Бой призраков
Получается, что раз человек – существо общественное, так и индивидуальные призраки в головах индивидуальных граждан нередко поступаются своими различиям, чтобы, объединившись воплотиться в призраки коллективные, общественные. Призраки огромные, которые становятся философскими учениями и кажущийся непобедимыми и всесильными. Один призрак бродит по производственной компании рождая миф о ее богатстве, величии, покорении рынка. Другой бродит - по отельной взятой стране, третий - по Европе, четвертый - по Ближнему Востоку и Центральной Азии. И вот группа людей объединяется по приверженности призраку. И соответственно -по признаку. Признаком такой группы является то, что она готова упорно придерживаться своего призрака, развить целую философию, касающуюся структуры, взаимодействий разных сфер этого призрака. То есть, это призрак, нечто не материальное, не пощупаешь. Но уже о нем говорят, как о великой многогранной структуре, у которой есть и база, долгое прошлое, и стараниями идеологов появляется настоящее и будущее. И можно возвести свои воззрения в догму. Вывести в этой догме себе идола. Этакого спасителя, мессию, вождя, лидера, фюрера. И в конце концов фанатично бить лбом уже не догме, а идолу.
Наглядный пример общеизвестная история возникновения христианства. Началась она с притчи, слухов о том, что человек, который заявлял, что он сын самого бога Создателя, и в заявления, которого мало кто верил, кроме двенадцати неученых и верящих в сказки рыбаков из Галилеи, этот человек был распят и воскрес. Конечно же уже после его распятия и воскрешения появляется евангелия с описанием жизни Иисуса. И каким-то неведомым образом евангелистам оказываются известны потребности и зачатия Христа, и его рождения в яслях. Казалось бы, такие подробности кто может знать? То есть по миф моментально возводится последователями Христа мощный базис: он сын бога. Потом появляется все больше подробностей о его жизни, его крещении, его родне. С троится - кирпич на кирпич - религиозная догма. Появляются потребности жизни святых. Из заповедей Христа выводится целый моральный кодекс. появляются рассуждения, что будет при втором пришествии Христа. И так далее. Призрак обрел плоть.
Групп подобных христианам, много. Все они, так или иначе, имеют религиозный характер, даже если позиционирует себя как светское учение. Они чаще всего имеют и строение, похожее на строение религиозного сообщества, где заправляют бюрократы от идеи, эксплуатируйте призрак. Это и националисты, и интернационалисты, и религиозно верящие в то, что либерализм – есть панацея для человечества. В каждой стране, а особенно большой стране на основе призрака величия территории или истории, формируется ядро ультра-патриотов, которые, утверждают, что величина территории – это уже причина для гордости. И они фанатично преданы культу отечества. Есть те, кто фанатично предан какому-ни будь культурному течению, даже моде. Фанатичная, догматическая преданность соцреализму изломала судьбы многим талантам в СССР, ерзавшим прикоснуться к культуре. О религиозных фундаменталистах, о тех, кто призывает вернуться к старым традиционным ценностям, нечего говорить.
Такие группы с одной стороны, имеют перед собой в виде конечной цели, нечто расплывчатое, призраки, утопию. Но что касается врага, тут все проработано четко. Потому что враги рядом, вокруг. Из-за их пакостей общество никак не может прийти к великой цели.
К примеру, во времена раннего средневековья ещё появлявшаяся на политической сцене христианская церковь сформулировала призрак того, каким будет град божий. С опорой на труд Аврелия Августина «О Граде Божьем», который был написан в 413—427 годах, через несколько лет после взятия Рима вестготами. Это событие оказало большое влияние на Августина, который писал, что земные государства нестабильны и недолговечны по сравнению с общностями, созданными на основе духовного единения. То есть, прекрасное будущее это некоторое расплывчатое духовное единение. Зато вскоре, когда наступает всевластие инквизиции, появляются четкие инструкции, как выявить ведьму. Четкость отрицательных анти-идеалов, и заменяет расплывчатость положительных.
Такие группы очень легко объединяются в поисках виновных. Объединиться в поисках виновных легче, чем объединиться в построении светлого будущего. Люди, пусть по-разному трактующие историю страны, соглашаются, что живут они не так хорошо, как бы им хотелось. То недород, то засуха, то эпидемия. Кто-то виноват в их бедах. А ломать - не строить. Виноватые находятся.
В каждой стране виновные свои. В Соединённых Штатах сейчас винят латиноамериканцев, пересекающих мексиканскую границу. А прежде расисты винили афроамериканцев, консерваторы - коммунистов. В Европе мешают арабские переселенцы с Ближнего Востока. И русским, и полякам, и болгарам не очень рады. А вот арабам Ближнего Востока и мусульманам по всему миру мешают израильтяне и евреи, живущие по всему миру. Хотя, например, в Иране или Йемене евреи не живут. И сам Иран, и Йемен находятся очень далёко от Израиля. Но евреи мешают. Евреям мешают антисемиты. Израильтянам мешают палестинские террористы. Ультра-ортодоксы в Израиле винят светских в проблемах страны, хотя светские-то это страну и создали и сейчас содержат. А светские винят ультра-ортодоксов. Бывшие колонии Африки винят в своих бедах бывшие метрополии. Хотя многие из этих стран получив независимость стали жить хуже. И очень многие в бедных странах винят в своих бедах развитые страны. Хотя охотно принимают их помощь.
Но я подробнее знаю о России. Перечислю в приблизительной хронологической последовательности, кто, судя по историческим исследованиям тех или иных ученых и философов, мешал России в ее поступательном развитии. На протяжении исторического периода.
Некоторые ученые утверждают, что помешало введение христианства, забвение славных славянских богов. Мешали неразумные хазары. Мешала Золотая Орда с ее игом. Мешали варяги. Мешали тевтонцы. Мешала Речь Посполита. Мешало крепостное право, цари бессовестные феодалы-эксплуататоры. Мешали немцы, проникшие с Петром в Россию, французы, проникшие при Екатерине, евреи скопом и в розницу. Мешали как отдельные евреи, сделавшие революцию, так и те евреи, которые были против революции. Мешало временное правительство. Мешал Григорий Распутин Мешала Антанта. Чемберлен, которому мы посылали ультиматум. Мешали наши правители без пропуска. Разве что царевич Дмитрий не мешал. Мешал Ленин с его продразвёрсткой и философским пароходом, мешал Сталин с его культом личности. Мешал Хрущёв, Горбачев, Ельцин. Мешали правозащитники, мешал «Мемориал». Мешал Навальный. Мешал Пригожин, или Шойгу. Шойгу уже можно ругать. Мешали америкосы. Мешали сионисты. Чеченские сепаратисты. Мешали укро-нацисты. И азиатские гастарбайтеры. И основоположника марксизма теперь можно ругать. И сговор банкиров виной нашим бетам. И сговор нефтяных картелей. И некое теневое правительство. И даже он…. Сама мысль о том, что он те-то в чем-то может стать помехой, кажется преступной.
Единственно в чем я уверен, что я, работавший на благо России в ее бедах не виноват. И мой друг Сережа не виноват. И мой друг Саша не виноват. И моя жена не виновата. И мой сосед Вася не виноват. Мы все коллективно не виноваты. И мой друг Сережа убеждён, что он в бедах страны не виноват. А почему ему быть виноватым? Родился, учился, женился, работал. В чем криминал? Но судя по его тяжелому, суровому в последнее время взгляду, по его рассуждениям, он не уверен, что те, кто вокруг, кто рядом с ним, так же не виноваты, как и он. И последнее время сомневается, что я так уж и не виноват. Высказывал ведь некоторые мысли. Кто-то ведь виноват. Не только зарубежная закулиса. Но и пятая колонна тут тоже виновата.
Вот так объединяются люди по интересам. Интересно им выяснить, кто виноват в том, что мы плохо живем. И они, обсудив в полемике свои взгляды, приходят объединению призрака. Призраки в отдельных головах, сначала расплывчатые и немного непохожие, становятся уже единым объединённым призраком. загустевают. Становятся монолитом. Сначала это Россия с плюрализмом, и калейдоскопом мнений, кто виноват. Но потом начинается объединение. Из многих похожих партий становится Единая Россия. Обрисовывается и призрак Единой России: великая страна в великим могучим благородным и сильным народом, которая всегда вела справедливые войны, которая никогда не проигрывала сражений, которая всегда за все хорошее, которая может легко вмазать, и может повторить. неважно, что это либо антисталинисты, либо сталинисты, либо антиельцинцы, либо ельцинцы, либо путинистами. Но при множестве АНТИ они всегда ЗА выше перечисленное, они всегда пламенные патриоты.
Вернемся к Довлатову и его дуэли призраков. Иногда вражда отдельных граждан, приводящая к противостоянию, дуэли, возникает по самым банальным вопросам. Из-за ревности, из-за оскорблённого достоинства. В таких случаях можно примириться, найти компромисс. Но когда имеем дело с противостоянием призраков, примириться трудно. Потому что призрак, превратившийся в идол, - штука. не знающая прощения и примирения. При противостоянии идеалов, как показывает история человечества, компромисс найти очень сложно. Если вообще возможно.
Почему же именно человеку свойственно рожать в своей голове призраки? Потому что природа, которая хранит в себе много тайн, задаёт много загадок именно человеку. Только человек желает разгадать тайны природы. Животному, даже приматам, это не нужно. Животное, стопроцентное дитя природы, не пытается как-то природу изменить. Поэтому не видит перед собой загадок, на которые нужно дать ответ. Человек же, перестраивает природу под себя. Для этого нужно познать ее законы, ее тайны. А такая задача требует логического мышления. Нужно уметь выводить из нескольких совпадающих признаков общую закономерность, и понимать, что нечто отдельное, попадающее под общие признаки, починяется закономерности. Человеку для познания нужно делать логические выводы, часто из того, чего лично он в глаза не видел. Для этого ему требуется воображение, образное мышление. И ещё одна особенность человека: он способен формировать сумму накопленных знаний – энциклопедии, разделы науки, - и пользоваться этими знаниями при необходимости. У животных нет таких способностей. И нет суммы знаний. Каждое животное имеет навыки, полученные от родителей и то, что узнало на собственном опыте. И не больше.
Все эти уникальные особенности человека помогают ему познавать мир. И одной из особенностей является воображение. Конечно, первым советчиком человеку приходит здравый смысл. Человек первым делом взвешивает полученную информацию на весах банального здравого смысла. Но у здравого смысла узкий диапазон. Здравый смысл подсказывал людям, что земля плоская, а звезды, солнце и луна прибиты к небосводу.
Причем иногда здравый смысл работает против себя же. Посмотреть на приматов. Видно, что человек своим строением во многом похож на них, и согласно логике, и согласно тому, как развивались виды других животных. напрашивается вывод, что человек произошёл от обезьяны. Но тут на защиту божественного происхождения человека встает религиозный здравый смысл. А как же Библия? И объявляется мысль происхождения человека от обезьяны крамольной. Поэтому, чтобы накопить знания о мире, человеку часто приходится выводить логические закономерности на основе науки. И, положась, на научные данные, принимать информацию. Но и тут многие научные данные ему приходится принимать на веру. Человек ведь лично ни в телескоп, ни в микроскоп не глядел. Принятие информации на веру чревато. Потому что ровно той же тропой веры, и куда расторопнее, проникают в голову человека небылицы и призраки. И судя по всему, человек охотно верит небылицами призракам.
Есть риск, что человек может заплутать в мире призраков. Увы, без этого не познаешь мир. Это оправданный риск. Разумное сочетание логики с воображением - есть лучший способ познания мира.
В работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин писал, что «материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении.» Но на основе исключительно ощущений живет только животное, причем примитивное животное. Даже кошка с опаской относится к непонятному ей предмету и пытается его изучить. То есть, кроме непосредственного ощущения, обоняния, например, у кошки присутствует такое врождённое чувство, как страх. А страх рисует образ. Тут уже включается воображение. Рисуется образ чего-то, неизвестного и грозящего опасностью. Это, если взять кошку. А уж у человека в голове полно образов на каждый случай жизни, и врагов целый пантеон.
Усложняет познание природы то, что природа даже если ее не исследовать, а смотреть взглядом обывателя, - необъятна. А как предмет изучения, когда нужно приникнуть во все тайны, необъятна в кубе. Человек изучает пространство. Изучает не только то, что перед глазами, но и далёкие миры. Проникает в микромир. Необъятен предмет изучения и во времени: настоящее, прошлое, далёкое прошлое. Пробуют изучить и спрогнозировать и будущее.
Человек стремится познать не только мир, но и свою роль, свое место в этом мире. Откуда он пришел куда уйдёт. Кто он такой, кто его родители, что собой приставляет его племя. Какая кошка или собака, или даже обезьяна ставит перед собой такую задачу? Следовательно, человека интересует, и будущее. Что ждет его впереди? И он, естественно, надеется, что впереди его ждёт хорошее, хочет избежать плохого. И получается, что человек в размышлениях конструирует мечты, призраки.
На заре развития общества научных данных не хватало, а воображение уже работало на полную катушку. И человек конструировал свое прошлое и будущее полагаясь на воображение. Многие мифы народов мира объясняют прежде всего, начало мира, а также, чем закончится жизнь.
Как же планировать будущее? Легче планировать, если заглядываешь вперед на недолгий срок, опираясь на имеющийся опыт. Более просто предугадать результат. Знаешь, что будет, например, если к двум прибавить два. Будет четыре. Даже в Африке. Если кинуть в кастрюлю с кипящей водой те, известные кухарке ингредиенты – получится суп. Если начинаешь строить дом - построишь. Но уже при этих простых процессах реальность корректирует мечты. Хотел сварить вкуснейший суп, а получилось, что получилось. Хотел построить красивый дом, а получилось хуже, чем видел его в воображении. Поэту проще, он витает в облаках меж молний и громов. Но в реальном мире нужно подчиняться реальности. Однако, человек - сочетание мечтателя и прагматика. Он не может не пользоваться воображением. Особенно когда заглядываешь в будущее.
Уже для того, чтобы построить дом, не нору, не пещеру, не окоп, а здание, соответствующее нуждам человека, требуются знания. Куда сложнее построить точный план и действовать в соответствии с планом, когда строишь не дом, а общество, когда хочешь ответить, что нас ждет впереди?
Примеры тому мы видим в истории. Различные религиозные учения пытались дать ответ, что ждет людей в будущем после смерти. Праведников ждет рай, а грешников ад. При этом праведность и грешность каждая религия трактовала по-разному. К примеру, для фанатичных мусульман фундаменталистов, идол - Аллах и Мухаммед. А для оправдывающих джихад, праведник тот, кто читает только Коран, убьет достаточно неверных. А женщина без чадры или женщина, желающая учиться - грешница. И в мусульманском раю праведника ждут семьдесят две девственницы. Для фанатичных христиан их идол – Христос или Дева Мария. А рай на небесах в обществе праведников. Для фанатичных иудеев идолы – Бог- создатель, Моисей и некий Мессия. Ее неизвестный спаситель народа. По-разному в разных религиях видят будущее. А некоторые религии загробной жизни не признают вовсе.
Но не только религия описывала будущее. Писатели утописты, писатели фантасты писали о будущем мире. Конечно, большинство видело его идеальным миром, в котором возобладал разум. Другие видели миром ужасов и кошмаров. Неизвестность будущего многих волнует. Не только тех, кто бегут к гадалкам. Ученые, политики и экономисты пробуют анализировать, как будет развиваться человечество.
В любом случае, в религиозных предсказаниях и в утопических, и в предсказаниях гадалок люди переносились в область призраков, миражей.
Однако именно тут и начиналась ожесточенная война. Объяснить это просто. каждое племя в будущем видело себя победителем. И боролось не просто за доминирование, а за торжество своего призрака. Бог с нами!!! Главное даже не в самой материальной выгоде от победы, а в моральной. Чтобы над этим разорением после войны возвышался родной флаг. Из-за этого разгорались серьезные войны. Большей часть религиозные войны. История, и в частности, Библия, - тому свидетели. Религиозные войны никуда не телись и по сей день.
Но, казалось бы, исследования прошлого дают человечеству все больше достоверных данных. Прогнозирование развития становится все точнее. Ну а настоящее мы видим собственными глазами. Что ещё?
Но нет. Народ хочет видеть себя важным. К примеру, хуситы, которые сомнительно, чтобы знали много о мире, изрекают такие заявления, словно они могут диктовать свои условия всей планете. Волна победобесия захлестывает различные страны в разных точках земли. Посмотрим на нее внимательнее.
Эта волна не только плещет, желая захватить пространство. Она распространяется и во времени. Иногда покорить пространство трудно. Сосед по пространству может упорно сопротивляться. А покорить время кажется осуществимой задачей. Для этого нужен соответствующий учебник истории, нужна такая пропаганда, чтобы в головах у граждан поселились призраки, заселившие прошлое, настоящее и будущее.
С приходом Гитлера немцы принялись упорно ковыряться в своих корнях, стали поклоняться Нибелунгам, пребывали в эйфории не только от своего германского величия настоящего / нужно заметить, что Германия быстро восстановилась после поражения в войне/, не только от своего величия в будущем, но и сконструировали новую историю с величием германского Рейха и в прошлом.
Но Довлатов писал по-русски. И если он говорил о призраках в головах, то очень вероятно, о призраках в головах россиян. Нынче Россия расширяет пространство. И не просто так. Россия считает. что у нее есть основания. пели когда –то «мы покоряем пространство и время». И снова Россия переделывает пространство внутри времени. То как Россия переделывает пространство в настоявшем мы тому свидетели. Теперь уже некоторые области Украины – это Россия. Одновременно перелицуется пространство и в прошлом. Новороссия - исконные русские земли. Что будет в будущем? Увидим? Я хотел написать именно так: увидим. Боюсь, что этот глагол нужно употребить иначе: кто-то увидит, а кто-то все равно упорно продолжит считать себя победителем пространства, победителем всех и вся. Которому нет преград ни в море ни на суше.
Свидетельство о публикации №225012401463
С уважением,
Андрей Макаров 9 25.01.2025 03:49 Заявить о нарушении