Забытая могила

   

    Самое обширное кладбище Парижа находится в его пригороде Тье, в пятнадцати километрах на юго-восток. Ворота в стиле ар деко своей массивностью напоминающие о вечности, ведут в широкие аллеи, на которых остроконечные тополя тянутся в бесконечность. Каждый участок, а их здесь сто тридцать, огорожен ровно подстриженной живой изгородью. Четкие ряды захоронений геометрически размерены. В центре некрополя Тье - впечатляющее пространство вечнозеленой травы. Этот непроницаемый порядок напоминает загородный частный парк, где можно бегать и отдыхать. По траве прыгают сороки, нарушая тишину и улетая при малейшем жесте их покормить. Они не привыкли к вниманию людей, их свободу никто не нарушает. Кошки не водятся здесь, им негде прятаться-на кладбище нет надмогильных часовен-домиков, в которых захоранивают по несколько поколений старинных семейств. Некрополь Тье открыт в 1929 году и по дате создания последний в Париже. В это время уже не было места для захоронений в городе и выбрали загородный пустырь, подходивший по размеру и по составу земли. Чтобы привлечь внимание публики, расценки установили ниже, чем в городе, а могилы роют бесплатно. Впервые я посетила это кладбище в 1993 году-там находится могила родителей моего мужа. Низкие ряды каменных прямоугольников с невысокими стелами для надписи и фото умиротворяют своей однотипностью. Однажды мой муж обратил мое внимание на единственный памятник в этом участке. На нем была обозначена русская фамилия, выгравированная на камне по-французски.

   Фамилия вызывала ассоциацию с подмостками сцены и героями пьес Александра Островского-Серафим Судьбинин. Дата смерти-1944 год, указана профессия - скульптор-керамист. Подойдя ближе, мы прочли еще одно имя на фоне креста-барельефа -Ольга Судьбинина. Конечно, это русские эмигранты. Памятник был скорее символичным и рассказывал о деятельности этого человека: круглая база в квадрате стенок- гончарный круг и печь. Две тонких колонки, тянущиеся вверх как руки, объединяющиеся в согласии. Возможно, это два человека в одном порыве. Захоронение выражало что-то личное, в отличие от остальных. Могилы русских эмигрантов встречаются в разных местах Франции, их можно узнать по православным крестам. Проходя через участки за водой, я иногда подходила к ним. Одна надпись хорошо запомнилась:"Народився в Украiнi, а помер на чужбинi". Славянские фамилии встречались на кладбище Тье редко, а на плане возле входа в некрополь были указаны самые известные- князь Орлов и Лев Седов, сын Троцкого.               

   Мы посещали кладбище несколько раз в год. Проходя мимо могилы Судьбинина, я отмечала всегда буйство травы на ней. "Наверное родственники далеко...Все-таки давно умер..." Такие мысли возникали всякий раз. На день Всех святых, когда кладбища Франции превращаются в цветники из разноцветных хризантем, на могиле скульптора ничего не менялось. С годами сомнения рассеивались и стало ясно -сюда никто никогда не придет... В конце 1999 года, приближаясь к одиннадцатому участку, я издали увидела красные знаки на колонках памятника, а на круглой базе-табличку с надписью. Нечто подобное я уже видела. Так предупреждают об окончании срока концессии, о необходимости уплаты за продление срока существования могилы. Иначе ее уничтожат и заменят новым захоронением. Ох, эти французские законы! Даже в этом месте нет покоя и нужно платить. Увидев эту угрозу могиле Судьбинина, я осознала, что кроме меня никто не среагирует. В павильоне администрации, куда я в эмоциональном порыве вошла, громко обращаясь сразу ко всем :"Этого нельзя делать, зачем этот вандализм! Русский скульптор, создатель..." Я говорила что-то еще, уже не помню. Но хорошо запомнила круглые черные глаза служащего. Они, казалось, еще больше округлялись, а рот застыл в полуулыбке. Это не был засушенный в своей непробиваемости французский бюрократ. "Мы ищем родственников" - его ответ охладил меня. Через месяц ни таблички, ни красной краски на могиле не было. На каменный круг я положила крестик и посадила выносливый седум-приближались холода.

   В рождественскую ночь 1999 года по Франции пронесся сильнейший ураган. Утренние пейзажи поражали воображение- поваленные деревья дрожали в воздухе вырванными корневищами, не понимая происшедшего... Все некрополи были закрыты. Когда мы приехали в Тье, тополиной аллеи уже не было, остались несколько деревьев с переломанным станом. Другие исчезли, как свечи, выдернутые из аналоя, оставив пустоту взрыхленной поверхности. Колонки памятника Судьбинина остались единственным вертикальным элементом этого участка кладбища. Прекрасно, что они уцелели! Я ничего не знала об этом скульпторе и его жизни. В ту пору у меня не было интернета. Просматривая книги о русской эмиграции, я не встречала имени Судьбинина. Однажды увидела его в каталоге музея Севрского фарфора, где были
его произведения. Также в музее декоративного искусства Парижа.

   С приобретением компьютера информация прибавилась. Фамилия Судьбинин действительно была театральным псевдонимом. Серафим Николаевич Головастиков двенадцать лет был актером Московского художественного театра, исполнял ведущие роли и дружил с Константином Сергеевичем Станиславским. Игру Судьбинина в пьесе "На дне" высоко оценил ее автор- Алексей Максимович Горький. Первая скульптура Судьбинина-бюст Станиславского. Он был подарен Горькому  и находился в его кабинете. Серафим Николаевич  обучал пластике дочерей Саввы Тимофеевича Морозова. Получив материальную поддержку этого мецената,  Судьбинин уехал учиться в Париж, в мастерскую Родена. В музее этого французского скульптора можно узнать историю о том, что скульптуру "Рука Бога", которую еще называют "Кафедральный собор", выполнил из мрамора Серафим Судьбинин по гипсовому оригиналу Родена. Огюст Роден любил своего ученика и даже создавал его скульптурные портреты, один из них находится в музее Сан-Франциско. В музее парижской Оперы есть скульптура Судьбинина "Анна Павлова", исполненный как символ белоснежной вечности. Еще были статуэтки Тамары Карсавиной, Леонида Собинова. Судьбинин первым
начал создавать статуэтки артистов-современников и участвовал в парижской выставке "Русский балет С.П.Дягилева". В 1913 году приходит не только признание его творчества, но и достижение в нем-Судьбинин  создает первую в мире статуэтку с опорой на точку пуанта. Этой работой скульптор увековечил Тамару Карсавину в партии Сильфиды. Вернуться из Франции в революционную Россию  он не решился, а после нескольких лет, проведенных в США, это стало опасным. Творчество и жизнь ранее неизвестного мне скульптора все больше захватывали воображение. "Русский самородок"- так высказывались о нем современники. Действительно, он мог остаться актером, его сценическая карьера складывалась удачно, как и его супруги Ольги Судьбининой-Полибиной. Но чувство  созидателя победило в нем. В 2010 году появилось первое крупное исследование о скульпторе "Серафим Судьбинин-На переломе эпох: от модерна до ар деко". Искусствовед Екатерина Хмельницкая исследовала творческий путь скульптора и подробно описала американский период его жизни. Дружеские отношения со многими американцами, их поддержка  и память о нем остались. Наверное это был искренний и душевно богатый человек. С ним дружили и его любили. Произведения Судьбинина украшают музеи Бруклина, Сан-Франциско, Вашингтона. В интервью он признавался: "Я-нижегородец", "К сожалению, я лишен всякого контакта с моей страной". Книга о Судьбинине интересна, как открытие, ведь его имя почти неизвестно на родине. Но одно заключение книги остановило меня в раздумье: "местонахождение его могилы неизвестно". Безусловно, если она нигде не указана и никто не упоминает ее, только так и можно написать. Вспомнилось чье-то высказывание: "Человек умирает дважды. Один раз физически и второй раз,   когда исчезает его могила". Но могила Серафима Судьбинина существует, только срок ее давно закончился. Но кто же оплатил второй тридцатилетний срок концессии? У супругов не было детей и родственников во Франции. Памятник установлен в 1937 году, после смерти Ольги Судьбининой. По французским законам сроки захоронений- 10, 30, 50 лет- и надолго... Я опять пришла в павильон администрации некрополя Тье. В документах есть запись-в 1967 году некая Ольга Жихарева, уже находясь в доме престарелых в Бретани, оплатила срок на тридцать лет. Конечно, этой дамы уже нет с нами... Вспомнилось, что в 1943 году, за год до своей смерти, Серафим Николаевич ездил к друзьям в Бретань. У него были друзья! Последние годы жизни были нелегкими для скульптора. В оккупированном Париже не было работы для него. Он дарил свои произведения музеям города. Одиночество, безденежье, болезни. К сожалению, сегодня нет его выставок, памятных мест и фильмов, посвященных Судьбинину. Имя известно в узком кругу специалистов, а во Франции-организаторам аукционов, которые ищут его произведения.

   Годы шли, мы с мужем не забывали о могиле Судьбинина. Она стала как бы нашей-по-соседству. Сажали-поливали, очищали-вырывали.  Но пришел год, когда возможности посетить некрополь Тье у меня не было. Придя в ноябре 2020 года, я увидела грустную картину. Правая стенка каменного кадра могилы упала, высокие заросли покрыли почти стертую надпись на сыром камне, темно-коричневые жучки мха поползли по колонкам. Поднять упавший бортик было невозможно-изогнулись внутренние металлические прутья. Дома, на странице фейсбука, я обратилась за помощью в группу соотечественников и отклик был бурный. Описывали истории с исчезнувшими могилами русских эмигрантов, давали ссылки о Судьбинине, удивлялись безразличию коллег и предлагали помощь. Две дамы были заметно отзывчивы и мы встретились в ближайшее воскресенье на кладбище Тье. Ольга и Светлана пришли с цветами и садовыми инструментами. Прямоугольник заросшей земли быстро превратился в цветник. Накрапывал дождь, но мы не замечали его. Говорили о том, что хорошо бы перенести захоронение в русский некрополь Сант-Женевьев-де-Буа, там проводят экскурсии, его описывают, снимают фильмы о нем, в оплате помогает русское посольство. Во Франции право продления срока могил имеют родственники или друзья по поручению. А если близких нет, да и времени  прошло много? Серафим Судьбинин- один из представителей российской культуры "без границ". Его творчество принадле- жит двум странам и требует бережного отношения. Слова "хранить" и "хоронить" имеют один смысл и корень. После того, как могила русского скульптора обрела цветущий вид, мы произнесли речь: "Серафим Николаевич, к Вам пришли русские дамы с цветами!" Возвратившись домой, я прочла сообщение Татьяны Львовны Грачевой из Нижнего Новгорода. Она занимается архивами и поиском предков нижегородцев. Татьяна Львовна написала мне:" Вообще интересная штука жизнь. Еще пять дней назад я не знала про Судьбинина и Вас не знала. И вот собрала интересную информацию..."

   Серафим Головастиков - из семьи купцов-старообрядцев поморского согласия. Его тетка-мать известного местного историка Александра Савельева. Дед-из крепостных графа Шереметева, владельца богородских земель. У отца Серафима Николаевича было еще два брата, но в документах наследники не находились. Конечно, прошли две войны. Да и политические взгляды старообрядцев были другими, чем провозглашенные эпохой. В Богородске проживает более двадцати семейств Головастиковых, но искать их родство нужно с семнадцатого века. Она обратилась ща помощью к корреспонденту газеты "Земля нижегородская" Андрею Дмитриеву. Он откликнулся очень живо. Изучал в библиотеке информацию о скульпторе и написал статью о нем к празднованию 800-летия Нижнего Новгорода. Статья получила много отзывов, но родственники не находились. Не среагировала и администрация города. Тогда Андрей Дмитриев  отправил письмо в Министерство иностранных дел России, его переслали в Посольство России во Франции. Запрос отправили в центральное бюро некрополей Парижа. Почти год ждали ответ. Мне было приятно сообщить моим нижегородским друзьям информацию о том, что могила Судьбинина внесена в список известных людей некрополя Тье, после 76 лет забвения. Теперь его имя можно увидеть на плане при входе и прочесть в интернете. Отвечая на письмо Министерства иностранных дел России и Посольства России во Франции, бюро некрополей Парижа приняло решение не разрушать могилу русского скульптора.

   Я медленно шла по обновленной тополиной аллее к одиннадцатому участку. Высокий ряд деревьев напоминал шеренгу охранников тех, кто ушел навеки. Вспомнилась история с исчезнувшей могилой актрисы, певицы, модели художников и скульпторов Кики, музы творцов парижского квартала Монпарнас. Ее таланту поклонялся весь Париж, она стала лицом города в период между двумя войнами. Ей посвятил очерк Хемингуэй, даже в Москве есть созданный ею портрет Сергея Эйзенштейна. Когда Кики умерла, все кафе Парижа прислали букеты, но на кладбище Тье ее сопровождал один художник Фужита. Через двадцать лет ее могила была уничтожена, как неухоженная и неоплаченная. Туда никто не приходил. Сегодня о Кики ставят спектакли и пишут книги, добавляя эпитет для рекламы -"воскресшая Кики". Но откуда могла воскреснуть ее душа, если этого места давно не существует... Более двадцати лет закончен срок концессии захоронения Серафима Судьбинина. Сегодня только внимание поддерживает ее статус. Ей нужен ремонт , возрождение забытого имени преодолеет забвение. Сейчас возвращаются многие имена. Их судьбы открывают нам прошлое и сознание настоящего. Уважение к былому всегда одухотворяет души. Вспомним слова Ивана Бунина:" Страсть к кладбищам -очень русская черта". Я бы добавила-это и познание жизни.

      


Рецензии
Грустно, красиво, уважительно-патриотично.
Благодарю. Впечатлило.

Роза Исеева   14.07.2025 18:26     Заявить о нарушении
Спасибо за искренний отклик!

Наталия Келеннек   15.07.2025 02:12   Заявить о нарушении