Изобретение дьявола
Современному человеку понять ее смысл не так просто. Речь идет отнюдь не о том, что чистая совесть – это плохо, что лучше иметь нечистую, или что добро и зло надо поменять местами. Швейцер неоднократно писал о том, что этика – это безграничная ответственность за всё, что живет, что ответственность эта является перманентной и не может сочетаться с самоуспокоением, самодовольством, с осознанием собственных добродетелей. Личность не должна останавливаться на пути духовного развития; совесть, сочувствие, сострадание должны быть постоянными. Совесть должна быть перманентно чуткой, реагирующей на всё, что происходит в окружающем мире. Что же касается "чистой" совести, то это иллюзия. Иллюзия безгрешности, замешанной на обособленности, отделенности от мира и людей.
В библейской истории выделяется один любопытный фрагмент – о том, как Бог спрашивает Каина: "Где Авель, брат твой?" И Каин отвечает: "Не знаю; разве я сторож брату моему?" Обычно этот фрагмент приводят в качестве иллюстрации лжи, лицемерия, попытки обмануть. Но дело и в другом. Каин воспринимает всё через призму отделенности. Авель – он сам по себе. И он, Каин, ему не сторож, он не несет за него никакой ответственности, он ни при чём. Это и есть дьявольский путь. И он же – путь к придуманной, "приклеенной" совести. Чистой или якобы чистой. На вопрос о том, почему происходит всё зло мира, каждый из нас мог бы ответить примерно так же, как и ответил Каин. От нас же всё это не зависит, мы не виноваты, мы отвечаем лишь за себя, за свой микромир, стараемся в нем не грешить и жить хорошо, правильно жить. И мы довольны этой тихой спокойной жизнью с чистой совестью. При чем же тогда тут дьявол?
Дьявол – в неверных установках. В подлости и лживости, почти что Каиновой. В результате которой миллионы, десятки миллионов людей могут терпеть бедствия в невероятно хитром мире, где господствует концепция "чистой совести".
Швейцер, прожив долгую жизнь, никогда не изменял своим идеалам. И всегда много работал. До 90 лет (умер на 91-м году). А ведь могло быть всё иначе, мог наступить период "почивания на лаврах", время заслуженного отдыха, пенсионное время в конце концов (ведь выходят же люди на пенсию, даже те, кто одержим протестантской трудовой этикой!). Но не таким был Альберт Швейцер. Он находился неотлучно там, куда его звал долг. Совесть его, конечно, говоря общепринятыми словами, была "чиста", но он не поддавался наущению "дьявола". Ибо помнил о безграничной ответственности за всё, что живёт.
Свидетельство о публикации №225012401792
Роман Алтухов 31.01.2025 18:39 Заявить о нарушении