Эрик Булатов один из самых дорогих художников совр

В 2007 году Эрик Булатов по просьбе Третьяковской галереи специально к её 150-летию создал работу «Тучи растут». Картина заняла одно из центральных мест в экспозиции отечественного искусства второй половины ХХ века, открытой в том же году.

Через год Государственная Третьяковская галерея обратилась в Министерство культуры РФ с просьбой приобрести эту работу. Однако получила отказ по причине отсутствия средств. В следующем, 2009 году, Булатов принял решение подарить свою картину Третьяковке и дар официально приняли.

Честно скажу, до недавнего времени имя этого художника мне не о чём говорило. Не знала я, что авангардист Эрик Владимирович Булатов стал единственным русским художником, чьи работы выставлялись в Лувре и в Национальном центре искусства и культуры имени Помпиду. А в 1988 году ЮНЕСКО признала его лучшим художником года.

Говорят, сам он с некоторой иронией относится к этому факту. Тем не менее, его картины в большой цене и хорошо распродаются на ведущих аукционах мира… К примеру, на аукционе «Филипс» работа «Советский космос» ушла примерно за 1,6 млн долларов. Ещё два полотна на советскую тематику, в том числе «Революция — перестройка», продали по миллиону долларов за каждое. Это сделало Булатова одним из самых дорогих современных русских художников.

И всё же, для меня это имя новое, поэтому с интересом познакомилась с творчеством Эрика Владимировича. Не могу сказать, что осталась в восторге, но для, так сказать, общего развития, знать надо.

Плакатные надписи
Однажды Булатов писал: «Мои картины похожи на плакаты, рекламу и фото-открытки. Они прикидываются полу-художественной анонимной продукцией, но всегда оказываются картинами, настоящими картинами в самом классическом смысле этого слова».

Частично соглашусь. На мой взгляд, это не картины в привычном смысле слова. Скорее хорошо выписанные плакаты, с той лишь разницей, что плакат несёт какую-то информационную или агитационную нагрузку. Но это, как вы понимаете, моё личное мнение зрителя, далёкого о искусствоведения.

Но приятно, что оно частично совпадает с формулировкой самого художника.

Тучи идут
Картины «Как идут дела» и «Тучи растут», которые можно увидеть в Третьяковке, схожи. По крайней мере, в обоих случаях художник изобразил облака и использовал похожие по цвету краски.

Не знаю, кто и почему в первой увидел ощущение весны, надежды и радости, а во второй — тревогу и чувство опасности. Я не увидела, как, собственно, и живописи. Однако, коли специалисты называют это картиной, значит, так и будем называть. Считается, что при создании «Тучи идут» художник обратился к строкам Всеволода Некрасова:

передовые облака
береговые облака
березовые облака
еловые тучи
тучи растут

Искусствоведы утверждают, что в работах Эрика Булатова слово визуализируется и является равноправным персонажем. А текстовые конструкции, связанные с пространством и другими элементами картины, становится её содержанием. В принципе, так оно и есть…

Эрик Булатов — художник-концептуалист
Эрику было шесть лет, когда отец твёрдо решил, что его сын будет художником. Сначала мальчик учился в Московской художественной школе, продолжил в Суриковском институте.

С 1959 года работал в детском издательстве «Детгиз». Практически тридцать лет источником средств для Булатова служило иллюстрирование детских книг. Жил по принципу: «полгода на книжки, полгода на живопись». Выставочную деятельность начал в 1957 году в Москве, а с 1973 года — уже за границей. В СССР художник не мог полноценно выставляться по соображениям цензуры. Лишь в 1965 и 1968 годах прошли кратковременные показы его работ в Курчатовском институте и кафе «Синяя птица».

В начале 1970-х годов Эрик Булатов начал создавать крупномасштабные полотна. Как правило, он обращался к социальным темам и масс-медийным образам советской действительности, изображая лозунги, надписи и плакаты. В 1972 году он создаёт знаменитый «Горизонт», который в период перестройки воспринимали как пародию. Его даже отождествляли со стилем соц-арт.

Мировое признание
На перестроечной волне художник выставлял работы в цюрихском Кунстхалле, Центре Жоржа Помпиду и других, участвовал в Венецианской биеннале. В 1988 году после серии крупных персональных выставок он стремительно получил международное признание. Булатова назвали «художником перестройки» и лучшим художником года по версии ЮНЕСКО. Многие произведения прямиком попали в западные коллекции и музеи.

С 1989 года он жил в Нью-Йорке, в 1992 году переехал в Париж. На родине в 2003 году впервые прошла выставка его графики. Спустя три года, в 2006 году, — первый ретроспективный показ живописных произведений. Обе выставки организовала Третьяковская галерея. В 2013 году Булатов стал лауреатом Всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация» в номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства».

2015 год вновь связал художника с Россией. Ему заказали масштабные полотна для открытия нового здания московского Музея современного искусства «Гараж». В этом же году для Музея первого президента России Б. Н. Ельцина он написал картину «Свобода».


Рецензии