка книг… не в этот раз! знатно утомилась пока всё собирала в одном месте. про современных авторов хотела еще написать, в другой раз. может кого еще и прочитаю, заодно там на эту тему и поразмышляю.


Рецензии