Ивановка, Сасовский район

ИВАНОВКА – деревня в составе Батьковского сельского поселения Сасовского района Рязанской обл. Расположена на правом берегу р. Вялсы (правый приток р. Цны) в устье безымянного руч. в 5 км к вост.-юго-вост. от центра поселения пос. Батьки и в 16 км к юго-вост. от г. Сасово. По данным Всероссийской переписи населения 2010 в д. Ивановка постоянно проживает 5 чел. (в 1989 – 30 чел.).

Совр. д. Ивановка возникла во второй полов. 19 в. в результате слияния двух расположенных вблизи друг друга, но не смежных поселений – д. Ивановской, Доринки, Демидов Починок тож, и д. Павловки, Старый Завод тож.

Согласно «Толковому словарю» В.Даля, завод м. – заведенье или устройство для машинной выделки чего-либо; различается от фабрики тем, что на последней работа идет более руками. Старый – многолетний (многодневный и многовековой), противопол. новый. Починок м. – начало или закладка новой пашни в лесу, а с него, и заселенья; росчисть, чищоба, чисть, чища, расчистка, кулига, кулижка, посека; подсека, валки, огнище, пожег; выселок, новоселок, выселки. Наименование Доринки, по-видимому, является производным от термина дор. Согласно «Словарю народ. географ. терминов» Э.Мурзаева, дор – новинная земля, поднятая целина; место, расчищенное от леса, кустарника; новое селение на открытом, возвышенном участке. Первичное значение – место, где уничтожен лес, очищен от исходной растительности, выдраны кустарники. Термин связан со словами: драть, дранка, деревня, дорога, дерн, вздор, раздор. В языке коми «дор» – край (леса); кромка, опушка, берег. Наименования Павловка, Ивановская и притяжат. прилагат. Демидов имеют антропонимич. происхождение, причем первые 2 образованы от имен основателей и первых владельцев поселений, а последнее, вероятно, от имени (фамилии) первопоселенца.

Д. Ивановская, Доринки, Демидов Починок тож, Елатомского уезда Тамбовской губ. была основана ок. 1810 помещ. тайным советником кн. Иваном Алексеевичем Гагариным (1771+1832), как выселки из близлежащего с. Вялсы. При этом на вост. окраине д. Ивановской кн. И.А.Гагариным был построен обширный усадебный дом со службами, садом и пейзажным парком, а на р. Вялсе устроена плотина с прудом и водяной мельницей.
 
После смерти кн. Ивана Алексеевича Гагарина д. Ивановская и находившаяся при ней усадьба перешли во владение его сына, известного мецената и филантропа кн. Павла Ивановича Гагарина (1798+1872). Ок. 1832 в 1 версте к сев.-зап. от д. Ивановской, ниже по течению р. Вялсы, кн. П.И.Гагариным была основана суконная фабрика, механизмы к-рой приводились в движение еще одной водяной мельницей, построенной на р. Вялсе. Работали на фабрике крепост. крестьяне из близлежащей д. Ивановской, к-рые, таким образом, отрабатывали барщину на помещика. К 1846 на суконной фабрике кн. П.И.Гагарина при д. Ивановская производилось армейское сукно на сумму 15.857 руб. Однако, ок. 1848 кн. П.И.Гагарин, по неизвестным причинам, перевел фабрику на зап. окраину д. Ивановской, при этом часть ее постоянных работников осталась жить на прежнем месте, образовав новое селение – д. Павловка, Старый Завод тож. Предприятие работало вплоть до отмены крепост. права в 1861, которое лишило его дешевой рабочей силы. По данным на 1862 суконная фабрика в д. Ивановская простаивала, и позднее была окончательно закрыта.

К 1862, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в д. Ивановская Елатомского уезда Тамбовской губ. при р. Вялсе насчитыв. 52 двора, в к-рых проживало 141 душа муж. и 132 жен. пола. В деревне имелись суконная фабрика и водяная мельница. Д. Ивановская состояла во 2 стане Елатомского уезда и находилось в 44 верстах от квартиры станового пристава в с. Полтевы Пеньки и в 84 верстах от уездного г. Елатьмы.

К 1862, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в д. Павловка Елатомского уезда Тамбовской губ. при р. Вялсе насчитыв. 5 дворов, в к-рых проживало 24 души муж. и 21 жен. пола. В деревне имелась водяная мельница. Д. Павловка состояла во 2 стане Елатомского уезда и находилось в 47 верст. от квартиры станового пристава в с. Полтевы Пеньки и в 86 верст. от уездного г. Елатьмы. На момент отмены крепост. права все крестьяне дд. Павловка и Ивановская были крепост. помещ. кн. Павла Ивановича Гагарина.

После отмены крепост. права в 1861, в ходе размежевания помещичьих и крестьянских земель, происходит слияние дд. Павловки и Ивановской, к-рые и до этого составляли одно сельское общ-во и принадлежали одному помещику; поэтому во второй полов. 19 в. д. Павловка больше не упоминается.

По данным подворной переписи 1882 в д. Ивановская (Доринка, Демидов Починок тож) Вялсинской волости Елатомского уезда проживало 86 душ муж. и 99 жен. пола (всего 185 чел.), в т. ч. 39 домохозяев. Грамотных было 4 муж; 1 мальч. учился в школе.

За д. Ивановская было закреплено 354 дес. обществ. земли, по 3,0 дес. на надельную душу. Леса крестьяне не имели. Безземельных не было. Население деревни состояло из бывших фабричных работников, и потому хлебопашеством почти не занималось; вся надельная земля сдавалась в аренду за уплату податей в размере 525 руб. ежегодно. Земли на правах част. собственности не было. 26 семей, каждая по отдельности, арендовали 62 дес. пашни и 12 дес. луга (всего 74 дес.) за пределами общины. В деревне содержалось 22 лошади, 49 коров, 93 овцы и 33 свиньи. Дворов с числом лошадей 3 и более не было. Не имели лошади 21 двор, не имели никакого скота 8 дворов. Плодовых деревьев и пчел никто не содержал. Имели избы 39 домохозяев. Бездомовых не было. В деревне насчитыв. 7 клетей (горниц), 4 амбара и сарая. На заработки в отход уходили 9 муж. Промышл. и торг. заведений в деревне не было. Общество находилось на 5-тилетней льготе по выкупу, поэтому выкупных платежей не платило.

К 1910, по данным А.Е.Андриевского, д. Ивановская состояла в приходе Покровской церкви с. Ключи и в ней насчитыв. 36 дворов, в к-рых проживало 92 души муж. и 105 жен. пола. В деревне имелась частная одноклассная смешанная нач. школа (откр. в 1891), организованная по типу земской и содержавшаяся на средства г-на Прохорова; законоучителю в ней выплачивалось по 60 руб в год. Р. Вялса и большой пруд, по другую сторону к-рого (на террит. Шацкого уезда) частновладельческий лес. При деревне располагались усадьба и имение (экономия) кн. Николая Николаевича Гагарина, общей площадью 1.707 дес. земли с лугами, лесом, водяной мельницей на р. Вялсе, сукновальней и кирпичным заводом.

К 1940 д. Ивановка состояла в составе Сасовского р-на Рязанской обл.; в деревне имелась нач. школа; действовал колхоз. В нач. школе д. Ивановка (зав. Мария Ильинична Сперанская) работало 2 учит. и обучалось 90 учащ. (1937). К 1980 в д. Ивановка проживало 40 чел.
 
По данным на 2019/2020 в д. Ивановка учреждений и предприятий не имеется.

Известные уроженцы:
• Федоров Николай Федорович (1829+1903) – российский религиозный мыслитель и философ-футуролог; основоположник русского космизма.*


* Примечание: Распространенная в литературе и сети информация о том, что известный философ-космист Николай Федорович Федоров (1829+1903) родился в усадьбе кн. Гагариных в близлежащем в с. Ключи является ошибочной: в с. Ключи никогда не было помещичьей усадьбы. По данным документов и межевых карт А.И.Менде усадьба «Ключи» кн. Гагариных располагалась не в с. Ключи, а в близлежащей д. Ивановка. Ошибка возникла, вероятнее всего, из-за сходства названия усадьбы с названием насел. пункта.


ПЕРСОНАЛИИ:

ФЕДОРОВ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ (1829+1903) – российский религиозный мыслитель и философ-футуролог; основоположник русского космизма. Николай Федорович Федоров родился 26 мая/ 7 июня 1829 в усадьбе «Ключи» в д. Ивановка Елатомского уезда Тамбовской губернии (совр. Сасовский район Рязанской обл.) и был внебрачным сыном известного мецената и филантропа князя Павла Ивановича Гагарина (1798+1872) и «дворянской девицы Елизаветы Ивановы». В этом сожительстве родились 4 детей – Елизавета, Юлия, Александр и Николай. По мнению исследователя жизни и творчества философа О.Б.Поповой-Муратовой, настоящее имя матери Н.Ф.Федорова – Макарова Елизавета Ивановна. Этот вывод сделан на основании того, что обе дочери, рожденные в этом союзе, носили фамилию Макарова. Сыновьям была дана фамилия Федоровы и отчество Николаевич по имени восприемника – крестного отца – Федора Карловича Белявского и священника – Николая Федорова. Н.Ф.Федоров окончил Шацкое уездное училище (1842) и Тамбовскую мужскую гимназию (1849), где проявилась его склонность к гуманитарным дисциплинам. В августе 1849 поступил на камеральное отделение Ришильевского лицея в городе Одессе. Лицей представлял собой высшее учебное заведение университетского типа как по составу предметов, качеству преподавания, так и по правам лицеистов. В нем действовали физико-математическое, юридическое и камеральное отделения с 3-хлетним сроком обучения. Последнее готовило специалистов по естественным и хозяйственным наукам. Здесь Н.Ф.Федоров проучился 2 года, но, не окончив полного курса, решением совета лицея от 19 марта 1851 «из числа студентов был уволен вследствие просьбы». Причиной ухода Н.Ф.Федорова из лицея стала смерть дяди, князя Константина Ивановича Гагарина, оплачивавшего его учебу в гимназии и лицее. Это событие явилось важным рубежом в жизни Федорова. Именно к этому времени относятся его первые попытки философского осмысления проблем жизни и смерти, родства и сиротства. В конце 1853 Н.Ф.Федоров по результатам испытаний на педагогическом совете Тамбовской гимназии был удостоен звания учителя истории и географии уездного училища. 30 марта 1854 дирекция училищ Тамбовской губернии Харьковского учебного округа довела до сведения штатного смотрителя Липецкого уездного училища, что «Высочайшим приказом по Гражданскому ведомству 23-го минувшего февраля, окончивший курс в Тамбовской гимназии, Николай Федорович Федоров определен в службу учителем истории и географии Липецкого уездного училища». В этом качестве он проработал с 23 февраля 1854 по 27 января 1857. После увольнения переехал в Москву, а с октября 1858 определен учителем истории и географии в уездное училище города Богородска (соввр. Ногинск) Московской губернии, одновременно преподавая те же предметы в женском училище 2-го разряда. Здесь в марте 1864 состоялось знакомство Николая Федоровича Федорова с учителем арифметики и геометрии Николаем Павловичем Петерсоном, который впоследствии станет его преданным последователем, учеником и первым биографом. В июне 1864 Федоров подает прошение об отставке и переводится в город Углич Ярославской губернии. Через полгода увольняется и, после 10-тимесячного перерыва в работе, поступает на должность учителя в городе Одоеве Тульской губернии, но через 3 месяца, 26 ноября 1865, переводится в город Богородицк Тульской губернии. Весной 1866 Н.Ф.Федоров был задержан полицией как близкий знакомый членов ишутинского кружка революционно настроенной молодежи, в частности, Н.П.Петерсона и М.Н.Загибалова, в связи с покушением 4 апреля 1866 Дмитрия Каракозова на царя Александра II. После 3-хнедельного ареста освобожден за отсутствием вины. С конца ноября 1866 по апрель 1867 преподавал в Боровском уездном училище Калужской губернии. С 11 июля 1867 по 23 апреля 1868 работал учителем истории и географии в Подольском уездном училище. С апреля 1968 по апрель 1869 давал частные уроки в Москве, – детям публициста и литературоведа народника Н.К.Михайловского. В 1869 Н.Ф.Федоров устроился на службу помощником библиотекаря в Чертковскую библиотеку. Это единственное в своем роде книгохранилище носило имя нумизмата, историка и археолога, собирателя и организатора коллекции А.Д.Черткова, бывшего в течение многих лет председателем Общества истории и древностей российских при Московском университете. Должность библиотекаря в то время занимал историк и археограф П.И.Бартенев – редактор, а затем и издатель историко-литературного сборника «Русский архив», первый номер которого вышел в 1863 г. Вся энергия издателя была направлена к тому, чтобы выявить и опубликовать возможно большее количество исторических и литературных документов 18 и 19 вв. Материалы для своего журнала Бартенев черпал из государственных московских архивов: архива Министерства юстиции и главного архива Министерства иностранных дел, сенаторского архива, московских Публичного и Румянцевского музеев и др. Особое место в издании занимали публикации документов из частных архивов. Редактируя многочисленные и разнообразные материалы, Бартенев почти каждый документ сопровождал своими примечаниями и довольно значительными предисловиями. За 4 года, в течение которых Федоров работал под руководством Бартенева, он прошел прекрасную профессиональную школу, впитал огромный объем знаний, в Чертковке было положено начало формирования «необыкновенного библиотекаря» Румянцевского музея. В конце 1872 Чертковская библиотека была передана Москве и в 1873 переведена в здание Московского публичного и Румянцевского музеев. Н.Ф.Федоров, как и П.И.Бартенев, уже не будучи сотрудником библиотеки, еще некоторое время продолжал сотрудничество в «Русском архиве», вычитывал корректуры, выполнял другую работу по подготовке номеров журнала к печати. В конце зимы 1874 Н.Ф.Федоров переезжает в город Керенск Пензенской губернии, где в то время служил Н.П.Петерсон. Здесь он работает параллельно в архиве Съезда мировых судей и Керенской публичной библиотеке. Летом 1874 едет в Москву с целью обследования архивов в поисках материалов о Керенском уезде. В сентябре 1874 хранитель отделения рукописей и старопечатных книг Румянцевского музея А.Е.Викторов рекомендует Н.Ф.Федорова библиотекарю музея Е.Ф.Коршу как возможного кандидата на должность дежурного чиновника при читальном зале. И уже в конце ноября 1874 Н.Ф.Федоров становится сотрудником центрального хранилища книг, рукописей и документов России, каким уже был в то время Румянцевский музей. На протяжении 25-тилетней службы в библиотеке музея Федоров занимал должность дежурного чиновника при читальном зале, противясь всякому повышению, которое не раз предлагала ему дирекция. Однако уже с конца 1870-х он практически исполнял функции заведующего каталогом. В годы служения Федорова в Румянцевсском музее, за которым «не было видно ни личной жизни, ни службы в обычном смысле», по словам историка Г.П.Георгиевского, библиотека превратилась в почти платоновскую академию. После закрытия читального зала и по воскресеньям в каталожной собирались выдающиеся деятели русской культуры – Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, А.А.Фет, Н.Н.Страхов, В.В.Верещагин, Л.О.Пастернак, Ф.И.Буслаев и др. Говорили о вере и знании, о судьбах культуры, о путях России и мира, и «звучало среди разлада мыслей и тумана сомнений умиротворяющее слово «учителя», способное вместить разнообразие направлений и объединить кажущиеся противоречия своею совершенно исключительною синтетическою способностью», – так вспоминал об этих встречах последователь и ученик Федорова В.А.Кожевников. Н.Ф.Федоров рассматривал свою работу в библиотеке музея «как священное дело». Сохранение мировой памяти, письменных источников прошедшего и проходящего на глазах, возможно более целесообразная, системная организация этого сохранения осмыслялись у него единой целью. В то же время он считал, что миссия библиотеки не должна ограничиваться только сохранением «памяти человечества». Библиотека, по его мнению, – не «кладбище» книг, а «открытая книга». Собрание письменных памятников в библиотеках является «передачею в высшую инстанцию, в область исследования, в руки потомков». Учение Федорова о библиотеках неразрывно связано с его «Философией общего дела», непосредственно вытекает из установки воскрешения отцов через благодарную память сынов. Фёдоров вёл аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, значительную часть жалования раздавал своим «стипендиатам», от прибавок к жалованию отказывался, всегда ходил пешком. Желание отдать оставшиеся годы жизни исключительно Делу было истинным мотивом ухода Николая Федоровича из библиотеки Румянцевского музея. Официальное увольнение по прошению об отставке последовало 15 сентября 1898. Федоров отправляется в Воронеж, где служит Петерсон и намеревается поселиться здесь на постоянное жительство. Однако уже в феврале 1899 он оформляется у пристава Сергиева Посада, живет в доме Бурцева на Московской улице. В августе этого же года он прибывает в Асхабад (ныне Ашхабад), куда переводят по службе Петерсона. В конце августа – сентябре Петерсон и Федоров предпринимают путешествие к предгорьям Памира, посещают Самарканд и Ташкент. В начале 1900 Н.Ф.Федоров уезжает из Асхабада. Последние 5 лет жизни философа были очень плодотворными: он напряженно работает над своими рукописями, готовя их к публикации. Федоров был создателем учения, обосновавшего новое эволюционное представление о человеке и его задаче во Вселенной. Человек, по его мысли, призван возглавить развитие универсума, направить его в соответствии с понятием о высшем идеале, должном бытии. Его дело – сознательная регуляция природы: овладение стихийными, слепыми силами материи, перестройка собственного несовершенного организма, выход в космос и, наконец, вершина регуляции, в которой сосредоточиваются все ее усилия – победа над смертью, возвращение к жизни всех ушедших в небытие. Весной 1902 велась подготовка к изданию однотомника его трудов в издательстве «Скорпион». Но Федоров отказался от выпуска книги, узнав, что издатель собирается продавать ее «по очень высокой цене», в то время, как сам он был противником торговли печатным словом. В последние годы жизни Федоров вынужден вновь поступить на службу; в 1901–1903 он – вольнотрудящийся при Московском главном архиве Министерства иностранных дел. Здесь он встретил глубокое уважение к своим деловым и личным достоинствам, был согрет вниманием, поистине родственным отношением, которого ему недоставало всю жизнь. Николай Федорович Федоров скончался 15 декабря 1903 от воспаления легких в Мариинской больнице для бедных. Погребение состоялось на кладбище Скорбященского монастыря в городе Москве. В 1929 кладбище было снесено, ныне это район улицы Новослободской.

• Источник: Федоров Николай Федорович, философ-космист //Сайт Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. М.Горького: https://rounb.ru.


Рецензии