Немного о Гарри Поттере, Или о любимом герое моих
Писательница назвалась Джоан Кэтлин Роулинг, взяв второе имя своей бабушки, хотя у самой было одно имя. Почему? Как вы думаете? Хотела затеряться или искала защиту под именем родного человека, опасаясь неизвестных последствий?
Итак, с чего всё началось? Меня всегда интересует вопрос: как человек вступает на путь, на который он лишь искоса смотрел до сего дня? Что происходит с ним вдруг, когда воображение крадёт твой разум и твоё сердце и переносит на этот раз в несуществующий или в невидимый нами, современниками, мир фэнтэзи. Это случилось в 1990 году, когда однажды Джоан ехала в переполненном поезде, следовавшем из Манчестера в Лондон. Тогда, по её словам, идея о Гарри Поттере вдруг «упала на голову»: «Я писала почти непрерывно с шести лет, но я никогда не была так взволнована идеей раньше. Я просто сидела и думала четыре часа подряд (из-за опаздывающего поезда), а все детали кипели в моём мозгу, и этот худой, черноволосый мальчик в очках, не знавший, что он волшебник, становился для меня всё более и более реальным».
И вот по приезде она начала писать и родилась 1-я часть поттерианы. Одно из любимых мест, где создавался литературный шедевр, - кафе в Эдинбурге. «Я просто писала то, что хотела писать. Я писала то, что развлекало меня. Никогда, даже в самых дерзких своих мечтах я не ожидала такой популярности», -делилась Роулинг.
Представили себе, как молодая девушка с чистыми или исписанными листками бумаг сидит у окна The Elephant House, мечтательным рассеянным взглядом смотрит сквозь стекло и видит пролетевший над домами фордик, которым управляет Рон Уизли, или любознательную девочку-отличницу Гермиону Грейнджер, с увлечением читающую книжку в удаляющемся с платформы 9 и три четверти поезде, или проезжающий мимо трёхэтажный автобус, где Гарри Поттер вытягивается в спичку.
Через 5 лет, в 1995 году, рукопись «Гарри Поттер и философский камень» автор отослала нескольким литературным издательствам. В название автор поставила имя главного героя, потому что именно в нём сконцентрировала те человеческие качества, которые хотела бы видеть в подрастающем поколении: простота и искренность, преданность и честность, наконец, небывалая смелость и мужество в преодолении не просто трудностей, а того, чего опасается каждый человек, будь он взрослый или ребёнок- неугасающего страха смерти.
Мальчика окружили герои, которые подчёркивали его сказочную индивидуальность. Мы влюбляемся с первых минут в друзей Гарри Джеймса Поттера, переживаем за их неудачи, радуемся их открытиям, верим, что, как и в любой сказке, добро одержит победу над злом.
Сюжет совсем простой: тот, чьё имя нельзя даже называть, но мы всё же сделаем это- Волан-де-Морт -олицетворяет чёрное зло и смерть. И победу над великим магом тьмы мог одержать лишь маленький мальчик со шрамом в виде молнии. Мы могли бы сказать, что обыкновенный маленький мальчик, но с первых минут знакомства с ним понимаем, что удивительный Гарри- необыкновенный ребёнок. Весомость и значимость этой победы в том, что мальчик не был один: преданные друзья- Рон и Гермиона, профессор Макгонагал, доктор Дамблдор, Хагрид, волшебные Добби и Букля, ушедшие в иной мир родители-Лили и Джеймс Поттеры и даже те, кого нельзя назвать единомышленниками,- Драко Малфой- все они привели к общей победе добра над злом, потому что укрепили волю, раскрыли разум, проверили силу характера главного героя. Как в русских народных сказках, смерть Кощея Бессмертного, на которого очень похож Волан-де-Морт, спрятана «за семью замками», так и смерть чёрного мага в семи таинственных крестражах. Их необходимо понять, найти, раскрыть и преодолеть. И такое под силу лишь разумным, отважным, добрым и справедливым героям.
Родители Гарри погибли, когда он был ещё совсем маленьким, но они всегда оставались рядом. Мальчик видел их образы, разговаривал с ними. Они помогали и защищали своего сына. Зная истину, что жизнь и смерть несовместимы, мы не раз убедились, что родительская любовь и беззаветная память способны спасти близкого человека в самых безвыходных ситуациях.
По словам писательницы, основной темой поттерианы является смерть: «мои книги в основном о смерти. Они начинаются со смерти родителей Гарри. Или взять неотступное стремление Волан-де-Морта покорить смерть. Бессмертие любой ценой- цель всякого, кто прикоснулся к магии. Я так понимаю, почему он хочет победить смерть: мы все боимся её».
Но разве мы, читатели и зрители, понимаем, что всё здесь о смерти? Совсем нет! Для меня яркой темой остаётся проблема индивидуальности-угнетения и выживаемости, неравные условия детства, или как бы сейчас назвали, проблема буллинга. Умение противостоять большинству, выстраивать личные границы, учиться жить в социуме, где тебя считают «ненормальным»- это переживает каждый ребёнок на пути взросления и формирования своего «я». Конечно, тема власти и злоупотребления ею, предрассудки, проблемы выбора, любовь и дружба-всё это переживают герои, и мы вместе с ними. Джоан Роулинг полагает, что «тирания способна начаться с людей, впавших в апатию и ступивших на лёгкий путь, которые вдруг оказываются в тяжёлом положении». Значит ли, что тяжесть положения оправдывает твою ненависть, жестокость? Стремление к победному единоначалию- страшно. Таким, я полагаю, должен быть вывод читателя или зрителя. (На картинке зал в Крайст- черч, Оксфорд, Великобритания).
Торжественная или волнующая музыка, любимые или устрашающие герои, антуражная обстановка- захватывает, окунает нас в загадочный мир фэнтэзи. С одной стороны, перед нами реальная Тисовая улица, обыкновенные предметы, вещи, игры, но все они крайне необычные, постоянно меняющиеся и совершенно непрогнозируемые: привычные машины и мотоциклы, но они летают, студенты, обучающиеся в школе, но это школа магов Хогвартс, спортивные соревнования, но не в футбол и не баскетбол, а в квиддич, магазин-лавка, но там продаются волшебные палочки, газеты и журналы, однако с живыми фотографиями. Длинная цепочка сказочных героев: драконы, великаны, гоблины, гиппогрифы, кентавры, трёхголовые собаки, дименторы, василиски, русалки, единороги- все они проверяют наших отважных героев «на вшивость», но ни разу друзья не предают друг друга. Да, бывало, они ссорились, кажется, почти расставались, но никогда не бросали друг друга в опасности.
Каждому, кто откроет книгу или включит фильм, будет о чём подумать, помечтать, проверить, спросить о многих вещах самого себя: любит ли он родителей, помнит ли об ушедших, верен ли он своим друзьям, способен ли на бескорыстный или смелый поступок, сможет ли он изменить мир, начиная, в первую очередь, с самого себя. Я безмерно счастлива и благодарна Джоан, что детство с Гарри украсило, насытило и обогатило время взросления моих мальчишек, причём как одного, так и другого: что-то волшебно-доброе каждый раз магически проникало в сердца моих детей, когда они взрослели вместе с героями сказочного фильма. И каждая новая встреча сулила нам радость победы добра над злом и наивысшую благодарность за счастливое завершение истории, которая незаметно оседала в светлом сосуде благости, рассеивающем среди окружающих чудеса милосердия и щедрости, благородства и смелости. Вольно-невольно, но теперь образы моих детей в бордово-золотистых шарфах и тёмных мантиях с капюшонами мелькают на экране вместе с маленьким и добрым волшебником. Да! Теперь такие чудеса!
Кого благодарить? Роулинг?- за её смелость отнести свои фантазийные истории в редакцию? Моих сыновей? – преданно и навсегда полюбивших героев поттерианы и заразивших этой чудесной сказкой меня. Время?- родившее тайну прикосновения к магии, колдовству обыкновенных волшебников? А быть может, все эти обстоятельства одновременно. Оглядываясь назад, понимаю, что зимние вечера с чарующей музыкой и тёплыми бликами экрана в кругу моих детей- есть неповторимое счастье первого пушистого снега, падающего прямо на нас после взмаха волшебной палочки. «Каждая история живёт до тех пор, пока хоть кто-то хочет её слушать. Истории, которые нравятся нам больше всего, живут в нас вечно. Так что, сколько бы вы не возвращались к прочтению книг или просмотру фильмов, Хогвартс будет всегда рядом, чтобы принять вас домой», - приглашает вас к очередной новогодней встрече писательница Джоан Кэтлин Роулинг.
Декабрь 2024г
Свидетельство о публикации №225012401080
Элина Шуваева 08.02.2025 13:22 Заявить о нарушении
Елена Толпекина-Волкова 10.02.2025 11:49 Заявить о нарушении