Косточки от вишен

Сборы в Америку происходили в суматохе.  Да и как можно уложить всю жизнь в четыре чемодана по двадцать килограмм на человека? Бабушка очень волновалась, не столько помогала, сколько болталась под ногами.
- Фима, ты взял крушину ?- приставала она к зятю.
- Мама, зачем вам в Америке крушина?- раздражался Фима.
- Как зачем?  Чтобы был желудок!
На бабушке Марье Яковлевне  в Америку выезжала вся семья: дочь Майя, зять Фима и двое внуков, что называлось по линии "воссоединения семей".
У бабушки в Лос-Анджелеса давно уже жила младшая сестра, вдова со взрослыми детьми, прекрасного устроенными "богатыми родственниками ".
Когда Майя  с семьей наконец прибыла в Лос-Анджелес, она была не столько разочарована, сколько опустошена морально и физически.
Жара, пыльные пальмы, съёмная чужая квартира, куда их поселили богатые родственники.
Все это было какое-то незнакомое, чужое.
Муж, хотя и нервничал, но виду не подавал, хорохорился.
- А что ?  Я - инженер! - кричал он.
- Таких,  как я, еще поискать!  Здесь, в Америке, таких и не видели!
Богатые и бедные родственники вскоре стали вызывать взаимное раздражение.
Бедных раздражал снисходительный, категоричный тон, с которым их, в прошлом самостоятельных взрослых людей, поучали жизни и их собственная абсолютная беспомощность.
Богатых раздражало нарочитое равнодушие вновь прибывших ко всем их усилиям, какая-то апатия, граничащее с упрямством. Богатым казалось, что они жертвуют своим личным драгоценным временем, добровольно взвалив на себя ответственность за этих по сути чужих людей, с которыми их объединяло лишь формальное родство.
 - Ungratful!-говорили они друг другу, -  Ни  одно доброе дело не остаётся безнаказанным.  В разговоре богатые родственники часто мешали русский и английский.
Вначале была беготня по каким то государственным конторам, оформление документов. Например, вставал вопрос ,как писать собственное имя, через Y или через E .     И что делать в фамилии с буквой Щ ?
Сидели в бесконечных очередях. Дети капризничали, действовали  и на так уже расшатанные нервы .  В одной конторе после просмотра документов  клерк-индус вдруг  неожиданно спросил у Майи.- Где ваш армянский паспорт ?
-Я не из Армении,- удивилась Майя.  Я там никогда не была.
Болели зубы под коронками, хотя перед отъездом, как ей и велели, она просанировала рот у известного дантиста за большие деньги. 
Нужно было садиться за руль, осваивать машину - это был ужасно.
Но дети были устроены в хорошую школу. В отличие от родителей, они быстро и свободно заговорили по-английский и вскоре даже стали терять русский.
-Мам , где книга о " трех медведев" ? "Трех медведей " ?
Учились они прекрасно, впрочем, в школе ничего особого и не требовали , задания на дом были типа " нарисуй и раскрась."
Смотрели диснеевские мультики по старому видику, который вместе со старым телевизором где-то у друзей отыскали и привезли им богатые родственники.
Чтобы как-то развеяться, Майя бродила по магазинам. Все равно каким.
Ходила, как на экскурсию. После пустых полок и вечного дефицита ее поражало изобилие товаров. Пусть пока недоступных.  Потом, в будущем,  она что-нибудь сможет себе позволить. Как это будет, она представляла смутно. Когда-нибудь потом…
Она записалась на  беcлатные курсы английского языка для взрослых. Они проходили в обычной средней школе.  Там были такие же иммигранты как онa,  китайцы, мексиканцы, русские, армяне.
Среди её соотечественников разговоры были одни и тeже.
Мужчины вспоминали, кто какой пост занимал.  Был начальником, завотделом, завлабораторией. А сейчас…
 Нужно было заново начинать жить.
Женщины судачили. "Этот кончил на врача, а этот на компьютер".  И где дают яблоки 2 фунта за доллар. У всех у них были одни и теже проблемы,но новой дружбы как-то не получалось.
 Несмотря на то, что Майя немножко учила язык в школе и институте и даже занималась дома с частным педагогом, она плохо понимала Американский английский.
Курсы английского вела толстая, очень добродушная американка, одевающаяся в немыслимые цветные балахоны.
 Шел День Благодарения и американка принесла бумажные тарелки, бумажного индюка, бумажный пирог из тыквы и вся группа, как дети в детском саду, понарошку разыгрывала обеденный ритуал между пилигримами и индейцами.
 Все Майины бывшие соотечественники говорили с одинаковым акцентом. Индюка Turkey называли" турка".
Будем кушать "турку",  это странно резало слух.
Как-то гуляя по улице, она увидела на витрине объявление на русском "Требуется помощь"   Это был русский магазин Одесса Деликатесы.
И она с робостью вошла…
Чего там только не было!  Майя была дикая сладкоежка.  Конфеты из ее детства. Забытый вкус.  У неё разбегались глаза. Когда-нибудь она себе тоже сможет это позволить.
В центре магазина горы фруктов. На картонной коробке красным карандашом от руки сердитая надпись на русском: " Господа, прекратите кушать виноград !"
- Скажите, спросила Майя, с кем я могу поговорить ?
Хозяин, маленький человечек, вышел из своей конторки.
- Что вы умеете. Готовить ? Печь ?
- Я могу печь торты.
Майя действительно была  большая мастерица печь и готовить. У Майи был фирменный торт, ее конёк, ее козырь. Под названием "Кудрявый мальчик". Без него не обходился дома ни один праздник.
- Принесите. Посмотрим,- сказал хозяин.
- А где мне взять вишни ? Мне нужны вишни, можно консервированные.
-Я вам дам банку, только принесите мне косточки назад.
-Что ?
-Косточки от вишен, на пересчет.
-Хорошо.- cказала Майа.
Спеша домой, она сильно волновалась. А вдруг не получиться? А вдруг не понравиться?
Теперь и у нее было дело. Требовались некоторые начальные затраты: мука, масло, яйца, сливки, сахар, шоколад,форма, пергаментная бумага. К её удивлению, она все сразу купила в одном магазине.
 - Духовка что-то не так печет !- сокрушалась Mайа.
Наконец торт был готов. Действительно, торт "Кудрявый Mальчик" выглядел, как детская голова. Она бережно, как младенца, отнесла его в магазин.
В магазине её не ждали…
-Оставьте,- cказал хозяин сухо.  Мы вам сообщим. Придите через два дня.
 Она пришла, еле дождалась хозяина.
 - Мы можем вам дать 5 долларов,- cказал он.
-Но я потратила 20 на все продукты,- изумилась Майа.
-Ничего не знаю. 5 долларов!
-А где торт?
Хозяин пожал плечами.
- Зина, где торт? - обратился он к продавщице.
- Его съели.
Майа шла домой. Тихо плакала. В пакете у неё были косточки от вишен, которые она забыла вернуть хозяину.
Прошло много лет и все действительно устроилось.
Hе сразу и нелегко, но устроилось. Оба, она и муж, нашли работу по специальности. Богатые родственники уже не казались такими богатыми. В конце-концов их советы и помощь очень пригодились, и с их подачи был куплен хороший дом в долине Сан-Фернандо.
 Майа освоила язык и теперь сама тоже невольно мешала русский и английский.
Она привыкла и даже полюбила этот город. И после долгого путешествия, видя в окно иллюминатора бесконечные ласковые огни Лос-Анджелеса, с радостью и облегчением думала: "Наконец-то домa".
Дети выросли и теперь жили своей взрослой, самостоятельной жизнью.
На День Благодарения, теперь Майин любимый праздник, дома собираласьвся семья дети, внуки и близкие друзья.  Теперь у неё было много друзей, она умела дружить.
Она делала индюка-"Турку ". По своему особому рецепту пекла пирог с тыквой и только торт "Кудрявый мальчик" она больше никогда не делала и не вспоминала.

 TA  Los Angeles , 2024


Рецензии