Кулинарные заметки 25. 01. 25

Нужно было уходить на работу, времени оставалось мало, а есть нужно было, чтобы на морозе не было так холодно. Из продуктов оставалось растительное масло, картошка, лук и пару помидоров. Идея созрела тут же на ходу. Порезать кольцами лук, медальонами тонко нарезать картошку, снять кожицу с помидор. Разогрел сковороду, пожарил вместе лук с картошкой, бросил помидоры. Прованскую смесь и соль. Размешал. А минут через пять залил водой и поставил тушится. Хотел еще бросить сухари из черного хлеба... но не получилось. Сверху бросил остатки рукколы. Вроде бы получилось хорошо. Ушло 20 минут. Но... нужно было уже идти на дискурс в Академгородке. Поэтому оставил приготовленный завтрак на плите, выключил газ и побежал собираться. Взял с собой банан, яблоко и два бутерброда с маслом на черном хлебе.

Дискурс, то бишь обычное обсуждение прошло не по запланированному, вместо пустого кабинета там было двое неизвестных мне сотрудников, которые что-то бурно обсуждали. Одеты были как инженеры. То есть темные штаны и сверху теплые свитера. Потом подошел еще один сотрудник и нач отдела. Тот кто должен был неспешно вести беседу, сам оказался удивлен, а другого зала для обсуждений не нашлось. Поэтому разговор был кратким и не полным. Сумбурным. Уточнить удалось не все. Нас не представляли друг другу. Я по привычке поздоровался со всеми, есть такая поговорка, что здороваться нужно со всеми, иначе это будет грех. А вот попрощался я только с теми кого знал.

Человек с которым я должен был встретиться занервничал, сказав что я забыл попрощаться с директором их организации.  Меня не представляли ему, да и я там не работаю, так что это меня не особо и касается. Ввиду своей неуклюжести или забывчивости, я как-то не поздоровался с нашим министром в бытность работы на бюджете. Ничего конечно и не произошло. Чинопочитание от него толку нет. Но этой мой взгляд на мир. Я все же технарь а не гуманитарий.

Пробыв на холоде пару часов проголодался, по дороге купил дешевых пирожков с картошкой еще купил для кузена и коллеги по работе. Съев 4 пирожка наелся так что когда пришел с работы не стал ничего есть, а просто выпил кипяток с медом и завалился спать на 3 часа.

Проснувшись увидел что уже 22.30 ночи. В голову пришла простая и оригинальная идея, что после 18.00 можно забить на все проекты и статьи, рабочий день закончился. Нужно работать только во время рабочего времени. Это сразу дало облегчение в зажатом времени все успеть. Можно и не успеть из-за этого ничего страшного и не будет. Особенно если это тебе особо и не нужно. А нужно твоему начальству.

В Ташкенте много пробок, которые возникают из-за попыток перенаправить движения и разгрузить другие участки дороги игнорируя светофоры. Из-за того что дорожные службы наносят разметку не ночью а утром в 11 - 12 часов в самый загруженный час. Поэтому возникают стихийные пробки на 30-40 минут.

Теперь в Ташкенте пробки начинаются в 9.28, 11-12 часов, и с 15-17 часов. Хотя в некоторых локациях около школ в пересменку тоже огромные и долгие пробки. Как и в дни религиозных праздников или служб в какие-то определенные дни, возле сакральных мест, машины бросают прихожане как придется. В этих местах возникают пробки на 40-80 минут.

Вспомнилось раньше дома на вешалке весел чапан, в углу была сложена тюбетейка со сложенным внутри бельбоком (поясным платком). А вот последние лет как 20 этого не стало. Все перешли на европейскую одежду. Ходить в махси (кожаных сапогах) дома трудно ноги потеют. А на улице на махси нужно одевать сапоги а в них зимой можно легко поскользнуться. Не практичная обувь. Зато дешевая. Иногда в холодные зимы я ходил в теплом ватном чапане. Но потихоньку традиционная одежда вышла из обихода у нас в семье. Хотя дед, был из кишлака, а отец уже был городским.

До начала 90-х (94-97 годы 20 века) когда готовили плов или каиш (отварное тесто, с овощами отварной говядиной, бараниной, кониной и нарезанным свежим луком, политым топленным маслом) ели исключительно руками. Есть плов руками это целое искусство.

Но после и этот обычай ушел, есть ложкой быстрей. После поездок в экспедиции я научился быстро есть, кто там зевал оставался без еды и чая. Есть с одного котелка это тоже большая наука. Все уже в прошлом.

Как и ставить на стол суповницы, салатницы, чайники, пиалы... слишком время затратно. Сейчас чем проще тем лучше. За одним столом уже мало кто собирается. Каждый ест там, где ему удобно. Большой бокал в 300-600 млл, вместо чайника который сам всего 500 мл и пиал с ёмкостью в 50-200 мл. Уже не актуально, как и мыть еще и суповницу и салатницу. Не говоря уже о тарелках для нарезки сыра, колбасы, языка, запеченного мяса. Их просто нет, а гости давно уже не ходят, в гости и не зовут. После периода в 22 года выпадения из социальной матрицы хоть и время уже поменялось, но это оставило свои следы на социальном статусе с одной стороны. А с другой мне параллельно уже стало мнение социума, это уже не греет душу как было до. Времени больше стало, которое можно провести более полезно.

Если в 20 век люди, семьи были объединены старшими и составляли большие семьи которые на людях дружили и собирались в большие коллективы все гос праздники, дни рождения и прочие мероприятия. По 30-80 человек. То уже в 21 веке, тесных родственных связей уже не осталось. Родня собирается небольшими группками по своим интересам, если работают в одной отрасли или имеют равный социальный статус.

Как однажды заметил мой родственник экс-чиновник среднего ранга, что с хорошим человеком можно раз в год, посидеть, поесть плов и разбежаться. А чаще встречаться с не очень хорошими людьми но имеющими важные контакты и влияние полезней для ведения дел и бизнеса. Так что тратить свое время на хороших людей непозволительная роскошь. Видимо этой стратегии и придерживаются большинство.

Мы с родней встречаемся иногда случайно на базаре, улице или чаще на каких-то мероприятиях. А так есть узбекская поговорка, что сосед ближе родственника. Что в реалиях бытия в городе оказывается не лишенным смысла.

Поэтому многие традиции уходят достаточно быстро, остаются только там где есть матриархат или патриархат, но и это тоже постепенно становится анахронизмом.

Все реже и реже молодые здороваются на улицах, не уступают место старшим, уважение к старшим тоже исчезает. Глобализация берет свое. 

Традиционная узбекская одежда заменилась у девушек и у парней на арабскую, персидскую, турецкую, пакистанскую. А атласы и чапаны ушли в прошлое. Попытки внести новую волну в развитие и популяризацию традиционной одежды носят спонтанный характер. Длится не более 2-4 недель а потом также исчезает, внезапно.

В 00-вых годах запретили на законодательном уровне носить национальную одежду как это было ранее в Турции при Ататюрке. Видимо с этого времени и начался отход от традиционной одежды... но историки пока об этом ничего не писали.

С другой стороны историки как гуманитарии многое пишут, но у них зачастую нет фундамента а их эмпирические методы изучения не совсем и понятны.

Много у них споров и их методики изучения событий меняются каждое десятилетие, придумаются много сложных терминов.

Но как говорят и в кулинарии чем проще приготовлена пища, тем она полезней...


Рецензии
Дорогой Искандар, написали просто замечательно, динамично, наблюдательно и остроумно.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   25.01.2025 14:09     Заявить о нарушении
Спасибо большое, дорогой Владимир, Ваши отзывы вдохновляют.
С признательностью
Искандар

Заметки Географа   25.01.2025 19:38   Заявить о нарушении