Музей железнодорожного транспорта часть 2
Мы с вами узнали о зарождении ж/дорог, а теперь пришло время познакомиться с подвижным составом более подробно. В музее для это отведён огромный зал, рассказывающий о подвижных составах XIX века. Давайте и мы с вами тоже заглянем в этот ну ооочень интересный зал.
Когда строилась Петербургско- Московская ж/дорога было принято очень важное решение – строить свой подвижной состав, дабы исключить зависимость от иностранных производителей. Строился он на Александровском заводе, неподалёку от Санкт-Петербурга, и включал производство товарных и пассажирских вагонов и конечно же паровозов.
Характерной особенностью первых паровозов была открытая, ничем ни защищённая площадка для машиниста, его помощника и кочегара. Жара, ветер, дождь, снег – всё принимали на свои сильные плечи первые работники ж/дорог. Суровые были условия не только в плане погодных условий, но и в плане пожаров. И вот для избежания пожаров, в трубах первых паровозов, делали специальное, но очень важное, устройство – искрогаситель.
Первые паровозы топились дровами, а дрова, как нам известно имеют свойство искрить. И когда мы с вами звёздной ночью сидим у костра, смотря как маленькие искорки взлетают вверх и отправляются к своим сёстрам на небо- это выглядит волшебно и красиво.
Совсем другое дело, когда вы едете в деревянном поезде и маленькая искорка, вырвавшаяся на свободу может наделать в движущемся составе множество бед. Кому не известна строчка «… из искры возродиться пламя»? А вот нам пламя в составе не надобно. Вот и ставили искрогасители на трубу паровоза. А вы, глядя на фотографии попробуйте найти тот самый искрогаситель.
С паровозом разобрались. Идем дальше по составу и видим второй вагон, в котором находился запас топлива и воды. А за ним товарные или пассажирские вагоны.
Ехать конечно хорошо, но нам предстоит когда-то остановиться. И ни для кого не секрет, что для этого требуются тормоза. Но на первых составах тормоза были довольно простые и управлялись они тормозильщиками. Тормозильщики – специальные люди, которые обслуживали тормоза и по сигналу машиниста должны были начать вращать штурвал, связанный с тормозными колодками, опускавшимися на рельсы.
Всё было бы хорошо, но едем мы долго, тормозильщики тоже люди, хоть и меняются, чтобы не заснуть, но никто не застрахован от этого. Вот кто-то нечаянно заснул и проспал сигнал машиниста. Тормозильщик в поезде был явно не один и поезд конечно же остановится, даже если один из них уснул, просто тормозной путь будет длиннее, только машинисту очень важно знать кто же всё –таки проспал и пропустил его сигнал.
Спрашивать напрямую нет никакого смысла, никто не признается. Да этого и не надо делать. Можно совершить простое действие – сделать обход состава и ощупать колеса вагона. Если они были холодным, значит не участвовали в торможении поезда и тормозильщик в это время спал. А как мы помним из курса физики, при трении друг о друга тела имеют свойство нагреваться. Вот таким нехитрым способом машинист и выяснял «соню».
Во время экскурсии экскурсовод расскажет вам как работает паровоз со всеми техническими подробностями. Но поскольку я являюсь 100%-м пешеходом, то мне было малость скучновато в этот момент. Общую картину я понимала, а вот более мелкие подробности, вплоть до болтиков, мне были без надобности. А вот технически подкованным людям вероятно будет очень интересно.
Что мне показалось действительно интересным, так это станционный колокол, не просто висящий мёртвым грузом, вернее экспонатом, а действующим! Экскурсовод в полной мере показал нам его работу, ударяя по его внутренним стенкам «языком». У станционного колокола было три главных сигнала. Экскурсовод ударил один раз «языком» колокола и по залу, в разные стороны полетел очень громкий и очень звонкий сигнал, оповещая всех присутствующих, что посадка на поезд начинается! Вот мы с вами слышим двойной удар колокола. О чём он говорит? О том, что посадка завершена, опоздавшие останутся дожидаться следующего поезда. Все пассажиры на своих места, но раздаются три удара колокола. Для кого же они? Ну конечно же для машиниста! Поезд начинает движение. Счастливого пути!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
P.S.
Больше фотографий вы можете посмотреть на моей страничке в вк - https://vk.com/flowerlara
Свидетельство о публикации №225012400277