Я понял, что больше не хочу
В то время ЛМУ ежегодно выпускало из своих стен несколько сотен специалистов для морского флота и береговых служб: судоводителей (СВО) -50-60 чел. радистов (РТО) - 160-170 чел., специалистов-эксплуатационников для работы в морских портах (ЭКО) – 80-90 чел. и судоводителей-помощников капитанов по административно-хозяйственно части (АХО) - около 50-60 чел.
Я учился на РТО (радиотехническое отделение) и, получив диплом радиооператора второго класса, получил распределение в Калининград – в Калининградскую базу реффлота (КБРФ), а уже оказавшись в Калининграде, каким-то непонятным для меня образом, специалисты отдела связи базы тралового флота сделали так, что вместо реффлота, я оказался в тралфлоте…
Моряки торгового флота этот город тогда называли Карфагеном (за схожесть судьбы этих городов – оба были разрушены до основания во время военных действий), местные же жители называли этот город Кёнигом, отдавая должное многовековой истории Кёнигсберга.
Все выпускники нашего училища получили распределение в разные пароходства страны. Кто-то оказался на севере – в Мурманске или в Архангельске (ММП и СМП), кто-то остался в Ленинграде (БМП), кто-то поехал в Ригу (ЛатМП) (в частности, из нашей группы туда отправился Сергей Марчук (всеобщий любимец Марчелло), были ребята, кто попал работать на суда южных пароходств - в Одессу (ЧМП), в Новороссийск (НМП), в Жданов, ныне это Мариуполь, (АМП). Были и такие, кто оказался в «Каспаре» - в Каспийском морском пароходстве. Но почти половина выпускников РТО в тот год отправились работать на Дальний Восток, оказавшись на судах ДВМП и СахМП.
Радисты – народ общительный. Прежде всего потому, что имели возможность общаться со всем миром в радиоэфире– не только используя точки и тире (Азбуки Морзе), но и при помощи радиотелефонов. Радисты всех морских судов, всех пароходств огромной страны, которая тогда называлась Советским Союзом (СССР) могли быстро устанавливать связь друг с другом, где бы они не находились… Поэтому на протяжении долгих лет выпускники РТО знали друг о друге многое: кто и на каком судне в какую страну (морской порт) пошел или откуда вышел, кто и на ком женился (или развелся), у кого родился ребенок (мальчик или девочка), делились радисты и прочей информацией, которая могла представлять взаимный интерес. В том числе ребята знали о служебных повышениях и перемещениях друг-друга: кто стал начальником радиостанции, кто и откуда уволился с работы и куда перевелся или трудоустроился.
Все молодые специалисты в советские годы должны были отработать по месту распределения не менее трех лет. А уже потом принимать решение – оставаться им работать на прежнем месте, или искать что-то новое. Ленинградцы, или ребята, кто за время учебы обзаводился семьями, женившись на ленинградках, стремились к тому, чтобы вернуться в родной город. Однако. Все мы знаем, что штат радиоспециалистов в Балтийском морском пароходстве не был «резиновым». Поэтому, многие ребята, вернувшись с Дальнего Востока в Ленинград, могли испытывать трудности с трудоустройством, некоторые из них подолгу могли сидеть на берегу в резерве, или и вовсе пойти работать на береговой радиоцентр (БРЦ). Другие же просто меняли профессию. Кто-то шел работать в милицию, кто-то - в таможню, а кто-то отправлялся служить в подразделения Вооруженных Сил (ВС СССР).
Но радисты все равно продолжали общаться друг с другом… Поддерживая редкую связь между собой. Поэтому, мы знали друг о друге многое… Особо печальными были известия о смерти или гибели наших товарищей… Но были среди выпускников РТО и такие ребята, о судьбе которых мало что было известно. Они растворялись в неизвестности. О них не было слышно ни-че-го.
И вот где-то в конце 2008 года возникла идея о проведении совместной встречи. Это только на первый взгляд проведение такой встречи кажется пустяковым делом. На самом деле, подготовка такого важного мероприятия занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. И как-то так получилось, что за организацию и проведение встречи выпускников РТО взялся я. Никто меня на это особо не уполномочивал. С молчаливого согласия своих товарищей я занялся этой работой.
Прежде всего начал с составления списка курсантов - выпускников нашей роты. В 1980 году, кстати, на РТО было две выпускных роты (командирами рот 25-ой и 26-ой были капитаны третьего ранга Г.Н. Правдин и Н.М.Цуприян). Всего в списках выпускников-радистов оказалось свыше 150 человек.
Далее началась кропотливая работа, связанная с установлением мест распределения, адресов жительства, как самих выпускников, так и их родственников (родителей в первую очередь), пришлось составлять таблицы, в которые заносил всю полезную информацию, в т.ч. дату и место рождения (или уже смерти), место работы, адреса проживания, номера телефонов и адреса электронной почты. На эту работу понадобилось чуть более года…
Чтобы найти адреса некоторых выпускников мне пришлось покупать «пиратские» базы данных (БД) операторов мобильной связи, общаться с представителями полиции и т.д. Адреса некоторых ребят выяснить так и не удалось… так хорошо они «законспирировались»)…
После того как общий список был готов, началась переписка со всеми ребятами, кто выходил на связь. Общаясь мы стали договариваться о месте и времени проведения встречи. Большинством голосов пришли к решению, что встречу выпускников проведем в сентябре 2010 года – в Санкт-Петербурге. Место встречи – учебный корпус (УК), находящийся по адресу Б. Смоленский проспект, дом 36. Дальнейший план действий предусматривал поход в ресторан (Фабрика-кухня на Обуховской Обороне), где, собственно говоря, и должен был состояться наш банкет по случаю 30-летия со дня выпуска.
В процессе подготовки этой встречи, возникло много проблем, связанных с финансовой стороной. Понятно, что жителям СПб не составляло никакого труда доехать к месту встречи на любом виде транспорта, будь то личный автомобиль и обычное метро. Ребятам, которые находились в различных городах на территории бывшего Советского Союза, для того, чтобы добраться до Питера необходимо было понести определенные материальные расходы, связанные прежде всего с покупкой авиа- и ж/д билетов, оплатой аренды мест для проживания в питерских гостиницах и т.д.. Прежде всего это касалось тех, кто жил на Сахалине или во Владивостоке. Не у всех наших товарищей была такая финансовая возможность – вытащить из семейного бюджета несколько десятков тысяч рублей. Мы все понимали, что уровень доходов у всех нас был разным. И тогда я предложил тем ребятам, кто жил в Питере или совсем близко от него, создать небольшой фонд помощи для тех, кто по воле судьбы оказался на Дальнем Востоке… Я предлагал ребятам направить (разумеется по желанию) в этот фонд небольшие суммы (кто сколько сможет) – например по 3-5 тысяч рублей. Такое предложение было положительно воспринято большинством ребят, согласившихся принять участие в этой встрече. Номер своих карт я всем сообщил. Разъяснил порядок сбора и распределения, поступивших на мой счет денежных средств.
Кроме того, я предложил ребятам, живущим в Питере, принести на встречу свои ноутбуки. Я выяснил у администратора ресторана, что в заведении работал вай-фай, и поэтому никаких проблем с установлением связи с теми, кто в силу разных и вполне уважительных причин, не смог приехать в Питер, чтобы лично принять участие в этой встрече. Несколько человек клятвенно заверили меня, что ноутбуки привезут.
И вот после того, как все вопросы, связанные с подготовкой встречи выпускников РТО ЛМУ ММФ были решены, ко мне обратились выпускники эксплуатационного отделения (ЭКО) нашего училища с просьбой принять их в наш славный коллектив. На вопрос, а сколько Вас приедет на эту встречу, представитель экошников (мешков, как мы их называли) сказал, что планируется приезд около 20 человек выпускников ЭКО ЛМУ ММФ 1980 года.
Поскольку предварительное согласие на встречу среди выпускников РТО дали около 50 человек, то я, поговорив с администратором ресторана, договорился о том, что увеличить количество посадочных мест для нашей дружной компании не станет проблемой. Главное, чтобы мы все собрались и приехали в назначенный день и час в этот ресторан. К тому же, я всегда делал поправку на то, что не все ребята, кто заранее подтверждал свое участие, приедут на встречу… Что в итоге и подтвердилось…
Кстати, а почему в качестве места проведения банкета был выбран именно этот ресторан? Ответ на этот вопрос простой, дело в том, что именно в 1980 году многие курсанты нашего училища часто выбирали это место для встречи и душевных посиделок. Особенно, когда мы уже будучи пятикурсниками, вернувшись с большой и почти полугодовой (апрель-сентябрь) практики, имели в карманах деньги. Наша стипендия равнялась девяти рублям… А деньги, которые ребята сумели заработать за время плавпрактики, легко спускались в питерских барах и ресторанах. «Фабрика-кухня» и был одним из таких заведений, где можно было без опасений случайно столкнуться с офицерами нашего училища.
После того, как ЭКО-шники обратились ко мне с просьбой разрешить им присоединиться к нашей компании, пришлось быстро согласовать это событие с участниками встречи. Один или два человека пытались возражать, но исключительное большинство участников встречи выразили свое согласие. Мол, ну и что, что «мешки», но ведь наши…же, свои…)
И вот я уже в самолете… лечу из Кёнига в Питер. Волнуюсь…После посадки самолета в аэропорту Пулково, моё сердце начало отчаянно биться и пытаться вырваться наружу. Сажусь в автобус под номером 39Э, который быстро довез меня и остальных пассажиров до станции метро «Московская». Несколько минут поездки в питерском метро, мне показались вечностью, так хотелось быстрее всех увидеть и обнять.
Как я и предполагал, вместо заявленных 50 выпускников РТО на встречу приехали около 40 человек (и это из двух рот из 150 человек). ЭКО-шники тоже собрались не все – чуть более десяти человек. «Ну и хорошо», - подумал я, - «чем компактней присядем за стол, тем теплее будет общение».
Заранее я пригласил и одного из преподавателей – Орехова Анатолия Алексеевича (он был автором учебника Радиооборудование морских судов, вёл предмет – РОС). Это было приятным сюрпризом для всех остальных, т.к. о его приезде я никому не говорил.
И вот мы все встретились перед УК. Зашли вовнутрь. Вместо курсантской вахты на КПП сидит какой-то вахтер (аутсорсинг)… Вахтер был в некотором шоке, когда в УК стремительно зашло несколько десятков взрослых мужчин… пришлось его успокаивать, что мы просто выпускники училища…
Рубка (комната) дежурного по УК пустая, в ней даже свет не горел. Но знаменитая роза ветров в вестибюле на месте, доски с фамилиями выпускников-отличников также на месте. Отдав необходимые знаки уважения всем командирам и преподавателям, которые несколько лет занимались нашим воспитанием и обучением, мы вышли из стен УК… В сквере кто-то достал бутылки со спиртным, откуда-то появились пластиковые стаканчики. Выпили по чуть. Помянули тех, кого уже не было с нами. И вскоре отправились в ресторан.
В ресторане нас ждали. Я ведь заранее перевел на карту администратора заведения небольшой аванс. Теперь же мы смогли определиться с точным количеством. Официантки быстро убрали лишние столы и стулья (все-таки они молодцы – ждали нас в бОльшем количестве).
Мы определились с ребятами, что поскольку я платил аванс, то и здесь, собрав со всех участников банкета деньги, произведу окончательный расчет с администратором. Появление нашего одного из самых любимых преподавателей – А. Орехова, ребята встретили бурно – прокричав троекратное «Ура!».
Сам банкет прошел весело и непринужденно. Было произнесено много тостов и речей. Ребята фотографировались друг с другом на память группами по нескольку человек. Казалось, что нам не хватит и дня, чтобы вспомнить всё, обо всех и обо всем… Уже ближе к закрытию ресторана договорились, что завтра – на следующий день – все, кто сможет, подойдут к 15 часам к новому месту встречи – рядом с выходом на станции метро «Елизаровская».
Я уточнил у администратора ресторана итоговую сумму. Объявил о сборе средств. С учетом ранее уплаченного мной аванса, каждый участник должен был заплатить около двух тысяч рублей. Деньги были собраны (кто, сколько смог))). В итоге я не смог вернуть себе в полном объеме свои деньги, уплаченные в качестве аванса. Пришлось еще и добавлять за кого-то. Но это мелочи. Ерунда… Самым печальным для меня и для тех наших дальневосточников, которые не ложились спать (во Владике в то время, когда в Питере был вечер, уже вовсю бушевала ночь) и ждали начала видеоконференции по Скайпу, стала новость, что никто из питерцев не привез в ресторан обещанного ноутбука. Каждый из тех, кто обещал ЭТО сделать, честно признался о том, что он «забыл»… пришлось мне отправлять дальневосточникам СМС-ки с извинениями и добрыми пожеланиями. Ребята меня поняли. И слава Б-гу…
Был и еще один момент, который меня лично тоже немного расстроил. Никто не стал сдавать деньги в фонд помощи тем ребятам, кто приехал в Питер с Дальнего Востока (а таковых оказалось несколько человек)… Никто не вошел в их положение. Кстати, именно ребята-правдинцы взяли меня с собой на квартиру, которую они сняли где-то в районе Веселого поселка. Я заплатил деньги за проживание.
На следующий день около 10-12 человек пришли на следующую встречу. В здании недалеко от входа в метро работал удивительный трактир, в котором было много аксессуаров в стиле ретро… Мы много пили, закусывали, вновь вспоминали всех, кто с нами учился, помянули и тех, кто не дожил до этого дня. Опять много фотографировались и строили планы на дальнейшие встречи.
Знаю, что потом некоторые ребята пытались повторить подобные встречи, но как правило, они проходили спонтанно, поэтому и количество участников было всегда небольшим - пять-десять, максимум двадцать человек (на 33-летие выпуска «правдинцы» постарались, молодцы!)… Но даже и это количество я считаю замечательным.
На вопрос, когда я еще возьмусь за организацию и проведение подобного мероприятия, ребята хотели встретиться на 35-ти и 40-летие выпуска, я отвечал вежливым отказом, мотивируя свои действия общей усталостью и занятостью… Неблагодарное это дело, собирать людей на вечер встреч, некоторые из которых даже за себя в ресторане не смогли заплатить, сославшись на то, что они «забыли деньги в другом кармане».
Но как бы там ни было, лично я остался весьма довольным от состоявшейся встречи. Я хотел увидеть ребят, обнять их, вспомнить былые годы, лихую молодость? И я этого добился. Ну а то, что произошли досадные накладки, то никто от них не застрахован.
Я всегда всем повторял одно и тоже – уважайте и любите друг-друга и вспоминайте добрыми словами… Ведь с каждым годом, к великому сожалению, нас становится всё меньше и меньше… Это жизнь.
Ну и третий тост никогда не забывайте произносить за тех, кто в море!
73..
Свидетельство о публикации №225012401806